Экзамен по литературе выбирают немного выпускников 9-11 классов. И к сожалению, интерес к предмету в школе, точнее, внимания урокам литературе сейчас уделяется меньше, чем раньше, когда экзамен по литературе был обязательным и все писали сочинение. Однако знание литературы нынче проверяется на экзамене по русскому языку. В контрольно-измерительных материалах ГИА используются тексты, которые мы читаем на уроках литературы в 5-9 классах. Например, в демоверсии-2012 используется текст рассказа Б. Васильева "Экспонат №....", который " проходят" в 8 классе по учебнику Т. Курдюмовой. В тренировочных вариантах встретились тексты из "Детства" М. Горького, "Приключений Электроника" Е. Велтистова, "Чучела" В. Железникова, тексты из произведений А. Алексина, Ю. Бондарева и других авторов. Так что читайте и разбирайте тексты на уроках литературы. Это поможет вам, во-первых, выполнить задание А1 -- правильно понять основную мысль текста, во-вторых, найти примеры лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (С2.1). И в-третьих, если вы выберите задание С2.2, то сможете аргументированно объяснить содержание фрагмента текста и получить высокий балл.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 марта 2012
Требования к ГИА: видеоконсультация
По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html#more видеоконсультация "Требования к ГИА. Инструкция по выполнению работы". Это первая консультация. Будет продолжение.
18 марта 2012
О связи содержания и формы: задание С2.1
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстуальных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии. А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Автор Бузина Е.В. Источник здесь
Светить -- значит нести людям добро
Поэзия для Маяковского -- солнце, освещающее путь человека во тьме, мощное оружие в руках поэта, открывающего людям путь к истине.
Солнцем русской поэзии был и остается А.С. Пушкин. Рядом с ним сияет солнце новой поэзии, не похожей во многом на прежнюю, но так же, как и во все времена, несущей людям свет. Достаточно сравнить строки:
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Стихов и света кутерьма -- сияй во что попало!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Светить всегда, светить везде...
Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении "Необычайное приключение..." несут последние строки. Герой стихотворения восклицает: "А тут не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!" В финале стихотворения звучит фраза, которая объясняет необходимость таких усилий.
Светить -- значит нести людям добро и красоту, выполнять высокую миссию поэта.
О "лесенке" Маяковского и ещё кое о чём
Поэт писал с иронией: "А попробуй // в ямб // пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся".
Преобразование ритмического рисунка ("лесенка") приводит к тому, что слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.
Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение.
И ещё об одной особенности поэтики Владимира Маяковского.
И ещё об одной особенности поэтики Владимира Маяковского.
В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа, // жаРа пЛыЛа -- // на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил АкуЛовой гоРою, // а низ гоРы -- // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.
Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создаётся особое звучание стихотворения -- торжественное, приподнятое.
17 марта 2012
Составное глагольное сказуемое: и лексика, и грамматика
Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
«Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (104 слова)
Автор Беспалова Т.В. Источник здесь. А также на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений".
Автор Беспалова Т.В. Источник здесь. А также на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений".
...Ты теперь всегда будешь делать домашние задания?
Ещё один сценарий фильма об Электронике.
Электроник входит в класс, осматривается и с восторгом говорит: "Какое необычное место! Какая уютная обстановка!" Одноклассники в недоумении оглядываются на него. Кто-то удивленно вопрошает: -- Ты что, Сыроежкин, с дубу рухнул? Можно подумать, что никогда в кабинете математики до сих пор не был.
-- Конечно же, был, -- догадываясь о своем промахе, оправдывается Электроник. -- Мне кажется, что здесь что-то изменилось.
-- Просто мы с девочками тут убрались, -- сообщает Верочка.
Звенит звонок. Все рассаживаются по своим местам, Электроник садится за третью парту первого ряда, достает учебник, тетрадь, дневник, кладёт на стол пенал. Сосед в недоумении: Сыроежкин ли это? У него отродясь на парте, кроме листка бумаги, ничего не было. Санёк, так зовут соседа по парте, успевает сообщить, что он вчера был с отцом на рыбалке и поймал огромадного сома. Электроник отвечает: -- А я маме с уборкой квартиры помог.
Мальчики получают замечание от учительницы Тамары Львовны, а Сыроежкина она к тому же вызывает к доске, чтобы он объяснил, что такое пропорция и привёл пример.
Электроник начинает:
-- Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует насколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и другие. В математической равенство двух отношений выражается формулой a : b = c : d, и каждый член её может быть определён через остальные три. (Учительница в восхищении, ребята недоуменно переглядываются между собой). Электроник продолжает: -- В гармонической пропорции три элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами. Например... Он бойко заполняет пространство доски примерами. Тамара Львовна на седьмом небе от счастья и ставит Сыроежкину пятерку в журнал.
Одноклассники живо обсуждают это уникальное событие.
-- Да ему просто повезло, -- заявляют одни.
-- Может, Серёжка за ум решил взяться, -- предполагают другие.
-- Серый, ты что теперь всегда домашние задания будешь делать? -- спрашивает Санёк.
-- Всегда. Я теперь другой! -- гордо отвечает Электроник-Сыроежкин.
Светлана Х. 7 класс
Как стать активным читателем блога?
Уважаемые гости
блога!
Я рада Вашему визиту!
Если Вам здесь понравилось, если Вас заинтересовали посты (сообщения) блога,
если Вы хотите предложить сотрудничество или что-то посоветовать для
совершенствования блога, Вы можете стать АКТИВНЫМ читателем блога!
Что для этого нужно?
Создать аккаунт, если его еще нет. Здесь - инструкция https://accounts.google.com/signup?hl=ru
После этого Вы сможете оставлять комментарии после поста, вызвавшего Ваш интерес. Нажмите на слово "коммент." внизу поста, откроется окно, там Вы увидите инструкцию. Можете добавить себя в список постоянных читателей блога, нажав на слово "Войти". Дальше - по появляющимся окнам.
Создать аккаунт, если его еще нет. Здесь - инструкция https://accounts.google.com/signup?hl=ru
После этого Вы сможете оставлять комментарии после поста, вызвавшего Ваш интерес. Нажмите на слово "коммент." внизу поста, откроется окно, там Вы увидите инструкцию. Можете добавить себя в список постоянных читателей блога, нажав на слово "Войти". Дальше - по появляющимся окнам.
Надеюсь обрести в Вашем лице новых друзей!
"Слово -- одежда всех мыслей и фактов"
Этими словами М. Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую "одежду" необходимо подбирать "по мерке" и "со вкусом".
В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились. Источник здесь
Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.
16 марта 2012
Тезис к сочинению на лингвистическую тему (С2.1)
Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".
"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.
15 марта 2012
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и
обстоятельственные.
Источник здесь
Определительные наречия
характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество,
способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и
подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа
действия (как? каким
образом?): быстро, так,
вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия
называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на
следующие разряды:
— места (где?
куда? откуда?): справа,
там, наверху;
— времени (когда?
как долго?): вчера, тогда,
весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем?
для чего?): назло, зачем,
затем.Источник здесь
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные
и местоименные
Знаменательные наречия
называют признаки действий или других признаков, местоименные —
указывают на них, ср.: справа —
где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера —
тогда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются
не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы
в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда —
указательные, где, куда, зачем —
вопросительно-относительные, везде,
всюду — определительные и т. д.
Источник здесь
Источник здесь
14 марта 2012
Пишем сценарный план
Попробовали написать сценарный план для нескольких кадров новой серии об Электронике. У Ефима Г. из 7 б это получилось вот так.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет режиссер.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет режиссер.
13 марта 2012
Сегодня День рождения у Аллы
Этот букет из весенних цветов
я дарю моей родной сестрёнке.
С Днём рождения тебя, моя дорогая!
Как неразгаданная тайна,
Святая прелесть дышит в ней. Мы смотрим с добрым ожиданьем На тихий свет ее очей. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа открылась ей признаньем,
И сердце рвется обожать...
|
12 марта 2012
Сочинение: тезис о единстве содержания и формы языка
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Читать дальше
Образец № 4 сочинения по заданию С2.1 интересен своей лаконичностью и легко запоминающимся тезисом, с которого начинается сочинение. Итак, смотрите страницу-вкладку "ГИА: образцы сочинений".
Читаем рассказ Куприна "Allez!"
Французское слово "аllez", ставшее лейтмотивом рассказа, было одним из распространённых в старой цирковой терминологии. Оно обычно произносилось перед осуществлением наиболее опасного и эффектного трюка.
Почему Нора первый раз в жизни сама себе приказала: "Allez!"?
Это слово героиня слышала много раз, всегда испытывая страх перед неизвестностью. Когда трюк заканчивался -- становилось нестрашно.
И теперь Нора должна была выполнить этот трюк, чтобы преодолеть страх и боль обиды и одиночества.
Холодное и колючее слово "аllez" вполне созвучно миру жестокости, подлости, равнодушия, в котором живёт беззащитная Нора. В рассказе вся горькая судьба героини и её смерть сопровождаются словом "аllez", и это придаёт удивительную цельность произведению. Оно как бы заключено в рамки этого слова, выполняющего, таким образом, важную композиционную функцию.
А.И. Куприн и цирк
"...Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шёлка и атласа блестящих цироковых костюмов, щёлканье бича, холёных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?..И возвращались мы из цирка домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Лёгкие бывали у нас расширены от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!"
Так писал А.И. Куприн, с детства хорошо знавший и любивший цирк. Девятилетним мальчиком он познакомился с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым (Дурову было тогда четырнадцать лет). Куприн был дружен и с его братом, также знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Очень любил замечательного клоуна и акробата-прыгуна Джакомо Чирени (Жакомино), который стал другом семьи Куприных. Писатель посвятил ему рассказ "Мария Ивановна" Большим приятелем Куприна был клоун Танти Джеретти.
Обо всем этом он написал в своих рассказах, посвящённых цирку: "Лолли", "Allez!", В цирке", "Дочь великого Барнума", "Ольга Сур" и "Блондель" -- о знаменитом французском канатоходце и укротителе зверей. Куприн объяснял свою любовь к цирку тем, что там человек выявляет свои возможности, демонстрируя мужество , истинную ловкость и силу духа.
11 марта 2012
Сначала комментарий, потом примеры
Язык -- это сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста...
Я продолжаю аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен в сочинении. Притом сначала дано объяснение тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.
Я продолжаю аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен в сочинении. Притом сначала дано объяснение тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)