- · выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
- выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
- указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
16 мая 2012
Роль вводных слов в тексте
Тренируйтесь!
Новый тест в формате ГИА по этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/05/2012_988.html#more
Тренируйтесь!
Тренируйтесь!
ГИА: настройся на лучшее
Мотиваторы — это изображения, способные побудить человека к действию, стимулировать его врожденные потребности психологического роста, стремления к повышению своей компетентности и реализации творческих способностей.
Мотиваторы помогут расширить сознание, увидеть новые пути решения вопросов, настроиться на положительный лад.
Дальше...
Мотиваторы помогут расширить сознание, увидеть новые пути решения вопросов, настроиться на положительный лад.
Дальше...
14 мая 2012
Бессмыслицы Эдварда Лира с его рисунками
Симпатичная леди с Атлантики,
Завязавши ботинки на бантики,
Знай гуляла по пристани
Со щенками пятнистыми
И порочила климат Атлантики.
Завязавши ботинки на бантики,
Знай гуляла по пристани
Со щенками пятнистыми
И порочила климат Атлантики.
Жил на свете старик в бороде.
Говорил он: «Я знал, быть беде.
Две совы, три чижа
И четыре стрижа
Свили гнезда в моей бороде».
Говорил он: «Я знал, быть беде.
Две совы, три чижа
И четыре стрижа
Свили гнезда в моей бороде».
Источник здесь
Поэт Эдвард Лир -- автор стихов-лимериков
Эдвард Лир — английский художник и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы», автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков.
Эдвард Лир родился 12 мая 1812 года в лондонском предместье Хайгейт. Он был 20-м ребёнком в семье, и его воспитанием занималась старшая сестра Энн. Когда Эдварду было 15 лет, он вместе с сестрой обосновался в отдельном доме. Будучи талантливым художником, Лир начал работать книжным иллюстратором. В возрасте 19 лет он выпустил свою первую книгу «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев» (1830).
В 1846 году Лир выпустил «Книгу нонсенса» («A Book of Nonsense» — переводится также как «Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), включавшую забавные лимерики. Вскоре этот жанр приобрёл значительную популярность.
Стиль и сюжеты нонсенса Лира оказали влияние на творчество его современника — Льюиса Кэррола, на французских сюрреалистов, русских обэриутов (поклонником Лира был Даниил Хармс).
Язык есть мысль и чувство
В книгах наши писатели развили, вырастили русский язык, а мы его усвоили от них путём чтения. И это имеет совершенно исключительное значение, потому что наш язык не есть механический набор разнообразных слов: он есть сама мысль и само чувство, создаваемое посредством слов; чувство, мысль и слово -- одновременны.
Андрей Платонов
ГИА: типовые варианты тестов
Типовые экзаменационные варианты тестов по русскому языку ГИА 2012 года напечатаны вот в таких сборниках (есть 5 и 12 вариантов, здесь 28).
Блок 2 вариант 5 по этой ссылке http://www.docme.ru/doc/40418/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-2-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0... Попробуйте решить.
Критерии оценки сжатого изложения
Смысловая целостность -- основной признак текста, который в школьных учебниках выражается через понятия "основная мысль текста" и "тема текста". Целостность текста выражается в единстве темы.
Речевая связность -- связность, имеющая формальные показатели, выраженные грамматическими или лексическими средствами.
Логические ошибки -- нарушение причинно-следственных отношений, сопоставление несопоставимых понятий, объединение двух или более суждений в одном предложении, пропуск слова или словосочетания, которое понятны автору, но неизвестно читателю.
Абзацное членение текста связано с авторским замыслом и может выполнять или логико-смысловую, или экспрессивно-эмоциональную, или акцентно-выделительную функции. Для текстов, рассчитанных только на интеллектуальное восприятие, характерны абзацы тематические (каждый абзац раскрывает новую микротему), для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, -- абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные.
Оценивается также коммуникативный замысел. Просто говоря, все элементы текста должны быть разложены по полочкам, автором должна быть понята тема текста.
Сжатое изложение: приёмы сжатия текста
Приёмы сжатия текста можно разделить на содержательные и языковые. Однако разделение это условно, так как одно без другого невозможно. Среди содержательных приёмов основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и т.д.);
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии (сжатия) исходного текста относятся:
1) замены:
-- замены однородных членов обобщающим наименованием;
-- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-- замена предложения или его части указательным местоимением;
-- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-- замена сложноподчинённого предложения простым;
2) исключения:-- исключение повторов;
-- исключение6 фрагментов предложения;
-- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.
13 мая 2012
ГИА: сочинение по заданию С2.1
Ещё одно сочинение из написанных моими девятиклассниками.
Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают". Попробуем порассуждать на эту тему.
Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора -- это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора "декабристы -- сердце русской истории". Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.
Грамматика -- раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение "Саня". С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему -- приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.
Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики -- как он относится к этому, как он думает. (Елена А.).
Аудиозаписи текстов для изложения
По этой ссылке http://krukovapolina.webasyst.net/files/6f24c0fd аудиозапись текста для написания сжатого изложения в формате ГИА.
Внимание! Данный текст содержит 4 микротемы (по нормам ГИА 2011 года).
В 2012 году количество микротем исходного текста сократилось до 3!
И тем не менее для тренировки текст подходит. Попробуйте написать сжатое изложение.
Напечатанный текст "Память о Великой Отечественной войне" можно найти здесь
Ещё 19 текстов в аудиозаписи размещены по этой ссылке.
Внимание! Данный текст содержит 4 микротемы (по нормам ГИА 2011 года).
В 2012 году количество микротем исходного текста сократилось до 3!
И тем не менее для тренировки текст подходит. Попробуйте написать сжатое изложение.
Напечатанный текст "Память о Великой Отечественной войне" можно найти здесь
Ещё 19 текстов в аудиозаписи размещены по этой ссылке.
42 варианта задания В1 (синонимы)
Задание В1 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждатьи просторечными шататься, шляться.
Теперь посмотрим, как сформулировано задание В1.
Выглядит оно примерно так: "Замените разговорное слово "страшно" в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним".
На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.
Предлагаю потренироваться в замене слова стилистически нейтральным синонимом, выполнив задания в формате ГИА-2012.
Предлагаю потренироваться в замене слова стилистически нейтральным синонимом, выполнив задания в формате ГИА-2012.
Лексическая синонимия
Синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.
Синонимы, как правило, обозначают одно и то же явление объективной действительности. Номинативная функция и позволяет объединить их в незамкнутые ряды, которые пополняются с развитием языка, с возникновением у слов новых значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают другие семантические связи. Так, слово щепетильный, прежде синонимичное слову галантерейный [ср.: торгует Лондон щепетильный (П.)], теперь синонимизируется со словами тонкий, деликатный; слово пошлый перестало быть синонимом слов распространенный, популярный (ср. высказанную писателем Тредиаковским надежду, что написанная им книга будет хоть немного пошлою) и сблизилось с рядом: вульгарный - грубый, низкий, безнравственный, циничный; у слова мечта нарушена в настоящее время смысловая соотнесенность со словом мысль [ср.: Какая страшная мечта! (П.)], но сохранилась со словами мечтание, греза. Соответственно изменяются и системные связи родственных слов. Семантические структуры приведенных лексических единиц повлияли на образование таких, например, синонимических рядов: щепетильность - утонченность, деликатность; пошлость - грубость, низость; мечтать - грезить.
Поскольку синонимам, как и большинству слов, свойственна многозначность, они включаются в сложные синонимические отношения с другими многозначными словами, образуя разветвленную иерархию синонимических рядов. С иными словами синонимы связаны отношениями противоположности, образуя с ними антонимические пары.
Источник здесь
Синонимы, как правило, обозначают одно и то же явление объективной действительности. Номинативная функция и позволяет объединить их в незамкнутые ряды, которые пополняются с развитием языка, с возникновением у слов новых значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают другие семантические связи. Так, слово щепетильный, прежде синонимичное слову галантерейный [ср.: торгует Лондон щепетильный (П.)], теперь синонимизируется со словами тонкий, деликатный; слово пошлый перестало быть синонимом слов распространенный, популярный (ср. высказанную писателем Тредиаковским надежду, что написанная им книга будет хоть немного пошлою) и сблизилось с рядом: вульгарный - грубый, низкий, безнравственный, циничный; у слова мечта нарушена в настоящее время смысловая соотнесенность со словом мысль [ср.: Какая страшная мечта! (П.)], но сохранилась со словами мечтание, греза. Соответственно изменяются и системные связи родственных слов. Семантические структуры приведенных лексических единиц повлияли на образование таких, например, синонимических рядов: щепетильность - утонченность, деликатность; пошлость - грубость, низость; мечтать - грезить.
Поскольку синонимам, как и большинству слов, свойственна многозначность, они включаются в сложные синонимические отношения с другими многозначными словами, образуя разветвленную иерархию синонимических рядов. С иными словами синонимы связаны отношениями противоположности, образуя с ними антонимические пары.
Источник здесь
О происхождении слова патриот
Греческое слово patria означает "родина, отечество". Древние греки называли патриотом земляка, соотечественника. Когда это слово попало во французский язык, оно стало характеризовать человека, горячо любящего вою родину, преданного отечеству.
Слова патриот и патриотизм закрепились в русском языке в течение последних двух столетий. Однако не надо забывать, что есть старинное русское выражение, которым можно с полным правом заменить слово патриот: ревнитель о благе отечества.
12 мая 2012
Императорский дворец Гугун
Дальше...
Сочинение на лингвистическую тему (С2.1)
В 9 классе писали сочинение на лингвистическую тему по заданию С2.1. Я вслед за своими коллегами советую ученикам, готовясь к выполнению этого задания на экзамене, выучить ряд подходящих заготовок и по возможности использовать их в сочинениях. Разумеется, иллюстрируя соответствующими примерами из текста. Кто-то внял советам, кто-то всё ещё сомневается в том, такое ли будет задание в КИМах, и не хочет тратить своих усилий, как ему кажется, впустую. Здесь то, что получается, на мой взгляд, более или менее правильно.
"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
Грамматика -- это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение -- расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. (Наиль М.).
Борис Васильев. "Экспонат №..."
Вы читали рассказ Б.Л. Васильева "Экспонат №..."? О женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму с фронта. И это письмо у неё украли... пионеры из соседней школы.
На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им "предстоит жить и воспитываться на примерах", вот они и переживают, что эти примеры "могут пропасть".
Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.
В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть энергия, желание, но нет души.
В рассказе "Экспонат №..." Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.
Об этом мы сегодня размышляли с 7-классниками на уроке литературы.
Беллетристика -- "изящная словесность"
Слово беллетристика пришло в русский язык из французского, где оно означало "изящная словесность".
Сейчас это слово употребляется в двух значениях.
1) Повествовательная художественная литература. От этого значения возникло существительное беллетрист -- человек, который пишет такую литературу.
2) Художественная литература для лёгкого, занимательного чтения
11 мая 2012
Список книг для домашнего чтения подростков
ПРО СВЕРСТНИКОВ
Ю. Коваль. Недопесок.
П. Трэверс. Мэри Поппинс.
Н. Носов. Рассказы. Витя Малеев в школе и дома. Веселая семейка.
А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Леннеберги. Рони, дочь разбойника. Расмус-броодяга.
М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий.
Ю. Олеша. Три толстяка.
Л. Лагин. Старик Хоттабыч.
В. Губарев. Королевство кривых зеркал.
Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
В. Смирнова. Девочки.
В. Одоевский. Городок в табакерке.
И. Пивоварова. Приключения Люси Синицыной и Люси Косицыной.
В. Алеников. Приключения Петрова и Васечкина.
Э. Кестнер. Когда я был маленьким. Мальчик из спичечной коробки. Эмиль и сыщики.
Д. Пеннак. Собака Пес.
А. Толстой. Детство Никиты.
Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
В. Осеева. Динка.
Т. Крюкова. Повести.
А. Гайдар. Рассказы.
Л. Воронкова. Девочка из города. Рассказы.
А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
П. Трэверс. Мэри Поппинс.
Н. Носов. Рассказы. Витя Малеев в школе и дома. Веселая семейка.
А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Леннеберги. Рони, дочь разбойника. Расмус-броодяга.
М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий.
Ю. Олеша. Три толстяка.
Л. Лагин. Старик Хоттабыч.
В. Губарев. Королевство кривых зеркал.
Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
В. Смирнова. Девочки.
В. Одоевский. Городок в табакерке.
И. Пивоварова. Приключения Люси Синицыной и Люси Косицыной.
В. Алеников. Приключения Петрова и Васечкина.
Э. Кестнер. Когда я был маленьким. Мальчик из спичечной коробки. Эмиль и сыщики.
Д. Пеннак. Собака Пес.
А. Толстой. Детство Никиты.
Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
В. Осеева. Динка.
Т. Крюкова. Повести.
А. Гайдар. Рассказы.
Л. Воронкова. Девочка из города. Рассказы.
А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
10 мая 2012
Новый смысл заимствованных слов
Латинское слово populus переводится как "народ" Будет ли популярный синонимом слову народный?
Богатому, развитому языку нет нужды брать слово из другого языка для обозначения одного и того же понятия. Если слово всё-таки заимствовано, значит, оно потребовалось для определения какого-то нового смысла, который доселе не был выражен в языке так отчётливо и ясно.
Слово популярный в русском языке приобрело два значения. Первое -- "общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения" -- отражено в словосочетаниях научно-популярная брошюра, популярные идеи. Второе -- "пользующийся широкой известностью" -- в выражениях популярный фильм, популярный писатель.
Можно популяризировать научные идеи великих учёных -- можно приобретать популярность в обществе. Кого назовут популяризатором?
Подписаться на:
Сообщения (Atom)