17 марта 2012

Составное глагольное сказуемое: и лексика, и грамматика

Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
          «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
  В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
          Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.          (104 слова)
Автор Беспалова Т.В. Источник здесь.  А также на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений".

...Ты теперь всегда будешь делать домашние задания?

Ещё один сценарий фильма об Электронике.
Электроник входит в класс, осматривается и с восторгом говорит: "Какое необычное место! Какая уютная обстановка!" Одноклассники в недоумении оглядываются на него. Кто-то  удивленно вопрошает: -- Ты что, Сыроежкин, с дубу рухнул? Можно подумать, что никогда в кабинете математики до сих пор не был.
-- Конечно же, был, -- догадываясь о своем промахе, оправдывается Электроник. -- Мне кажется, что здесь  что-то изменилось.
-- Просто мы с девочками тут убрались, -- сообщает Верочка.
Звенит звонок. Все рассаживаются по своим местам, Электроник садится за третью парту первого ряда, достает учебник, тетрадь, дневник, кладёт на стол пенал. Сосед в недоумении: Сыроежкин ли это? У него отродясь  на парте, кроме листка бумаги, ничего не было. Санёк, так зовут соседа по парте,  успевает сообщить, что он вчера был с отцом на рыбалке и поймал огромадного сома. Электроник отвечает: -- А я маме с уборкой квартиры помог. 
Мальчики получают замечание от учительницы Тамары Львовны, а Сыроежкина она к тому же вызывает к доске, чтобы он объяснил, что такое пропорция и привёл пример.
Электроник начинает:
-- Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует насколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и другие.  В математической равенство двух отношений выражается формулой a : b = c : d, и каждый член её может быть определён через остальные три.  (Учительница в восхищении, ребята недоуменно переглядываются между собой). Электроник продолжает: -- В гармонической пропорции три элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами. Например... Он бойко заполняет пространство доски примерами. Тамара Львовна на седьмом небе от счастья и  ставит Сыроежкину пятерку в журнал.
Одноклассники живо обсуждают  это уникальное событие.
-- Да ему просто повезло, --   заявляют одни.
-- Может, Серёжка за ум решил взяться, -- предполагают другие.
-- Серый, ты что теперь всегда домашние задания будешь делать? -- спрашивает Санёк.
-- Всегда. Я теперь другой! -- гордо отвечает Электроник-Сыроежкин.
                                                                                        Светлана Х. 7 класс

Северное сияние

Северное сияние
«Северное сияние» на Яндекс.Фотках

Как стать активным читателем блога?

Уважаемые гости блога!
Я рада Вашему визиту! Если Вам здесь понравилось, если Вас заинтересовали посты (сообщения) блога, если Вы хотите предложить сотрудничество или что-то посоветовать для совершенствования блога, Вы можете стать АКТИВНЫМ читателем блога!  
Что для этого нужно?
Создать аккаунт, если его еще нет. Здесь - инструкция  https://accounts.google.com/signup?hl=ru 
После этого Вы сможете оставлять комментарии после поста, вызвавшего Ваш интерес. Нажмите на слово "коммент." внизу поста, откроется окно, там Вы увидите инструкцию. Можете добавить себя в список постоянных читателей блога, нажав на слово "Войти". Дальше - по появляющимся окнам. 
Надеюсь обрести в Вашем лице новых друзей!

"Слово -- одежда всех мыслей и фактов"

Этими словами М. Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую "одежду" необходимо подбирать "по мерке" и "со вкусом". 
В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились.  Источник здесь
Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.

16 марта 2012

Колокольчик

***
«***» на Яндекс.Фотках

Тезис к сочинению на лингвистическую тему (С2.1)

Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".
"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных  поисков наилучшего выражения.

15 марта 2012

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Источник здесь

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные и т. д.
Источник здесь

14 марта 2012

Картинки к лексическим явлениям


Муська и Рыжик

Мартовские страдания.
«Мартовские страдания.» на Яндекс.Фотках

Пишем сценарный план

Попробовали написать сценарный план для нескольких кадров новой серии об Электронике. У Ефима Г. из 7 б это получилось вот так.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием  к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель  с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется  настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет  режиссер.

13 марта 2012

Сегодня День рождения у Аллы

Картинка 3 из 31167
Этот букет из весенних цветов 
я дарю моей родной сестрёнке.
 С Днём рождения тебя, моя дорогая!
Как неразгаданная тайна, 
Святая прелесть дышит в ней. 
Мы смотрим с добрым ожиданьем 
На тихий свет ее очей. 
Земное ль в ней очарованье, 
Иль неземная благодать? 
Душа открылась ей признаньем, 
И сердце рвется обожать...


12 марта 2012

Сочинение: тезис о единстве содержания и формы языка

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Читать дальше
Образец № 4 сочинения  по заданию С2.1 интересен своей  лаконичностью и легко запоминающимся тезисом, с которого начинается сочинение. Итак, смотрите страницу-вкладку "ГИА: образцы сочинений".

СОБАКА

Собака
«Собака» на Яндекс.Фотках

Читаем рассказ Куприна "Allez!"

Французское слово "аllez", ставшее лейтмотивом рассказа, было одним из распространённых в старой цирковой терминологии. Оно обычно произносилось перед осуществлением наиболее опасного и эффектного трюка.
Почему Нора первый раз в жизни сама себе приказала: "Allez!"?
Это слово героиня слышала много раз, всегда испытывая страх перед неизвестностью. Когда трюк заканчивался -- становилось нестрашно.
И теперь Нора должна была выполнить этот трюк, чтобы преодолеть страх и боль обиды и одиночества.
Холодное и колючее слово  "аllez" вполне созвучно миру жестокости, подлости, равнодушия, в котором живёт беззащитная Нора.  В рассказе вся горькая судьба героини и её смерть сопровождаются словом "аllez", и это придаёт удивительную цельность произведению.  Оно как бы заключено в рамки этого слова, выполняющего, таким образом, важную композиционную функцию.

А.И. Куприн и цирк

Картинка 1 из 169
"...Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из  нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл  этот яркий  свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шёлка и атласа блестящих цироковых костюмов, щёлканье бича, холёных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?..И возвращались мы из цирка  домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Лёгкие бывали у нас расширены  от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!"
Так писал А.И. Куприн, с детства хорошо знавший и любивший цирк. Девятилетним мальчиком он познакомился с будущим знаменитым  клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым (Дурову было тогда четырнадцать лет). Куприн был дружен и с его братом, также знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Очень любил замечательного клоуна и акробата-прыгуна Джакомо Чирени (Жакомино), который стал другом семьи Куприных. Писатель посвятил ему рассказ "Мария Ивановна" Большим приятелем Куприна был клоун  Танти Джеретти.
Обо всем этом он написал в своих рассказах, посвящённых цирку: "Лолли", "Allez!", В  цирке", "Дочь великого Барнума", "Ольга Сур" и "Блондель" -- о знаменитом французском канатоходце и укротителе зверей. Куприн объяснял свою любовь к цирку тем, что там человек выявляет свои возможности, демонстрируя мужество , истинную ловкость и силу духа.

11 марта 2012

Перевёрнутый мир

перевёрнутый мир
«перевёрнутый мир» на Яндекс.Фотках

Сначала комментарий, потом примеры

Язык -- это  сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить  свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать  связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним  данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста...
Я продолжаю  аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на  комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен  в сочинении. Притом сначала дано объяснение  тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.

Прошёл год со дня трагедии в Японии


10 марта 2012

Весеннее утро

Весеннее утро в семейном кругу
«Весеннее утро в семейном кругу» на Яндекс.Фотках

Новые варианты диагностической работы по ГИА

По этой ссылке http://mirege.ru/video/d12rus92.pdf 4 варианта диагностической работы по русскому языку.

Методические рекомендации ФИПИ для экспертов

По этой ссылке http://krukovapolina.webasyst.net/files/896204c8 можно скачать методические материалы ФИПИ для экспертов по проверке заданий С1, С2.1 и С2.2. После знакомства с этими материалами становится понятно, как учителю организовать работу по подготовке к выполнению указанных заданий.

...держалась с необыкновенным достоинством

Анна Андреевна Ахматова держалась с необыкновенным достоинством, ее движения были неторопливы, благородная голова, прекрасные, немного суровые черты, выражение безмерной скорби. Я поклонился, это казалось уместным, поскольку она выглядела и двигалась, как королева в трагедии, – поблагодарил ее за то, что она согласилась принять меня, и сказал, что на Западе будут рады узнать, что она в добром здравии, поскольку в течение многих лет о ней ничего не было слышно. «Однако же статья обо мне была напечатана в «Дублин Ревю», – сказала она, – а о моих стихах пишется, как мне сказали, диссертация в Болонье». С ней была ее знакомая, принадлежавшая, по-видимому, к академическим кругам, и несколько минут мы все вели светский разговор. Затем Ахматова спросила меня об испытаниях, пережитых лондонцами во время бомбежек. Я отвечал как мог, чувствуя себя очень неловко, – веяло холодком от ее сдержанной, в чем-то царственной манеры себя держать. (Из воспоминаний И. Берлина).  Источник здесь

Анна Ахматова и Исайя Берлин. Дипломат или шпион?

5 марта 1966 года умерла Анна Ахматова. К этой дате интернет-журнал "Перемены" опубликовал фрагмент книги Светланы Коваленко «Анна Ахматова», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь Замечательных Людей». В предлагаемом отрывке речь идет о встречах Анны Ахматовой с английским дипломатом Исайей Берлином в ноябре 1945 года, что послужило поводом для исключения Ахматовой из Союза писателей. Но действительно ли эти встречи состоялись без ведома властей, или судьбу поэту ломали ради политических игр? 

Ахматова была убеждена, что именно ее, как считалось, несанкционированная встреча с профессором Исайей Берлином, в то время сотрудником английского посольства в СССР, курировавшим литературу и искусство, привела Сталина в ярость и стала причиной Постановления, главной фигуранткой которого она оказалась. Однако возникает вопрос: действительно ли или насколько встреча была несанкционированной. В один из ноябрьских дней 1945 года Ахматовой позвонил известный ленинградский литератор, историк литературы, исследователь жизни и творчества Блока, знаток поэзии Серебряного века Владимир Николаевич Орлов, член правления Союза писателей СССР, один из руководителей ленинградской писательской организации, и сообщил о желании английского профессора, приехавшего в Ленинград, познакомиться с ней. Звонок мог быть воспринят Ахматовой не только как просьба англичанина, но и как рекомендация сановного Орлова принять заморского гостя. Во всяком случае, Ахматова не делала из визита к ней Берлина тайны, рассказывала друзьям о его посещении, и вскоре встреча стала обрастать легендами, чему способствовали ее стихи, явно к нему обращенные, и поздние воспоминания самого Исайи Берлина, не во всем совпадающие с рассказами присутствовавших на встрече людей.
Вот как рассказывает об этом своем неожиданном для него визите, воспринятом как подарок судьбы, сам Берлин почти через три десятилетия, прошедших с тех памятных для него дней. Сам он не раз позже говорил, что встречи с Ахматовой самые яркие и значимые страницы его жизни:
« …я хочу вернуться в 1945 год и описать мои встречи с поэтом (она ненавидела слово «поэтесса») в Ленинграде.