13 июня 2024

«У лукоморья дуб зеленый» — это откуда? Тест — помните ли вы сказки Пушкина

Эти сказки мы знаем наизусть с детства, и, чтобы прочитать их детям, порой даже книжку открывать не надо. Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина решили проверить, как хорошо вы помните его творчество. Мы вам — цитату, вы нам — название произведения.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

Это «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Это «Руслан и Людмила»

СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС
по ссылке: https://mel.fm/testy/prover/6920843-u-lukomorya-dub-zeleny--eto-otkuda-test--pomnite-li-vy-skazki-pushkina

«Жил-был поп, толоконный лоб»: что значит слово «толоконный» из знаменитой пушкинской сказки

Недавно мы отметили  день рождения Александра Сергеевича. Давайте разберемся со значением слова «толоконный». Оно попадается детям во второй же строчке «Сказки о попе и работнике его Балде», и мало кто из родителей может сразу объяснить, что именно это слово значит.

Это выражение стало популярным после того, как «Сказка о попе и работнике его Балде» стала классикой и скрепой русской культуры. Несколько поколений детей, говорящих на русском языке, узнают о том, что у попа «толоконный лоб», в среднем в пять-шесть лет. Спрашивают у родителей, те торопливо объясняют, что поп — глуповат, лоб у него — бестолковый и твердый, а почему «толоконный» — ну потому что Пушкин жил очень давно и раньше так говорили.
Настало время наконец разобраться, что там к чему. Итак, «толоконный» — это сделанный из толокна, так называли грубую муку, как правило, овсяную. Ее не мололи, а толкли — то есть просто брали зерна и мельчили их деревянной толкушкой, сейчас так поступают с некоторыми специями.
Таким образом, «лоб, набитый толоконной мукой» — это синоним, например, «дубины стоеросовой» или «опилок в голове», то есть характеристика тугого, упрямого, глупого человека (хотя самый известный обладатель головой с опилками — был совсем не тупым, а очень милым и хитреньким). Но пушкинский поп, который нанял себе работника Балду, всеми этими характеристиками обладал.
На всякий случай напомним, что Балда согласился работать на попа не за деньги, а за право трижды щелкнуть его по лбу после выполнения миссии. Поп был жаден и туповат, платить не хотел и, похоже, не сумел трезво оценить физической мощи Балды — с первого щелка он «прыгнул до потолка», со второго — «лишился языка», а «с третьего щелка вышибло ум у старика». Такие дела.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/chto-eto-znachit/5326974-zhil-byl-pop-tolokonny-lob-chto-znachit-slovo-tolokonny-iz-znamenitoy-pushkinskoy-skazki

12 июня 2024

12 июня -- День России. История праздника

И вновь премьера...

 В мае этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Булата Окуджавы.  В честь этой даты на летней площадке Астраханского драматического театра вчера состоялся вечер-чаепитие "Мы прожили целую жизнь. Я жил впервые". Вечер памяти прошёл в воссозданной атмосфере 80-х годов 20-столетия

Перед зрителями, уютно расположившимися за длинными столами с горячим чаем и сушками, актёрами была представлена жизнь поэта-барда, чьи песни и стихи старшее поколение знает наизусть, помнит и поёт до сих пор.

Заслуженный артист России Павел Ондрин сыграл Булата Окуджаву. В действе, происходящем на сцене и среди зрителей, были  заняты почти все артисты труппы. Они читали стихи, пели песни барда, рассказали его сложную и неоднозначную  биографию. Многие факты из жизни и творчества поэта оказались для меня, в частности, внове.

08 июня 2024

"Евгений Онегин". Экскурсия по страницам бессмертного романа и стихам поэта

Вчера снова была в театре. На премьере спектакля "Евгений Онегин" в Астраханском драматическом театре. Пояснение к названию было такое: экскурсия по страницам бессмертного романа и стихам поэта.
Труппа преподнесла творчество А.С. Пушкина оригинально, соединив пушкинское и наше время, введя в действие танцы, пантомиму, песни и музыку разных жанров. Артисты у нас красивые, Костюмы и классические из пушкинской эпохи, и современные. И этот приём -- делать селфи -- он присутствует почти в каждом спектакле нашего театра.
Стихи бессмертны и в памяти у нас навечно. Я никак не могла избавиться от желания продолжить в уме или закончить начатую актёром стихотворную фразу.
Справедливости ради надо сказать, что порой  во время спектакля пробивалась пошлость, игра была на грани фола. Но безвкусицу сейчас оправдывают, мол, тем, что царит она кругом и всюду. Она -- это то, что мы заслужили. Не согласна с таким мнением.
На все три премьерных спектакля билеты раскуплены полностью. Так в Астрахани отмечаем пушкинский юбилей. А театр мы любим исподволь. Он вдохновляет, облагораживает, в нём перезагружаешься от повседневных дел и суеты. Народ кругом. Мне это тоже нравится. Не забываем ещё и о романтике театрального буфета...

https://vk.com/video-13999788_456239696 видео выхода исполнителей на поклон

Москва... как много в этом звуке


А. С. Пушкин
Роман в стихах
"Евгений Онегин"

Глава VII
Строфа XXXVI

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов1 полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось.
Москва. Пушкинская эпоха
Жерар Делабарт. Вид Моховой и дома Пашкова в Москве
Делабарт Жерар. Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленичной недели. 1795
Памятник А.С. Пушкину в Москве

Откуда пошло выражение «остатки сладки»?

Выражение "Остатки сладки" имеет богатую историю, окутанную легендами и повседневными обычаями. Узнаем, как она появилась.
Согласно словарю разговорных выражений, фраза «остатки сладки» говорит нам о «достоинствах пищи, которая предлагается гостю, опоздавшему к началу застолья». Это выражение также встречается в книге «Пословицы русского народа» Владимира Даля.
Позднее этим выражением часто пользовались родители, бабушки и дедушки, чтобы уговорить ребенка доесть содержимое тарелки до конца. Так говорят и про последний на тарелке кусочек или глоток чего-то вкусного.
Одна из версий появления этого выражения гласит, что поговорка появилась на Руси в голодные времена. Предположительно, это произошло в период Великого голода в начале XVII века. В старину выражение "остатки сладки" означало, что голодному человеку последний кусок пищи кажется самым вкусным.
Вторая теория связывает возникновение этого выражения с торговлей в дореволюционной России. Бывало, что торговцы под конец дня предлагали своим клиентам последние остатки товара по сниженной цене, чтобы избавиться от них поскорей. Иногда это сопровождалось убедительными словами, напоминающими о вкусности и ценности товара.
Постепенно, с течением времени выражение "остатки сладки" прочно поселилось в разговорной речи. Таким образом, фраза "Остатки сладки" стала не просто понятием, а отражением наших традиций, культурных норм и повседневных обычаев. Она звучит как напоминание о том, что ценность не всегда зависит от количества, а последние капли удовольствия могут быть так же ценны, как и первые.

06 июня 2024

"Капитанская дочка" в Астраханском ТЮЗе

 Вчера была на общественном просмотре спектакля "Капитанская дочка" в Астраханском ТЮЗе. Поставила спектакль московско-питерская творческая группа. Актёры наши. Текст в точности по роману А.С. Пушкина. А вот интерпретация новая. Перед зрителями предстают фантасмагорические образы, где каждый персонаж, каждый характер является носителем маски. К этому я никак не могла привыкнуть и не смотрела на сцену -- просто слушала пушкинский текст. Однако когда актёр снимал маску, то это был Петруша Гринёв  из "настоящей" "Капитанской дочки".  Личина же  Емельяна Пугачёва, по-моему, очень соответствовала образу этого персонажа из романа. 

Восьмиклассников я бы не повела на эту постановку. Из-за её "оригинальности". Может, 10-классники смогли бы понять замысел постановщиков с масками и фантасмагоричностью... Всё-таки надо сначала прочитать роман.

Премьерные спектакли "Капитанской дочки" в театре сегодня, завтра и послезавтра.

Фото из Интернета.

Международный день русского языка

 

День русского языка отмечается 6 июня — в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. У этого праздника, как и у любого другого, есть своя история и традиции. В России в день рождения поэта Александра Пушкина — 6 июня — отмечается День русского языка. Великий поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин, можно сказать, создал наш современный русский язык. Если бы не он, возможно, мы бы говорили сейчас как-то иначе. 6 июня в России отмечается Пушкинский день России — день рождения Пушкина. Пушкинский день России раньше, в советское время, назывался Пушкинским праздником поэзии.

«Пушкинский день», посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

 


05 июня 2024

Почему у светоча русской поэзии Пушкина были постоянные проблемы с финансами

 Источник

Это нам Александр Сергеевич оставил великое литературное наследие, а для своей семьи – огромные долги. Почему признанный уже при жизни гений, к тому же не лишенный коммерческой жилки к концу жизни оказался на грани банкротства? Поэт отлично зарабатывал, но этого все равно не было достаточно для того чтобы покрыть расходы его семьи. На что же они тратили деньги?


Оказалось, что «солнце русской поэзии» в общей сложности оставило долгов почти 140 тысяч рублей, около 90 тысяч рублей – это долги перед друзьями и приятелями, а остальное он был должен казне. При этом, его средне годовой заработок составлял 30000 рублей, а за 17 творческих лет он заработал только половину суммы от того, что успел набрать долгами. При этом уровень дохода поэта считался высоким, а значит в перерасчете на деньги тех лет его долги были просто катастрофическими…
Где деньги?

Читать полностью: //kulturologia.ru/blogs/130823/57120/

04 июня 2024

Психологический аспект модниц и любителей рваной одежды

Почему люди так любят следовать модным тенденциям? Как вариант – это стадный рефлекс, который задается сверху. Сначала одежду придумывают, потом затрачивают средства на производство, и кто-то же должен остаться с прибылью. Она запускается в рекламу, показывается на подиумах моделями, ее покупают знаменитости, а дальше как снежный ком. Кто-то хочет быть похожим на кого-то, и покупает себе такую же вещь. Механизм запустился. Но не все стремятся ходить в одном и том же, и это объясняется психологией человека.
Рваная одежда может являться маскировкой скрытых проблем. Для кого-то, например, дырявый свитер как теплый кокон, чтобы укутаться и спрятаться от проблем. Рваные джинсы с откровенными или большими дырами – вызов обществу, но в первую очередь желание спрятать свое слабое состояние, неуверенность.
Психиатр Ирина Медведева заметила, что новый тренд – неряшливость в одежде и прическе – в больничном анамнезе является признаком психического расстройства. В истории больного указывается его внешний вид и опрятность как показатель его состояния. Немытые, не расчесанные волосы, рваная одежда, пуговицы, застегнутые невпопад и многое другое, что создает неряшливый вид – симптом болезни. Как ни странно, но мода навязывает его молодежи как способ выделиться. Но настолько ли он безвредный? Копируя чужие идеи, можно оказаться не в своей тарелке.
Но быть крутым хочется всегда и каждому. В 2024 году мода как будто специально предоставляет такую возможность для всех, причем не нужно будет даже перешивать вещи. Главное – новый подход к их употреблению и сочетанию. Итак, бюджетная мода нового года.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020624/59405/

Как «рваная одежда» стала супермодной и что означает это течение

 Источник

Странная штука мода, которая заставляет по-иному смотреть на вещи, и даже немыслимые наряды становятся последним ее писком. Так случилось со рваной одеждой, которая кажется неприличной, если только это не дань модным веяниям. За ее создание благодарить нужно военных наемников – ландскнехтов, которые не просто вычурно одевались, а ввели моду на ношение одежды с прорезями и дырами. Через века модники ее использовали в своих нарядах и красуются в рваных джинсах. Но если, по их мнению, это красиво, то психологи считают, что у таких людей есть проблемы.

Воины-ландскнехты как законодатели новой моды

Военные наемники - ландскнехты. / Фото: no.pinterest.com
Одежда с прорезями эпохи Возрождения



Читать полностью https://kulturologia.ru/blogs/020624/59405/

03 июня 2024

Кто она - настоящая Татьяна Ларина, жизнь которой была гораздо увлекательнее плода фантазии Пушкина

 Источник

Александр Сергеевич говорил, что у героини его произведения «Евгений Онегин» был реальный прототип. Именно поэтому литературоведы до сих пор спорят о том, кто это мог быть. Версий существует очень много. Говорят, что это могли быть: княгиня Щербатова, Евпраксия и Анна Вульф, Мария Волконская, Наталья Фонвизина. В последнее время исследователи всё больше склоняются к тому, что это была жена генерала Фонвизина. Что говорит внимательное изучение всех материалов и, что столь необычного было в этой женщине, образ которой вдохновлял не только Пушкина?
Поиск прототипа Татьяны
Этот вопрос не давал покоя не одному поколению исследователей. Многие из них и вовсе считают, что образ Татьяны Лариной стал собирательным. Сам Александр Сергеевич при жизни говорил, что у героини есть реальный прототип. Значит он имел в виду одну женщину? И если так, кто же это был? По разным причинам некоторые литературоведы склоняются к кандидатуре Натальи Фонвизиной-Пущиной, в девичестве Апухтиной.

                                                    Наталья Дмитриевна Апухтина
Читать далееhttps://kulturologia.ru/blogs/241222/55058/
Изображение Татьяны Лариной
Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна
Наталья Дмитриевна Фонвизина и памятник ей
Такой Татьяна Ларина была в фильме «Евгений Онегин» 1958 года
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/241222/55058/

02 июня 2024

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку

 Источник

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я воюю уже третий год. Неужто и прежде годы были такие длинные?..»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?». Дайте определение выражению ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Практика задания 4 ОГЭ (на основе ОБЗ ФИПИ)

Задание: установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ

 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

 По ссылке теория и практика к 11 заданию "Анализ средств выразительности"  https://teletype.in/@vsablina/dzsWs17XX4W

В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как  найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW  теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.

В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

 По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)

  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

 Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.

Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.