16 сентября 2024

Классицизм как литературное направление

В 9 классе на уроках литературы мы читаем оды М.В. Ломоносова. Классицизм представлял себе литературу как точную науку — Ломоносов, систематизировавший русское стихосложение и создавший теорию стилей и жанров, сам предложил их канонические образцы: «Ода на взятие Хотина» была приложена к ломоносовскому «Письму о правилах российского стихотворства» как наглядное пособие.

Почему оды Ломоносова относятся к классицизму?
Для примера ода Ломоносова "На день восшествия..." Прославляется государственное лицо - монархиня Елизавета Петровна, выдающаяся личность. Таким образом, годы требовали такого литературного жанра, как классицизм.

В чем суть классицизма?
Классицизм — это художественный стиль, а также направление в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков. Одна из важных черт живописи классицизма — обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства.
В последние десятилетия XVII в. и в самом начале XVIII в. заметное влияние на русскую литературу оказывал стиль барокко. Однако подлинным общеевропейским литера­турным направлением в России стал классицизм, возникший в 1730—1750-е гг. Он объединил писателей, придерживавшихся определенных творческих принципов. Само наименование это­го направления восходит к латинскому слову «classicus» (образ­цовый). В качестве образца подражания писатели-классицис­ты избирали античное греко-римское искусство и литературу. Наивысших своих проявлений классицизм достиг во Франции. Там его становление связано с поэзией Ф. Малерба (1555—1628), а наиболее выдающиеся достижения с именами таких всемир­но известных авторов XVII в., как Корнель, Расин, Мольер. Полнее всего постулаты направления были разработаны в «По­этическом искусстве» (1674) — стихотворной поэтике Н. Буало (1636—1711). Русские писатели во многом ориентировались в своем творчестве на эту прославленную поэтику, часто упо­минали имя Буало в сочинениях. Так, представитель раннего классицизма А. Кантемир признавал, что в своих сатирах он «наипаче Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив». Крупнейшими пред­ставителями классицизма в России были Тредиаковский, Ло­моносов, Сумароков.
Торжество рассматриваемого направления связано с эпохой абсолютизма. Общественные условия, способствовавшие его развитию, в России возникли значительно позже, чем это было в Западной Европе. Вдохновленные деятельностью Петра, личностью царя-реформатора представители классицизма от­стаивали идеи общественного служения искусства, гражданст­венности и патриотизма. Поэтому можно сказать, что осо­бенностью классицизма помимо подражания Античности стало стремление его представителей утвердить в обществе высо­кие нравственные идеалы, возвышенное стремление человека верно служить государству. Писатели-классицисты опирались на рационалистическую философию Р. Декарта, Не чувства, а разум выступал у них в качестве главного мерила челове­ческой личности, превращался в основную ценность эпохи, «Подражая природе», они переосмысляли мир в соответствии с законами разума. Идеалом становится человек, подчинивший личные устремления и страсти общественному долгу. Совре­менные художественные задачи авторы с успехом решали, об­ращаясь к Античности или национальному прошлому. Ут­верждая свои идеи, они создавали образы вневременного ха­рактера.

"Певец во стане русских воинов"; "за правых провиденье"

 Сегодня будем читать на уроке родной русской литературы в 9 классе стихотворение В.А. Жуковского "Певец во стане русских воинов". Не могу удержаться от того, чтобы не написать пост об этом произведении и о том, что мне подумалось, пока готовилась к уроку. Но сначала картинки. Чтобы вспомнить знаменитый портрет  "Колумба русского романтизма", увидеть, как были экипированы воины во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть одну из иллюстраций к стихотворению "Певец во стане русских воинов".

Орест Адамович Кипренский (1782-1836).
Портрет поэта В.А. Жуковского. (1816).
Холст, масло. 40x50. ГТГ
Русская армия 1812 года
Стихотворение В.А. Жуковского "Певец во стане русских воинов"
с иллюстрациями Н. Кузьмина, С. Бойко и др.
«Литературный Коломб Руси», открыватель «Америки романтизма», первый поэт нового времени, воспитатель Александра II, критик и издатель, литературный учитель Пушкина… Это все о нем – о Василии Андреевиче Жуковском.
Значительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Она породила патриотический мотив, с наибольшей силой прозвучавший в стихотворении «Певец во стане русских воинов» (1812) и сохранившийся у поэта в последующие годы.
В июле 1812 года было объявлено о созыве Московского ополчения, а уже 12 августа В.А. Жуковский принят туда в чине поручика.
Ополчение было временным военным соединением. Ратниками в него дворяне отдавали своих крепостных, а офицерский корпус формировался вне зависимости от наличия у кандидатов опыта военной службы. Жуковский, который последний раз фехтовал в пансионе, оказался на службе в чине, подходящем для командования ротой. Он к тому времени был уже известным поэтом, редактировавшим журнал «Вестник Европы». Его жизненный выбор сделан, но патриотический порыв приводит его в войска.
При штабе нашлись возможности для проявления литературных талантов В.А. Жуковского. Он составляет бумаги, листовки и конечно же пишет стихи. Здесь создает он свое знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое во множестве списков разойдется по армии. Это стихотворение принесло Жуковскому славу первого поэта России, пришедшего на смену стареющему Державину.
Успехи пропагандиста и личное мужество перед лицом врага способствовали награждению поэта орденом св. Анны второй степени.
Историки отмечали, что большая часть потерь среди ополченцев была вызвана не боевыми действиями, а болезнями и трудностями переходов. Не избежал этой участи и Жуковский. В декабре 1812 г. в Вильно он простудился и попал в госпиталь. В неразберихе наступления судьба его некоторое время была неясной. Наконец в чине штабс-капитана он получает бессрочный отпуск и отбывает из армии.
К военной службе он более не возвращался. «Так как теперь война не внутри, а вне России, то почитаю себя вправе сойти с этой дороги, которая мне противна и на которую могли меня бросить одни только обстоятельства.»
В стихотворении "Певец во стане русских воинов" поэт прославляет полководцев и героев войны, вспоминает предков князя Святослава, Петра Первого, Дмитрия Донского, Суворова, воздаёт почести павшим и певцам. Это монолог поэта, который пытается пробудить в сових соотечественниках Храбрость, героизм и чувство собственного достоинства. В своих ловах он выражает любовь к народу и лютую ненависть к врагу. И бойцы преисполняются его настроением, волей к победе:
Воины
Отведай, хищник, что сильней:
Дух алчности иль мщенье?
Пришлец, мы в родине своей;
За правых провиденье!

(По материалам из Интернета).
⧫Зачем всё это написала?
Во первых. Проблема исторической памяти является важной проблемой во все времена и не теряет своей актуальности в современном мире.
По мнению Д. С. Лихачёва, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. А в российском обществе современного периода очевиден нравственный кризис, поэтому актуальность темы урока заключается в формировании гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Во-вторых. Наказ "поколению next": не на пустом месте оно произрастает. У России великое прошлое, которое надо знать, беречь и уважать. Такой настрой давал Жуковский  читателям своего поколения.
В-третьих. 1812 год кажется нам  таким далёким, и мы думаем, что  с нами ничего не случится. Мы будем радоваться жизни, гулять, веселиться... забывая, что война-то идёт и наши храбрые воины защищают нас здесь и сейчас на полях специальной военной операции, проявляя чудеса отваги, храбрости и героизма. Они -- как те ратники из 1812 года. Они жизнь и здоровье кладут ради свободы нашей страны и каждого из нас. И об этом я попрошу задуматься своих учеников сегодня на уроке родной литературы. О патриотизме, о готовности постоять за родную державу. И выстоять. И победить.
И наконец, уж совсем личное. Два дня назад я познакомилась с мамой одного моего пятиклассника. Она служит фельдшером в зоне военных действий. Я стала её расспрашивать, как там. Мы обе в конце концов расплакались. Так всё это пронзительно и щемяще трогательно, что трудно справиться со своими эмоциями...

15 сентября 2024

Кравцов призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями

 Источник 

МОСКВА, 11 сен - РИА Новости. Сайты с готовыми домашними заданиями необходимо запретить, те, кто их формирует, совершают преступление, заявил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.
"Я к родителям обращаюсь - запретить, ну, не очень правильное слово такое, но надо как-то, да, с готовыми домашними заданиями… Это, я считаю, в определенной степени преступление", - сказал министр в ходе XI Общероссийского родительского собрания в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".
По словам Кравцова, те лица, которые формируют готовые домашние задания, зарабатывают на этом колоссальные деньги. Глава Минпросвещения РФ уточнил, что сайты с готовыми домашними заданиями по школьным учебникам считаются одним из самых популярных интернет-ресурсов.

Джеймс Фенимор Купер. Отважный романтик

 
Джеймс Фенимор Купер (1789-1851), американский писатель («Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт»).
Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) - известный американский писатель, классик национальной и мировой литературы, приобрел широкую известность своей пенталогией, посвященной жизни американского пионера, охотника и следопыта, благородного Натти Бампо-Кожаного Чулка (называют его, впрочем, по-разному: Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). На богатом историческом фоне борьбы пришельцев-европейцев с американскими индейцами в романах прослежена судьба человека, бесстрашно прокладывающего тропинки для будущей магистрали американской цивилизации и переживающего трагические потери этого пути.

В каком порядке читать Фенимора Купера?
Романы появлялись в такой последовательности: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841). Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно признала культурная среда Старого Света, включая Россию.
Какой роман Фенимор Купер написал на спор с женой?
Жена поймала его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, он за несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» (англ. Precaution; 1820).
Почему Джеймса Фенимора Купера исключили из Йельского университета?
Купер поступил в Йель, но был исключен за опасную шутку, которая якобы включала взрыв двери другого студента . Ранее он запер осла в аудитории для репетиций. Затем Купер поступил на флот. В 20 лет Купер унаследовал состояние от своего отца и жил жизнью сельского джентльмена.
Как звали героя Фенимора Купера (8 букв)?
Натаниэль (Натти) Бампо — литературный персонаж, главный герой историко-приключенческой пенталогии Фенимора Купера.
Какой стиль письма популяризировал Джеймс Фенимор Купер?
Американскому писателю Джеймсу Фенимору Куперу (1789–1851) приписывают изобретение и популяризацию широкого спектра жанров художественной литературы , включая вестерн, шпионский роман, приключенческий роман о приключениях в открытом море и любовный роман о войне за независимость.

Песню выучить! Напевать по утрам

14 сентября 2024

Времена не выбирают. В них живут и умирают

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (род. 14 сентября 1936, Ленинград, РСФСР, СССР) — русский советский и российский поэт, эссеист. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда эссе и статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).

Иосиф Бродский говорил о своем современнике: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов двадцатого века…»
«Времена не выбирают…» - эти первые строчки стали крылатыми! Чтобы стихи вошли в сознание, необходимо чувствовать свое время. Автор известного стихотворения родился в 1936 году в Ленинграде. И события XX века, безусловно, отразились в творчестве А.Кушнера, так он пишет: «Время - кожа, а не платье. Глубока его печать…» Его лирический герой, возможно, спорит со своими современниками, живущими в 70-ые годы XX века. Мы ведь всё ждем лучших времен. Нам кажется, что когда-то жизнь должна в корне измениться, что чудо случится само собой. Но поэт констатирует: «Что ни век, то век железный…». «Железность» проявляется в лексике поэтической речи: нет лишних слов, предложения нераспространенные, короткие:
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Тема жестокого лика времени проступает в стихотворении Кушнера через эпизоды личной биографии:
…я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть…
Герой Кушнера принимает судьбу свою и своё время как данное свыше и обращается к нему на «ты»: «век мой, рок мой». Так автор в своем стихотворении выражает простую истину: нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что имеем. Вообще, прием инверсии («век железный», «сад чудесный») как будто заставляет читателя самого посмотреть вокруг, оглянуться. Это движение лирического героя вовсе не с оглядкой и осторожностью, нет – это умения как бы соотносить свою поступь с бегом времени, Ведь человек никогда не будет довольствоваться имеющимся. Как только у нас что-то появляется, оно становится неинтересным, и мы желаем чего-то нового, более привлекательного, а бывает наоборот – всматриваемся в прошлое, сожалея, что века прекрасных дам и благородных рыцарей прошли.
Мечтая, человек хочет жить в другую эпоху, в другое время. Но наивные мечтания некого «счастливца» обрывает ироничный риторический вопрос: «А при Грозном жить не хочешь? /Не мечтаешь о чуме/ Флорентийской и проказе? /Хочешь ехать в первом классе,/ А не в трюме, в полутьме?»
Настроение сарказма задает лирический герой произведения - личность, со своими принципами и убеждениями.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Вся эта строфа звучит с ясной твердостью и афористичностью. А.С.Кушнер утверждает: мир, который нас окружает, время, в котором мы живем, - все это оставляет на нас свои следы. Ведь «человек» – это «чело века», его слепок: «Словно с пальцев отпечатки,/ С нас - его черты и складки,/ Приглядевшись, можно взять».
Данное стихотворение А.С.Кушнера относится, можно сказать, к философской лирике: размышление поэта о жизни, о судьбе, о времени. Читая строки «Времена не выбирают...», слышишь как будто перекличку со стихотворением О.Мандельштамом «Мне на плечи бросается век-волкодав…». Поэтический учитель А.Кушнера в 30-ые годы XX века тоже осмысливает своё время, в котором «живут и умирают» его современники. Поэтому глубоко философски, как заповедь звучат строки:
...обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье. 
Не завидуй никому
⧫ Александр Кушнер писал не только взрослые стихи. Значительная часть его творчества посвящена детям. Его детские стихи, вошедшие в сборник «Весёлая прогулка», пользуются
неизменной популярностью юных читателей. Такие детские стихотворения Кушнера как «Если видишь: на картине нарисована река», «Большая новость», «Не шумите!», «Когда я буду взрослым» и другие вошли в «золотой» фонд детской литературы.

Случайная цитата по литературе

 Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного А.С. ПУШКИН

13 сентября 2024

Другой Станислава Лема. Он — мыслящий океан, одноклеточный гигант...

 Стани́слав Ге́рман Лем (пол. Stanisław Herman Lem; 12 сентября 1921, Львов, Львовское воеводство, Польша — 27 марта 2006, Краков, Польша) — польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик). Его книги переведены на более чем 50 языков, продано более 40 млн экземпляров.

Что почитать у Лема?
Топ-10 лучших рассказов и повестей Станислава Лема
«Гауптштурмфюрер Кестниц» (1946)
«Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955)
«Крыса в лабиринте» (1956)
«Тринадцатое путешествие Ийона Тихого» (1956)
«Вторжение с Альдебарана» (1959)
«Сказка о короле Мурдасе» (1963)
«Три электрыцаря» (1964)
«Дознание» (1968)
В чем смысл книги "Солярис"?
«Глубокий смысл романа Лема не ограничивается научно-фантастическими категориями, — говорил Тарковский. — Это роман не только о столкновении человеческого разума с неведомым, но и о моральном конфликте, связанном с новыми открытиями в науке».

Трудно быть с богом
Как «Солярис» Станислава Лема стал прощанием с верой в прогресс и перевернул научную фантастику  ссылка
⧫ У Станислава Лема было в научной фантастике особое положение. Не только потому, что он был одним из самых глубоких авторов, работавших в этом жанре. В отличие от большинства коллег, Лем был действительно вовлечен в науку. Он писал статьи по философии техники, теории мозговой деятельности и кибернетике, знал, как работает наука изнутри, и оттого был лишен и наивного преклонения перед нею, и столь же наивного страха.
«Солярис». Режиссер Андрей Тарковский, 1972
Фото: Мосфильм
Лем работает с одним из главных тропов жанра — идеей первого контакта. В фантастических романах контакт с инопланетными существами — это логический итог прогресса, тот момент, когда достигшая апогея развития человеческая цивилизация обнаруживает свое неодиночество во Вселенной, получает зеркало, в котором видит свое совершенство, и стремится к еще большему (классический пример — «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова). В этой радужной картинке есть скрытая грусть, подозрение, что, когда все тайны будут раскрыты, жизнь человека окажется пуста. Есть здесь и жульничество, попытка разрешить эту пустоту в диалоге с предположительно другим, но на самом деле таким же — говорящим на заведомо переводимом языке, разделяющим базовые установки, мысли и чувства человека — нарциссическим идолом из космоса.
В «Солярисе» Другой встречен, но он оказывается другим по-настоящему — радикально иным. Он — мыслящий океан, одноклеточный гигант, единственный обитатель планеты под двумя солнцами — не желает вступать в диалог с человеком. К моменту, когда начинается действие романа, десятилетиями . К моменту, когда начинается действие романа, десятилетиями владевшая умами земных интеллектуалов и обывателей соляристика пришла в упадок. Она — дело нескольких маразматиков и упертых безумцев. Только они по-прежнему пытаются вступить с океаном в контакт.
Цитаты
Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ.
Если компьютер создан для регулирования жизни общества, то кто будет регулировать компьютер?
Будущее всегда выглядит иначе, нежели мы способны его себе вообразить.
Станислав Лем не любил чужие «Солярисы». Ни одного  ссылка
12 сентября — день рождения главного фантаста Европы, философа и футуролога, сделавшего научную фантастику не только социальной, но и научной.

11 сентября 2024

Привычки для развития мышления

 Мышцы без нагрузок теряют силу. С мозгом происходит что-то похожее. Но развивать мышление не так уж и сложно. Делимся привычками, которые помогут в этом.

🔹 Ищите ответы на вопросы
В этом пункте два этапа. Первый — задать вопрос, второй — найти ответ. Вопросы могут касаться любых сфер жизни. Почему говорят «один как перст», если пальцев на самом деле десять? Отличают ли кошки своих хозяев внешне, или все люди для них на одно лицо? Можно ли рассчитать время выхода на работу так, чтобы не приходилось ждать автобус на остановке? Заданный вопрос — это уже большое дело. То, что мозг его сформулировал, говорит о работе мышления. Но поиск ответа ещё сильнее стимулирует его работу, особенно если простого запроса в интернете недостаточно, чтобы получить нужную информацию, а требуется анализировать, сравнивать, вычислять и т.п.
🔹 Читайте
В первую очередь речь о книгах, но подойдёт даже лента в соцсетях, если у вас она настроена так, что вы знакомитесь с новостями науки, культуры, узнаёте интересные факты и т.п. Пусть ваш разум получает качественную пищу для размышлений.

🔹 Обсуждайте то, что узнали
Когда мы делимся с кем-то полученной информацией, то помогаем ей закрепиться в памяти. А ещё беседа с другими людьми помогает взглянуть на уже знакомые сведения под новым углом и рождает новые вопросы.
🔹 Ищите интересные ресурсы
Среди невероятного количества информации бывает трудно найти источники, заслуживающие внимания и доверия. Но тем ценнее они становятся. Добавляйте в свои подписки достойные страницы, которые помогают вам узнавать новое и развиваться.
🔹 Пробуйте новое
Это касается буквально всего: еды, маршрутов, видов досуга, жанров музыки. Привычки и рутина делают жизнь удобной, но не дают мозгу работать в полную силу. Действуя на автомате, мы отвыкаем размышлять, сравнивать, делать выбор. Но любое изменение в размеренном укладе помогает формировать новые нейронные связи, которые обеспечивают интеллектуальное развитие.

А какие советы вы бы добавили к этим рекомендациям? Расскажите в комментариях.
Источник: 4brain.ru

Читаем "Слово о полку Игореве"

 Источник

На этой странице вы узнаете:
  • Кто такой Боян и почему он пишется через букву «о»?
  • Как отношение автора к герою связано с природой?
  • Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
  • Что общего у нас и князя Святослава?
В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!
Сюжет «Слова о полку Игореве»
О чём же «Слово о полку Игореве»?
О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее:
Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов).
Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово».
Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь.

Композиция «Слова о полку Игореве»
Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»?

Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.
Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.

Остановимся на некоторых из блоков подробнее:
Лирические отступления
Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений:
во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

лирическое отступление о битвах прошлых князей:
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,

«Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться.
Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!


Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать.
Героиня плачет по мужу:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна переживает и за все русское войско:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?


Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест.

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох!
Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.
Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.
Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».
Боян
Кто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»?
Боян — древнерусский певец и сочинитель песен.
Обрати внимание, что его имя пишется через «о».
Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок:
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Боян повествовал об исторических событиях и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок:
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу — излишней многословностью.
Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате:
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой

10 сентября 2024

«Последний поэт XX века»: к юбилею Бориса Рыжего

 Источник

В сентябре 2024 года отмечается 50-летие со дня рождения поэта Бориса Рыжего
. Он прожил всего 26 лет, но за это время успел написать более 1300 стихотворений, около 350 из них были изданы. Рассказываем об авторе, которого называли «последним поэтом XX века», о фильме, снятом к его юбилею, и о мероприятиях в память о Борисе Рыжем, запланированных в разных городах России.
«Самый талантливый поэт своего поколения»

Борис  Рыжий. Кадр из документального фильма Алены ван дер Хорст "Борис Рыжий". (2008)

Борис Рыжий родился в Челябинске
 8 сентября 1974 года. Его мать работала врачом-эпидемиологом, отец был ученым-геофизиком. В семье было еще два ребенка — старшие дочери Елена и Ольга.
Когда Борису Рыжему было шесть лет, семья переехала в Свердловск — так в то время назывался Екатеринбург
. Этот город стал для поэта родным, позже он посвятил ему множество стихотворений.
Писать Рыжий начал рано, в школьные годы. Кроме стихов это были прозаические миниатюры и детективные романы. В 18 лет он занял второе место на московском фестивале студенческой поэзии и после этого стал знаменитым: стихи молодого автора начали публиковать в региональных и всероссийских литературных газетах и журналах.
Борис Рыжий часто ездил на литературные фестивали и встречи поэтов в Москву и Санкт-Петербург. Там он познакомился и подружился со многими авторами середины 1990-х: Алексеем Кузиным, Алексеем Пуриным, Александром Кушнером, Олегом Дозморовым. Встречался он и с мэтрами — Евгением Рейном и Евгением Евтушенко
. Рейн отзывался о Рыжем как о «самом талантливом поэте своего поколения» и называл его «последним поэтом XX века».
Параллельно с литературным творчеством Рыжий занимался и научными исследованиями. Он пошел по стопам отца-ученого, работал в Институте геофизики, опубликовал 18 работ о строении земной коры и сейсмической активности на Урале
.
В 2000 году поэт получил литературную премию «Антибукер» за подборку стихотворений «From Sverdlovsk with Love» («Из Свердловска с любовью». — Прим. ред.), напечатанную в журнале «Знамя». В том же году вышел первый печатный сборник его стихов «И всё такое
Эта книга стала последним прижизненным изданием Бориса Рыжего. Поэт ушел из жизни 7 мая 2001 года. Перед смертью он оставил записку: «Я всех любил. Без дураков».
На надгробном памятнике Борису Рыжему выбиты его собственные строки:
…Душа моя, огнем и дымом,
путем небесно-голубым,
любимая, лети к любимым
своим.
Молодость мне много обещала…
Молодость мне много обещала,
было мне когда-то двадцать лет.
Это было самое начало,
я был глуп, и это не секрет.

Это, — мне хотелось быть поэтом,
но уже не очень, потому,
что не заработаешь на этом
и цветов не купишь никому.

Вот и стал я горным инженером,
получил с отличием диплом.
Не ходить мне по осенним скверам,
виршей не записывать в альбом.

В голубом от дыма ресторане
слушать голубого скрипача,
денежки отсчитывать в кармане,
развернув огромные плеча.

Так не вышло из меня поэта,
и уже не выйдет никогда.
Господа, что скажете на это?
Молча пьют и плачут господа.

Пьют и плачут, девок обнимают,
снова пьют и всё-таки молчат,
головой тонически качают,
матом силлабически кричат.
1997 г.
В России расстаются навсегда
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
Рукой своей касаюсь невзначай
её руки.

Длиною в жизнь любая из дорог.
Скажите, что такое русский Бог?
«Конечно, я
приеду». Не приеду никогда.
В России расстаются навсегда.
«Душа моя, приеду».

Через сотни лет вернусь.
Какая малость, милость, что за грусть —
мы насовсем
прощаемся. «Дай капельку сотру».
Да, не приеду. Видимо, умру
скорее, чем.

В России расстаются навсегда.
Ещё один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
…И поезда уходят под откос,
…И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.
1996 г.
Поэзия Бориса Рыжего очень просто и понятно врезается в меня самого и говорит о вещах, близких до оскомины: о детстве, одиночестве, друзьях, любви, вообще о жизни. Есть поэты, которые сочиняют свой мир, а есть такие, как Рыжий, которые очень точно ловят действительность и укладывают ее в строку.
Наше кино не про 1990-е, а скорее про то, как они закончились и началось совсем другое время. <…> О конце короткой, сложной, грустной, веселой, голодной, мечтательной эпохи, вместе с которой оборвалась и жизнь поэта.
Семен Серзин, режиссер фильма «Рыжий»

Хорошего дня с приятностями!


 

09 сентября 2024

9 сентября в истории литературы

 

  • 1933 — В Москве основано издательство «ДЕТГИЗ» (позднее переименовано в издательство «Детская литература»).
  • 2009 — «Архипелаг ГУЛАГ» внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников.

Лев Толстой: к вопросу об исламе и школах

Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 г. – 20 ноября 1910 г.) – русский писатель, классик мировой литературы. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его взгляды послужили причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения, толстовства, и отлучения писателя от Церкви.
Чем прославил Россию Лев Николаевич Толстой?
Автор трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», он прославился на весь мир своим эпохальным произведением «Война и мир» и блестящим романом «Анна Каренина».

Что открыл Лев Николаевич Толстой?
Л. Н. Толстой открыл начальную школу для крестьянских детей. Раньше крестьянским ребятишкам не разрешалось входить в графскую усадьбу. В середине 19 века школ было немного, обучение было домашним и доступно только людям из высшего сословия. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний в ней не будет. Всего же за время своей педагогическом деятельности Толстой открыл свыше 20 школ по Крапивенскому уезду в Тульской губернии. По его инициативе также издавался педагогический журнал «Ясная поляна». Литератор разработал учебные программы, написал множество статей по воспитанию и обучению детей.
Чем должна заниматься школа, по мнению Л. Н. Толстого?
ОН СЧИТАЛ: ШКОЛА ДОЛЖНА ДАВАТЬ ДЕТЯМ ШИРОКИЙ КРУГ ЗНАНИЙ, ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАТЬ ИХ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ. ТОЛСТОЙ ОТРИЦАЛ ЗАРАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРОГРАММЫ, ТВЁРДОЕ УЧЕБНОЕ РАСПИСАНИЕ, ТРЕБОВАЛ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ ИНТЕРЕСАМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ.
Какой вклад внёс Лев Толстой?
Помимо педагогики, Лев Толстой занимался написанием сказок. Он внес существенный вклад в развитие зоологических произведений. Животные в его многочисленных рассказах не очеловечиваются, а остаются в пределах своих биологических и психических возможностей.
Сколько книг написал Лев Толстой?
Сохранилось 174 художественных произведения Толстого, включая незавершенные сочинения и наброски. Окончательный текст рождался из огромного количества черновиков, начал, редакций, вариантов, которые отвергались автором безжалостно.
На фото: Лев Николаевич Толстой с братьями Дмитрием, Николаем, Сергеем. 1854 год. Дагерротип.
Лев Толстой в кругу семьи
В чем суть учения Толстого?
Сторонники этого учения исповедовали ненасильственный безгосударственный образ жизни, земледельческий труд, равноправие, свободу убеждений и верований. Идеологически толстовство было несомненно оппозиционно государственной власти и выражало духовный протест против узаконенных этой властью насильственных форм жизни.
Какова была философия Толстого?
Толстой считал, что истинный христианин может обрести вечное счастье, стремясь к внутреннему совершенству, следуя Великой Заповеди любви к ближнему и Богу, а не руководствуясь указаниями Церкви или государства.
Как Лев Толстой принял ислам?
Во-первых, писатель не принял Ислам открыто и ясно, не имел мусульманской практики. Нельзя забывать, что одновременно с поиском правды об Иисусе, признанием себя «добрым магометанином», он в неменьшей степени был восхищен Буддой и Конфуцием
Что говорил Лев Толстой о религии?
Без религии нельзя жить. Только религия даёт определение хорошего и дурного, и потому человек только на основании религии может сделать выбор из всего того, что он может желать сделать. Только религия уничтожает эгоизм, только вследствие религиозных требований человек может жить не для себя.
⧪ Удивил меня очень вопрос о принятии Толстым ислама (см выше). Погуглила и нашла, что это по сути фейк. Привожу цитату:
Хотя даже подлинные цитаты Толстого говорят о его положительном отношении и искреннем интересе к исламу, делать из этого вывод о принятии писателем мусульманства безосновательно. Нам не удалось найти ни единого подтверждения того, что он сменил веру или следовал мусульманским обрядам. Например, в 1908 году в своём дневнике Толстой оставил запись о том, что хочет быть похороненным в простом деревянном гробу, в то время как мусульман принято хоронить в саване. Источник

Особенно интересны комментарии  к  статье, из которой взята цитата. Называется статья  "Правда ли, что Лев Толстой когда-то принял ислам?" Кстати, арабское слово "ислам" переводится на русский как "покорность одному Богу".
По моему мнению, стоит также прочитать статью "Толстой и ислам" ссылка Статья заканчивается словами, которые я, боясь изменить своим принципам, не стану приводить здесь. Однако соглашусь с автором: написано прямо будто для нашего времени, не правда ли?

И ещё. О школах, открытых Львом Николаевичем Толстым для крестьянских детей, все знают. Я просто выделила шрифтом кредо великого писателя и человека о том, чем должна заниматься школа. Как говорится, без комментариев. Весьма актуально

В заключение своих заметок (а читатели должны увидеть, что в конце  постов я высказываю какие-то соображения по поводу их содержания) скажу, что мне мой своеобразный календарь рождений писателей и поэтов, ученых, мыслителей помогает  узнать больше любопытных и интересных фактов о них. Замечу не без иронии: полезная штука Интернет для расширения кругозора.

Итоговое сочинение 2024-2025

 ФИПИ опубликовал структуру и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

→ Разделы и подразделы: 1is.pdf
→ Комментарии: 2is.pdf
→ Образец комплекта тем 2023/24 учебного года: 3is.pdf
→ Критерии оценивания итогового сочинения: 4is.pdf

→ Все темы итогового сочинения с 2014 года: 4ege.ru/sochinenie/57444-vse-temy-itogovogo-sochineniya-s-2014-goda.html


Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Читать полностью

08 сентября 2024

Зачем нужно быть грамотным?

 Это конкурсное сочинение-эссе одной моей ученицы. Бывшей ученицы. Написала его она, когда была школьницей.

Кто грамоте горазд,
тому не пропасть.
Русская пословица

Спросим себя: «А зачем надо быть грамотным?» Может быть, и необязательно учить правила, запоминать исключения из них? Ведь каждый из нас говорит по-русски, понимает устную речь с детства, а письменную – закончив начальную школу…
Для того чтобы ответить на вопросы, поставленные в начале сочинения, надо определить, что такое быть грамотным человеком.
Прежде всего быть грамотным – это значит уметь читать и писать. Грамотный человек знает грамматику русского языка, правила написания слов и расстановки знаков препинания в предложениях, умеет пользоваться ими в речи. Не овладев хорошо этими знаниями, умениями и навыками, ты будешь плохо учиться, получать «тройки» и «двойки» -- и не только по русскому языку, но и по другим предметам. Тебя будут все ругать. Ты будешь чувствовать себя неловко среди более грамотных друзей и приятелей. Будешь совсем неуспешным. Тебя не выберут для участия в конкурсе, в олимпиаде, не поручат выпустить стенгазету или сделать презентацию. Что с тебя – троечника (двоечника) по русскому языку -- взять!
Не зря ведь народ во все времена особенно ценил грамотных людей. Они составляли разные деловые бумаги для неграмотных, писали для них письма, проверяли денежные документы, рассказывали о том, что знали сами из прочитанных книг.
О грамотных и грамотности существует множество пословиц. Вот для примера некоторые из них: «Грамоте учиться всегда пригодится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Побольше грамотных – поменьше (простите! Рук.) дураков», «Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать».
Однако сегодня недостаточно просто уметь читать и писать. Знание школьной грамматики, правил – это ступенька для следующего твоего шага. Эти знания помогут тебе стать образованным человеком, освоить разнообразные науки. Приведу пример из моей школьной жизни. Некоторым из нас (и мне тоже, признаюсь) тяжело даётся математика. Никак не научимся мы решать арифметические задачи, которые наши дедушки и бабушки просто «щелкали», будто семечки, как они говорят. По мнению учительницы математики, мы плохо понимаем прочитанное, «не умеем разложить условие задачи по полочкам». Выходит, не совсем ещё грамотные даже на первой ступеньке.
Как тут себе помочь? Взрослые – мама с папой, учителя, родственники – говорят, что надо больше читать. Когда с мамой готовились к этому конкурсу, она нашла для меня хорошие слова М. Горького из его повести «В людях»: «Ночь была светлая, луна смотрела прямо в окно, мелкий шрифт не давался зрению. А читать хотелось мучительно». Кстати, в школе нам рассказывали, что именно книги помогли Горькому стать великим человеком. Он был из бедной семьи, и его никто не учил. Он сам выучился читать по вывескам на улице.
Ещё об одном поучительном факте хочется вспомнить. Маленькому Саше Пушкину запрещали читать ночью, но он тайком пробирался в библиотеку отца и «пожирал» там книги целыми ночами.
Вывод: чтобы овладеть новыми знаниями, расширить свой кругозор, надо много читать. И это тоже означает быть грамотным человеком.
Знание правил (или как говорит Валентина Васильевна: «норм литературного языка») помогает в общении. Человек должен соблюдать эти нормы, совершенствовать свою речь. Это возможно тоже благодаря чтению.