Об авторе.
Абэ Кобо (1924-1993) -- выдающийся японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахара были сняты кинофильмы. Википедия
Абэ Кобо (1924-1993) -- выдающийся японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахара были сняты кинофильмы. Википедия
Теперь о "Женщине в песках".
Главный герой, энтомолог, отправляется в прибрежный район на поиски насекомых, но по иронии судьбы ловец становится жертвой. Деревушку, где он остановился на ночлег, беспрерывно засыпает прибрежный морской песок. Дома погружаются в глубокие песчаные ямы. Жители,чтобы не погибнуть, вынуждены изо дня в день отгребать песок. По верёвочной лестнице он спустился к дому, где жила одинокая женщина. Наутро лестницы на месте не оказалось -- так гость стал пленником.
Главный герой, энтомолог, отправляется в прибрежный район на поиски насекомых, но по иронии судьбы ловец становится жертвой. Деревушку, где он остановился на ночлег, беспрерывно засыпает прибрежный морской песок. Дома погружаются в глубокие песчаные ямы. Жители,чтобы не погибнуть, вынуждены изо дня в день отгребать песок. По верёвочной лестнице он спустился к дому, где жила одинокая женщина. Наутро лестницы на месте не оказалось -- так гость стал пленником.
Он пытается бежать -- его ловят и возвращают в яму. Он ищет другие способы вырваться из песчаного плена -- и делает открытие, как из песка можно получить воду. Когда женщину увозят в больницу, он получает наконец возможность подняться наверх, вздохнуть полной грудью, но ветер показался ему слишком жёстким. Его взору предстало море, но оно было свинцовым и жёлтым одновременно и страшно неприветливым. И он остаётся в этой жизни, в этой песчаной яме на целых семь лет. Книга заканчивается.
Но книга-то называется "Женщина в песках". Герой попадает в дом к молодой одинокой вдове, главной заботой которой, как и большинства жителей деревни, является еженощное отгребание песка от своего жилища, чтобы он не завалил дом и всю деревню. Люди, как проклятые, исполняют эту тяжелую работу. Почему как проклятые? Вовсе нет. Для них это жизненная и единственная, пожалуй, в жизни необходимость, главное занятие, смысл жизни. Ужасно, страшно, в такое трудно поверить.
Ну почему же? Разве не так мы ощущаем себя в рутине повседневности? Прикованные, как рабы к галерам, к своим каждодневным делам. Об этом говорит со своим читателями писатель.
А женщина?..
"Женщина в песках, женщина в городе, женщина в
деревне, женщина в пригороде,
на кухне, в детской, на пляже, в церкви, на
курорте, в магазине, у плиты - везде женщин остается женщиной. Униженной и
оскорбленной, одинокой и забитой, странной и печальной. Смех сквозь слезы,
жизнь с хитрецой, любовь до отчаянья, самоотдача до безвозмездности. Умение
быть женщиной всегда есть великое чудо.Женщина - хозяйка -- женственность в
каждой кастрюльной грани. Женщина - бизнес леди -- отточенные движения, целеустремленность,
продуманность, четкость действий и умение добиваться своего. Женщина врач, учитель,
пилот, кондитер, контроллер, руководящее лицо или просто рядовая
домохозяйка... Она все равно остается той
самой женщиной в песках, как нарисовал ее Абэ Кобо... Верно поймавший
настроение и стиль, психологический портрет и скрытые мотивы... Все верно..."
И еще об одном -- о песке. Произведение Абэ Кобо
-- это целый трактат о песке, его свойствах, особенностях, влиянии на
жизнь и занятия человека. Но прежде всего это философская притча, удивительная
смесь, как отмечают многие читатели, японских созерцательных культурных
традиций, кафкианских мотивов и современных взглядов на мир. Книга заставляет
задуматься об одиночестве человека, о том. что он, как песчинка в дюнах,
незаметен, невидим и движется по воле ветра. Это книга о смысле жизни,
о любви, о ценности всего того, к чему человек обычно бывает равнодушен:
возможности дышать, есть, пить, окунаться в воду, видеть зелёную траву
под ногами и подставлять лицо прохладному ветру...
Наконец о силе писательского воздействия, о таланте автора. Читая книгу, я
испытала примерно вот такие ощущения. "Открываю
книгу, начинаю читать, испытываю какие-то неприятные ощущения на коже. Провожу
рукой по затылку - на руке несколько песчинок. Буквы издают
непонятный шорох. Проглатываю их и чувствую, как песок скрипит на зубах.
Сплёвываю. Неприятная вязкая слюна. Хочется пить. Ищу воду, но не могу
оторваться от книги, из которой на меня начинает всё быстрее и быстрее сыпаться
песок. Захлопнуть книгу, найти воду и напиться! Не
получается! Слова пролетают всё быстрее и быстрее, песок сыпется - вот уже
ног не чувствую, не могу сдвинуться. Мельком вижу, что вокруг меня гора песка.
Глаза слезятся. Знаю, что стали красными, но проверить не могу - глаза
прикованы к песчаным буквам. Кожа начала шелушиться, пошла красными пятнами. А
песок неумолим - сыпется из книжки и сыпется.
Сколько его там? Успею ли я дочитать до того, как меня накроет с
головой? Я в ловушке. Хочу вырваться и не могу. Не из книжки, не из
песка.
Интересно, если читать быстрее, то может
успею?
Проверяю. Убыстряюсь. Песок вместе со мной. Вот уже по грудь, одна рука
засыпана, другой неловко опираю книгу на гору песка и аккуратно переворачиваю
страницы. Почти всё, почти, конец так близок... Ещё чуть-чуть и я свободна...
Вот. Всё.
Дочитываю. Накрывает."
Роман "Женщина в песках" написан полвека назад. Но мне думается, что он не потерял актуальности и сегодня. Может, даже ещё острее стали некоторые наши противоречия с жизнью. Спешим, летим, некогда остановиться, просто нельзя -- накроет... Мы -- как песок. И песок -- наша жизнь, которая уходит сквозь пальцы...
Скачать книгу можно здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий