В 9 классе писали сочинение на лингвистическую тему по заданию С2.1. Я вслед за своими коллегами советую ученикам, готовясь к выполнению этого задания на экзамене, выучить ряд подходящих заготовок и по возможности использовать их в сочинениях. Разумеется, иллюстрируя соответствующими примерами из текста. Кто-то внял советам, кто-то всё ещё сомневается в том, такое ли будет задание в КИМах, и не хочет тратить своих усилий, как ему кажется, впустую. Здесь то, что получается, на мой взгляд, более или менее правильно.
"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
Грамматика -- это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение -- расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. (Наиль М.).