22 сентября 2024

"...в его сценах много наблюдений над русской душой"

 Ива́н Фёдорович Горбуно́в (10 [22] сентября 1831[1], с. Ивантеевка (Копнино) Московского уезда Московской губернии — 24 декабря 1895 [5 января 1896], Петербург) — русский прозаик, мемуарист, актёр. Мастер исполнения устных рассказов.

Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение (1853) с Островским и вообще всей «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.
Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре. С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге. Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах Островского (Кудряш — «Гроза», Пётр, 1-й исполнитель, — «Лес», Афоня — «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.
Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы»[4].
И. Ф. Горбунов был большим поклонником алкогольного напитка лампопо. Он не только посвятил ему несколько произведений[5], но даже основал и возглавил «Общество лампопистов»[6]. Мало того, благодаря Горбунову в московских трактирах даже стали подавать лампопо по особому рецепту — «лампопо по-горбуновски». Источник
Достоевский писал о Горбунове: 
«в его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом»
⧫Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы «Хованщина».
Изображён в образе шута на картине Константина Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888).
Две коленопреклоненные фигуры у кресла Грозного — шут (слева) и заграничный лекарь (справа). Для шута позировал известный в своё время писатель и актёр, представитель литературно-сценического жанра устного рассказа, И. Ф. Горбунов. 

21 сентября 2024

Чужестранец в своем отечестве

 Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) – русский поэт-сатирик XVIII века, переводчик, дипломат (посол России в Лондоне и Париже), тайный советник, деятель раннего русского Просвещения, сын господаря (правителя) Молдавии.
Среди множества славных, сильных и примечательных лиц, на которых так богат XVIII век, есть одно имя, весьма мало говорящее нашим современникам, но всё же относительно на слуху — Антиох Кантемир. Творения его сейчас практически неизвестны никому кроме специалистов. Сиятельный князь Кантемир умер слишком рано — ему не было и 35, знаменитые (и практически никем из потомков не читанные) его сатиры и поэмы слишком сложны для чтения, слишком неритмичны и непривычны — они написаны еще до того, как появилась и вошла в употребление силлабо-тоника, привычная нам. Переводы, которые он усердно делал, пытаясь познакомить российское общество с лучшими образцами научной и художественной литературы своего времени, сейчас сами нуждаются в переводчике. Его наследие как дипломата еще толком не изучено, хотя и заслуживает этого. И все же Антиох Кантемир — один из самых симпатичных людей своего времени. Источник
Сколько сатир у Кантемира?
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские.
Антиох Кантемир
Верблюд и лисица (Басня)
Увидев верблюд козла, кой, окружен псами,
Храбро себя защищал против всех рогами,
Завистью тотчас вспылал. Смутен, беспокоен,
В себе ворчал, идучи: «Мне ли рок пристоен
Так бедный? Я ли, что царь скотов могу зваться,
Украсы рогов на лбу вытерплю лишаться?
Сколь теми бы возросла еще моя слава!»
В таких углубленному помыслах, лукава
Встрелась лисица, и вдруг, остра, примечает
В нем печаль его, вину тому знать желает,
Всю возможную сулит ревностну услугу.
Верблюд подробно все ей изъяснил, как другу.
«Подлинно, — сказала та, — одними ты скуден
Рогами, да знаю в том способ я нетруден.
В ближнем, что видишь, лесу нору близ дороги
Найдешь; в нее голову всунув, тотчас роги
На лбу будут, малый страх претерпев без раны.
Там свои берут быки, козлы и бараны».
Лестный был ея совет; лев жил в норе хищный;
Да в голове, что рога ищет, ум нелишный.
Верблюд скоком побежал в лес, чтоб достать скору
Пользу, в нору голову всунул без разбору;
Рад добыче, лев тотчас в гостя уцепился,
С ушми был тогда верблюд — в них ногтьми влепился.
Тянет лев, узнал верблюд прелесть, стало больно;
Дерет из щели главу, та идет не вольно.
Нужно было, голову чтоб вытянуть здраву,
И уши там потерять, не нажив рог славу.
Славолюбцы! вас поют, о вас басни дело,
Верблюжее нанял я для украсы тело.
Кто древо, как говорят, не по себе рубит,
Тот, большого не достав, малое погубит.

Хорошего дня с приятностями!

19 сентября 2024

Случайная цитата по литературе. Кто такой Жюль Ренар?

 Классика — это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное    Ж. РЕНАР

Жюль Ренар (фр. Jules Renard, 22 февраля 1864, Шалон-дю-Мен, деп. Майенн — 22 мая 1910, Париж) — французский писатель и драматург, автор дневника, литературный критик, поэт.
Мастер лаконичной прозы и миниатюры. Самое известное произведение Ренара повесть «Рыжик» (1894), в котором он с необычайной глубиной анализа души героя показал трагизм столкновения детского мировосприятия с пороками буржуазного общества. Почти всю жизнь Ренар вел дневниковые записи. В посмертном издании «Дневника» (1917) содержатся записи 1887 1910 гг. Они поражают пристальностью наблюдений, яркостью изобразительных средств и меткостью характеристик.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/850361/

В вольном переводе «Poil de Carotte» — «Рыжик», а буквально — что-то вроде «морковных волос». На это затейливое прозвище откликается рыжеволосый мальчишка, застенчивый, тщеславный, мечтательный и трусливый. В родной семье он вроде золушки; все привыкли делать из него посмешище, особенно мать, черствая и холодная женщина, которая издевается над ним с изощренным ехидством. Мальчик становится робким, скрытным, лицемерным, порой даже жестоким! Да, жестоким, потому что его заставляют добивать дичь, подстреленную его отцом: он сжимает пальцами шею птицы, преодолевая ужас, отвращение и «ложную чувствительность», пока ужас не превращается в какое-то жуткое наслаждение,— и вот он уже для собственного удовольствия убивает кошку, крота и других животных, «возбуждая в себе ярость».  Источник
Титульным лист к книге Ренара "Рыжик"
Цитаты

Не следует говорить всей правды, но следует говорить только правду.

Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу.

Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир?»

Люди видели бы вокруг себя много прекрасного, если бы не были так злы.

18 сентября 2024

Привычки для развития мышления

 Источник

Мышцы без нагрузок теряют силу. С мозгом происходит что-то похожее. Но развивать мышление не так уж и сложно. Делимся привычками, которые помогут в этом.

🔹 Ищите ответы на вопросы
В этом пункте два этапа. Первый — задать вопрос, второй — найти ответ. Вопросы могут касаться любых сфер жизни. Почему говорят «один как перст», если пальцев на самом деле десять? Отличают ли кошки своих хозяев внешне, или все люди для них на одно лицо? Можно ли рассчитать время выхода на работу так, чтобы не приходилось ждать автобус на остановке? Заданный вопрос — это уже большое дело. То, что мозг его сформулировал, говорит о работе мышления. Но поиск ответа ещё сильнее стимулирует его работу, особенно если простого запроса в интернете недостаточно, чтобы получить нужную информацию, а требуется анализировать, сравнивать, вычислять и т.п.

🔹 Читайте
В первую очередь речь о книгах, но подойдёт даже лента в соцсетях, если у вас она настроена так, что вы знакомитесь с новостями науки, культуры, узнаёте интересные факты и т.п. Пусть ваш разум получает качественную пищу для размышлений.

🔹 Обсуждайте то, что узнали
Когда мы делимся с кем-то полученной информацией, то помогаем ей закрепиться в памяти. А ещё беседа с другими людьми помогает взглянуть на уже знакомые сведения под новым углом и рождает новые вопросы.

🔹 Ищите интересные ресурсы
Среди невероятного количества информации бывает трудно найти источники, заслуживающие внимания и доверия. Но тем ценнее они становятся. Добавляйте в свои подписки достойные страницы, которые помогают вам узнавать новое и развиваться.

🔹 Пробуйте новое
Это касается буквально всего: еды, маршрутов, видов досуга, жанров музыки. Привычки и рутина делают жизнь удобной, но не дают мозгу работать в полную силу. Действуя на автомате, мы отвыкаем размышлять, сравнивать, делать выбор. Но любое изменение в размеренном укладе помогает формировать новые нейронные связи, которые обеспечивают интеллектуальное развитие.

А какие советы вы бы добавили к этим рекомендациям? Расскажите в комментариях.

Источник: 4brain.ru

Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" в таблицах



Портрет Д. И. Фонвизина.
Гравюра из полного собрания сочинений 1893 года
 (издание А.Ф.Маркса). «Гравировано у Ф.А. Брокгауза въ Лейпциге»

 Источник

Комедия «Недоросль» (1782)

История создания

«Недоросль» – третья пьеса Д. И. Фонвизина.
Первая комедия Д. И. Фонвизина – «Корион» (1764), иностранная пьеса, «примененная» к русской действительности.
Вторая комедия – «Бригадир» (1769) – совершила в русской драматургии подлинный переворот, но триумфом Фонвизина-драматурга стала комедия «Недоросль»

Замысел относится к концу 1778 г., после возвращения из Франции, где Фонвизин изучал юриспруденцию и философию.

1782 г. – окончание работы над комедией. Работа над комедией продолжалась около трех лет.

24 сентября 1782 г. – премьера комедии «Недоросль». Цензура запретила постановку комедии сначала в Петербурге, затем в Москве. Премьера состоялась после нескольких месяцев упорной борьбы 24 сентября 1782 г. в Петербурге, в Вольном Российском Театре.

Главные роли исполняли выдающиеся актеры того времени. Спектакль имел необыкновенный успех

14 мая 1783 г. пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
В 1783 г. комедия «Недоросль» была впервые опубликована.

 

Смысл названия

В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл

Митрофан

Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного

Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей

Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: "что для отечества может выйти из Митрофанушки?.." (Стародум)

 

Система персонажей комедии

Четко выделены три группы:
в каждой три мужских и один женский образ

Положительные герои

Отрицательные герои

Воспитатели

Софья
Стародум
Правдин
Милон

Простакова
Простаков
Скотинин
Митрофан

Еремеевна
Цыфиркин
Кутейкин
Вральман

 

17 сентября 2024

Случайная цитата по литературе

 В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые"   Н.В. ГОГОЛЬ

16 сентября 2024

Тестирование Помощника по русскому языку

 Мел разрабатывает Помощника на базе искусственного интеллекта. Персонаж будет работать в режиме вопрос — ответ и поможет ученикам 5–6 классов выполнять домашние задания по русскому языку. В конце сентября — начале октября они планируют пригласить ребят потестировать первый прототип.

Преподаёте русский язык? Предложите ученикам принять участие в тестировании — начните с заполнения небольшой анкеты.

Участвовать

Классицизм как литературное направление

В 9 классе на уроках литературы мы читаем оды М.В. Ломоносова. Классицизм представлял себе литературу как точную науку — Ломоносов, систематизировавший русское стихосложение и создавший теорию стилей и жанров, сам предложил их канонические образцы: «Ода на взятие Хотина» была приложена к ломоносовскому «Письму о правилах российского стихотворства» как наглядное пособие.

Почему оды Ломоносова относятся к классицизму?
Для примера ода Ломоносова "На день восшествия..." Прославляется государственное лицо - монархиня Елизавета Петровна, выдающаяся личность. Таким образом, годы требовали такого литературного жанра, как классицизм.

В чем суть классицизма?
Классицизм — это художественный стиль, а также направление в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков. Одна из важных черт живописи классицизма — обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства.
В последние десятилетия XVII в. и в самом начале XVIII в. заметное влияние на русскую литературу оказывал стиль барокко. Однако подлинным общеевропейским литера­турным направлением в России стал классицизм, возникший в 1730—1750-е гг. Он объединил писателей, придерживавшихся определенных творческих принципов. Само наименование это­го направления восходит к латинскому слову «classicus» (образ­цовый). В качестве образца подражания писатели-классицис­ты избирали античное греко-римское искусство и литературу. Наивысших своих проявлений классицизм достиг во Франции. Там его становление связано с поэзией Ф. Малерба (1555—1628), а наиболее выдающиеся достижения с именами таких всемир­но известных авторов XVII в., как Корнель, Расин, Мольер. Полнее всего постулаты направления были разработаны в «По­этическом искусстве» (1674) — стихотворной поэтике Н. Буало (1636—1711). Русские писатели во многом ориентировались в своем творчестве на эту прославленную поэтику, часто упо­минали имя Буало в сочинениях. Так, представитель раннего классицизма А. Кантемир признавал, что в своих сатирах он «наипаче Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив». Крупнейшими пред­ставителями классицизма в России были Тредиаковский, Ло­моносов, Сумароков.
Торжество рассматриваемого направления связано с эпохой абсолютизма. Общественные условия, способствовавшие его развитию, в России возникли значительно позже, чем это было в Западной Европе. Вдохновленные деятельностью Петра, личностью царя-реформатора представители классицизма от­стаивали идеи общественного служения искусства, гражданст­венности и патриотизма. Поэтому можно сказать, что осо­бенностью классицизма помимо подражания Античности стало стремление его представителей утвердить в обществе высо­кие нравственные идеалы, возвышенное стремление человека верно служить государству. Писатели-классицисты опирались на рационалистическую философию Р. Декарта, Не чувства, а разум выступал у них в качестве главного мерила челове­ческой личности, превращался в основную ценность эпохи, «Подражая природе», они переосмысляли мир в соответствии с законами разума. Идеалом становится человек, подчинивший личные устремления и страсти общественному долгу. Совре­менные художественные задачи авторы с успехом решали, об­ращаясь к Античности или национальному прошлому. Ут­верждая свои идеи, они создавали образы вневременного ха­рактера.

"Певец во стане русских воинов"; "за правых провиденье"

 Сегодня будем читать на уроке родной русской литературы в 9 классе стихотворение В.А. Жуковского "Певец во стане русских воинов". Не могу удержаться от того, чтобы не написать пост об этом произведении и о том, что мне подумалось, пока готовилась к уроку. Но сначала картинки. Чтобы вспомнить знаменитый портрет  "Колумба русского романтизма", увидеть, как были экипированы воины во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть одну из иллюстраций к стихотворению "Певец во стане русских воинов".

Орест Адамович Кипренский (1782-1836).
Портрет поэта В.А. Жуковского. (1816).
Холст, масло. 40x50. ГТГ
Русская армия 1812 года
Стихотворение В.А. Жуковского "Певец во стане русских воинов"
с иллюстрациями Н. Кузьмина, С. Бойко и др.
«Литературный Коломб Руси», открыватель «Америки романтизма», первый поэт нового времени, воспитатель Александра II, критик и издатель, литературный учитель Пушкина… Это все о нем – о Василии Андреевиче Жуковском.
Значительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Она породила патриотический мотив, с наибольшей силой прозвучавший в стихотворении «Певец во стане русских воинов» (1812) и сохранившийся у поэта в последующие годы.
В июле 1812 года было объявлено о созыве Московского ополчения, а уже 12 августа В.А. Жуковский принят туда в чине поручика.
Ополчение было временным военным соединением. Ратниками в него дворяне отдавали своих крепостных, а офицерский корпус формировался вне зависимости от наличия у кандидатов опыта военной службы. Жуковский, который последний раз фехтовал в пансионе, оказался на службе в чине, подходящем для командования ротой. Он к тому времени был уже известным поэтом, редактировавшим журнал «Вестник Европы». Его жизненный выбор сделан, но патриотический порыв приводит его в войска.
При штабе нашлись возможности для проявления литературных талантов В.А. Жуковского. Он составляет бумаги, листовки и конечно же пишет стихи. Здесь создает он свое знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое во множестве списков разойдется по армии. Это стихотворение принесло Жуковскому славу первого поэта России, пришедшего на смену стареющему Державину.
Успехи пропагандиста и личное мужество перед лицом врага способствовали награждению поэта орденом св. Анны второй степени.
Историки отмечали, что большая часть потерь среди ополченцев была вызвана не боевыми действиями, а болезнями и трудностями переходов. Не избежал этой участи и Жуковский. В декабре 1812 г. в Вильно он простудился и попал в госпиталь. В неразберихе наступления судьба его некоторое время была неясной. Наконец в чине штабс-капитана он получает бессрочный отпуск и отбывает из армии.
К военной службе он более не возвращался. «Так как теперь война не внутри, а вне России, то почитаю себя вправе сойти с этой дороги, которая мне противна и на которую могли меня бросить одни только обстоятельства.»
В стихотворении "Певец во стане русских воинов" поэт прославляет полководцев и героев войны, вспоминает предков князя Святослава, Петра Первого, Дмитрия Донского, Суворова, воздаёт почести павшим и певцам. Это монолог поэта, который пытается пробудить в сових соотечественниках Храбрость, героизм и чувство собственного достоинства. В своих ловах он выражает любовь к народу и лютую ненависть к врагу. И бойцы преисполняются его настроением, волей к победе:
Воины
Отведай, хищник, что сильней:
Дух алчности иль мщенье?
Пришлец, мы в родине своей;
За правых провиденье!

(По материалам из Интернета).
⧫Зачем всё это написала?
Во первых. Проблема исторической памяти является важной проблемой во все времена и не теряет своей актуальности в современном мире.
По мнению Д. С. Лихачёва, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. А в российском обществе современного периода очевиден нравственный кризис, поэтому актуальность темы урока заключается в формировании гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Во-вторых. Наказ "поколению next": не на пустом месте оно произрастает. У России великое прошлое, которое надо знать, беречь и уважать. Такой настрой давал Жуковский  читателям своего поколения.
В-третьих. 1812 год кажется нам  таким далёким, и мы думаем, что  с нами ничего не случится. Мы будем радоваться жизни, гулять, веселиться... забывая, что война-то идёт и наши храбрые воины защищают нас здесь и сейчас на полях специальной военной операции, проявляя чудеса отваги, храбрости и героизма. Они -- как те ратники из 1812 года. Они жизнь и здоровье кладут ради свободы нашей страны и каждого из нас. И об этом я попрошу задуматься своих учеников сегодня на уроке родной литературы. О патриотизме, о готовности постоять за родную державу. И выстоять. И победить.
И наконец, уж совсем личное. Два дня назад я познакомилась с мамой одного моего пятиклассника. Она служит фельдшером в зоне военных действий. Я стала её расспрашивать, как там. Мы обе в конце концов расплакались. Так всё это пронзительно и щемяще трогательно, что трудно справиться со своими эмоциями...

15 сентября 2024

Кравцов призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями

 Источник 

МОСКВА, 11 сен - РИА Новости. Сайты с готовыми домашними заданиями необходимо запретить, те, кто их формирует, совершают преступление, заявил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.
"Я к родителям обращаюсь - запретить, ну, не очень правильное слово такое, но надо как-то, да, с готовыми домашними заданиями… Это, я считаю, в определенной степени преступление", - сказал министр в ходе XI Общероссийского родительского собрания в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".
По словам Кравцова, те лица, которые формируют готовые домашние задания, зарабатывают на этом колоссальные деньги. Глава Минпросвещения РФ уточнил, что сайты с готовыми домашними заданиями по школьным учебникам считаются одним из самых популярных интернет-ресурсов.

Джеймс Фенимор Купер. Отважный романтик

 
Джеймс Фенимор Купер (1789-1851), американский писатель («Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт»).
Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) - известный американский писатель, классик национальной и мировой литературы, приобрел широкую известность своей пенталогией, посвященной жизни американского пионера, охотника и следопыта, благородного Натти Бампо-Кожаного Чулка (называют его, впрочем, по-разному: Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). На богатом историческом фоне борьбы пришельцев-европейцев с американскими индейцами в романах прослежена судьба человека, бесстрашно прокладывающего тропинки для будущей магистрали американской цивилизации и переживающего трагические потери этого пути.

В каком порядке читать Фенимора Купера?
Романы появлялись в такой последовательности: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841). Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно признала культурная среда Старого Света, включая Россию.
Какой роман Фенимор Купер написал на спор с женой?
Жена поймала его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, он за несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» (англ. Precaution; 1820).
Почему Джеймса Фенимора Купера исключили из Йельского университета?
Купер поступил в Йель, но был исключен за опасную шутку, которая якобы включала взрыв двери другого студента . Ранее он запер осла в аудитории для репетиций. Затем Купер поступил на флот. В 20 лет Купер унаследовал состояние от своего отца и жил жизнью сельского джентльмена.
Как звали героя Фенимора Купера (8 букв)?
Натаниэль (Натти) Бампо — литературный персонаж, главный герой историко-приключенческой пенталогии Фенимора Купера.
Какой стиль письма популяризировал Джеймс Фенимор Купер?
Американскому писателю Джеймсу Фенимору Куперу (1789–1851) приписывают изобретение и популяризацию широкого спектра жанров художественной литературы , включая вестерн, шпионский роман, приключенческий роман о приключениях в открытом море и любовный роман о войне за независимость.

Песню выучить! Напевать по утрам

14 сентября 2024

Времена не выбирают. В них живут и умирают

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (род. 14 сентября 1936, Ленинград, РСФСР, СССР) — русский советский и российский поэт, эссеист. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда эссе и статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).

Иосиф Бродский говорил о своем современнике: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов двадцатого века…»
«Времена не выбирают…» - эти первые строчки стали крылатыми! Чтобы стихи вошли в сознание, необходимо чувствовать свое время. Автор известного стихотворения родился в 1936 году в Ленинграде. И события XX века, безусловно, отразились в творчестве А.Кушнера, так он пишет: «Время - кожа, а не платье. Глубока его печать…» Его лирический герой, возможно, спорит со своими современниками, живущими в 70-ые годы XX века. Мы ведь всё ждем лучших времен. Нам кажется, что когда-то жизнь должна в корне измениться, что чудо случится само собой. Но поэт констатирует: «Что ни век, то век железный…». «Железность» проявляется в лексике поэтической речи: нет лишних слов, предложения нераспространенные, короткие:
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Тема жестокого лика времени проступает в стихотворении Кушнера через эпизоды личной биографии:
…я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть…
Герой Кушнера принимает судьбу свою и своё время как данное свыше и обращается к нему на «ты»: «век мой, рок мой». Так автор в своем стихотворении выражает простую истину: нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что имеем. Вообще, прием инверсии («век железный», «сад чудесный») как будто заставляет читателя самого посмотреть вокруг, оглянуться. Это движение лирического героя вовсе не с оглядкой и осторожностью, нет – это умения как бы соотносить свою поступь с бегом времени, Ведь человек никогда не будет довольствоваться имеющимся. Как только у нас что-то появляется, оно становится неинтересным, и мы желаем чего-то нового, более привлекательного, а бывает наоборот – всматриваемся в прошлое, сожалея, что века прекрасных дам и благородных рыцарей прошли.
Мечтая, человек хочет жить в другую эпоху, в другое время. Но наивные мечтания некого «счастливца» обрывает ироничный риторический вопрос: «А при Грозном жить не хочешь? /Не мечтаешь о чуме/ Флорентийской и проказе? /Хочешь ехать в первом классе,/ А не в трюме, в полутьме?»
Настроение сарказма задает лирический герой произведения - личность, со своими принципами и убеждениями.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Вся эта строфа звучит с ясной твердостью и афористичностью. А.С.Кушнер утверждает: мир, который нас окружает, время, в котором мы живем, - все это оставляет на нас свои следы. Ведь «человек» – это «чело века», его слепок: «Словно с пальцев отпечатки,/ С нас - его черты и складки,/ Приглядевшись, можно взять».
Данное стихотворение А.С.Кушнера относится, можно сказать, к философской лирике: размышление поэта о жизни, о судьбе, о времени. Читая строки «Времена не выбирают...», слышишь как будто перекличку со стихотворением О.Мандельштамом «Мне на плечи бросается век-волкодав…». Поэтический учитель А.Кушнера в 30-ые годы XX века тоже осмысливает своё время, в котором «живут и умирают» его современники. Поэтому глубоко философски, как заповедь звучат строки:
...обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье. 
Не завидуй никому
⧫ Александр Кушнер писал не только взрослые стихи. Значительная часть его творчества посвящена детям. Его детские стихи, вошедшие в сборник «Весёлая прогулка», пользуются
неизменной популярностью юных читателей. Такие детские стихотворения Кушнера как «Если видишь: на картине нарисована река», «Большая новость», «Не шумите!», «Когда я буду взрослым» и другие вошли в «золотой» фонд детской литературы.

Случайная цитата по литературе

 Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного А.С. ПУШКИН

13 сентября 2024

Другой Станислава Лема. Он — мыслящий океан, одноклеточный гигант...

 Стани́слав Ге́рман Лем (пол. Stanisław Herman Lem; 12 сентября 1921, Львов, Львовское воеводство, Польша — 27 марта 2006, Краков, Польша) — польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик). Его книги переведены на более чем 50 языков, продано более 40 млн экземпляров.

Что почитать у Лема?
Топ-10 лучших рассказов и повестей Станислава Лема
«Гауптштурмфюрер Кестниц» (1946)
«Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955)
«Крыса в лабиринте» (1956)
«Тринадцатое путешествие Ийона Тихого» (1956)
«Вторжение с Альдебарана» (1959)
«Сказка о короле Мурдасе» (1963)
«Три электрыцаря» (1964)
«Дознание» (1968)
В чем смысл книги "Солярис"?
«Глубокий смысл романа Лема не ограничивается научно-фантастическими категориями, — говорил Тарковский. — Это роман не только о столкновении человеческого разума с неведомым, но и о моральном конфликте, связанном с новыми открытиями в науке».

Трудно быть с богом
Как «Солярис» Станислава Лема стал прощанием с верой в прогресс и перевернул научную фантастику  ссылка
⧫ У Станислава Лема было в научной фантастике особое положение. Не только потому, что он был одним из самых глубоких авторов, работавших в этом жанре. В отличие от большинства коллег, Лем был действительно вовлечен в науку. Он писал статьи по философии техники, теории мозговой деятельности и кибернетике, знал, как работает наука изнутри, и оттого был лишен и наивного преклонения перед нею, и столь же наивного страха.
«Солярис». Режиссер Андрей Тарковский, 1972
Фото: Мосфильм
Лем работает с одним из главных тропов жанра — идеей первого контакта. В фантастических романах контакт с инопланетными существами — это логический итог прогресса, тот момент, когда достигшая апогея развития человеческая цивилизация обнаруживает свое неодиночество во Вселенной, получает зеркало, в котором видит свое совершенство, и стремится к еще большему (классический пример — «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова). В этой радужной картинке есть скрытая грусть, подозрение, что, когда все тайны будут раскрыты, жизнь человека окажется пуста. Есть здесь и жульничество, попытка разрешить эту пустоту в диалоге с предположительно другим, но на самом деле таким же — говорящим на заведомо переводимом языке, разделяющим базовые установки, мысли и чувства человека — нарциссическим идолом из космоса.
В «Солярисе» Другой встречен, но он оказывается другим по-настоящему — радикально иным. Он — мыслящий океан, одноклеточный гигант, единственный обитатель планеты под двумя солнцами — не желает вступать в диалог с человеком. К моменту, когда начинается действие романа, десятилетиями . К моменту, когда начинается действие романа, десятилетиями владевшая умами земных интеллектуалов и обывателей соляристика пришла в упадок. Она — дело нескольких маразматиков и упертых безумцев. Только они по-прежнему пытаются вступить с океаном в контакт.
Цитаты
Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ.
Если компьютер создан для регулирования жизни общества, то кто будет регулировать компьютер?
Будущее всегда выглядит иначе, нежели мы способны его себе вообразить.
Станислав Лем не любил чужие «Солярисы». Ни одного  ссылка
12 сентября — день рождения главного фантаста Европы, философа и футуролога, сделавшего научную фантастику не только социальной, но и научной.

11 сентября 2024

Привычки для развития мышления

 Мышцы без нагрузок теряют силу. С мозгом происходит что-то похожее. Но развивать мышление не так уж и сложно. Делимся привычками, которые помогут в этом.

🔹 Ищите ответы на вопросы
В этом пункте два этапа. Первый — задать вопрос, второй — найти ответ. Вопросы могут касаться любых сфер жизни. Почему говорят «один как перст», если пальцев на самом деле десять? Отличают ли кошки своих хозяев внешне, или все люди для них на одно лицо? Можно ли рассчитать время выхода на работу так, чтобы не приходилось ждать автобус на остановке? Заданный вопрос — это уже большое дело. То, что мозг его сформулировал, говорит о работе мышления. Но поиск ответа ещё сильнее стимулирует его работу, особенно если простого запроса в интернете недостаточно, чтобы получить нужную информацию, а требуется анализировать, сравнивать, вычислять и т.п.
🔹 Читайте
В первую очередь речь о книгах, но подойдёт даже лента в соцсетях, если у вас она настроена так, что вы знакомитесь с новостями науки, культуры, узнаёте интересные факты и т.п. Пусть ваш разум получает качественную пищу для размышлений.

🔹 Обсуждайте то, что узнали
Когда мы делимся с кем-то полученной информацией, то помогаем ей закрепиться в памяти. А ещё беседа с другими людьми помогает взглянуть на уже знакомые сведения под новым углом и рождает новые вопросы.
🔹 Ищите интересные ресурсы
Среди невероятного количества информации бывает трудно найти источники, заслуживающие внимания и доверия. Но тем ценнее они становятся. Добавляйте в свои подписки достойные страницы, которые помогают вам узнавать новое и развиваться.
🔹 Пробуйте новое
Это касается буквально всего: еды, маршрутов, видов досуга, жанров музыки. Привычки и рутина делают жизнь удобной, но не дают мозгу работать в полную силу. Действуя на автомате, мы отвыкаем размышлять, сравнивать, делать выбор. Но любое изменение в размеренном укладе помогает формировать новые нейронные связи, которые обеспечивают интеллектуальное развитие.

А какие советы вы бы добавили к этим рекомендациям? Расскажите в комментариях.
Источник: 4brain.ru

Читаем "Слово о полку Игореве"

 Источник

На этой странице вы узнаете:
  • Кто такой Боян и почему он пишется через букву «о»?
  • Как отношение автора к герою связано с природой?
  • Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
  • Что общего у нас и князя Святослава?
В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!
Сюжет «Слова о полку Игореве»
О чём же «Слово о полку Игореве»?
О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее:
Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов).
Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово».
Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь.

Композиция «Слова о полку Игореве»
Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»?

Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.
Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.

Остановимся на некоторых из блоков подробнее:
Лирические отступления
Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений:
во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

лирическое отступление о битвах прошлых князей:
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,

«Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться.
Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!


Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать.
Героиня плачет по мужу:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна переживает и за все русское войско:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?


Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест.

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох!
Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.
Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.
Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».
Боян
Кто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»?
Боян — древнерусский певец и сочинитель песен.
Обрати внимание, что его имя пишется через «о».
Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок:
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Боян повествовал об исторических событиях и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок:
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу — излишней многословностью.
Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате:
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой