Правило:
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
06 сентября 2020
Правило морфемного разбора
Как правильно делать морфемный разбор
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.
О морфемном разборе и критерии Винокура
Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик ¬ стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.
Другие статьи по теме:
Алгоритм морфемного членения основы.
Как разбирать слова со связанными корнями.
Можно посмотреть на странице блога "Для уроков". Целевая аудитория: учителя и ученики.
Выставлен ли суффикс -ин- в ВИТРИНЕ?
В каких словах есть суффикс -ин-, а в каких его нет? Докажи, используя критерий Г.О. Винокура
31 августа 2020
Читательский дневник четвероклассника
"Мой читательский дневник" ссылка О книгах, которые прочитал мой внук Артём. Блог он ведёт с моей помощью, как и все дети, которые делают это под руководством взрослых.
30 августа 2020
Подборка тем к новым направлениям 2020-2021 учебного года
Забвению не подлежит
(исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых
не имеет срока давности).
1)
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
2)
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых
продолжается в памяти живых»?
3)
Как исторические события влияют на судьбу человека?
4) Почему нельзя забывать историю своего
народа?
5)
Как произведения искусства становятся бессмертными?
6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого
грозит его повторением?
7)
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
8) Какие личности остаются в истории?
9)
Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
10)
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
1)
Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
2) Почему важно быть толерантным?
3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?
4)
Может ли человек выжить без общения?
5) Почему люди не понимают друг друга?
6)
Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь
человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
7)
Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
8) Почему многие люди зависят от мнения
окружающих?
9) Всегда ли нужно стремиться к полному
взаимопониманию с близкими людьми?
10)
Почему общество не принимает некоторых людей?
1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
2)
Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
3)
Нужно ли читать книги в XXI веке?
4)
Можно ли назвать поколение Z потерянным?
5)
Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый
признак безнравственности»?
6)
Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
7)
Важно ли сохранять связь между поколениями?
8)
Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
9)
Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
10)
Можно ли говорить о деградации современного поколения?
1)
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
2)
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
3)
Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое
прекрасное и нужное в жизни человека»?
4)
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
5) Сложно ли жить в эпоху перемен?
6) Как изменился человек благодаря
техническому прогрессу?
7)
Почему многие люди боятся перемен?
8) Влияют ли культурные изменения в обществе
на мировоззрение человека?
9) Как меняется человеческое мышление в эпоху
инноваций?
10) Всегда ли жизненные перемены ведут к
лучшему?
1)
Что значит быть совестливым человеком?
2)
Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
3) Почему появляются «умные ненужности»
(«лишние люди»)?
4)
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди
похожи на реки?
5)
Каждый ли человек ищет смысл жизни?
6)
Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум
с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
7)
Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
8) Что происходит с человеком, который не
хочет развиваться?
9)
Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
10)
«Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
В
комментариях можете предложить свои темы.
Читать далее: https://4ege.ru/sochinenie/60086-temy-itogovogo-sochinenija.html
29 августа 2020
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Забвению не подлежит. Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие. При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен. В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой. Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/616-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2020-21.html
Новые направления тем итогового сочинения в выпускных классах в 2020/21 учебном году.
1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
4. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).
5. Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/616-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2020-21.html
Расписание итогового сочинения 2020/21
Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году - 2 декабря 2020 года. Дополнительные сроки - 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачёт»/«незачёт». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложени
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/617-raspisanie-itogovogo-sochineniya-2020-21.html
2020 - 2021 учебный год
О сложившейся ситуации, об организации учебного процесса в новом учебном году общеизвестно. Вчера вечером обо всём рассказала на родительском собрании в своём 8 а классе. Вместе с родителями были дети. Кажется, порядок и требования понятны. Будем их выполнять.
Для учителей накануне прошли августовские чтения в институте повышения квалификации. Основная тема -- цифровизвция образования. Наша область включена в эксперимент по апробации цифровой образовательной среды. Суть его в оснащении школ техническими возможностями, обучении педвгогов, наполнении соответствующим контентом образовательной платформы, применение новаций учителями.
О классном руководстве и бесплатном питании. У нас так же, как везде по России. Кстати, на сайте школы выложено 10-дневное меню для 1 - 4 классов.
Об анализах и прививках: ждём их проведения.
Из всего вышесказанного следует: учителей ждёт большая работа. С началом учебного года всех нас!
09 августа 2020
Марина Клейн. "Звёзды и тернии"
Стожарск – закрытый город. В него сложно попасть и еще сложнее уехать, в школах преподаются необычные предметы, а изучение звезд запрещено законом. Уже много лет здесь появляются странные небесные создания…
Вега была уверена, что защищает мир, пока не открыла страшную тайну: Странники, которых ей велели уничтожать, не несут никакой угрозы. Но тогда почему губернатор и ее таинственный соперник Ильгекарт сражаются с ними? Как с этим связана организация «Корона Астралиса», в которой состояли родители Веги? Что за неведомая болезнь убивает жителей города?
Чтобы разобраться во всем этом, Вега и ее новый друг Ден отправляются в путешествие по звездному миру. Им предстоит разгадать загадку своего рождения, узнать множество тайн Вселенной и попытаться спасти Стожарск, пока не стало слишком поздно.
Мой отзыв. Очень полезное и добротное подростковое фэнтези. Прочитала с большим интересом и получила удовольствие.
30 июля 2020
К вопросу о ...счастье
Биологическую точку зрения идеально передает слоган нью-эйдж: «Счастье идет изнутри». Деньги, статус, пластические операции, роскошные дома, власть – всё это не даст счастья. Долговечное счастье приходит лишь изнутри – это серотонин, дофамин и окситоцин.
23 июля 2020
О "Краткой истории человечества"
Sapiens. Краткая история человечества. Юваль Ной Харари
Захар Прилепин. "Взвод". Офицеры и ополченцы русской литературы
22 июля 2020
"Современная песня" -- предсказание на все времена
21 июля 2020
"Любви все возрасты покорны..." А дальше что у Пушкина?
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая даёт
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мёртвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Печален страсти мёртвый след...
20 июля 2020
Почему полезно делиться знаниями?
19 июля 2020
17 июля 2020
16 июля 2020
Трудно быть богом. (Разговор Руматы с Будахом)
получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда
получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
-Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу,
постепенно!
- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
14 июля 2020
"Я, конечно, вернусь"...
Доктор филологических наук (1992), профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ, академик Академии русской современной словесности (Из Википедии).
Аннотация к книге "Высоцкий"
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/160