- Труд А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». В нём мотив трактуется как основа повествования, отражающая стремления и первичные задачи человеческого мышления.
- Статья Б. М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века». В работе мотив определяется как любой смысловой компонент текста, который не наделяется постоянными свойствами, но формируется непосредственно в развёртывании структуры произведения.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
11 июня 2025
ОГЭ. Литература. Мотив в литературе
"Критик гоголевского периода" Виссарион Белинский
Родился в крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна, Финляндия). С детства интересовался изучением русского языка и литературы: читал всё, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Цитата Виссариона Григорьевича Белинскогоиз статьи «Сочинения Александра Пушкина.Статья девятая» о поэме «Евгений Онегин"
ОГЭ. Литература. Задание 4. Сопоставление двух стихотворений
Задание 4 – сопоставление двух стихотворений
ОГЭ. Литература. Повторение терминов и понятий
10 июня 2025
ОГЭ. Литература. Некоторые литературоведческие термины
Жанры литературы:
повесть, притча, рассказ, роман;
драма, комедия, трагедия;
баллада, басня, поэма; лироэпические жанры;
стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма
Средства художественной выразительности
Аллегория, гипербола, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет.
Антитеза, инверсия, риторические фигуры: вопрос, восклицание,
обращение; умолчание.
Анафора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор,
параллелизм.
Виртуальная экскурсия в музей-заповедник "Ясная Поляна"
10 июня в истории литературы
- 1921 — в Тульской области основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Писатель прожил в Ясной Поляне около 60 лет, написал здесь «Войну и мир», «Анну Каренину» и другие произведения.
- По ссылке https://disk.yandex.ru/i/0Q6wIhikglwWZg виртуальная экскурсия по музею-заповеднику "Ясная Поляна"
ОГЭ по литературе. Задание 3
стихотворение «Внимая ужасам войны…» Некрасова. Оно небольшое, приведем его здесь:
Какую роль играют? Собственно, они и создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве».
Помимо эпитетов что ещё есть?
Анафора – т.е. повтор в начале строки:
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Зачем нужны? Чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.
Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.
09 июня 2025
ОГЭ по литературе. Задания 1 и 2
· задания 1 и 2 – работа с эпическим или драматическим текстом – в этой части могут попасться только тексты из списка А в кодификаторе;
· задания 3 и 4 – анализ лирики – стихотворения в этой части, как правило, не из кодификатора.
Сначала дается фрагмент эпического или драматического текста. В случае с демоверсией это отрывок из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина – диалог Гринева и Пугачева.
К этому фрагменту дано задание 1:
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведенного фрагмента.
Важно: не надо растекаться мыслью по древу. Написано 3-5 предложений – значит, 3-5 предложений. Можно даже 2 больших, если не запутаетесь с запятыми. Помните: в ОГЭ грамматика оценивается во всех сочинениях. Почему не надо больше: потому что, как правило, большинство начинает "лить воду", не расширяя анализ, а топчась на одной и той же мысли.
Внимательно читаем фрагмент, потом внимательно читаем к нему вопросы.
Вопросы чаще всего строятся по одной и той же схеме:
· темы 1.1. – вопрос по содержанию фрагмента;
· темы 1.2. – вопрос по какому-то литературоведческому термину.
В данном случае темы даны такие:
· 1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?
· 1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?
Всегда помните, что каждый из этих вопросов дополняет друг друга. Т.е., если вы останавливаетесь на теме 1.1. про нравственный выбор, то всё равно заглядываете в тему 1.2 и обращаете внимание на термин «контраст», который в данном вам фрагменте в любом случае есть, а значит, возможно, поможет вам ответить на первый вопрос (но можно обойтись и без него).
То же самое и наоборот: если решаете отвечать на вопрос 1.2. про роль контраста, смотрите в тему 1.1. и понимаете, в какую содержательную сторону должен двигаться ваш ответ, т.е., по всей видимости, прием контраста нужен в этом фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор.
Схема ответа очень проста
Если выбирать тему 1.1.:
· 1 предложение – переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например: «С моей точки зрения, нравственный выбор сделать сложнее Гринёву, поскольку от того, как он поведет себя в сложившейся ситуации, зависит его дальнейшая судьба».
· 2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Что значит «опора на текст» – обращение к эпизоду и/или цитирование. Например: «Для главного героя романа вопрос чести и достоинства является самым важным в жизни, и поскольку он «присягал государыне императрице», то предать присягу ему не позволяет совесть. Также герою претит любая ложь, так что даже несмотря на явную угрозу жизни он смело отвечает, что, если «велят идти против тебя – пойду», тем самым подчеркивая свои твердые моральные принципы, хотя понимает, что его жизнь и свобода находятся во власти Пугачева».
Итого 3 предложения. Всё.
Если выбирать тему 1.2.:
Откуда на Земле взялась вода?
08 июня 2025
Один из лучших друзей Пушкина
Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же) — русский философ и публицист.
История знакомства
Пушкин и Чаадаев познакомились летом 1816 года в доме историка Николая Михайловича Карамзина в Царском Селе. Чаадаев тогда служил корнетом в Гусарском лейб-гвардии полку, а Пушкин был ещё лицеистом.
Они встречались и после окончания Лицея, до ссылки Пушкина на юг. Чаадаев участвовал в хлопотах о смягчении участи поэта, в результате которых он был переведён на службу в Бессарабию.
Влияние на Пушкина
Дружба с Чаадаевым оказала влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. Поэт называл Чаадаева «целителем своих душевных сил».
Личность Чаадаева отразилась в творчестве Пушкина: ему посвящены три послания поэта — «Любви, надежды, тихой славы…» (1818), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» (1821), «К чему холодные сомненья…» (1824). Также черты Чаадаева воплотились в образе Евгения Онегина: в 1819 году Пушкин писал: «Второй Чадаев, мой Евгений…».
Переписка
Между Пушкиным и Чаадаевым была переписка. Сохранилось лишь три письма поэта к Чаадаеву и пять писем Чаадаева к Пушкину.
В переписке отразились взгляды философа и поэта на исторический путь России. Чаадаев считал, что Россия должна «преподать какой-то великий урок отдалённым потомкам», а Пушкин видел в истории России «спасительный и искупительный характер».
В 1836 году Пушкин написал Чаадаеву письмо, в котором спорил со взглядами, высказанными в «Философическом письме» Чаадаева. Это привело к тому, что многие заговорили о разрыве дружеских отношений, но С. А. Соболевский возразил: «Вздор, Чаадаев был одним из лучших друзей Пушкина…». goog_1367091534ru.wik
![]() |
Медаль 1982 года. Памяти П. Я. Чаадаева. Медальер А. Г. Кнорре. Томпак. Диаметр 60 мм. Ленинградский монетный двор. Тираж 500 экз. |
"Ловушки" ОГЭ. Теория и практика полностью по всей тестовой части экзамена
Теория и практика по всей тестовой части ОГЭ по русскому языку 2025.
Источник Рустьюторс (сборный вариант из всех заданий).
На этом мы заканчиваем публиковать сообщения под рубрикой "Ловушки" ОГЭ". Желаем всем выпускникам набрать наибольшее количество баллов.
Все тексты изложений ОГЭ 2025 года по сайту ФИПИ
07 июня 2025
"Ловушки" ОГЭ. Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером. Все правила и примеры
Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.
Всё по ссылке
Можно себя проверить. Есть ответы.
"Ловушки" ОГЭ. К заданию 4 . Причастные и деепричастные обороты
Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. В предложении причастный оборот является определением (обособленным или необособленным).
Причастный оборот, находящийся после определяемого существительного, обособляется.
Причастный оборот, относящийся к личному местоимению, обособляется независимо от его позиции по отношению к определяемому слову.Как найти причастный оборот:
Задайте вопрос КАКОЙ? от определяемого слова.
Слово, отвечающее на этот вопрос и образованное от глагола, – причастие.
Найдите слова, зависимые от причастия. К ним от причастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это причастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное причастие.
Проверьте, правильно ли вы нашли границы причастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ПО. Например:
(какой) Говорящий попугай сидел в клетке. – Одиночное причастие.
У меня есть друг (какой?), /(как?) свободно говорящий (как?) по-французски/. – Причастный оборот.
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот относится к глаголу, в предложении является обособленным обстоятельством.
На письме деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.
Как найти деепричастный оборот:
Задайте вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ? от сказуемого.
Слово, отвечающее на один из этих вопросов – деепричастие.
Найдите слова, зависимые от деепричастия. К ним от деепричастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это деепричастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное деепричастие.
Проверьте, правильно ли вы нашли границы деепричастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ДО.
дееприч. х
Старый Бульба, /приосанившись/, топнул ногой.
дееприч. об. х/Красиво чернея в нежной зелени хлебов/, гуляли грачи.
х дееприч. об
Лес неожиданно побледнел, /растворяясь в косых потоках ливня/.
ЗаданияЗадание 1
Определите, в каких предложениях есть причастный оборот, в каких – деепричастный. Обозначьте их графически. В пустых клетках напишите буквы «ПО», если есть причастный оборот, и буквы «ДО», если есть деепричастный оборот.
Подсказка
Найдите в предложении причастие (какой?) или деепричастие (что делая? что сделав?).
Определите, есть ли у них зависимые слова.
Выделите оборот графически.
Сделайте вывод.
Ночь подобралась незаметно (что сделав?), /окутав землю тёмной вуалью/.
ДО
Сумрак (какой?), /окутавший землю/, скрыл разрушения.
ПО