Как работать с книгой. Ч 1.
Как работать с книгой. Ч.2
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
11 июля 2012
Что такое морфологические нормы?
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках.
Основная трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм.
О морфологических нормах современного русского языка по этой ссылке -- всё по заданию А3.
А3. Употребление форм глагола
1. У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
2. Будьте внимательны при образовании формы повелительного наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг.
3. Запомни! Класть (что делать?) -- кладу, кладёшь. Положить (что сделать?) -- изложить, сложить, отложить.
4. Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть -- промок, промокший.
5. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы (по данным словарей, виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть и др.) в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-: мокнуть -- мокнул, мокнувший.
6. Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени глаголы со связанной основой: ввергнул -- вверг.
И теперь таблица с примерами для наглядности.
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я
Дети
|
В каждом задании ЕГЭ "зашифровано" до десяти правил...
Много спорят о том, нужен ли единый государственный экзамен. Некоторые утверждают, что проверка знаний с его помощью не требует от учащихся глубины знаний, что можно "методом тыка" угадать правильные ответы. Не соглашалась с подобными утверждениями с самого начала внедрения новой формы аттестации выпускников. Уверена, что на ЕГЭ по русскому языку достаточно основательно проверяются языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции обучающихся.
Читатели блога заметили, что пять дней подряд я публикую справочные материалы по одному и тому же заданию -- А3 ("Морфологические нормы"). В следующем посте будет ещё одна консультация по этому заданию. И так в каждом задании ЕГЭ "зашифровано" по 5, 6, 7 и даже более правил. Посчитайте, если хотите.
Чтобы успешно сдать экзамен, получить высокий балл, необходимо проштудировать грамматику русского языка (не отдельный раздел, а имеется в виду весь курс) очень и очень основательно. Если это сделать, то грамотность свою можно значительно повысить и добиться на ЕГЭ высокого результата.
В следующем посте об употреблении форм глагола.
10 июля 2012
А3. Употребление местоимений. "Самое слабое звено"
-- Я к ей с душой. А она? Ейное отношение к игрокам возмутительно. От ней что угодно можно ожидать... Эта ведущая, она сама -- слабейшее звено... она ничего не представляет!.. Позволю перейти к следующему вопросу. У тех, кто выступают против меня, будут проблемы... У скольки человек теперь будут проблемы! Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру. А я знаю... Аркадий и Борис заспорили, и его не удивило, почему я его не поддержал...
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое слабое звено!
-- Следите за своей речью, господа! Сколько же ошибок допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").
Правила употребления местоимений в речи можно найти здесь
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое слабое звено!
-- Следите за своей речью, господа! Сколько же ошибок допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я гостил
Я был в гостях
Правильно
только так:
у
неё, её платье, от
неё, у неё, на скОльких
страницах
|
09 июля 2012
А3. Употребление числительных
НАДО:
две гимнастки, пять девочек; три зайца, но трое зайчат.
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
НО!
К
празднику (дню, дате) Восьмое марта (им.п.)
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
|
А3. Компьютер в награду! Но увы... и ах!
Произнеси фразу: "К 2013 году библиотека будет владеть 856790 книгами".
Как-то ведущие одной известной телепередачи прошли с видеокамерой по улицам столицы, предлагая в качестве приза компьютер человеку, который... всего лишь правильно прочитает одно предложение, которое вы видите выше. Приз... не достался никому!
Попробуйте -- может, этот компьютер ждёт вас?
08 июля 2012
А3: морфологические нормы. Продолжение
2. Употребление имени прилагательного
ОСТОРОЖНО: ОШИБКА!
Ошибка... от избытка чувств!
Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выглядит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь -- сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со значением "очень высокая степень проявления признака")...
Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы. (Журнал "Русская речь").
ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения (самый тончайший, более худшее, наименее красивее, менее легче. самый красивейший)!!!
ПРАВИЛЬНО: самый тонкий, более плохой, наименее красивый, менее лёгкий, самый красивый.
ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)
Близкий -- ближе, богатый -- богаче, бойкий -- бойчее и бойче,
07 июля 2012
ЕГЭ: А3. Морфологические нормы
Формулировка задания А3 такова: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Это достаточно трудное задание, так как надо помнить много правил образования форм различных частей речи
1. Употребление имени существительного.
В частности, употребление форм МН.Ч. ЧИСЛА Им. пад.: например, бегА, болотА, бухгалтерЫ, возрастЫ, ректорЫ, тортЫ, шофёрЫ, секторЫ, площадИ
Внимание! Грубая ошибка!
|
Внимание! Грубая ошибка!
|
Об ошибках в употреблении прилагательных в следующем посте.
О колоссе Родосском
Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины. Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду.Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду “на металлолом”, предлагая за железо триста талантов.В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса.
О происхождении слова КОЛОССАЛЬНЫЙ
Возьмём с книжной полки "Толковый словарь иноязычных слов", который составил Л.П. Крысин. В нём около двадцати пяти тысяч слов и словосочетаний, но сейчас мы откроем его, чтобы найти одно слово -- слово колоссальный.
Это прилагательное образовалось от существительного колосс -- так мы называем нечто огромное, выдающееся.
В русский язык слово попало из немецких и французских тестов, куда, в свою очередь, пришло из классической латыни. А вот римляне в своё время позаимствовали его у греков (римляне не стеснялись брать у покорённых ими народов всё самое лучшее).
Итак, исходное греческое слово означало статую размерами больше натуральной величины. Самым знаменитым колоссом была исполинская статуя бога солнца Гелиоса, которую греки поставили в гавани острова Родос. Она почиталась как одно из семи чудес света. Но в 227 году до нашей эры Колосс Родосский был разрушен землетрясением, и память о нём сохранилась лишь в легендах.
Прошло более двух тысяч лет. Но достижения прекрасной греческой культуры живут и в наше время. Мы пользуемся не только её открытиями и изобретениями, но и языком. Мы часто говорим о колоссальном труде, колоссальных достижениях, но не желаем, чтобы наши успехи оказались колоссом на глиняных ногах.
06 июля 2012
Блог-обзор № 5 в "Географочке"
Что такое учебник? В понимании обывателя это книга, в которой содержатся новые знания, которыми должен овладеть учащийся, будь он школьником или студентом. Какой может быть учебник? Мы привыкли к тому, что это бумажная книга, а в последнее время можем привести в пример электронные учебники на дисках... Неужели, всё? Сегодня, в блог-обзоре №5, я хочу познакомить вас с необычным учебником - .. Далее обзор моего блога, сделанный Лилией Павловной Казанцевой, автором блога "Географочка". Очень я признательна Лилии Павловне за столь лестную оценку моего "Учебника нашего времени".
Популярная фантастика июня
Ирина Сыромятникова "Алхимик с боевым духом", Оксана Демченко "Бремя удачи", Елена Звёздная "Принцесса особого назначения" и "Хелл Обучение наёмницы", Сергей Гитаулин "Вирус". Эти и другие книги можно найти по ссылке. Приятное и захватывающее летнее чтиво. (А то мы всё -- экзамены, ЕГЭ!..)
"Обезьяний язык"
Трудный этот русский язык, дорогие граждане!. Беда, какой трудный.
Главная причина в том, что иностранных слов в нём до черта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси -- все, обратите внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.
А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой -- беда.
Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.
От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.
Я вот на днях слышал разговор... Очень умный и интеллигентный разговор, был. но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами...
Если хотите, прочтите рассказ "Обезьяний язык", который написал М. Зощенко, полностью.
О ленивых и вдохновении
"Что такое вдохновение?" -- спросили П.И. Чайковского. Он ответил: "Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".
05 июля 2012
А2: распространённые ошибки словоупотребления
Запомните!
Это правильно!
ОБРАТНО = НАЗАД
ОПЯТЬ = СНОВА
|
КОГО одеть,
раздеть, переодеть, обуть, разуть
и
ЧТО надеть
|
Кануть в ЛЕТУ
----------------------------
НЕ
«в лето»
|
ПЛАНЫ, ПРОГНОЗ
ПОДНИМАТЬСЯ,
КАРАБКАТЬСЯ
ОПУСКАТЬСЯ
ЗАВЕРШИТЬ
НЕОБЫЧНЫЙ
ИЗЫСКАННЫЙ
|
ПАМЯТНЫЙ
ПРЕДОПРЕДЕЛИТЬ, ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ
СВОБОДНАЯ
СОБИРАТЬСЯ
СТОИМОСТЬ
СУММА
ЭМИГРИРОВАТЬ
|
04 июля 2012
Словари паронимов
В 1968 г. вышел словарь-справочник Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка», который можно считать первым опытом создания словаря паронимов. В нем содержится около 200 пар (групп) однокорневых слов, в употреблении которых в практике речи наблюдается смешение. Вторым по времени издания был «Словарь паронимов русского языка» Н.П. Колесникова (1971), содержащий свыше 3000 однокорневых и разнокорневых сходно звучащих слов, разбитых на 1432 гнезда. В 1974 г. вышла в свет книга О.В. Вишняковой «Паронимы в русском языке», состоящая из теоретической части и самого словаря, включающего свыше 500 паронимических пар, а в 1984 г. отдельным изданием был выпущен «Словарь паронимов русского языка» того же автора. В 1994 г. был издан «Словарь паронимов современного русского языка». Авторы - Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева.
ЕГЭ: А2. Лексические нормы. Различай паронимы!
В задании А2 проверяются следующие элементы и виды деятельности: употребление слов в соответствии с их значением. Владение нормами литературного языка.
Чтобы безошибочно выполнить это задание, надо уметь различать ПАРОНИМЫ, т.е. употреблять слова в соответствии с их значением.
ПАРОНИМЫ -- близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории.
Не ошибайтесь в употреблении паронимов!
Вот примеры паронимов
Адресат -- адресант
адресат -- лицо или организация, кому адресовано отправление (получатель);
адресант -- лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
Архаический -- архаичный
архаический -- свойственный старине (архаический взгляд);
архаичный -- вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам (архаичное употребление).
Чтобы безошибочно выполнить это задание, надо уметь различать ПАРОНИМЫ, т.е. употреблять слова в соответствии с их значением.
ПАРОНИМЫ -- близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории.
Не ошибайтесь в употреблении паронимов!
Вот примеры паронимов
Адресат -- адресант
адресат -- лицо или организация, кому адресовано отправление (получатель);
адресант -- лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
Архаический -- архаичный
архаический -- свойственный старине (архаический взгляд);
архаичный -- вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам (архаичное употребление).
Далее пары паронимов без толкования их значения: авторитетный -- авторитарный,
Обратные словари
При изучении русского словообразования (например, при количественной характеристике словообразовательных элементов, при выяснении степени продуктивности тех или иных суффиксов и т.д.) весьма полезными являются так называемые обратные словари (их иногда называют инверсными). В обратных словарях сохраняется алфавитное расположение материала, но не по началу слов, а по концу, т.е. справа налево.
Довольно полным является обратный словарь современного русского языка, составленный под редакцией Г. Бильфельдта («Rückläufiges Wörterbuch der russichen Sprache der Gegenwart», Berlin, 1958). Словарь построен на материале «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и «Орфографического словаря русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро. В словаре содержится около 80000 слов.
Более полным является обратный словарь под редакцией М. Фасмера в шести выпусках (1957-1959). В 1974 г. в Москве издан «Обратный словарь русского языка», содержащий около 125000 слов.
Более полным является обратный словарь под редакцией М. Фасмера в шести выпусках (1957-1959). В 1974 г. в Москве издан «Обратный словарь русского языка», содержащий около 125000 слов.
Источник здесь
03 июля 2012
Орфоэпический диктант
По этой ссылке интерактивный орфоэпический диктант. Обеспечивает очень хорошую тренировку усвоения норм ударения в русском языке. Потренируйтесь!
ЕГЭ: А1. Орфоэпические нормы
Кстати, именно знание орфоэпических норм языка проверялось КИМами в 2012 году. Формулировка задания была такова: в каком слове ударение указано верно (или варианты этого задания)?
Что нужно знать из правил об ударении в русском языке?
Ударение в русском языке силовое, подвижное, разноместное. Вот как характеризуется ударение в учебнике русского языка:
"Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.)." Источник
Предлагаю вам "запоминалки" из пособия С.Ю Ивановой "Экзаменационные "ловушки". Рекомендую эту книгу. Изучив её, можно сдать экзамен на "пять". Итак,
Нормы ударения запомним, без сомнения,
Ударение расставим, если в рифмы поиграем.
Петр I проинспектировал Астраханскую почту
Коллектив Астраханского филиала ФГУП «Почта России» при поддержке Театра юного зрителя и студентов Астраханского государственного университета провёл флэшмоб с участием исторического персонажа — Петра I, основателя почтового тракта.
Действие происходило около «0» километра, расположенного напротив главпочтамта Астрахани. Сотрудники филиала с почтовым флагом в руках, студенты, обычные горожане выстроились в цепочку вокруг верстового столба и далее до входа в почтамт. Под полуденный бой часов на здании главпочтамта Петр I известил собравшихся об Указе Сенату, согласно которому учреждён почтовый тракт Москва —Астрахань. Именно здесь 290 лет назад завершилась установка верстовых столбов вдоль тракта и началось регулярное «хождение почт».
Император вручил участникам флэшмоба 3 конверта с письмами , адресованными в Волгоградский (во времена Петра — Царицинский), Тамбовский и Московский почтамты, которые имеют непосредственное отношение к тракту Москва-Астрахань. В письмах содержалась историческая справка о создании и устройстве тракта и предложение коллегам присоединиться к празднованию знаменательной даты.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)