Новые тексты ОГЭ из Открытого банка заданий ФИПИ ссылка
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
15 мая 2023
14 мая 2023
90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского
Поэт для "физиков" и "лириков", покоривший сердца сотен тысяч читателей в СССР и за рубежом, Андрей Вознесенский был звездой советской литературной сцены. Его слушали стадионы, а среди его знакомых и приятелей были мировые знаменитости XX века: Пабло Пикассо, Жаклин Кеннеди и многие другие. Неприятелей тоже было достаточно. О том, как Вознесенского читали и критиковали, о его творческом методе и движении от лирики к визуальному искусству — в нашем материале к 90-летию поэта и художника.
13 мая 2023
Для запоминания. Метод пиктограмм
Конспектировать и запоминать информацию
можно разными способами. Один из них — метод пиктограмм. Он заключается в том,
что ключевые мысли текста записываются в виде символов. Например, на картинке к
этому посту мы зашифровали такое предложение: «Звёзды — это шарообразные
светящиеся тела, состоящие из газа».
В чём плюсы такого метода?
1. С его помощью школьник глубоко прорабатывает материал: сначала выбирает из
текста главное, затем ищет способы отобразить ключевые мысли в пиктограммах.
2. Информация легче запоминается. Нашему мозгу проще мыслить образами, чем
словами. А если ученик сначала придумал образ, затем изобразил его, а потом
перечитал готовый конспект, он хорошо усвоит и надолго запомнит материал.
3. На пиктограммы удобно ориентироваться во время пересказа текста.
4. Метод развивает абстрактное и ассоциативное мышление, воображение,
творческие способности.
Как научиться записывать слова, предложения и целые тексты пиктограммами?
Использовать
общепринятые символы (огонь — тепло, часы — время и т.п.). Если ничего не
приходит в голову, можно обратиться к коллекциям иконок в интернете (например,
на этом сайте: https://www.flaticon.com/ru/).
Использовать
личные ассоциации. Совершенно не обязательно, чтобы символы в записи были
понятны другим, главное, чтобы сам школьник понимал их смысл.
Придумать
способ для обозначения частей речи. Как, например, отличить «зелень» от
«зелёного» и от «зеленеет»? Самый простой вариант — дописывать окончания.
В сложных
случаях делить слово на части и придумывать символы к ним.
Не
ограничиваться линейным изложениям материала. Иногда удобнее записывать
пиктограммы в таблицы, иногда — в виде древа с расходящимися ветвями и т.д.
н
А вы пробовали использовать метод пиктограмм сами или с учениками? Поделитесь
опытом в комментариях.
12 мая 2023
Аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ: актуально
Аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ 2022-2023 учебного года ссылка
11 мая 2023
Как написать отзыв о прочитанной книге
Презентация о том, как написать отзыв о прочитанной книге по ссылке
10 мая 2023
Гиперактивный ребёнок в классе. Что делать?
1. Принять гиперактивного ребёнка как данность. Гиперактивность — это медицинский диагноз. Ребёнок ведёт себя так, потому что не может иначе, и задача взрослых — не «сломать» его, а помочь адаптироваться.
2. Ограничить отвлекающие факторы на уроке. Посадить за первую парту, попросить убрать со стола все лишние предметы.
3. Давать возможность двигаться в течение занятия: выйти к доске, раздать тетради и т.п.
4. Использовать в работе с ребёнком планы, алгоритмы, схемы с чётким порядком действий. Они помогут ребёнку последовательно выполнять задания и меньше отвлекаться.
5. Предлагать разные типы заданий, чтобы выполнение упражнений не становилось рутинным.
6. Разбивать объёмные задания на фрагменты. Этот совет, как и предыдущий, актуален для всех учеников, но для гиперактивных детей особенно.
7. Не снижать оценку за оформление работы. Гиперактивным ребятам тяжелее, чем остальным, соблюдать аккуратность. В их тетрадях обязательно будут исправления и помарки. Но если педагог каждый раз станет снижать оценку за оформление, а не за ошибки, это существенно снизит мотивацию школьника.
8. Не отказывать в просьбе ученика повторить задание, объяснить его по-другому.
9. Научить следить за временем. У гиперактивных учеников могут быть искажённые представления о времени. Поэтому при выполнении работ им пригодится таймер.
10. Помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Ребёнок с гиперактивностью будет более эмоциональным и импульсивным, чем его сверстники. Это может отпугивать других ребят. Поэтому полезно давать гиперактивному школьнику поручения, связанные с командной работой, причём на активных позициях. Это поможет ему найти своё место в коллективе.
09 мая 2023
08 мая 2023
Песни войны и Победы: 35 стихотворений
В блоге "Вокруг книг" (который я очень люблю и, случается, цитирую) было несколько подборок о символах Дня Победы: Минута молчания, Вечный огонь, Обелиски, Бессмертный полк... И непременной составляющей праздника являются песни о войне. О них поэтическая подборка здесь
Песни Великой Отечественной войны — яркая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. Песни, созданные в годы войны, навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма. В канун 25-летия Победы Г. К. Жуков на просьбу корреспондента назвать любимую песню ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусами многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Эх, дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни, потому что в них отразилась большая душа народа».
07 мая 2023
Подходы к анализу художественного текста. Часть 2
Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 2" ссылка
О семиотическом, имманентном, структурном, компаративном, интертекстуальном подходах к анализу художественного текста.
Подходы к анализу художественного текста. Часть 1
Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 1" ссылка
Что такое герменевтический анализ произведения? Что является предметом художественной антропологии? Каковы современные научные подходы к анализу образа персонажа? Ответы на эти вопросы содержатся в данной презентации. Она из программы курсов повышения квалификации "Школа современного учителя русского языка и литературы: достижения российской науки".
06 мая 2023
Формирование правильного понимания кибербезопасности и роли искусственного интеллекта в её обеспечении у старшеклассников
Проект "Формирование правильного понимания кибербезопасности и роли искусственного интеллекта в её обеспечении у старшеклассников".
05 мая 2023
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ ссылка
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке
- Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по русскому языку (2023 г.)
- Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по русскому языку (2022 г.) __
- Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по русскому языку (2020 г.)
- Фонетика (pdf)
- Орфоэпический словник (pdсамf)
- Лексика и фразеология (pdf)
- Словарик паронимов (pdf)
- Грамматика. Морфология (pdf)
- Грамматика. Синтаксис (pdf)
- Орфография (pdf)
- Пунктуация (pdf)
- Выразительность русской речи (pdf)
- Речь (pdf)
- Тренировочные задания (pdf)
III. Видеоконсультации
04 мая 2023
Все темы итогового сочинения 3 мая 2023 года
146. Что значит победа над самим собой?
147. В чём проявляется любовь к жизни?
149. Существует ли что-то, неподвластное времени?
150. Как Вы понимаете утверждение героя романа «Война и мир» Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить»?
151. Когда гордость становится разрушительной для человека?
153. Какую роль в жизни человека играет мечта?
241. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?
03 мая 2023
Открытые варианты КИМ ЕГЭ 2023
ФИПИ опубликовал открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года ссылка
Русский язык: russkij-jazyk_var_1_2023.pdf | СочинениеИсточник: fipi.ru
Опубликованы открытые КИМ ЕГЭ-2023 по 15 учебным предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика, биология, история, география, обществознание, литература, английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык и китайский язык.
Как отметили в Рособрнадзоре, открытые варианты заданий позволят выпускникам еще лучше подготовиться к Единому государственному экзамену, а также потренироваться в выполнении вариантов экзаменационных работ, которые были во время досрочного периода сдачи ЕГЭ в 2023 году. По каждому из 15 учебных предметов ФИПИ предоставил для ознакомления один вариант.
В пресс-службе Рособрнадзора напомнили выпускникам, что на сайте ФИПИ для них есть разделы: «Навигатор подготовки» и «Открытый банк тестовых заданий ЕГЭ». В «Навигаторе подготовки» в помощь ребятам опубликованы методические рекомендации по самостоятельной подготовке к экзаменам 2023 года, есть разделы по темам, а также даны ссылки на видеоконсультации с экспертами. В этих материалах можно найти советы от разработчиков КИМ ЕГЭ, пояснения о новых типах заданий и рекомендации по их выполнению. Также даны тренировочные задания новых типов, ответы на них и критерии оценивания. В «Навигаторе подготовки» еще есть ссылки на учебники и уроки «Российской электронной школы», которые пригодятся при повторении тем, по которым есть задания в экзаменационных работах. «Открытый банк тестовых заданий ЕГЭ» также поможет ребятам сориентироваться в экзаменационном материале и потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на экзамене.
С 26 апреля Рособрнадзор запустил онлайн-марафон «ЕГЭ – это про100!», в рамках которого проводятся встречи по подготовке к ЕГЭ по разным учебным предметам. Во время эфира эксперты рассказывают, как лучше подготовиться к экзаменам, на какие нюансы следует обратить внимание при выполнении заданий, какие есть изменения и о многом другом.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета»
02 мая 2023
Этапы работы над итоговым сочинением
Рабочая тетрадь "Этапы работы над итоговомым сочинением", составленная учителем русского языка и литературы Белой Лидией Николаевной ссылка
ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?
• Все 11-классники России пишут сочинение в один день;
• испытание проходит на базе неродной школы;
• 6 тем (по 2 теме из каждого раздела); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;
• экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;
• сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
• использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
• списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;
• качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).
01 мая 2023
Кто такая Елена Блиновская: почему ее называют инфоцыганкой и что такое «Марафон желаний»
Сразу скажу: Блиновская меня совсем не интересует. Не знала я о ней ничего до сих пор -- и сто лет бы не знать. Её миллиарды, дни рождения за 120 миллионов, марафоны желаний и прочее, прочее -- по ту сторону моего отношения к жизни. Пишу пост ради другого.
Второе. Надеяться на то, что ваши проблемы рассосутся кем-то и с помощью чьёго-то совета, по-моему, глупо. Так же, как и обрести финансовую грамотность, всего лишь заплатив большую сумму. Чудес таких не бывает. Надо работать над собой, всю жизнь учиться. Вот реальный путь самосовершенствоваться и добиться чего-то в жизни.
Третье. Люди! Вы не задумывались над тем, как вас обманывают (просто говоря -- дурят) на этих самых околопсихологических марафонах? Зарабатывая по миллиарду в год...
Грустно мне, старой учительнице, становится от такого массового увлечения нашего народа стремлением исполнить свои желания, заплатив две, десять, двести, триста тысяч за лапшу на уши...марафон желаний.