27 февраля 2012

Произошла трагедия

В 13:09 произошел взрыв, по предварительным данным, бытового газа в жилом доме по ул. Н. Островского 150 к.1.
В результате произошло обрушение второго подъезда.
В подъезде 17 квартир. Спасено 13 человек (6 доставлено в больницу).
На данный момент неизвестна судьба 11 человек.
Идет разбор завалов.
Люди из всего дома эвакуированы и размещены в ближайшей школе №  49.
Источник: Блог губернатора Астраханской области

Этот дом находится через дом и детский сад от нашего дома. Мы услышали очень сильный  первый взрыв -- сильно ударило по окнам, а потом второй взрыв  послабее. Сразу бросилась смотреть списки, кто из учеников моего 9-го живёт в  этом доме. К счастью,  в другом подъезде, но в квартиры никого пока не пускают. В школе  уточняли списки учащихся. Как могли утешали нашего библиотекаря: ее квартира как раз находилась в обрушившемся подъезде. Страх!

Приложение как грамматическое явление в языке

Приложение - это выраженный существительным второстепенный член предложения, который дает определяемому предмету другое наименование. Приложение поясняет имя существительное.

Приложение - разновидность определения. Например: У самого моря был камень, как черное сердце... Камень-сердце сверху был черный... (М. Пришвин).

Приложения обозначают:
  -- профессию лица, его звание, должность, социальное положение, род занятий, возраст, родственные отношения пол и т. п. (француз-учительписаитель-романистотец-старик);
    -- свойства или качества живых существ (соловей-певунпетух-драчунчайки-рыболовы);
  -- образную характеристику лиц и предметов (приложения-эпитеты) (утес-великансудьба-злодейкапроказница-зима);
    -- географические названия (река Донпорт Таганроггород Ижевскпустыня Сахара);
    -- названия растений, птиц, зверей и т. д. (дерево кипарисзаяц русакцветок лилия);
  -- условные названия предметов (магазин "Оптика"журнал "Наука и техника"фильм "Ночной дозор");
    -- прозвища (Владимир Красное СолнышкоРичард Львиное Сердце);
 -- клички животных и людей (медведь Мухасобака Дружокгражданин по прозванью Каланча). Источник здесь
В предыдущем сообщении я приводила пример парцелляции из текста по Е.  Велтистову. В данном тексте есть также  пример приложения: Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, -- круглая, как цирк, громада,  внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. Распространённое приложение помогает читателям представить, что такое синхрофазотрон. Используемое грамматическое явление позволяет нам увидеть, как рассказчик, 12-летний мальчик,  думает. Пример наглядно иллюстрирует связь лексики и грамматики и подтверждает верность высказывания лингвиста Г. Степанова (зад. С2.1).

Что такое ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ?

-- Спасибо, -- сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (36)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже  совсем не как Иван Грозный.(39)А жаль. 
Предложения 35 - 39 из КИМов на ГИА -- пример такого грамматического явления, как парцелляция. Что же такое парцелляция и какова её роль в тексте?

Парцелляция (синтаксис) -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков («дислокация», в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её … и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.
  • Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки
  • С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл
  • Интенсивное вхождение парцелляции  в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и   живость, динамичность и выразительность.
  • Именно в синтаксисе  в первую очередь реализуются основные принципы искусства 20 века, которые, по словам известного исследователя синтаксиса русского языка В. Якимовича, «…освоило парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша – ураган, а пол – землетрясение. Иначе говоря, есть нечто общее между кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предложения»

26 февраля 2012

"Сибирский цирюльник". Прощеное воскресение


Сегодня Прощеное воскресение

Картинка 3 из 23054

Внимание! Интерактивный диктант

По этой ссылке http://totaldict.ru/idictation/bykov/ интерактивный диктант. Называется он "Орфография  как закон природы". Автор Дмитрий Быков.  Вещь замечательная!
 Оценку получаешь сразу, нажав кнопку "проверить", с указанием количества допущенных ошибок. По следующей ссылке  критерии выставления оценок и  объяснение орфограмм и пунктограмм. 

25 февраля 2012

Как весны-то уже хочется!

Как весны то уже хочется!
«Как весны то уже хочется!» на Яндекс.Фотках

В Астрахани проходит конкурс кошачьих костюмов

На 1-м этаже торгово-развлекательного комплекса "Алимпик" посоревнуются в красоте и чистоте экстерьера экзотические кошки. Выставка-продажа кошек продлится с 11 часов 25 февраля до 17 часов 26 февраля. В программе выставки - конкурс костюмов для кошечек и розыгрыш призов. 
Главный приз -- котенок

 В Астрахани пройдет конкурс кошачьих костюмов
Источник здесь

Масленица, широкая Масленица


24 февраля 2012

Заглянем в словарь модных слов


Заглянем в словарь. На этот раз в Словарь модных слов.  ПОЗВОНИТ, ПОЗВОНЯТ (об ударении в этих словах). Автор словаря Владимир Новиков советует «следить за чистотой речи так же тщательно, как за чистотой тела. Моемся же мы каждый день, даже если не очень хочется. А девушкам, желающим быть безупречными во всех отношениях, можно посоветовать следующий гигиенический  метод, нечто вроде ежедневной медитации. Когда вы после душа пользуетесь дезодорантом, то, проводя им по левой впадинке, повторите вслух с правильным ударением «позвонИт» а потом, скользя по правой, произнесите: «позвонЯт».  Словарь маленький, но любопытного в нём много."

Чистые воды


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Где-то в Словении.

Комментарий к морфологическому разбору глагола

При определении формы глагола важно правильно ее выписать из текста. Надо помнить, что у глагола представлено много составных форм: будущее время глаголов НСВ (буду читать), условное наклонение (читал бы), некоторые формы повелительного наклонения (пусть читает, давайте пойдем). При этом компоненты глагольной формы могут стоять в предложении неконтактно.
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная форма). Типичной ошибкой при указании начальной формы глагола является подмена инфинитива на инфинитив глагола другого вида, например, указание на то, что начальная форма у глагола, имеющего в тексте форму забрел, — забредать. Как было сказано при описании безличных глаголов, некоторые из них не имеют формы инфинитива (следует в значении долженствования и др.), однако число таких глаголов минимально.
К постоянным признакам глагола относятся переходность, возвратность, вид и спряжение. В учебных комплексах 2 и 3 в схеме морфологического разбора глагола не указана переходность, в комплексе 1 в схеме не указана возвратность. Однако правильно указать и тот, и другой признак.
Полностью здесь
Источник здесь

Как стать счастливым человеком. 8 простых привычек

1. НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О ТОМ, ЧТО О НИХ ДУМАЮТ ДРУГИЕ
2. ВСЕГДА ВИДЕТЬ ПЛЮСЫ
3. ВСЕГДА БЫТЬ  ДРУЖЕЛЮБНЫМ И БЛАГОДАРНЫМ
4. ВСЕГДА УЛЫБАТЬСЯ И БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ
5. ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ МГНОВЕНИИ
6. ЗНАТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО, НО НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ
7. СТАРАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ДОБРО
8. ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ
Здесь комментарии по каждому пункту 

Военная разведка


Миф о Прометее, сказание об Исходе и легенда о Данко

Ученица 7 класса Зухра Ш.  заинтересовалась  информацией о библейских корнях сюжета о Данко, а также о сходстве его с мифом о Прометее и написала об этом сочинение. 
-- Я прочитала сказание об Исходе, -- написала Зухра, -- и нашла  общие черты библейского сказания и легенды о Данко: тяжелая жизнь, страх за близких людей; наличие заветов; герой-спаситель; трудный, утомляющий путь; беспочвенные упреки  народа в адрес героев; смиренное отношение их к рабской жизни; достижение героями своей цели -- спасения людей; смерть главного героя.
Миф и Прометее и легенда о Данко схожи в том, что и там и там людей поражают страшные болезни  и много народа умирает, а также цели главных героев совпадают -- они совершают подвиги, жертвуя собой, ради счастья других.
По моему мнению, пишет Зухра, главное сходство легенды, сказания и мифа -- это главные герои, их цели, намерения. Я думаю, что когда Прометей, Моисей и Данко совершали свои поступки, они мыслили так: "Одна моя жизнь -- ничто по сравнению с другими тысячами. лучше уж я умру один, но спасу всех их." Данко, Моисей и Прометей -- люди, жившие ради других, готовые  отдать свою жизнь во имя жизни других людей. Это герои, достойные бессмертия и поклонения...

Помещики-"расточители" и помещики-"накопители"

Программы по литературе и учебники к ним сейчас самые разные. Особенно различаются  программы и учебники для 9 класса.  В одних произведения русской классики изучаются более или менее подробно, по другим  ученики знакомятся лишь с отдельными главами из романов Пушкина, Лермонтова, поэмы Гоголя. Достаточно полного представления о произведении, его персонажах при таком подходе сформировать трудно. Может частично восполнить этот пробел обзор содержания, краткое его изложение. А также опорные схемы.  Предлагаю своим ученикам план составления характеристики помещиков -- персонажей поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души":
а) описание деревни;
б) описание господского дома;
в) описание внешнего вида помещика;
г) отношение Чичикова к каждому помещику;
д) купля-продажа  мертвых душ.
Источник: "Тематическое планирование" к учебнику литературы для 9 класса  С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева.

"Кукушка" И. Бунина и "Мужичок из робких" И. Репина


Читаем в 7 классе рассказ И.А. Бунина "Кукушка". Предлагаю сравнить персонажа рассказа с портретом на картине И.Е. Репина "Мужичок из робких"  (1877): какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и "мужичка из робких".

Кукушка производит такое же  впечатление  смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека. (Прочитала в одной из статей по ссылке с картинки о бомжах -- автор проводит аналогии. Может быть, он и прав?)

22 февраля 2012

Игрушечная армия

Авиаотряд своими руками
«Авиаотряд своими руками» на Яндекс.Фотках
Игрушечная армия
«Игрушечная армия» на Яндекс.Фотках

Метонимия -- "переименование"

Среди олимпиадных заданий по русскому языку встретилось задание по определению вида метонимии. Помещаю  ту таблицу, а также справку о метонимии.
Метонимия (от греч. metonymia – 'переименование') – это перенос названия по смежности, а также само переносное значение, которое возникло благодаря такому переносу. В отличие от переноса метафорического, который обязательно предполагает сходство предметов, действий, свойств, метонимия основана на соположении, смежности предметов, понятий, действий, ничем друг на друга не похожих. Например, такие разные "предметы", как промышленное предприятие и работники этого предприятия, могут быть названы одним и тем же словом завод (ср.: "строится новый завод" и "завод выполнил план "); одним словом мы именуем страну, государство и правительство страны, государства (ср.: "народ Франции" и "Франция заключила договор") и т.д.
В зависимости от того, какой именно смежностью связаны предметы (понятия), действия, различают метонимию пространственную, временную и логическую*.
Источник здесь

Существенные изменения в КИМах ГИА по литературе 2012 года


1.      Сокращено число заданий в части 1 базового уровня сложности (с 3-х до 2-х) при сохранении продолжительности экзамена.
2.      Сокращено число альтернативных заданий в части 2 (с 5 до 4); расширен диапазон их формулировок (констатирующие темы, темы в форме вопросов).
3.      Уточнены инструкции для выпускников ко всей работе и к отдельным заданиям. В большей степени, чем в предыдущей версии, акцентировано внимание участников экзамена на определенных аспектах качества развернутых ответов, которые отражены в критериях оценивания.
4.      Усовершенствована система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом:
·        принципиально переработаны формулировки, описывающие требования к выставлению того или иного балла;
·        изменена глубина некоторых критериев;
·        для заданий части 1 снято требование обязательного привлечения теоретико-литературных понятий;
·        для оценивания выполнения заданий 1.1.3 и 1.2.3 изменена последовательность критериев (на первое место вынесен критерий «Умение сопоставлять художественные произведения»);
·        уточнены названия критериев: название «Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе» заменено на название «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; название «Последовательность и логичность изложения» –  на «Композиционная цельность и логичность изложения» и т.п.
·        Внесенные изменения привели к сокращению максимального балла за экзаменационную работу в целом с 30 до 23 и уточнению шкалы пересчета первичного балла, полученного за выполнение экзаменационной работы, в отметку по  пятибалльной шкале.
Источник здесь

К 75-летию В.Г. Распутина

По этой ссылке 
https://docs.google.com/document/d/143adkzaJ2Bp6u-3z2kudiGt5aqgNrCA6H2Fyw6YI7k0/edit?pli=1 методические рекомендации к открытому  уроку  по  литературе  по  творчеству В.Г.Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой».

21 февраля 2012

Берлин весной. Виртуальное путешествие

Берлин весной
«Берлин весной» на Яндекс.Фотках

Об образовании деепричастий

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
— от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — *вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут —*пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.
У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевшипоглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
Глаголы прочестьобрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
обещатьобеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
Источник здесь