От мотивации зависит эффективность учебной и профессиональной деятельности. Важно знать, что есть два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация связана с обстоятельствами, которые мотивируют человека к действиям, а внутренняя — с мыслями, эмоциями и личными намерениями. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию человеку нужно быть убежденным в том, что ему нравится заниматься той или иной деятельностью. Результат будет вознаграждением для человека.
Но для начала надо выяснить, что является причиной низкой внутренней мотивации учеников. Это может быть просто нежелание учиться или ошибки, которые родители допустили при воспитании ребёнка. Например, одной из ошибок может быть «стратегия избегания» — когда человек уходит от трудных ситуаций. Обучение может быть той самой трудной ситуацией для ученика, поэтому стоит разобраться в сути конкретной проблемы и постараться устранить её.
Более 50 лет назад американская учительница Барбара Шил в ходе эксперимента выяснила факторы, которые привели к росту внутренней мотивации учеников. Ими оказались — свобода действий, поддержка со стороны учителя, снабжение техническими и иными средствами изучения материала, а также возможность общаться друг с другом.
Снабжение средствами изучения материала — это, вероятно, самый актуальный фактор на сегодняшний день. Егор Алексеевич Королёв — учитель профильного журналистского класса при Санкт-Петербургском государственном университете поделился несколькими полезными советами, которые смогут помочь мотивировать учеников и вызвать у них интерес к учёбе:
- Необходимо использовать для обучения смартфоны и планшеты.
«Не говорить детям "ах вы злодеи, уберите свои телефоны". Нет. Правильно будет "возьмите телефоны и давайте займемся делом". То есть будем учиться, развлекаясь».