04 июня 2014

Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: " ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".
Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
пр        правильная речь, правильное письмо, фонетика.
Теперь разберёмся в значении выделенных слов:
под правильной речью подразумевается культура речи;
под правильным письмом - орфография;
фонетика - наука, изучающая звуки речи.
Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

ГИА: сочинение о фразеологизмах

Попытаюсь доказать, что все-таки "шаблоны" смогут помочь учащимся. Я взяла сочинение 5 по тексту демоверсии и на его основе написала сочинение по заданию теста 32 из сборника И.П.Цыбулько. На работу потратила пять минут...здесь
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в  повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
                         
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

03 июня 2014

ГИА: 95 образцов сочинений-рассуждений

По этой ссылке  95 образцов сочинений-рассуждений на лингвистическую тему (ГИА: задание С2). 

ГИА А4. Трудные случаи

Цель данной статьи - предостеречь девятиклассников от ошибки при выполнении задания А4. Напомню, что это задание связано с фонетическим анализом слова. Рассмотрим, в каких случаях возможна ошибка. 


Один из предлагаемых вариантов ответа задания А4 может выглядеть таким образом: 

В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки твёрдые.
Необходимо определить, является ли данное суждение ошибочным.
В данном случае оно ошибочное, т.к. буква Р обозначает мягкий звук, а смягчает её гласный звук И.
Есть ещё гласные, которые могут смягчать предыдущий согласный: Е, Ё, Ю, Я. Смягчает согласный и мягкий знак - Ь.

Обратите внимание на то, что в некоторых словах гласная Е не смягчает предыдущий согласный, например: ТЕСТ, ЭНЕРГИЯ, ИНТЕРНЕТ, МОДЕЛЬ и т.п.
Некоторые согласные всегда остаются твёрдыми, даже если после них следуют вышеуказанные буквы. Это согласные Ж, Ш, Ц. Запомните их!
По этой причине ошибочным будет такое суждение (Ж - всегда твёрдый):

В слове ЖИЗНЬ все согласные звуки мягкие.

Рассмотрим другую формулировку суждения:

02 июня 2014

ЕГЭ по английскому языку: особенности

Сегодня была на ЕГЭ по английскому языку в качестве организатора. Экзамен проводился в соответствии с новыми правилами: с камерами видеонаблюдения  в аудиториях, проверкой металлоискателями при входе в ППЭ. Ученики воспринимали всё это безо всяких эмоций, по крайней мере, так выглядело внешне. 
Конечно, экзамен по иностранному языку не похож на другие экзамены. Требуется максимальная сосредоточенность от участников при прослушивании текстов и выполнении заданий к ним. Здесь напряжение  было заметно. 
Экзамен прошёл в штатном режиме. Немного недочитали инструкцию, поэтому не упаковали диски вместе с КИМами. Однако это не самое грубое нарушение порядка...
Вторым экзаменом в  нашем ППЭ был экзамен по физике. На него отводится больше времени, чем на экзамен по иностранному языку. Тоже всё прошло  в штатном режиме.

01 июня 2014

ГИА как ЕГЭ

Вчера  впервые экзамен в 9 классе проводился по образцу и подобию ЕГЭ. Я работала руководителем ППЭ (пункта проведения экзамена) в чужой школе. Форма экзамена значительно, на мой взгляд, повысила уровень дисциплины участников. "Перемешанные" в разных аудиториях, девятиклассники заметно присмирели. Подождём, какие будут результаты.
Организация  получения уполномоченными  экзаменационных материалов у нас в Астрахани подкачала (нарушился график), но экзамен (это была математика) обошелся без нарушений.

29 мая 2014

ЕГЭ: 29 мая

Посмотреть изображение в Твиттере
На стене в ситуационном центре Рособрнадзора расположен огромный экран, на котором идет одновременная прямая трансляция примерно из ста аудиторий по всей России, где сдают ЕГЭ. Аудитории на экране сменяют друг друга каждые несколько секунд.
Источник здесь

25 мая 2014

Фразеологизмы: список ссылок

Викисловарь. Список фразеологизмов
Словарь фразеологизмов
Самые известные русские фразеологизмы 
Полный список русских фразеологизмов

ГИА: фразеологизмы (задание А3)

Некоторым 9-классникам трудно даётся задание А3 в КИМах ГИА. В частности, если требуется найти фразеологизм. Предлагаем  материал о фразеологизмах из Краткого теоретического курса  русского языка Е.И. Литневской.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица.
Фразеологизмы изучаются в лексикологии, а не в синтаксисе потому, что во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению, является его эквивалентом (приказать долго жить = умереть), фразеологизмы являются единым членом предложения (Он пришел к шапочному разбору – обстоятельство, ср.: Он пришел поздно), а главное, в составе свободного словосочетания каждое слово сохраняет свое значение, слова в них можно переставить или заменить на другие, фразеологизм же отличается постоянством состава, воспроизводится в речи как готовая единица, значение большинства фразеологизмов не равняется сумме значений составляющих его компонентов.

ЕГЭ: способы выражения сказуемого (задание В8)

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Далее характеристика каждого вида сказуемого и способы его выражения.Публикуем по просьбе читателя блога.

22 мая 2014

Минобразования хочет вернуть медали для школьников

Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, предлагает поощрять школьников «за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности». Критерии оценки успехов не уточняются, пишет1 «Коммерсантъ».

19 мая 2014

Минобрнауки: ЕГЭ можно будет сдавать три раза

Минобрнауки готовится приказ, допускающий сдачу единого госэкзамена (ЕГЭ) три раза по одному предмету, пишут1 «Известия» со ссылкой на министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Это будет возможно как в случае получения неудовлетворительной оценки, так и при желании выпускника улучшить свой результат.
«Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, обеспечить непрерывный процесс сдачи», — пояснил он. По словам министра, это позволит «существенно разгрузить, как проверяющих, так и самих учеников».

18 мая 2014

Десять условий успешного обучения ребёнка (памятка для родителей и учителей)

Современные родители часто стараются помочь детям в обучении. Часто делают это неумело, во вред ребёнку. Предлагаю небольшую ПАМЯТКУ для родителей. Подтолкнула меня на составление такой памятки небольшая статья в блоге доктора педагогических наук Милтона Рамиреса (Эквадор).
В принципе многие учителя на первых родительских собраниях убеждают молодых пап и мам, как необходимо организовать домашнюю учебную работу. Надеюсь составленная памятка поможет и родителям, и педагогам.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.

17 мая 2014

ГИА: подготовка к заданию В8

Образец формулировки задания:
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с 
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.
Что должен знать ученик, выполняя задание В8?
Существует 3 вида соподчинения придаточных предложений к главному:
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.

16 мая 2014

36 тем сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)

1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)

15 мая 2014

Губернаторы больше не будут отвечать за результаты ЕГЭ

Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2014 года не будут использованы для оценки деятельности губернаторов, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу Рособрнадзора Сергея Кравцова.
По его словам, недавно был подписан указ, в соответствии с ним этот показатель исключается из числа тех, по которым оценивается деятельность глав регионов. Он заменен на показатель сокращения числа школ, ведущих обучение в две-три смены.
Указ вступает в силу с 1 января 2015 года, оценка 2014 года будет проводиться уже в 2015 году. Соответственно, работа губернаторов в этом году не будет оцениваться по результатам ЕГЭ.
Глава Рособрнадзора добавил, что приветствует такое решение, и отметил, что не очень правильно оценивать работу губернаторов по количеству двоек, полученных выпускниками школ на ЕГЭ.
Источник

О знаках препинания в БСП. Сочинение по тексту из Открытого банка заданий

Здесь предлагается теоретическое обоснование и  примеры из текста для сочинения-рассуждения (С2) на ГИА. Текст из задания  № 8D360A Открытого банка заданий.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Г. Григорян: "В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями".
Возможный фрагмент сочинения-рассуждения.
Бессоюзные сложные предложения  отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями. Однако именно смыслом определяются  в письменной речи знаки препинания, а в устной речи -- интонация.

14 мая 2014

Почему дети делают ошибки и как их научить писать грамотно

(Из учебного пособия по правописанию)
Чтобы помочь школьнику не делать ту или иную ошибку, нужно понять, почему он ее делает, то есть установить какие механизмы «не срабатывают» в его сознании в момент письма, а какие «срабатывают», но некстати. А для этого, в свою очередь, нужно знать, каковы эти механизмы, то есть как они работают у человека грамотного, решившего проблемы правописания.

Вслед за А.М.Пешковским мы считаем, что в большинстве случаев орфографические и пунктуационные ошибки имеют свое объяснение в следующем: в языковых навыках пишущего отсутствует способность к членению речевого потока.

13 мая 2014

ГИА: аргументы к сочинению о роли языковых единиц (по цитате М.В. Панова)

Подскажите, пожалуйста, какие аргументы лучше взять из текста по цитате Панова:" Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу." (Здесь  предлагаются аргументы  для подтверждения высказывания М.В. Панова. Их несколько. Можно выбрать два в соответствиии с требованиями к сочинению-рассуждению. Обратите внимание на необходимость раскрыть роль  той или иной единицы в языке и конкретно в данном тексте).

Из текста:

1.Широко распространенное явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение.

12 мая 2014

ГИА: пошаговая инструкция по написанию сочинения С2

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

11 мая 2014

ГИА: образцы сочинений на лингвистическую тему

Начинаю серию публикаций в помощь 9-классникам для подготовки к ГИА. Здесь размещены  шесть  вариантов сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (часть С2):  о значении союзов, о местоимении, богатстве русского языка и о связи лексики и грамматики.

            Сочинение о значении союзов
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: "Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 
Союз – служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы  подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

16 апреля 2014

Подведены итоги Тотального диктанта


В международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант», которая прошла 12 апреля, приняли участие 352 города на 6 континентах. Количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в два раза и составило 64 тысячи человек.
По подсчётам организаторов в диктанте приняли участие 263 российских города и 89 городов из 47 стран ближнего и дальнего зарубежья.

13 апреля 2014

Точка, точка, запятая... О впечатлениях с Тотального диктанта

Диктант мы написали.  Собралось много народа -- 129 человек. Всё прошло в соответствии с программой: видеоролики о диктанте, спонсорах, видеообращение автора диктанта  и  авторское прочтение текста, представление интересных участников Тотального диктанта. 
Я диктовала текст. Он хорошо звучит, его  легко было читать, да к тому же на этот раз "диктаторов"    штаб снабдил  текстами с разметкой пауз. Публика спокойно писала. Впрочем, школьному учителю не составляет большого труда продиктовать текст хоть для тридцати, хоть для  ста тридцати человек и удержать их внимание. 
У нас очень  профессиональная экспертная группа учителей-филологов. Мы  быстро проверили работы, некоторые перепроверили и подвели итоги. 
Алексей Иванов в своем видеообращении предупредил  тотальников, что текст трудный и будет много запятых. Они-то  и стали камнем преткновения для многих...

11 апреля 2014

Завтра в 15.00. Место встречи -- Астраханский государственный технический университет

Вместе со всем миром мы пишем завтра Тотальный диктант. Наша площадка -- в Астраханском техническом университете. В Астрахани  будет ещё две площадки: в Астраханском государственном университете и  в магазине "Современник", а также ещё несколько в области. Ждём всех желающих проверить свою грамотность, тех, кто хочет участвовать в  этом уникальном международном проекте. Ни пуха ни пера!

09 апреля 2014

Есть миллион!

Сегодня к вечеру преодолена отметка в  один миллион просмотров моего блога. Менее чем за четыре года существования это хороший итог. С чем я себя и поздравляю. Конечно, есть над чем работать и что усовершенствовать, однако осознание того, что  блог нужен ещё  кому-то, кроме меня,  приносит удовлетворение.