14 мая 2023

Андрей Вознесенский. "Васильки Шагала"

Андрей Вознесенский. Визуальная поэзия

 



ИСТОЧНИК

90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского

 ИСТОЧНИК

    Поэт для "физиков" и "лириков", покоривший сердца сотен тысяч читателей в СССР и за рубежом, Андрей Вознесенский был звездой советской литературной сцены. Его слушали стадионы, а среди его знакомых и приятелей были мировые знаменитости XX века: Пабло Пикассо, Жаклин Кеннеди и многие другие. Неприятелей тоже было достаточно. О том, как Вознесенского читали и критиковали, о его творческом методе и движении от лирики к визуальному искусству — в нашем материале к 90-летию поэта и художника.

    Читать полностью

13 мая 2023

Для запоминания. Метод пиктограмм

 ИСТОЧНИК

Конспектировать и запоминать информацию можно разными способами. Один из них — метод пиктограмм. Он заключается в том, что ключевые мысли текста записываются в виде символов. Например, на картинке к этому посту мы зашифровали такое предложение: «Звёзды — это шарообразные светящиеся тела, состоящие из газа».

В чём плюсы такого метода?
1. С его помощью школьник глубоко прорабатывает материал: сначала выбирает из текста главное, затем ищет способы отобразить ключевые мысли в пиктограммах.
2. Информация легче запоминается. Нашему мозгу проще мыслить образами, чем словами. А если ученик сначала придумал образ, затем изобразил его, а потом перечитал готовый конспект, он хорошо усвоит и надолго запомнит материал.
3. На пиктограммы удобно ориентироваться во время пересказа текста.
4. Метод развивает абстрактное и ассоциативное мышление, воображение, творческие способности.

Как научиться записывать слова, предложения и целые тексты пиктограммами?
🔹 Использовать общепринятые символы (огонь — тепло, часы — время и т.п.). Если ничего не приходит в голову, можно обратиться к коллекциям иконок в интернете (например, на этом сайте: 
https://www.flaticon.com/ru/).
🔹 Использовать личные ассоциации. Совершенно не обязательно, чтобы символы в записи были понятны другим, главное, чтобы сам школьник понимал их смысл.
🔹 Придумать способ для обозначения частей речи. Как, например, отличить «зелень» от «зелёного» и от «зеленеет»? Самый простой вариант — дописывать окончания.
🔹 В сложных случаях делить слово на части и придумывать символы к ним.
🔹 Не ограничиваться линейным изложениям материала. Иногда удобнее записывать пиктограммы в таблицы, иногда — в виде древа с расходящимися ветвями и т.д.
н
А вы пробовали использовать метод пиктограмм сами или с учениками? Поделитесь опытом в комментариях.

10 мая 2023

Гиперактивный ребёнок в классе. Что делать?

 ИСТОЧНИК

Учителя не понаслышке знакомы с гиперактивными детьми. В современной школе такие ребята есть почти в каждом классе, и они требуют повышенного внимания со стороны педагога. Делимся рекомендациями, как работать с такими учениками. Будем рады, если вы дополните их в комментариях и поделитесь своим опытом.

1. Принять гиперактивного ребёнка как данность. Гиперактивность — это медицинский диагноз. Ребёнок ведёт себя так, потому что не может иначе, и задача взрослых — не «сломать» его, а помочь адаптироваться.

2. Ограничить отвлекающие факторы на уроке. Посадить за первую парту, попросить убрать со стола все лишние предметы.

3. Давать возможность двигаться в течение занятия: выйти к доске, раздать тетради и т.п.

4. Использовать в работе с ребёнком планы, алгоритмы, схемы с чётким порядком действий. Они помогут ребёнку последовательно выполнять задания и меньше отвлекаться.

5. Предлагать разные типы заданий, чтобы выполнение упражнений не становилось рутинным.

6. Разбивать объёмные задания на фрагменты. Этот совет, как и предыдущий, актуален для всех учеников, но для гиперактивных детей особенно.

7. Не снижать оценку за оформление работы. Гиперактивным ребятам тяжелее, чем остальным, соблюдать аккуратность. В их тетрадях обязательно будут исправления и помарки. Но если педагог каждый раз станет снижать оценку за оформление, а не за ошибки, это существенно снизит мотивацию школьника.

8. Не отказывать в просьбе ученика повторить задание, объяснить его по-другому.

9. Научить следить за временем. У гиперактивных учеников могут быть искажённые представления о времени. Поэтому при выполнении работ им пригодится таймер.

10. Помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Ребёнок с гиперактивностью будет более эмоциональным и импульсивным, чем его сверстники. Это может отпугивать других ребят. Поэтому полезно давать гиперактивному школьнику поручения, связанные с командной работой, причём на активных позициях. Это поможет ему найти своё место в коллективе.

08 мая 2023

Редкая версия песни "Катюша"

Песни войны и Победы: 35 стихотворений

   В блоге "Вокруг книг" (который я очень люблю и, случается, цитирую) было несколько подборок о символах Дня Победы: Минута молчанияВечный огоньОбелискиБессмертный полк... И непременной составляющей праздника являются песни о войне. О них  поэтическая подборка  здесь

    Песни Великой Отечественной войны — яркая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. Песни, созданные в годы войны, навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма. В канун 25-летия Победы Г. К. Жуков на просьбу корреспондента назвать любимую песню ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусами многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Эх, дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни, потому что в них отразилась большая душа народа».

История моей семьи -- история моей Родины

Презентация моей ученицы Арины А. ссылка

Вечный огонь, журавли и голуби -- символы Мира и Победы


07 мая 2023

Подходы к анализу художественного текста. Часть 2

Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 2" ссылка

О семиотическом, имманентном, структурном, компаративном, интертекстуальном подходах к анализу художественного текста.

Подходы к анализу художественного текста. Часть 1

Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 1"  ссылка

Что такое герменевтический анализ произведения? Что является предметом художественной антропологии? Каковы современные научные подходы к анализу образа персонажа? Ответы на эти вопросы содержатся в данной презентации. Она  из программы курсов повышения квалификации "Школа современного учителя русского языка и литературы: достижения российской науки".

06 мая 2023

Формирование правильного понимания кибербезопасности и роли искусственного интеллекта в её обеспечении у старшеклассников

ИСТОЧНИК

    Есть такой блог "Алые паруса. Проект для одарённых детей". В нём публикуются очень интересные работы  -- проекты по самым разным областям знания, авторами которых являются ребята  от первого класса до одиннадцатого. Я читаю блог давно и вот обнаружила совершенно потрясающий проект по кибербезопасности, выполненный учеником 11 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к этой форме учебно-исследовательской работы, он информативен, полезен в повседневной жизни, квест, который описан в работе, можно повторить со своими учениками.

 Проект "Формирование правильного понимания кибербезопасности и роли искусственного интеллекта в её обеспечении у старшеклассников".

05 мая 2023

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ ссылка

Русский язык
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке

04 мая 2023

Все темы итогового сочинения 3 мая 2023 года

 Источник

«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

141. От чего зависит счастье?
142. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
143. Согласны ли Вы с утверждением героя романа М.А. Булгакова: «Трусость – самый страшный порок»?
144. Что такое счастье?
145. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?

146. Что значит победа над самим собой?
147. В чём проявляется любовь к жизни?
149. Существует ли что-то, неподвластное времени?
150. Как Вы понимаете утверждение героя романа «Война и мир» Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить»?
151. Когда гордость становится разрушительной для человека?
153. Какую роль в жизни человека играет мечта?
241. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?

03 мая 2023

Открытые варианты КИМ ЕГЭ 2023

     ФИПИ опубликовал открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года  ссылка

Русский язык: russkij-jazyk_var_1_2023.pdf | Сочинение

Источник: fipi.ru

    Опубликованы открытые КИМ ЕГЭ-2023 по 15 учебным предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика, биология, история, география, обществознание, литература, английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык и китайский язык.

    Как отметили в Рособрнадзоре, открытые варианты заданий позволят выпускникам еще лучше подготовиться к Единому государственному экзамену, а также потренироваться в выполнении вариантов экзаменационных работ, которые были во время досрочного периода сдачи ЕГЭ в 2023 году. По каждому из 15 учебных предметов ФИПИ предоставил для ознакомления один вариант.

    В пресс-службе Рособрнадзора напомнили выпускникам, что на сайте ФИПИ для них есть разделы: «Навигатор подготовки» и «Открытый банк тестовых заданий ЕГЭ». В «Навигаторе подготовки» в помощь ребятам опубликованы методические рекомендации по самостоятельной подготовке к экзаменам 2023 года, есть разделы по темам, а также даны ссылки на видеоконсультации с экспертами. В этих материалах можно найти советы от разработчиков КИМ ЕГЭ, пояснения о новых типах заданий и рекомендации по их выполнению. Также даны тренировочные задания новых типов, ответы на них и критерии оценивания. В «Навигаторе подготовки» еще есть ссылки на учебники и уроки «Российской электронной школы», которые пригодятся при повторении тем, по которым есть задания в экзаменационных работах. «Открытый банк тестовых заданий ЕГЭ» также поможет ребятам сориентироваться в экзаменационном материале и потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на экзамене.

    С 26 апреля Рособрнадзор запустил онлайн-марафон «ЕГЭ – это про100!», в рамках которого проводятся встречи по подготовке к ЕГЭ по разным учебным предметам. Во время эфира эксперты рассказывают, как лучше подготовиться к экзаменам, на какие нюансы следует обратить внимание при выполнении заданий, какие есть изменения и о многом другом.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета»

02 мая 2023

Этапы работы над итоговым сочинением

     Рабочая тетрадь "Этапы работы над  итоговомым сочинением", составленная учителем  русского языка и литературы Белой Лидией Николаевной ссылка


   ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

   ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ? 

• Все 11-классники России пишут сочинение в один день; 

• испытание проходит на базе неродной школы; 

• 6 тем (по 2 теме из каждого раздела); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут; 

• экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов; 

• сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»; 

• использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами); 

• списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо; 

• качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).

Читать полностью

Итоговое сочинение. 12 лайфхаков

01 мая 2023

Кто такая Елена Блиновская: почему ее называют инфоцыганкой и что такое «Марафон желаний»

  Источник

    Сразу скажу: Блиновская меня совсем не интересует. Не знала я о ней ничего до сих пор -- и сто   лет бы не знать. Её миллиарды, дни рождения за 120 миллионов, марафоны желаний и прочее, прочее -- по ту сторону моего отношения к жизни. Пишу пост ради другого.

    Первое. Меня удивляет, сколько легковерных людей находится в мире, что могут повестись на разные чудеса в надежде разбогатеть, сделать карьеру, стать успешным, прослушав всего лишь псевдонаучные рассуждения какого-то там коуча. Что они псевдонаучные -- доказано психологами.

    Второе. Надеяться на то, что ваши проблемы рассосутся  кем-то и с помощью чьёго-то совета, по-моему, глупо. Так же, как и обрести финансовую грамотность, всего лишь заплатив большую сумму.  Чудес таких не бывает. Надо работать над собой, всю жизнь учиться. Вот реальный путь самосовершенствоваться и добиться чего-то в жизни. 

    Третье. Люди! Вы не задумывались над тем, как вас обманывают (просто говоря -- дурят) на этих самых околопсихологических марафонах? Зарабатывая по миллиарду в год...

    Грустно мне, старой учительнице, становится от такого массового увлечения нашего народа стремлением исполнить свои желания, заплатив две, десять, двести, триста тысяч за лапшу на уши...марафон желаний.

Праздник весны и труда