20 августа 2024

Чиновник, самый любимый и модный беллетрист, тюрьмовед. О графе Соллогубе

Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б ( 8 (20) августа 1813, Санкт-Петербург — 5 (17) июня 1882, Гамбург) — русский чиновник (тайный советник), прозаик, драматург, поэт и мемуарист из литовского рода Соллогубов. Младший брат дипломата Льва Соллогуба, дед князя А. А. Гагарина.
Соллогуб Владимир Александрович. Статья об этом интересном, многогранном человеке по ссылке
От отца моего я наследовал впечатлительность, причинившую мне много горя, от матери -- чутьё истины, создавшее мне много врагов. Оттого в моей литературной карьере всегда перепутывались две стихии. В.А. Соллогуб
Какие книги написал В.А. Соллогуб?
Это не все книги Соллогуба. 
Повесть «Тарантас» --  одно из наиболее известных произведений автора, ставшее незаурядным явлением в русской литературе. Книга родилась из «путевых впечатлений», полученных в ходе путешествия по российской провинции. Писатель воссоздал живую картину жизни скромных чиновников, бедных станционных смотрителей, цыган, оборотистых купцов... В центре сюжета лежит диалог практичного помещика со своим попутчиком молодым  дворянином, едущим в поиске русской самобытности и народности. Они следуют из Москвы в Казань в диковинном тарантасе и обсуждают множество вопросов…
Повесть «Воспитанница», в которой автор предстает ироничным знатоком различных слоев русского общества XIX века, и прежде всего пустого и суетного столичного высшего света.
Повесть «Аптекарша» удостоилась высокого отзыва от В. Г. Белинского в 1842 году: 
«Давно уже мы не читали по-русски ничего столь прекрасного по глубоко гуманному содержанию, тонкому чувству такта, по мастерству формы…». 
Именно середина 1840-х годов стала для Соллогуба периодом наибольшей популярности. Он, по воспоминаниям И. И. Панаева, «сделался самым любимым и модным беллетристом».
В 1842 году вышла статья писателя «О литературной совестливости», во многом направленная против «коммерческой» стороны в литературе того времени и первоначально более резкая, чем в окончательном, печатном варианте. Ответом на статью стал отзыв о ней Ф. В. Булгарина, с этого момента — противника Соллогуба..
Помимо светской повести, Соллогуб в данный период пробовал себя в физиологическом очерке («Медведь»), водевиле («Лев», 1841 год), лирической исповеди («Приключение на железной дороге», 1842 год)
.
⧫ Признаюсь, произведения писателя графа Владимира Соллогуба я не читала. Знаю Фёдора Кузьми́ча Сологу́ба (настоящая фамилия — Тетерников; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русского поэта, писателя, драматурга, публициста, переводчика, сначала провинциального школьного учителя. Видного представителя декадентского направления в русской литературе и русского символизма.
Помню его стихотворение «Недотыкомка серая...», которое Федор Сологуб написал 1 октября 1899 года – в процессе работы над «Мелким бесом». Во единый погибельный круг? Помоги мне, таинственный друг!
И вот теперь ещё один Соллогуб. Кстати, у него был дядя Фёдор Львович Соллогуб -- театральный художник, литератор. Может, найду его (В.А. Соллогуба) какую-нибудь повесть или лучше воспоминания о Лермонтове, с которым Владимир Соллогуб был близок, и прочитаю.
Уверена, что для учеников такие экскурсы и разборы в однофамильцах-писателях очень полезны, чтобы не путались они в Толстых и Соллогубах/Сологубах, которых в школе "проходим".
Меня же такие познания мотивируют, они расширяют мой кругозор, повышают читательскую грамотность.
Читайте книги, судари и сударыни, а особенно отроки и отроковицы!

Группа писателей журнала "Современник":
И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой,
Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев
.

Кто и когда придумал термин «лошадиная сила»?

 Источник

Словосочетание "лошадиная сила" стало давно привычным в мире автомобилей и инженерии, но мало кто задумывался о его происхождении. Кто и когда придумал этот термин и почему он так плотно вошел в нашу жизнь?
Понятие "лошадиная сила" тесно связано с именем Джеймса Уатта, выдающегося английского инженера, чьи исследования и изобретения в области паровой техники оказали огромное влияние на промышленный прогресс.
В конце 18 века Джеймс Уатт, английский инженер и изобретатель, проводил наблюдения за работой лошадей в шахтах, где они вытаскивали тяжелые корзины с углем из глубины. Изучив процесс и оценив его эффективность, Уатт решил использовать это для измерения мощности паровых машин, которые в то время были в стадии разработки. Он обнаружил, что одна лошадь за определенное время может поднять определенный вес угля на определенную высоту. Это привело к тому, что Уатт ввел понятие "лошадиной силы" как меры мощности, сравнивая производительность паровых машин с работой лошадей.
С течением времени термин "лошадиная сила" стал общепринятым и используемым в индустрии машиностроения. В октябре 1960 года он был включен в Международную систему единиц СИ, где одна лошадиная сила была определена как 736 ватт. Это стало основой для измерения мощности двигателей, включая автомобильные, и продолжает использоваться в наши дни.

19 августа 2024

Беседа о школьном этикете

 В начале учебного года будет полезно напомнить ребятам о правилах поведения в школе. Один из вариантов, как это сделать, — провести с учениками беседу о школьном этикете.

В начале беседы можно рассказать, что этикет — это набор норм, часто негласных, которые приняты в той или иной ситуации. Если кто-то нарушает эти нормы, он начинает доставлять неудобства окружающим, поэтому важно, чтобы все соблюдали этикет.
Какие же главные правила этикета действуют в школе?
1. Быть вежливым с окружающими. Общаться со всеми доброжелательно и уважительно. Ко взрослым в школе всегда надо обращаться на Вы и обязательно здороваться, независимо от того, знает ли школьник этого человека или нет. Не забывать благодарить любого, кто помог или сказал что-то приятное. Если школьник случайно кого-то обидел, толкнул, задел, важно сразу извиниться.
2. Приходить вовремя на уроки. Опоздавшие ученики мешает учителю и одноклассникам. В идеале ученик должен приходить в школу заранее, за 10–15 минут до начала занятий, а заходить в кабинет за 2–3 минуты до начала урока, чтобы успеть приготовиться.
3. Не бегать в школьных коридорах и классах. Это часто травмоопасно, причём не только для самого ученика, но и для других людей, которые могут оказаться на его пути.
4. Выглядеть аккуратно. Нужно приходить в школу в чистой одежде и обуви, следить за причёской и тем, чтобы приятно пахнуть, иметь при себе расчёску, платок, влажные салфетки, чтобы быстро решить проблему с внешним видом.
5. Соблюдать тишину на уроке. Если ученик хочет ответить, он должен поднять руку, а не кричать на весь класс. Неуместно перебивать учителя или одноклассника, если тот ещё не закончил отвечать. Всегда нужно дожидаться, когда говорящий закончит свою мысль, и только потом включаться в диалог.
6. Соблюдать чистоту и порядок. Важно переобуваться, приходя в школу, не мусорить в коридорах, намеренно не пачкать стены, столы, подоконники и т.п. Пусть на парте ученика будут лежать только необходимые принадлежности для урока. Даже на перемене не стоит за партой доставать какую-либо еду или напитки, чтобы случайно не испачкать тетради, дневник и учебники.
7. В столовой особенно важно соблюдать чистоту. Не заходить в неё в верхней одежде, мыть руки перед едой, убирать за собой грязную посуду. Во время еды нужно быть осторожным и молчать, чтобы случайно не подавиться, не поперхнуться, не облиться чем-либо самому и не испачкать соседа.
8. Не нарушать тишину в библиотеке. Бережно относиться к книгам, взятым на время. Предупреждать, если не получается вернуть книгу в нужный срок. Если книга потерялась, нужно честно рассказать об этом библиотекарю.
Источники: bez-smenki.ruexpertology.ru

О творчестве Александра Вампилова: «не только чиновники не видели, что это великая драматургия"

Александр Валентинович Вампилов (19 августа 1937 – 17 августа1972) – русский советский драматург, прозаик и публицист. Родился в городе Черемхово Иркутской области в семье учителей. По окончании школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960 году.
Чем знаменит Вампилов?
Вампилов — автор пяти многоактных пьес: «Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Провинциальные анекдоты» (начало–середина 60-х), «Утиная охота» (1967) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Первая постановка прошла в Литовской ССР, в драматическом театре города Клайпеда.
Какому театру в 1972 году было присвоено имя Александра Вампилова?
В 1972 году имя Вампилова присвоено Иркутскому театру юного зрителя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года проводятся фестивали «Байкальские встречи у Вампилова», с 2001 года — Всероссийский фестиваль современной драматургии его имени.
В чем особенности драматургии Вампилова?
Пьесы Вампилова отличаются своеобразностью сюжета. Писатель плодотворно и успешно работал в жанре драматургии. Пусть в этом жанре написано не так много пьес, все они отличаются оригинальностью сюжета, яркостью характеров и насыщенностью конфликта — важнейшие основы для создания качественных трагикомедий.
Памятник Александру Вампилову в сквере у Иркутского академического драматического театра
Почему утонул Вампилов?
Александр Вампилов погиб в августе 1972 года. На волнах озера Байкал, близ берега поселка Листвянка, моторная лодка с драматургом Александром Вампиловым и его другом Глебом Пакуловым налетела на топляк и перевернулась. Волею судьбы спастись было суждено только одному – Глебу.

⧫ При жизни А. Вампилов не был по достоинству оценен современниками. По словам актёра Николая Чиндяйкина, «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали».
Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и Ленинградский Большой драматический театр.
За время литературной работы Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п.
Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Первую Международную олимпиаду по ИИ выиграли российские школьники

Источник 

Сборная команда России добилась лучшего результата в научном туре Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI). Ребят наградили золотыми медалями и серебром в практическом этапе. Они также стали первыми по сумме баллов за оба этапа конкурса.
С достижениями на олимпиаде по искусственному интеллекту ребят поздравил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, заслуженные награды подтвердили исключительный талант участников, упорство и глубину знаний. «Вы доказали себе и всему миру, что Россия в надежных руках будущего поколения, готового решать самые сложные задачи и открывать новые горизонты в сфере технологий. Гордимся вашим достижением и желаем дальнейших успехов в обучении, научной деятельности и в реализации самых смелых проектов! Пусть в будущем ваши знания внесут серьезный вклад в технологический суверенитет России», – сказал вице-премьер.
Золотыми медалями награждены Никита Курлаев, Андрей Грицаев, Андрей Громыко, Анастасия Гайнуллина – учащиеся и выпускники московской школы «Летово», победители и призеры различных олимпиад и конкурсов. Команда готовилась к состязаниям почти 2 месяца. В ходе первого раунда старшеклассники решали три задачи, которые имитировали реальные научные исследования в области искусственного интеллекта. Для этого им понадобились навыки программирования, а также знание библиотек Python и понимание основ машинного обучения. В этом туре представители России набрали абсолютное большинство конкурсных баллов и обошли другие команды. Второй тур был связан с разработкой и проведением экспериментов о поведении программного обеспечения ИИ: ChatGPT, Dalle-2 и других.
Как напоминает телеграм-канал Правительства России, Международная олимпиада по искусственному интеллекту проходила с 9 по 14 августа 2024 года в Болгарии. Финалистами, кроме россиян, выступали школьники из 39 стран. Среди них – Китай, Япония, Канада, Швеция, Нидерланды, США и другие.

Сергей Кравцов: «В этом году медалистами стали 17,5% одиннадцатиклассников»

 Источник

В 2023/24 учебном году выпускники школ впервые за десять лет получили серебряные медали («За особые успехи в учении» II степени). Всего медали обоих достоинств были вручены более 109 тысячам человек, из них золотыми медалями отмечены 65,5 тысячи выпускников, а серебряными – 44,2 тысячи.

В 2024 году школу окончило 624,7 тысячи учеников, соответственно, обладателями золотых медалей стали 10,5% из них, а серебряных – 7%.
Каждый четвертый одиннадцатиклассник стал медалистом в Липецкой области и Республике Башкортостан. Больше 20% учеников удостоены медалей в таких регионах, как Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Московская, Оренбургская, Ростовская, Самарская, Тульская области, республики Дагестан и Татарстан.
«Медали «За особые успехи в учении» – это дополнительная мотивация для ребят прилагать усилия и хорошо учиться. В этом году медалистами стали 17,5% одиннадцатиклассников, то есть примерно каждый шестой выпускник получил золотую или серебряную медаль. Мы возродили традицию вручения серебряных медалей, и благодаря этому решению выросло число учеников, которые смогли претендовать на дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения. Важно, что медалей были удостоены ребята из всех регионов нашей страны, что еще раз подтверждает высокий уровень образования в российских школах», – сказал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Для золотой медали («За особые успехи в учении» I степени) выпускник должен был получить итоговые отметки «отлично» по всем предметам и не менее 70 баллов за ЕГЭ по русскому языку и одному из сдаваемых предметов.
Для получения серебряной медали («За особые успехи в учении» II степени) необходимо по всем предметам иметь итоговые отметки «отлично» и не более двух «хорошо», а результаты ЕГЭ по русскому языку и одному из сдаваемых предметов должны быть не ниже 60 баллов.
Золотая или серебряная медаль дает выпускнику дополнительные баллы при поступлении в вуз. Каждый университет самостоятельно принимает решение о количестве начисляемых баллов, максимальная величина надбавки – 10

Как и когда исчезли фараоны?

 Источник

Древний Египет — это земля, на которой процветали могущественные фараоны, считавшие себя божественными властителями. Но как и когда они прекратили свое существование?
Исчезновение фараонов — это не просто конец правления одного правителя или династии, это завершение эпохи, которая длилась тысячелетиями и оставила непередаваемый след в истории человечества. Этот период закрыл главу в истории Древнего Египта и открыл новую эру в его развитии.
Древний Египет, как цивилизация, прошел множество взлетов, падений и периодов устойчивого процветания. Однако в период Затмения Тельца, около 1070 года до н.э., могущественные фараоны потеряли контроль над страной. Это событие ознаменовало начало конца эпохи фараонов.
Завоевание ассирийцами привело к изменениям в политической и культурной жизни Египта. В последующие столетия, после периода правления фараонов, страна была захвачена персами, затем греками под предводительством Александра Македонского и, наконец, римлянами.
Последними правителями Древнего Египта были Клеопатра VII и ее сын Птолемей XV в 30 году до н.э. Египет пал перед Римской империей, завершив тысячелетнюю эпоху фараонов. Битва при Акциуме в 31 году до н.э., где римская армия под руководством Октавиана одержала победу над Клеопатрой и Марком Антонием, окончательно поставила крест на власти фараонов.
Хотя эпоха фараонов завершилась, их наследие продолжает жить в памятниках древнеегипетской культуры, великих пирамидах, сфинксах, иероглифах и других артефактах, которые удивляют и вдохновляют нас до сих пор.

18 августа 2024

"Эротический роман" и... проза высшей пробы

 18 августа 1958 года в США опубликован роман Владимира Набокова «Лолита».

"Лолита" — роман Владимира Набокова, опубликованный в 1955 году во Франции. После своей американской публикации в 1958 году «Лолита» произвела культурную и литературную сенсацию. Роман представлен как посмертно опубликованные мемуары его антигероя Гумберта Гумберта.
В каком году Набоков уехал в Америку?
Марина Ефимова: В 1940 году Набоков с женой Верой и маленьким сыном Дмитрием бежали из Берлина в Америку. Владимиру Владимировичу было уже 40 лет, и он был вполне и давно сложившимся писателем. Не Набоковым, правда, а Сириным.
О цензурных перепитиях романа "Лолита"по всему миру в статье по ссылке 
«Мне трудно представить себе режим, либеральный ли, или тоталитарный в чопорной моей отчизне, при котором цензура пропустила бы «Лолиту». <…> Как писатель я слишком привык к тому, что вот уже скоро полвека чернеет слепое пятно на востоке моего сознания — какие уж тут советские издания «Лолиты»!»

Так писал Владимир Набоков в послесловии к русскому переводу романа «Лолита». Приятно, что предсказание великого писателя не сбылось. Владимир Владимирович не мог знать, что в какой-то момент советский (российский) читатель будет накрыт волной литературы, издание которой было немыслимо в Стране Советов. Официально в СССР «Лолита» была опубликована только в 1989 году в рамках библиотеки журнала «Иностранная литература». Нельзя не отметить первый тираж — 100 тысяч экземпляров.

Однако еще до официальной публикации «Лолита» пользовалась популярностью в Советском Союзе. Хотя слово «популярность» все-таки весьма странно употреблять в отношении запрещенного к изданию романа. Но, приложив некоторые усилия, люди могли с книжкой ознакомиться — так, в 1969 году «Лолиту» можно было взять на ночь за 5 рублей без разрешения копировать книгу и за 10 рублей — с разрешением.

Как отмечают исследователи творчества писателя, спрос на Набокова и, в частности на «Лолиту», существовал в очень ограниченном кругу людей. В итоге, когда в 1971 году было опубликовано стихотворение Андрея Вознесенского «Фиалки», большинство читателей не могли понять отсылки к набоковскому произведению. «Боги желают кесарева,/Кесарю нужно богово,/Бунтарь в министерском кресле,/А монашка зубрит Набокова». То же самое относится к строчке стихотворения Евтушенко «От желанья к желанью», где говорится о «бесстыдстве детских твоих губ Лолиты».

Ольга Шеховцова в своей статье, посвященной изданию «Лолиты» в Советском Союзе, выделяет четыре периода восприятия романа. Первый из них — 1959–1971 годы. В этот момент «Лолиту» ругают и осуждают, критики использует весь запас возможных оскорблений в адрес романа и автора: «духовный яд», «продукт эмигранта, предавшего и продавшего Родину», «исполненный снобизма и рассчитанный на любопытного мещанина текст», «масскульт с претензией на элитарность, противостоящий подлинной народной культуре».

Случайная цитата по литературе

Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить 
А. ФРАНС

Медный всадник: 18 августа 1782 года

На Сенатской площади в Санкт‑Петербурге 18 августа 1782 года был открыт самый знаменитый памятник Петру I - Медный всадник. По замыслу его создателя скульптора Этьена Мориса Фальконе, памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме Александра Пушкина «Медный всадник».

Кто создал знаменитую скульптуру Медный всадник?
«Ме́дный вса́дник» — монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, созданный в 1768–1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа 1782 года.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.
Что означает змея на памятнике Медный всадник?
Змей, которого топчет копытом его конь, символизирует враждебные силы, которые когда-либо нападали или планируют напасть на нашу страну. Через сто лет после установки Медного всадника в Стокгольме появился памятник Карлу XI.
Что на ногах у Медного всадника?
Петр изображен простирающим руку в сторону Невы, Академии наук и Петропавловской крепости, символически обозначающих главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи.
Почему у Медного всадника сердечки вместо зрачков?
Особенностью ее работы стали зрачки Всадника, выполненные в форме сердечек. Существует легенда, гласящая, что так скульптура хотела признаться в любви к самому Фальконе. Но петербуржцы-то знают, что сердечки вместо зрачков означают, что Петр Великий из глубин веков смотрит на своё творение влюбленными глазами.
Сколько лет строили Медного всадника?
Ме́дный вса́дник — самый знаменитый памятник Петру I. Создан в 1768—1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Как называется камень на котором стоит памятник Петру Первому?
7 октября 1770 года Гром-камень был выгружен на Сенатской площади. Идея надписи на памятнике принадлежит Фальконе. Мастер сказал государыне: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: "Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая".
Откуда привезли камень для Медного всадника?
В Лахту «поезд» прибыл 7 апреля 1770 года, остановившись на берегу Финского залива возле пристани, специально построенной для погрузки постамента. Перевозка Гром-камня по воде из Лахты до Сенатской площади в Петербурге являлась не менее сложным делом, чем перемещение его по суше.
Как спасали Медный всадник во время Великой Отечественной войны?
Ко второй группе относились крупные монументы, которые было решено укрыть мешками с песком и деревянными щитами. Под руководством скульпторов – рестораторов рабочие таким образом защитили Медный всадник, памятник Николаю I, монументы Ленину у Финляндского вокзала и у Смольного, памятник Крылову и вазу в Летнем саду.
Перевозка постамента для Медного всадника: проектная логистика в эпоху Екатерины II ссылка
Екатерина Вторая
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А.С. Пушкин. "Медный всадник"

Полуденный и любовный: русские поэты о зное

Источник

Русские поэты часто обращались к погодным явлениям и писали о них стихи. Не оставили они без внимания и летний зной. Портал «Культура.РФ» составил подборку стихов о жаре  — как приятной, так и изнуряющей — и похожих на нее любовных переживаниях.

Слово «зной» восходит к праславянскому корню znojь или zneti. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера указывает, что изначально это значило «тлеть, раскаляться». Со временем слово стали использовать в двух смыслах — прямом, как обозначение очень жаркой, иногда изнуряющей погоды, и переносном, как описание сильных любовных чувств. Знойным в разговорной речи также называют страстного человека.
Русские поэты писали о зное и в прямом, и в переносном смысле. Словарь 1913 года «Эпитеты литературной русской речи» описывал, какими словами это явление передавали разные авторы. Для Ивана Тургенева
 зной был душным или колючим, для Николая Некрасова
 — нестерпимым. Константин Бальмонт
 писал об ослепительном зное, а Иван Бунин
 — о сухом.

В нашей подборке вы найдете стихи о зное, которые появились в XX веке. Александр Блок
 сравнивал душную ночь с любовным жаром в молодые годы. Ивану Бунину засохшие холмы и пожухлые травы напоминали о конце любви. Федор Сологуб сравнивал ощущения от зноя и порыв поэтического вдохновения. Илья Эренбург
 уподобил летнюю духоту состоянию одинокого несвободного человека, Валентин Катаев
 вспоминал лето в детские годы, а Юлия Друнина связывала жару с любовными мечтами.
Фёдор Васильев. Рожь. 1870. Государственная 
Третьяковская галерея. Москва
Константин Юон. Июль. Купание. 1915. Государственный музей 
изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
Константин Юон. Раскрытое окно. Лигачёво.1947
Читать "знойные" стихи русских поэтов ссылка
Юлия Друнина
Зной
Солнце.
Скалы.
Да кустарник рыжий.
Выжженная, тощая трава…
Что сказал ты?
Наклонись поближе,
Звон цикад глушит твои слова.

То ли так глаза твои синеют,
То ли это неба синева?
Может, то не Крым,
А Пиренеи?..
Звон цикад глушит твои слова.

Марево плывет над дальней далью.
Так похоже облако на льва.
Дульцинея…
Дон-Кихот…
Идальго…
Звон цикад глушит твои слова.

Слышишь звон доспехов Дон-Кихота?
Скалы…
Зной…
Кружится голова…
Ты лениво отвечаешь что-то,
Звон цикад глушит твои слова.

17 августа 2024

Литература как научное знание (конспект лекции)

 Источник

1  Литература как часть культуры
2. Отличие литературы от прочих видов искусства
3. История литературы как наука
4. Отличие науки "История литературы" от предмета "История литературы"
🔍 смотри также:
Художественная литература как искусство слова, художественный образ
Язык художественной литературы

1. Литература как часть культуры

Литература — совокупность письменных текстов, имеющих большое культурное и общественное значение. Словом "литература" обозначается также вид искусства.
Помимо художественной литературы, в данное понятие входят следующие виды текстов:
✓    фольклорные;

✓    религиозные;
✓    философские;
✓    эстетические;
✓    документальные;
✓    научные.
Литературе присущи следующие признаки искусства:
✓    все составляющие литературы определяет материал, важный для человека;
✓    передача только части информации, которая дополняется в сознании воспринимающего;
✓    воздействие подаваемой информации на сознание и подсознание воспринимающего субъекта;
✓    замена действительности системой признанных в обществе художественных условностей;
✓    существование в виде отдельных завершенных произведений;
✓    направленность на длительное сохранение произведения искусства.
Функция литературы состоит в посредничестве между художественной и системно-логической формой освоения мира человеком.

2. Отличие литературы от прочих видов искусства

Антон Дельвиг: лучший друг Пушкина и автор "Соловья"

 Анто́н Анто́нович Де́львиг ( 6 (17) августа 1798, Москва, Российская империя — 14 (26) января 1831, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский поэт, издатель, литературный критик, представитель романтической поэзии XIX века; один из первых выпускников Царскосельского лицея (1817), друг Александра Пушкина.

Как Пушкин познакомился с Дельвигом?
На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей Дельвиг познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 Дельвиг издавал альманах “Северные цветы”, в 1830 редактировал “Литературную газету”.
Какие стихотворения Пушкин посвятил Дельвигу?
Пушкин посвятил Дельвигу ряд стихотворений: «Послушай, муз невинных» (1815), «Любовью, дружеством и ленью..» (1817), «друг Дельвиг, мой парнасский брат» (1821), «Прими сей череп, Дельвиг: он..» (1827), «Мы рождены, мой брат названный» (1830), «грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую» (1836).Подробная статья об Антоне Дельвиге на портале "Культура РФ" ссылка 
Какую газету начал издавать Дельвиг?
В 1830 году он начал издавать "Литературную газету", в которой принимал участие Пушкин. Осенью 1830 года в "Литературной газете" было напечатано стихотворение французского поэта Казимира Делавиня, посвященное жертвам Июльской революции 1830 г. во Франции. Шеф жандармов Бенкедорф подверг Дельвига грубому допросу, кричал на него, грозил Сибирью. Дельвиг был отстранен от редактирования. Это потрясение подорвало его и без того слабое здоровье. 14 января 1831 года он умер.
О "Литературной газете"
"Литературная газета" - старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты, основанный группой литераторов при ближайшем участии А.С. Пушкина, вышел 1 января 1830 года. "Литературная газета" выпускалась до 30 июня 1831 года, затем в 1840-1849 годах. Пушкин опубликовал в "ЛГ" главу из "Путешествия в Арзрум" и "Арапа Петра Великого", отрывок из восьмой главы "Евгения Онегина", "Стансы", "Арион" и другие стихи. Именно в "Литературной газете" впервые выступил в печати Гоголь, опубликовав два отрывка из повести "Страшный кабан". В газете печатались Баратынский, Белинский, Кольцов, Некрасов.

22 апреля 1929 года издание было возобновлено, и с этой даты ведется отсчет регулярного выпуска "Литературной газеты".

К творчеству Пушкина Дельвиг относился восторженно:
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением...
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Пушкин высоко ценил поэтический дар Дельвига, отмечал в нём "необыкновенное чувство гармонии" и "классическую стройность".
Изображение "А. А. Дельвиг. Рисунок В. Лангера. 1829 г."
Карл Шлезигер. Портрет Софьи Дельвиг -- жены поэта. 1827. 
Всероссийский музей Пушкина. Санкт-Петербург
Романсы на стихи Антона Дельвига
Антона Дельвига интересовали античность и народная поэзия. Еще в лицее он познакомился с античной поэзией: древние произведения переводил один из преподавателей, Николай Кошанский. Позже Дельвиг стал писать идиллии. Этот античный жанр был популярен в русской литературе первой трети XIX века. В идиллиях 1820-х годов, таких как «Изобретение ваяния», «Купальницы», поэт изображал золотой век — царство гармонии и совершенного человека.
В «Северных цветах» выходили «Русские песни», созданные по мотивам русского фольклора. Стихи быстро стали известными, музыку для них создавали композиторы Михаил Глинка и Антон Рубинштейн. Для произведения «Соловей мой, соловей» 1829 года Александр Алябьев написал романс. Песню о страданиях девушки по возлюбленному исполняли в салонах, а позже даже стали считать народной.
Романс А.А. Алябьева "Соловей мой, соловей" ссылка
Антон Дельвиг
Любовь
Что есть любовь?
Несвязный сон.
Сцепление очарований!
И ты в объятиях мечтаний
То издаешь унылый стон,
То дремлешь в сладком упоенье,
Кидаешь руки за мечтой
И оставляешь сновиденье
С больной, тяжелой головой.

«Война и мир»: главное о романе


"Война и мир" — одно из самых известных и при этом сложных произведений русской литературы. Чтобы разобраться в нем было проще, мы подготовили большой материал. Рассказываем, как и сколько Лев Толстой создавал свой роман-эпопею, зачем в книге целые страницы на французском языке и есть ли среди ее героев декабристы и масоны.

«Война и мир»: смысл и «грандиозность замысла»
Книга Льва Толстого посвящена жизни российского общества во времена правления Александра I. Одна из идей писателя — показать, что случилось с русским народом во время кризиса, Отечественной войны 1812 года.
Андрей Николаев. Батарея Тушина (фрагмент). Иллюстрация к роману "Война и мир". 1976
Алексей Кившенко. Наполеон и император Александр I на свидании в Тильзите (фрагмент). Иллюстрация к роману "Война и мир". 1893
Андрей Николаев. Дети Ростовых (фрагмент). Иллюстрации к роману "Война и мир".1976
Леонид Пастернак. Наташа на первом балу (фрагмент). Иллюстрации 
к роману "Война и мир". 1893
Андрей Николаев. Уход жителей из Москвы (фрагмент). Иллюстрация 
к роману "Война и мир". 1971-1975

16 августа 2024

Государственный Эрмитаж: детский путеводитель

 Источник

— один из самых крупных музеев мира, здесь хранится более трех миллионов экспонатов. Основная экспозиция музея разместилась в Зимнем дворце
на Дворцовой площади Санкт-Петербурга: раньше он был главной резиденцией царской семьи.
Что показать в Государственном Эрмитаже ребенку? В какие кружки можно его записать? Какие детские образовательные программы проводит музей? Об этом и многом другом рассказываем в нашем материале. А еще объясняем, по какому маршруту удобнее всего пройтись с детьми по Зимнему дворцу и Новому Эрмитажу.
Семейный маршрут по залам Зимнего дворца
Павильонный зад. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 
Фотография: Алексей Бронников
Часы "Павлин". Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 
Фотография: Алексей Бронников
Рыцарский зал.  Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 
Фотография: Алексей Бронников

Есть ли отличие между писателем и поэтом?

Источник 

Людей, которые занимаются литературным трудом, называют по-разному: писатели, поэты, прозаики, литераторы. Чаще всего встречаются «писатели» и «поэты» — так обозначают тех, кто создает романы, новеллы и рассказы, и тех, кто пишет стихи. Например, в посланиях отделений Союза писателей можно найти формулировку «дорогие поэты и писатели». Однако не все исследователи считают такое деление корректным.
Самое древнее из этих слов — поэт. Оно возникло в Античности и произошло от древнегреческого ποιητής — «стихотворец». В Древней Греции так называли любых людей, которые работали со словом. В те времена литература не могла существовать без опоры на ритмизированность слога.
Позже значение слова конкретизировали. Например, словарь Ожегова определяет поэта как «писателя, автора стихотворных, поэтических произведений» в прямом значении и как «человека, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни» в переносном. В определении Ожегова, как и во многих других, появляется слово «писатель» как общее видовое имя для всех «сочинителей».
Само слово «писатель» появилось намного позже «поэта». В русском языке оно возникло в XVIII веке как калька с французского ecrivain. Оно восходило к латинскому корню scriba, то есть «писец». В состав русского слова «писатель» входит суффикс -тель, который часто появляется в названиях профессий и означает «тот, кто что-то делает». Словарь Ожегова определяет писателя как «человека, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения».
Также в русском языке есть термины, в которых «писатель» понимается не как автор исключительно художественных произведений, а любой человек, который пишет за деньги. Например, авторов документаций для технических задач называют техническими писателями. А для тех, кто создает только произведения без ритмизованной основы, есть специальное название — прозаики.
Современные словари так ранжируют эти термины:
Писатель — самое широкое понятие, которое можно применять к любым сочинителям, вне зависимости от того, что они создают.
Поэт — человек, который пишет только или преимущественно стихотворения.
Прозаик — автор неритмизованных текстов.
То есть Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Бориса Пастернака — авторов, которые писали и стихи, и прозу, — можно называть как писателями, так и поэтами. А, например, Антона Чехова будет корректнее назвать писателем или драматургом, так как он создал множество пьес.
Илья Хегай. Лира (Портрет поэтессы Лиры Абдуллиной). 1985
Старооскольский художественный музей, Старый Оскол, 
Белгородская область
Михаил Вишневецкий. Портрет поэтессы 
и переводчицы Анны Буниной. 1836
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской 
академии наук, Санкт-Петербург
Каролина Павлова (урожденная Яниш), писательница и переводчица. Портрет работы Константина Молдавского 1837 года. Из серии открыток «К столетию смерти А.С. Пушкина». 1937

Цель. Время. Процесс. Жизнь

15 августа 2024

Дата в истории литературы. Роланд и его меч Дюрандаль и рожок Олифан

 15 августа в истории литературы. 

  • 778 — в битве с басками в ущелье Ронсеваль погиб участник похода Карла Великого в Испанию франкский маркграф Роланд, прикрывавший отход войск Карла Великого. Роланд стал героем эпоса «Песнь о Роланде».
В 6 классе  мы читаем (не хочу писать -- изучаем) "Песнь о Роланде" в разделе  "Героический эпос народов мира" после гомеровских "Илиады" и "Одиссеи" и наших русских былин о Вольге и Микуле и Садко. Думаю, правильный подбор произведений для изучения литературы -- русской в контексте мировой.
Граф видит -- все усилья бесполезны
И тихо восклицает в сокрушенье:
-- О Дюрандаль булатный, меч мой светлый,
В чью рукоять святыни встарь я вделал.
Почуял граф -- приходит смерть ему.
Холодный пот струится по челу.
Идёт он под тенистую сосну,
Ложится на зелёную траву,
Свой меч и рог кладёт на грудь.
К Испании лицо он повернул...

Из литературных произведений разных народов известно что воины с уважением и любовью относились к своим помощникам.

У богатырей из былин помощниками были конь и меч. Конь и меч – это не только помощники, постоянные спутники походов, но еще и друзья воинов. Своим мечам они давали прозвища. Так, название меча Роланда – «Дюрандаль» указывает на необыкновенную твердость металла. 

Зачем Роланду (и рыцарям) нужен был рожок? Чтобы передать какой-то сигнал, позвать на помощь.

И стал призывно Роланд звать на помощь,
трубя, что силы в свой рожок
.
Кстати, у его рожка, как и у меча, было собственное имя -- Олифан. Как у живого помощника. Воины одушевляли свои мечи, рожки и другие предметы, которые им помогали в бою, сохраняли жизнь.