20 мая 2024

Издалека долго течёт река Волга...

20 мая отмечается День Волги Этот праздник впервые отметили в 2008 году во время проведения Х Международного научно-промышленного форума «Великие реки» в Нижнем Новгороде. Волга – одна из крупнейших рек в Европе, ее длина составляет 3530 км.
Волга у Астрахани
В дельте Волги

19 мая 2024

Пионер -- всем ребятам пример! Будь готов! Всегда готов!


 

Был такой праздник -- День пионерии

Кто придумал штрих код?

Источник

Штрих-код, или штриховой код, является универсальным методом автоматизированной идентификации продукции или товаров. Этот изобретательный способ помогает ускорить процессы сканирования и учета товаров в магазинах, складах и других сферах деятельности. Но как он появился?
Идея создания штрих-кода возникла в середине XX века. В 1948 году американский инженер и изобретатель Джозеф Вудленд (Joseph Woodland) вместе с Бернардом Сильвером (Bernard Silver) придумали первый прототип системы автоматической идентификации товаров с помощью черных и белых полосок. Их вдохновила задача автоматического считывания данных на товарах в магазинах, чтобы упростить и ускорить процесс оформления покупок.
Однако, их первый прототип использовал ультрафиолетовые краски и натянутую нить, что не было практичным и эффективным решением. В 1970 году нормы для стандарта штрих-кода были разработаны Джорджем Лаурером (George Laurer), инженером из компании IBM. Он создал символ, который называется Universal Product Code (UPC), или Универсальный Код Товара. UPC стал стандартом в США и с тех пор был широко принят в мире.
С течением времени штрих-коды стали неотъемлемой частью розничной торговли и логистики. Они позволяют автоматизировать учет товаров, сокращая время и потребность в ручной работе. Сегодня существуют различные стандарты штрих-кодов, такие как EAN, Code 39, Code 128 и другие, применяемые в зависимости от конкретных потребностей и отраслей применения.

18 мая 2024

Кто назвал "Евгения Онегина" энциклопедией русской жизни?

 Источник

Фраза «роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни» часто встречается в литературоведческих и популярных текстах. Во многих из них она не оформлена как цитата.

Современные исследователи отмечают, что эта фраза была оценкой конкретного автора, а не коллективным признанием пушкинских заслуг. Первым выражение «энциклопедия русской жизни» употребил литературный критик Виссарион Белинский. Он в середине 1840-х годов создал серию статей «Сочинения Александра Пушкина» и в девятой из них, которая называлась «Евгений Онегин» (Окончание)», написал:
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей, и на последующую русскую литературу?
В 1840-е годы Белинский был влиятельным автором, к его мнению прислушивались, поэтому это яркое выражение из его статьи постепенно стало афоризмом. Ученые считают, что формулировка прижилась потому, что современники Пушкина видели роман в стихах как текст, наполненный множеством бытовых деталей и отсылок к ним. По «Евгению Онегину» и в наши дни можно изучать повседневную жизнь 1820-х годов. Критик и исследовательница Анна Жучкова писала: «Евгений Онегин» — помимо социального устройства России, где особенно подробно представлено, конечно, дворянство (провинциальное, московское, столичное), и экскурсов в экономику и историю — раскрывает культурные и духовные устремления русского общества: от споров карамзинистов и шишковистов и проблемы русского литературного языка — до западной философии; от развенчания штампов романтизма до констатации проблемы индивидуализма; от восхищения русской природой до сожаления об устройстве российских дорог".

Но литературоведы обращают внимание и на то, что выражение «энциклопедия русской жизни» сегодня можно считать неполным. Филолог Алексей Любжин в статье «Почему „Евгений Онегин“ не энциклопедия русской жизни» указывал, что Пушкин писал о повседневном укладе дворян — петербургских жителей и уездных помещиков, но не раскрывал быт крестьян, горожан средних сословий, церковников. Также он отмечал, что роман не отражает многие важные аспекты общественной жизни той эпохи. Например, ничего не говорит об образовании в Российской империи: «Массовые явления не привлекают к себе пушкинского внимания, он описывает (в значительной части в рамках литературного топоса) либо уходящую натуру, либо частные явления». Любжин считает, что Пушкин сознательно писал только о людях своего круга и не ставил перед собой задачу полноценно отразить реалии России первой трети XIX века.
Виссарион Григорьевич Белинский. Большая Российская энциклопедия

13 мая 2024

12 легендарных военных снимков

 Источник

Фотокорреспонденты Великой Отечественной войны делали снимки под обстрелами и бомбежками, в окопах, на кораблях и аэродромах. А еще запечатлевали повседневную жизнь — в партизанских отрядах, осажденных городах и в тылу. Эти работы вошли в историю мирового фотоискусства и обвинительные материалы Нюрнбергского процесса. О том, что стоит за легендарными фотографиями, порталу «Культура.РФ» рассказала Ирина Толкачева — искусствовед, историк фотографии, член жюри Международного фотоконкурса и фестиваля «Свет и цвет».
Галина Санько. Узники фашизма. 1944 год
Галина Санько, фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация», санитарка и шофер, прошла всю войну до Берлина и Дальнего Востока, получила ранение и была награждена медалями и орденом Красной Звезды. О фронтовых буднях вспоминала просто: «Боялась ли я? Боялась. Сколько раз в аду обстрела я желала, чтобы уж попали в меня, чтобы настал конец… Возможно, в моих военных фотографиях есть что-то женское, потому что я действительно женщина. Но я не знаю что, потому что жила я как мужчина».
Эту фотографию Санько сделала в концлагере в Петрозаводске
. Историю ее создания автор описывала так: «Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними заговорить, но они упорно не отвечали. Сделав несколько фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне: «Тетя!» Ребята плакали, повторяли сквозь слезы: «Мама…» Снимок стал одним из обвинительных свидетельств против нацистов на Нюрнбергском процессе.
Эммануил Евзерихин. Сталинград, фонтан «Дети». 1942 год
До войны Эммануил Евзерихин фотографировал Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция, великие стройки, арктические экспедиции и спортивные парады. В войну снимал для Фотохроники ТАСС на многих фронтах, дошел до Праги, был награжден орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. Наиболее известны его снимки из разрушенного Сталинграда.
На фото — вокзальная площадь и типовая скульптура фонтана после налета фашистской авиации. Снимок вошел в историю фотографии и стал одним из самых сильных образов войны и разрушенного мирного детства.
Читать дальше

12 мая 2024

...Придёт, придёт и наше время

Николай Ульянов, "Пушкин с женой
на придворном балу", 1936.
А. С. Пушкин
Роман в стихах
"Евгений Онегин"
Глава II
И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный...
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

11 мая 2024

Грабель или граблей: как правильно?

Майские праздники прошли, в разгаре посевной сезон — в ход идут тяпки, лопаты, секаторы. Но трудно придется дачнику, в сарае которого не припасено хороших, надежных грабель. Или граблей? Разбираемся.

Правильно: грабель/граблей
По поводу этого слова обычно возникают три вопроса: употребляется ли оно в единственном числе, где в нем ударение и как правильно использовать его в форме родительного падежа — «грабель» или «граблей»?
На первый вопрос ответ короткий — нет, только во множественном. Слова «грабля» не существует.
С ударением тоже всё просто — во всех падежах оно падает на первый слог:
А в воскресенье шахматисты от души поработали грАблями.
Не шумите, товарищи, грАблей у нас на всех хватит.
А вы, дорогуша, остаетесь сегодня без грАбель.

Ответ на третий вопрос — «грабель» или «граблей» — будет таким: обе формы считаются равноправными, но «граблей» — это скорее разговорный вариант. То есть если вы хотите продемонстрировать друзьям и коллегам ювелирный уровень владения русским языком, лучше говорить «грабель».
И по традиции несколько примеров из жизни:
Ну спасибо, Илюша, только грабель твоих нам тут не хватало.
Ну как же ты, Кристина, — на субботник и без грабель?
Исаак Данилович Шило применил дедуктивный метод и выследил злоумышленника по следам от грабель.


Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/931682-grabel-ili-grabley-kak-govorit-pravilno

10 мая 2024

Такой разный Пушкин: каким видели поэта художники прошлого

 Источник

Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети: во всех школьных кабинетах русского языка и литературы выделен, кажется, персональный гвоздь для его изображения. Поэтому детали внешности Александра Сергеевича известны многим по «популярным» работам Кипренского или Тропинина. Но на сам образ поэта смотрели в разные эпохи по-разному – одни видели титана, гения, другие – загнанного обстоятельствами человека, третьи – творческую личность. К 220-летию со дня рождения Пушкина (статья опубликована 06 ИЮНЯ 2019 | 10:54| КУЛЬТУРА) «Диалог» выбрал портреты, где образ «солнца русской поэзии» может удивить, а также узнал, какие истории скрываются за холстами с бакенбардами, кудрями и цилиндром.

Друг в халате Пушкина и поэт за работой

Портрет Александра Пушкина работы художника Карла Мазера называют посмертным – однако художнику в 1839 году позировал вполне живой на тот момент человек – заказчик, друг поэта и адресат множества пушкинских писем Павел Нащокин. Чтобы приблизиться к исторической правде, он даже надел халат, принадлежавший Пушкину.
Н. П. Ульянов. Пушкин за рабочим столом. 1936-1937

Читать дальше

09 мая 2024

Мои герои Бессмертного полка

Это видео от имени моего внука Артёма

Они живы, пока мы их помним!

Первый Парад Победы прошел в Москве 24 июня 1945 года

Первый Парад Победы прошел в Москве 24 июня 1945 года. Его принимал маршал Жуков, а расчетами командовал маршал Рокоссовский. В строю стояли непосредственные участники боев, прославленные герои и полководцы. К основанию Мавзолея полетели знамена разгромленных фашистких формирований.

07 мая 2024

Откуда пошла поговорка «Жить на широкую ногу»?


 Это крылатое выражение обычно означает вполне безбедное существование. Говоря "живет на широкую ногу" мы подразумеваем, что кто-то живет очень неплохо, с завидным размахом, не жалея средств на удовлетворение своих потребностей. Но как появилось это выражение? Давайте проследим его историю.
По версии лингвистов эта поговорка пришла к нам из Англии времен правления Генриха II Плантагенета, сына графа Анжуйского Готфрида Плантагенета.

Доподлинно известно, что король Генрих II долгое время страдал от нароста на большом пальце правой ноги, что приносило ему немалые страдания. Какие только методы лечения он не испробовал, от этой проблемы ничего не помогало. Тогда он решил облегчить себе болезненные ощущения и страдания при ходьбе, приказав сшить ему башмаки с длинными, острыми, загнутыми вверх носками. Маловероятно, что король хотел стать настоящим законодателем мод, однако он им стал.
Не прошло и нескольких недель, как вся английская знать выстроилась в очереди к сапожникам за такой же "носатой" обувью. Каждый старался выглядеть как король, заказывая туфли все длиннее и длиннее, при этом вельможи набивали носки своих туфель сеном, чтобы они не сваливались с ног. Чтобы остановить это безобразие, король в скором времени издал указ, строго ограничивающий длину возможного обувного носка: простые граждане могли носить башмаки с носком не длиннее 15 см, бароны и рыцари - 30 см, а графы - до 60 см.
Именно с той поры стало легко отличить высшую знать от среднего класса, ведь они в буквальном смысле могли позволить себе "жить на широкую ногу". Так обувь с невероятно длинными носками стала своеобразным показателем богатства ее владельца. Поэтому позднее выражение «жить на широкую ногу», стало непосредственно указывать на возможность человека жить в роскоши.

06 мая 2024

Сколько раз похищали «Мону Лизу»?

"Мона Лиза", легендарное произведение Леонардо да Винчи, становилась объектом внимания воров и похитителей несколько раз. Однако ее похищение в привычном смысле произошло только однажды.
В 1911 году "Мона Лиза" была похищена итальянцем Жоржем Верном, сотрудником Лувра. Целью похитителя, видимо, было возвращение полотна на родину, в Италию. Два года похититель хранил картину дома, а затем попытался продать ее флорентийской картинной галерее, на чем и был пойман.
С тех пор "Мона Лиза" больше не похищалась, ведь Лувр обеспечил ее невероятной системой защиты.
"Мона Лиза" защищена множеством мер безопасности, предназначенных для предотвращения кражи. Картина расположена в специально оборудованной комнате с надежной стойкой охраны. Помещение также оснащено современной системой видеонаблюдения. Перед картиной установлено толстое защитное стекло, чтобы предотвратить физический доступ к полотну. Также имеется защитное ограждение для дополнительной безопасности. Кроме того, картина оборудована системой тревог и датчиками, которые могут реагировать на любые необычные движения, попытки близкого приближения или другие подозрительные события.
Интересно, что самым «похищаемым» произведением живописи считается Гентский алтарь братьев ван Эйк (XV век). Разные его панели, коих всего 12, крали семь раз. Одна из панелей не найдена до сих пор.
В 2015 году я совершила путешествие по Европе. И была в том числе в Париже. К "Моне Лизе" я подходила четыре раза. Как-то так получалось, что  кружила по Лувру и снова и снова возвращалась в эту специально оборудованную комнату со знаменитой картиной. Воочию она не произвела на меня должного впечатления. Сообщают, что полотно убрали из экспозиции музея из-за того, что отзывы о картине были не самые благоприятные. Разумеется, этот великолепный шедевр остаётся шедевром на все времена.

05 мая 2024

С Пасхой: лучшие открытки и душевные картинки

«Известия» подготовили картинки и открытки к Пасхе
Каждый год в Светлое Христово Воскресенье россияне обмениваются праздничными открытками с изображением цветных яиц, храмов и куличей. В современном мире большой популярностью пользуются электронные поздравления, однако еще в начале XX века по всей стране рассылали тысячи бумажных открыток, которые хранились получателями как настоящие драгоценности. «Известия» рассказывают об истории пасхальных открыток и делятся теплыми поздравлениями с праздником.

Чаще всего на пасхальных открытках изображали маленьких ангелов, куличи, яйца, весенние пейзажи, праздничные угощения и традиции, например, христосование. Люди бережно хранили эти изящные картинки с теплыми пожеланиями от близких. Многие не расставались со своей коллекцией на протяжении всей жизни.
Во время Первой мировой войны среди религиозных стали появляться и патриотические сюжеты. На открытках рисовали военных, сестер милосердия, членов императорской семьи. Особой популярностью в то время пользовалась карточка с Николаем II, дающим пасхальное яйцо солдату.

Пожелания на Пасху — праздник 5 мая 2024 года
В день Пасхи православные верующие христосуются. Смысл этого обряда заключается в том, что при встрече люди приветствуют друг друга фразой «Христос воскрес!» и слышат в ответ «Воистину воскрес!», а затем трижды целуются. Однако это далеко не единственный способ поздравить близких с праздником.
Так, вместе с открыткой можно передать и небольшое сообщение с теплыми словами. В Пасху принято желать мира, крепости духа, счастья, мудрости, благополучия и гармонии в семье. Вот несколько примеров:

«Мои дорогие, поздравляю вас с Пасхой! От всего сердца желаю вам счастья, мирного неба и исполнения самых светлых надежд. Берегите друг друга и пусть в ваших сердцах никогда не гаснет огонек веры!»
«Христос воскрес! В этот прекрасный весенний день желаю тебе оставаться добрым и светлым человеком. Пусть все беды и болезни обходят твой дом стороной, а дни будут счастливыми и радостными. С Пасхой!»

«От всей души поздравляю тебя со Светлой Пасхой! Пусть в этот великий праздник твоя жизнь наполнится радостью и вдохновением. Желаю тебе искренней любви, верных друзей и духовных сил. Пусть Господь хранит тебя от всех бед, а печали тают, как снег под весенним солнцем».
«Поздравляю с Пасхой! В этот великий день Иисус Христос воскрес, чтобы победить зло и смерть. Так пусть твоя душа всегда стремится к свету, к высоким целям и благородным мечтам! Желаю тебе крепкого здоровья, счастья и благополучия. Пусть тебя всегда окружают любовь и добро».

С праздником!

04 мая 2024

Что такое квадробика? Новое слово из мира детей и подростков

Несколько дней назад глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина обратила внимание своих подписчиков на новый интернет-тренд — квадробику. Это (своего рода) спорт, главный смысл которого в том, чтобы передвигаться на четырех конечностях и имитировать движения животных.
Новый тренд был замечен Екатериной Михайловной в Likee — соцсети, популярной среди детей и подростков. В коротких видео, посвященных квадробике, они, часто в масках и с хвостами, прыгают, бегают и иногда кусаются, подражая движениям и поведению животных.
Название этого вида спорта происходит от латинского quattuor («четыре») и английского aerobics («аэробика»). Его главное отличие от спорта традиционного — передвижение на четырех конечностях. Но не то чтобы это совсем новое изобретение — у квадробики очень много общего с паркуром и одним из современных направлений йоги, которое называется Animal Flow (методика тренировок с собственным весом, основанная на движениях на четвереньках).
Изобретателем квадробики считается японец Кенити Ито по прозвищу Человек-обезьяна. В детстве его дразнили обезьяной, но «он не обижался», потому что обезьян уважал. Однажды в зоопарке взрослый Кенити увидел, как стремительно может передвигаться на четырех конечностях мартышка-гусар, самое быстрое животное среди приматов. И захотел научиться делать так же. В результате в 2015 году он стал рекордсменом Книги рекордов Гиннесса, на четвереньках пробежав стометровку за 15,71 секунды. Это быстро — чтобы получить золотой знак ГТО, российскому мужчине в возрасте 18–29 лет нужно ногами пробежать 100 м за 13,5 секунды.
Главное отличие квадробики от паркура и йоги заключается в том, что спортсмены «выступают» в масках животных, часто имеют отношение к субкультуре фурри и иногда странно себя ведут — например, лают на прохожих или даже кусаются.
Повторять движения «квадробиков» из Likee категорически не рекомендуется без хорошей суставной разминки и при наличии таких заболеваний, как артрит, сколиоз или недавних травм костей и суставов (переломы, вывихи, растяжения).
Ну и в целом, прежде чем начинать прыгать, как кошечка или зайчик, лучше проконсультироваться с врачом и трезво оценить уровень своей спортивной подготовки. Потому что прыжки в зверином стиле чреваты серьезными травмами — можно элементарно сломать себе шею, травмировать локтевые или коленные суставы, повредить запястья или поясницу.
С другой стороны, при аккуратном подходе этот «вид спорта» может быть полезен для координации, сердечно-сосудистой системы, способствовать укреплению мышц и развитию гибкости. Однако все-таки без подготовки (желательно акробатической) и консультации с врачом занятия квадробикой лучше не начинать.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/chto-eto-znachit/5410826-chto-takoye-kvadrobika-novoye-slovo-iz-mira-uvlecheny-detey-i-podrostkov

03 мая 2024

Почему вес бриллиантов измеряют в каратах, а не в граммах?

История измерения веса драгоценных камней, в том числе и бриллиантов, берет свое начало в глубокой древности. Давайте узнаем, что такое карат и почему ими измеряют вес бриллиантов?
Вес бриллиантов измеряли в каратах еще много веков назад. Слово "карат" происходит от итальянского "carato", которое в свою очередь происходит от арабского "qīrāṭ", заимствованного из греческого "kerátion" (κεράτιον), что означает "семя рожкового дерева".
В древности, в особенности в Римской империи, семена рожкового дерева использовались как единица измерения веса и были известны как "карат". Эти семена имели стабильный вес, примерно 0,19—0,20 граммов, что делало их удобным инструментом для измерения веса. Благодаря своей стабильности и долговечности, семена рожкового дерева использовались в различных культурах для точного измерения веса.
Со временем, карат стал стандартной единицей измерения массы драгоценных камней, включая бриллианты. Официальное метрическое определение карата было принято во Франции в 1907 году, а затем в Соединенных Штатах в 1913 году, установив его равным 0,2 грамма. Это стало международным стандартом для измерения массы бриллиантов и других драгоценных камней.

02 мая 2024

Сталинград. Старая мельница и дом Павлова

 Источник

Руины старой мельницы посреди города словно здание призрак.
После завершения Великой Отечественной войны здание не было восстановлено. И сейчас находится на территории музея панорамы "Сталинградская битва".
Мельница была построена в начале 20 века, а если быть точным – в 1903 году немцем Гергардтом. После революции 1917 года здание приняло имя секретаря коммунистической партии и стало называться мельницей Грудинина. Вплоть до начала войны в здании функционировала паровая мельница. 14 сентября 1942 года мельница понесла весомые потери: две фугасные бомбы полностью проломили крышу мельницы, погибло несколько человек. Часть рабочих была эвакуирована из Сталинграда, другие же остались защищать от врага выход к реке.
Стоит отметить, что старая мельница в Волгограде максимально приближена к реке – именно этот факт заставлял советских солдат оборонять здание до последнего. Впоследствии, когда немецкие войска подошли вплотную к реке, мельница была преобразована в пункт-узел обороны 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии.
Став неприступной для врага крепостью, мельница позволила солдатам отвоевать дом Павлова.
Дом расположен через улицу от мельницы. Дом Павлова был после войны восстановлен.
По окончании войны Дом Павлова выглядел так

В течение 58 дней 25 человек отражали ожесточенные атаки гитлеровцев, удерживая сопротивление врага до последнего. Каковы были потери немцев до сих пор неизвестно. Но Чуйков в свое время отметил, что немецкая армия при взятии дома Павлова в Сталинграде понесла в несколько раз больше потерь, чем при взятии Парижа.

01 мая 2024

С 1 Мая: советские открытки с Днем трудящихся, ретроплакаты времен СССР

«Известия» подготовили подборку советских открыток и плакатов к 1 Мая
В России 1 мая отмечают праздник Весны и Труда. Он пришел на смену Международному дню солидарности трудящихся, который праздновали в советское время. Сегодня для многих россиян это просто весенний праздник и дополнительный выходной. «Известия» рассказывают, какие традиции связаны с Первомаем и как его отмечали раньше.

Аудиокнига "Прокляты и убиты"

Аудиокнига по ссылке  https://audio-books.club/book.php?book=%D0%A7%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%8F%D0%BC%D0%B0&ID=8762

"Прокляты и убиты": анализ романа В.П. Астафьева

Роман «Прокляты и убиты» был задуман в трех книгах, в свое время опубликованы две, предполагалось, что в третей будет рассказано о сегодняшнем дне фронтовиков, но в последнее время писатель все чаще говорил о тем, что силы на исходе и третья книга так и не была написана.

Первая книга романа «Чертова яма» (1992) — это метафорическое обозначение казармы, а точнее, полутемных землянок, срубленных из неокоренных сосновых бревен, где в течение двух месяцев обитает карантин. Один из новобранцев, увидев все это, приходит к грустному выводу: «И здесь бардак!»

Время действия романа — поздняя осень 1942 г., место действия — казармы в военном городке, расположенном под Бердском, в Сибири, где призывники 24-го года рождения (ровесники В-Астафьева) должны пройти политическую и боевую подготовку и отправиться на фронт. Но это намерения, а реальность совсем другая. В 21-м стрелковом полку много больных, драки, истязания и даже безнаказанное убийство красноармейца Попцова, совершенное ротным командиром Пшенным, и ответное нападение взбунтовавшегося взвода, чуть было не поднявшею на штыки виновника-офицера. Вершина ужасов — грозный приказ № 227 и начавшиеся показательные расстрелы солдат, невинных братьев Снегиревых.

В. Астафьев не ищет (во всяком случае в первой книге) истоков и мотивов будущей победы, а погружает своих героев в военный быт — писатель вправе выбрать свой, наиболее адекватный его замыслу, творческой индивидуальности ракурс изображения. Он стремится показать то, что еще не было объектом внимания «военной» прозы — страшную изнанку армейской жизни, ее «тягучий, изморный ход», когда за неполных два месяца призывники превращались в доходяг, согбенных старичков с пожухшими глазами, равнодушных ко всему, кроме спанья и еды.

Главный пафос первой книги — обличительный, здесь писатель выступает продолжателем традиций Л.И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»). Астафьев не жалеет сатирических красок для изображения политработников армии, с сарказмом повествует об активистах 20-30-х годов. Автор высмеивает показательный суд над отпетым человеком, картежником, пронырой Зеленцовым, едва не убившим добрейшего капитана Дубельта. Но сатирическое острие направлено не на Зеленцова, а на судей, членов военного трибунала, в разоблачении которых автор использует значащую деталь. На сцене зала, где разыгрывается судебное действо и восседают двое солидных мужчин с малиновыми петлицами, — барельеф («упряжка с вождями мирового пролетариата»). Когда на суде разразился скандал (Зеленцов требовал отправить на фронт жирных судей и его поддержали красноармейцы, согнанные на показательный процесс), «полковник вместе с судебной обслугой поскорее ретировался за сцену, скрылся за упряжку из четырех вождей».

Во второй книге романа под названием «Плацдарм» (1994) обличительный тон так же силен. Здесь описывается сражение за один из двадцати семи плацдармов на правом берегу при форсировании Великой реки (Днепра) осенью 1943 г. По убеждению писателя, это та же чертова яма, только вынесенная на линию фронта. Боеприпасов нет! Продуктов нет! То же равнодушное отношение к солдату, издевательства отцов-командиров, предпочитающих «руководить» операцией с безопасного левого берега реки. Во второй книге достается не только политотдельцам, но и Александру Васильевичу Суворову.

Правда войны — проблема наиважнейшая для каждого писателя-фронтовика. В. Астафьев в разные годы по-разному оценивал то, что и как писалось о войне. В начале 70-х ему казалось, что слишком много создано хороших книг о войне, в 1988 г. он говорил обратное ("Я был на другой войне"). Автор поставил перед собой, можно сказать, амбициозную цель рассказать о своей войне. Действительно, до Астафьева никто не писал так обнаженно о войне с точки зрения солдата.

Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004