31 июля 2012

Ещё "запоминалки" правил о чередующихся гласных

"А/О в РАСТ-РОС-?"  -- 
Задам вопрос.
-О- напишу я только в -РОС-
     -ЛАГ- иль -ЛОЖ- узнать легко: 
     Перед -Ж- пишу я -О-.
         " -КАС- иль -КОС-?" -- задам вопрос.
            -Н- за корнем  -- значит -КОС-.
                    -СКОЧ- иль -СКАК-?
                     Запомню так:
                     Корень с -А- включает -КАК-.
Исключения: рОсток, на вырОст, РОстов, подрОстковый, рОстовщик, РОстислав, отрАсль;
полОГ; скАчу, скАчок, скАчкообразно.

30 июля 2012

Татьяна Боровая: "Но снова возвращаться к сочинению как форме контроля НЕ ХОЧУ!"

Как себя чувствует человек, который пытался бороться с ветряными мельницами? Теперь я могу ответить на этот вопрос, потому что среди делегатов Всероссийского съезда учителей, состоявшегося в Москве в июле 2012, единственная проголосовала против резолюции съезда. Не знаю, что чувствовал Дон Кихот, но мне было обидно. Обидно, что пришлось долго просить слова (потому при выступлении голос прерывался, так как хотелось плакать от унижения). Обидно, что те, кто был согласен со мной, промолчали и проголосовали «за». Обидно, что меня так и не услышали…

Презентация книги юного писателя в Петербурге

Лабрадор Умка -- прототип героя книги М. Самарского.  
Повесть  "Радуга для друга" написана от имени собаки-поводыря. 
Обязательно прочитайте эту книгу.

Писатель М. Самарский: «Некоторые учителя меня недолюбливают»


Картинка 1 из 13394
Один из самых юных писателей России, Михаил Самарский, лауреат Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования – 2009», руководитель программы помощи слепым людям «Живые сердца» встретился на Форуме «Селигер-2012» с участниками смены «Технология добра». 
Миша Самарский - 13-летний победитель многожанрового литературного конкурса "Слон" за 2009г., проводимого "ОЛМА Медиа Групп". В 2009 году опубликованы книги "На качелях между холмами" и "Радуга для друга"
«Я не считаю себя гением, мне просто повезло», – с самого начала озвучил свою позицию Михаил. Его слова не оказались пустым звуком, 15-летний молодой человек не стал читать лекций, а просто рассказал, с чего он начал, и с какими трудностями иногда ему приходится сталкиваться. Участников смены «Технология добра» интересовали, в основном, вопросы, связанные с будущей деятельностью молодого благотворителя. Миша рассказал, что не собирается прекращать помогать слепым людям, потому что это дело всей его жизни. «Сейчас я пытаюсь расшевелить чиновников и людей, равнодушных к чужому горю. Слепые люди – такие же, как мы. Они не умеют водить машину, но зато многие из них прекрасно поют, рисуют, пишут»
Участники Форума задали гостю вопрос о планах на будущее. Кроме руководства программой помощи слепым, Михаил планирует стать историком. Его самый любимый период – 20 век, именно тогда жил один из его любимейших персонажей Николай II и близкий ему по духу писатель Владимир Набоков. А на сегодня он закончил 9 класс и планирует уйти в экстернат.

Общие сведения о результатах проведения ЕГЭ в 2012 году


Общее количество участников основного этапа ЕГЭ в 2012 году – 841 566 человек, в том числе 778 324 - выпускники школ текущего года. В дополнительном этапе ЕГЭ принимало участие более 60 тыс. человек.
По результатам пересдачи и апелляций 2,9 % выпускников текущего года не преодолели минимальную границу.
Сдавали 1 предмет – 1,8 % от всех участников ЕГЭ, 2 предмета – 12 %, 3 предмета – 38,5 %, 4 предмета – 37,5 %, 5 предметов – 8,4 %, 6 предметов – 1,4 %, 7 предметов – 0,3 %, 8 предметов – 0,1 %.
Потенциальное число участников приемной кампании из числа выпускников школ текущего года - более 750 тыс. человек, часть из которых могут претендовать на поступление только в учреждения СПО.
По итогам проведения основного этапа ЕГЭ подано около 100 000 апелляций, что примерно в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Таким образом, апелляцию прошли 0,3% экзаменационных работ. Увеличение количества апелляций говорит о повышении прозрачности процедуры ЕГЭ и интересе участников к ознакомлению с результатами работ.
Удовлетворено более 33 000 апелляций о несогласии с результатами и о нарушениях процедуры ЕГЭ. По 31 000 апелляциям баллы участников ЕГЭ увеличены, по 2 000–уменьшены.

О Тотальном диктанте...и, к слову, о привычке к чтению

– Вы принимали участие в проекте «Тотальный диктант». Ваше мнение о нем?
Дмитрий Быков: – С этим проектом случилось то, что случается в России со всеми проектами. Он стал кампанией и модой, не знаю, хорошо ли это, потому как не люблю моду. Если у людей появляется мода на прогулки с белой ленточкой – мне это приятно, как и мода заниматься благотворительностью. А вот тотальный шум вокруг «Тотального диктанта» и тотальное желание всех туда прийти, мне, скорее, претит. Тем более что люди идут туда за высокой самооценкой, ведь у нас очень мало сейчас вещей, за которые мы можем себя уважать, мы все почти ничего не делаем. Нам не дают работать, у нас нет общего дела. Но когда мы идем на тотальный диктант, мы воодушевляемся, что нам сейчас поставят пять за нашу более чем сомнительную грамотность. А большинству ставят два и правильно делают, в результате все уходят разочарованными и злыми. Диктант этого года, написанный Захаром Прилепиным, состоял из трех больших частей. Та часть, которую я диктовал, была очень трудной, много спорных авторских случаев, пунктуация проблематичная, и вообще мне показалось, что этот диктант не для средних умов. Я бы в двух случаях сам засомневался, хотя преподаю русский и литературу.

День Военно-Морского Флота в Астрахани

Морской бой . Артиллерийские катера,  морская пехота, военные пловцы
 

На праздник прибыл царь морской Нептун


Источник здесь

Авторы музейного проекта «Погружение» переместили астраханцев в годы военного времени

28 июля в Астрахани, в Музее боевой славы, состоялась торжественная презентация выставочного проекта «Погружение». Сконцентрировавшись на Сталинградской битве, авторы проекта выполнили сверхзадачу, отобразив в новой экспозиции все ужасы Великой Отечественной войны.
Почему именно «Погружение»? Организаторы экспозиции объясняют такой выбор названия тем, что посетители из современной мирной Астрахани переносятся в четырёхкомнатную квартиру инженера Сталинградского тракторного завода Константина Колесова, где с использованием звукового и светового оборудования воссоздана реальная обстановка 40-х годов прошлого века, то есть, как бы погружаются в реальное время Великой Отечественной войны. Причём каждая комната квартиры отражает определённый период того времени: от начала войны до реальных боёв в городе, от мирного быта до полного разрушения.
Читать полностью здесь
Картинка 5 из 885
Музей Боевой славы в Астрахани.

Различай омонимичные корни!

В дополнение к материалам по заданию А14. Омонимы -- это слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному (различаются омофоны и омографы). И разумеется, имеют разное значение. Нужно уметь различать омонимичные корни.
РазрЯдить (нарЯд) себя в пух и прах; разрЯдить (разрЯд) оружие -- разрЕдить (редкий) густые всходы на грядке.
ВыпАрите жидкость и получите кристаллы;  выпАрите в бане -- выпОрите "молнию" из старой куртки.
СлИзал с ложки сметану, залИзал рану -- мишка-коала медленно залЕзал на дерево, а потом быстро слЕзал с него.
Мой дедушка -- стАрожил нашего села -- долго стОрожил дом.
Он посИдел, посИдел и ушёл. НО! СЕдалищный нерв, сЕдок, сЕдло -- Иван Петрович посЕдел от старости.

Чередование гласных Е // И. "Запоминалки"

-- И-А! Эти корни -- работяги.
Как и я, они трудяги.
В "ослиных корнях" после -И-  всегда -А-!
Осёл кричит: "И-А! И-А!"
          В корне с -И- есть важный знак,
          Он сигналит так: "ИрА, ИгА, ИстА, ИлА!"
          И звучит сигнал, как имя.
                      Эти корни там и тут
                      Всё в порядок  приведут.
                      Лень содержат взаПЕРти.
                      В гости хочешь к ним прийти?
                      Чтоб БЛЕСТело всё вокруг,

29 июля 2012

А14: правописание гласных и согласных в корне слова

Далее в таблицах представлены правила правописания безударных гласных в корне слова
ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

С1: сочинение по тексту Д. Гранина


Известный русский советский писатель Д.А. Гранин размышляет над проблемой сложности человеческой жизни. Как прожить жизнь и «сохранить себя», свои нравственные ценности, что или кто может помочь человеку в этом – такими вопросами задаётся автор данного текста.
Эту важную проблему писатель раскрывает, используя яркое образное сравнение человека с деревом. Детство,  юность, зрелость, переживания, радости и утраты как годовые кольца ствола дерева. Только вот в отличие от дерева, которое сохраняет слой за слоем всё пережитое и не совершает ошибок (предложения 15, 16), в жизни  человека могут быть бесполезно, бесцельно прожитые годы. Автор сожалеет о том, что его  жизнь была не такой совершенной, как в природе (предложения 19, 20).
Раздумывая над проблемой о сложностях жизни, Д.А. Гранин приходит к выводу: чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок – это неизбежно. Он призывает  нас учиться стойкости у живой природы (предложение 22) и быть ближе к «простым и тихим радостям земли».
Я согласна с этим мудрым утверждением.

Спонсор в словаре модных слов

Спонсор. Это английское слово живёт сейчас  в России  даже вольготнее, чем у себя дома. За границей, может быть, спонсорства в целом и больше. чем у нас, но,  понаблюдав за зарубежными коллегами и знакомыми, должен сказать: как-то у них с этим делом обстоит мрачно и занудно. Найти  спонсора чрезвычайно трудно, приходится для этого писать множество бумаг, что-то там доказывать, потом тратить деньги осторожно и аккуратно, отчитываясь за каждый цент. А у нас само слово "спонсор" звучит сладко, как "халва", точнее -- как "халява". Добудет человек спонсора -- и кайфует напропалую. А что там с проектом -- не так уж важно. Напечатали пилотный проект элитарного журнала, устроили фуршет -- ну и ладушки! Основали издательство, а оно ничего не выпустило -- так можно же отчитаться по образцу гоголевского городничего: дескать, церковь строилась, но сгорела. Много в России пожаров...
Теперь о собственно лингвистической стороне дела.

28 июля 2012

Абэ Кобо. "Женщина в песках". Впечатления от прочитанного

Об авторе
Абэ Кобо (1924-1993) -- выдающийся японский писательдраматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахара были сняты кинофильмы. Википедия
Теперь о "Женщине в песках"
Главный герой, энтомолог, отправляется в прибрежный район на поиски насекомых, но по иронии судьбы ловец становится жертвой. Деревушку, где он остановился на ночлег, беспрерывно засыпает прибрежный морской песок. Дома погружаются в глубокие песчаные ямы. Жители,чтобы не погибнуть, вынуждены изо дня в день отгребать песок. По верёвочной лестнице он спустился к дому, где жила одинокая женщина. Наутро лестницы на месте не оказалось -- так гость стал пленником.
Он пытается бежать -- его ловят и возвращают в яму. Он ищет другие способы вырваться из песчаного плена -- и делает открытие, как из песка можно получить воду.  Когда женщину увозят в больницу, он получает наконец возможность подняться наверх, вздохнуть  полной грудью, но ветер показался ему слишком жёстким. Его взору предстало море, но оно было свинцовым и жёлтым одновременно и  страшно неприветливым. И он остаётся в этой жизни, в этой песчаной яме на целых семь лет. Книга заканчивается.
Но книга-то называется "Женщина в песках". Герой попадает в дом к молодой одинокой вдове,  главной заботой которой, как и большинства жителей деревни, является еженощное отгребание песка от своего жилища, чтобы он не завалил дом и  всю деревню. Люди, как проклятые, исполняют эту тяжелую работу. Почему как проклятые? Вовсе нет. Для них это жизненная и единственная, пожалуй, в жизни  необходимость,   главное занятие, смысл жизни. Ужасно, страшно,  в такое трудно поверить.
Ну почему же? Разве не так мы ощущаем себя в рутине повседневности? Прикованные, как рабы к галерам,  к своим каждодневным делам. Об этом  говорит со своим  читателями  писатель. 
А женщина?..
"Женщина в песках, женщина в городе, женщина в деревне, женщина в пригороде,

Каталог заданий по темам

В этом разделе  (сайт "Решу ЕГЭ") представлен тематический классификатор задачной базы. Вы можете прорешать все задания по интересующим вас темам. Зарегистрированные пользователи получат информацию о количестве задач, которые они решали, и о том, сколько из них было решено верно. Цветовая маркировка: если правильно решено меньше 40% задач, то цвет результата красный, от 40% до 80% — желтый, больше 80% задач — зеленый. Если в оба столбца таблицы выделены зеленым, уровень вашей готовности можно считать достаточно высоким.

А13: правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?
Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.
1) 1,2                           2) 2                          3) 2, 3                       4) 1, 3 
Немного теории
Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая - суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.  
Имена прилагательные:
1) Имена прилагательные с суффиксами  -ан-,  -ян-,  -ин- пишутся с одним -н-: глиняный, серебряный, куриный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н-авиационный, родственный.Исключениеветреный, масленый.
3) В  прилагательных,  образованных  от  основы  на    с  помощью  суффикса -н-, пишется два -н-:картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:
Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

27 июля 2012

Волго-Дон в фотографиях

Впереди мост через канал, ведь мы еще в Волгограде


Волго-Донскому судоходному каналу -- 60 лет

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы.  
Канал был построен всего за 4,5 года,

А12: лексическое значение слова

Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности. 
лексическое значение слова
Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п. Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Нос – орган обоняния, находящийся на лице человека, морде животного (прямое); нос – передняя часть судна, летательного аппарата (переносное); нос – клюв птицы (переносное); нос – носок (носы ботинок).
См далее о синонимах, антонимах, контекстуальных синонимах, историзмах, архаизмах, неологизмах, фразеологизмах

26 июля 2012

Астрахань. Бывший дом пионеров

Бывший дом пионеров
«Бывший дом пионеров» на Яндекс.Фотках

А11: морфологический разбор

Для того. чтобы верно выполнить это задание, необходимо  знать части речи, их значение,   морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении
Здесь классификация частей речи в русском языке.
Презентация о самостоятельных частях речи
Служебные части речи
Пройти тестирование по заданиям А11
Видеоролик к заданию А11

"Декамерон по-русски". Иронический детектив

Декамерон по-русскиБалуюсь на досуге детективами. Вот прочитала иронический детектив "Декамерон по-русски" Елены Логуновой.
Сотрудница рекламного агентства Индия давно мечтала примерить на себя роль Шерлока Холмса, и наконец-то случилось счастье: частный детектив Эдик Розов попросил подежурить у него в офисе. Индия охотно заступила на вахту, и клиентка не заставила себя ждать! Правда, дамочка сразу хлопнула дверью, заявив, что сыск не женское дело. Совершенно напрасно она отказалась от помощи – вскоре «сыщица» разглядывала фотографии ее неживого тела… Обвинили в преступлении коллегу Индии Всеволода Полонского. Оказывается, взбалмошная гражданка сначала активно соблазняла Севу, а потом обвинила в домогательствах, вот на него и пало подозрение… Как ни крути, а от этого расследования Индии никуда не деться – оно само приплыло ей в руки!

В шоколаде. Из словаря модных слов

Картинка 1 из 203069В шоколаде. Новёхонькое выражение, ещё не распробованное языковедами.  С давних пор житейское благополучие сравнивалось с вкусной едой: не жизнь, а малина, молочные реки с кисельными берегами, как сыр в масле кататься... Но это всё -- далёкая старина: малину мы теперь употребляем в основном как лечебное средство, кисель последний раз пили в пионерском лагере, сыр и масло -- не деликатесы, а продукты ежедневного питания. А вот шоколад всё-таки осознаётся как некоторая роскошь. К тому же существует множество начинок, традиционно покрываемых шоколадным слоем: изюм, орех, халва -- всё это часто предстаёт "в шоколаде". Вот и пришло кому-то в голову сравнить обеспеченное бытие с существованием такой начинки.

25 июля 2012

Облака, облака...

***
«***» на Яндекс.Фотках

С1: сочинение по тексту В.И. Белова о талантливости человека

          Главная тема произведений одного из выдающихся наших писателей  В.И. Белова --  жизнь современного человека, его внутренний мир. Вот и в данном тексте он размышляет о проблеме талантливого человека. Каждый ли человек наделён каким-нибудь талантом? Нужен ли талант только людям творческих профессий? Что надо делать  для того, чтобы талант развивался? Как не растерять талант, не распылить по мелочам?
            Как и большинство из нас, автор считает, что каждый человек рождается по-своему талантливым, и приводит  пример того,  что ребёнок с самого  младенчества  хочет играть, «то есть жить творчески». Он анализирует, почему со временем  эти творческие задатки  мало-помалу исчезают, и приходит к выводу, что, возможно, человек не нашел своего дела в жизни, не развивал свой талант,   не работал над собой, не  учился. Автор  напрямую связывает  силу духовного потенциала человека с развитием его таланта (предложение 12). Он обращает наше внимание на то, что  нельзя в выборе своего пути, «нахождении себя» поддаваться общественному или семейному влиянию, слепо следовать моде.  Писатель полемизирует с теми, кто считает, что можно говорить о наличии таланта  только у людей творческих профессий (предложения  17, 18).
            К каким же выводам подводит В.И. Белов своих читателей, рассуждая о проблеме талантливости человека? Во-первых, все мы искони талантливы и своеобразны. Однако не все свой талант  смогли сохранить и развить. Из этого следует второй вывод: «Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа». В- третьих, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врождённую талантливость, нужно обладать духовной силой. И наконец,  талантливым может быть не только артист, певец или художник, но и человек любой профессии.
            Проблема, поднятая в данном тексте, касается, пожалуй, каждого из нас. Она была актуальна  для наших родителей в нашем раннем детстве, когда многих из  нас старались определить в разные кружки, секции и школы. Но особенно остро проблема выбора своего пути, соответствующего твоим задаткам и  склонностям,  встает  перед нами сейчас. И я согласна с  мудрыми утверждениями-призывами  нашего замечательного классика.  Выбрать дело по себе очень важно. Стать профессионалом в своей специальности – это счастье, обеспеченная и спокойная жизнь, уважение и признание других людей.  И мне в связи с этим вспоминаются слова Евгения Евтушенко из его раннего стихотворения «Будем великими!»:
Требую с грузчика, с доктора,
С того, кто мне шьёт пальто, --
Всё надо делать здорово --
Это неважно что.