11 июня 2025

ОГЭ. Литература. Мотив в литературе

Мотив в литературе — это повторяющийся элемент, тема, образ или идея, которые присутствуют в произведении и играют важную роль в его структуре и значении.
История возникновения термина
Термин «мотив» пришёл в литературоведение из музыкальной культуры. Впервые применительно к литературе его употребил И. В. Гёте в статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797).
Виды мотивов
В литературоведении выделяют, например:
Тематические мотивы. Любовь (романтическая, дружба, любовь к семье), смерть и смертность, власть и амбиции, свобода и порабощение.
Сюжетные мотивы. Путешествие, поиск, возвращение, испытания и преграды.
Индивидуальные мотивы. Встречаются в творчестве конкретного писателя чаще, чем у других, или только у него.
Примеры мотивов
Некоторые примеры мотивов в литературе:
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
Мотив холода в «Лёгком дыхании» и «Холодной осени» И. А. Бунина.
Мотив полнолуния в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова.
Мотив зеркала в прозе В. Набокова, который выполняет несколько функций: характеризует персонажа, выступает в роли границы между мирами и выражает нравственные ценности.
Где прочитать о мотиве подробнее
О мотиве как литературоведческом термине можно прочитать, например, в следующих работах:
  • Труд А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». В нём мотив трактуется как основа повествования, отражающая стремления и первичные задачи человеческого мышления.
  • Статья Б. М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века». В работе мотив определяется как любой смысловой компонент текста, который не наделяется постоянными свойствами, но формируется непосредственно в развёртывании структуры произведения.

"Критик гоголевского периода" Виссарион Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский
 (1811–1848) — русский литературный критик, публицист, философ.
Родился в крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна, Финляндия). С детства интересовался изучением русского языка и литературы: читал всё, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей. 
В 1829–1832 годах учился на словесном отделении Московского университета. Участвовал в студенческом кружке «Литературное общество 11-го нумера». Инициатор ряда студенческих протестов. 
С марта 1833 года работал в журнале «Телескоп» и газете «Молва» Н. И. Надеждина. Постепенно стал ведущим критиком изданий, во время отъездов Надеждина — их фактическим редактором. 
В 1839 году переехал в Санкт-Петербург, где стал уважаемым критиком и редактором двух крупных литературных журналов: «Отечественные записки» и «Современник». 
Как литературный критик Белинский разработал теорию реализма, ввёл новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши. 
culture.ru
Умер от чахотки 7 июня 1848 года. Похоронен на Волковом кладбище.
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Цитата Виссариона Григорьевича Белинского
из статьи «Сочинения Александра Пушкина.
Статья девятая» о поэме «Евгений Онегин"

 

"Критик гоголевского периода" Виссарион Белинский ссылка

ОГЭ. Литература. Задание 4. Сопоставление двух стихотворений

 Задание 4 – сопоставление двух стихотворений

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

Здесь уже объем ответа увеличивается до восьми предложений. Почему? Потому что надо параллельно проанализировать уже два стихотворения. Но как показывает практика, лучше ориентироваться на лаконичность в пяти предложениях, чтобы опять-таки не сбиваться на пересказ и не повторять одни и те же мысли. Но, конечно, если вы сможете написать в восьми предложениях четкий, ясный, композиционно выверенный анализ, то не бойтесь увеличивать объем своего ответа. Предложений вообще может быть хоть десять, хоть два, главное – чтобы в них было проанализировано то, что нужно.

К тексту Некрасова "Внимая ужасам войны" прибавляется текст Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме», тоже приведем его:
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят —
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как двадцать лет назад…
А в округе на родное имя
Столько откликается ребят…
Разных —
Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной,
Ждут их тезок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.
Парни там —
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В двадцать лет они спасли
Россию!
Ну, а что свершили мы с тобой?

Задание звучит так: "Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?"

Естественно, если спрашивают про мотивы и образы, то исходя из темы 3.1. уже становится понятно, что совпадать будет мотив войны и образ матери. Оно и видим:
Письма… Фотографии в альбоме
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят –
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как двадцать лет назад…
Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В двадцать лет они спасли Россию!
Ну, а что свершили мы с тобой?

Ну то есть общий мотив: ужас войны, когда за страну погибали красивые, смешливые, совсем ещё молодые люди.
Общий образ: матери, которые не могут забыть своих сыновей и как будто даже до сих пор надеются, что они к ним вернутся.
Нашли две точки соприкосновения, пишем ответ:

4. Стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» со стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближают мотив войны и образ любящей матери, не способной забыть погибшего ребёнка. Некрасов благодаря эпитетам и метафорам («святые, искренние слёзы», «кровавая нива») описывает глубокую печаль и трагедию, что приходит в дом к женщине, которая потеряла своего ребенка на войне. Она не сможет «утешиться», как жена, не сможет найти другого, как лучший друг. Так и Дементьев пишет о невозможности смириться с гибелью сыновей, которые «смотрят матерям в глаза» с фотографий в альбоме. Оба поэта отмечают, что жизнь продолжается («среди лицемерных наших дней»; «А в округе на родное имя / Столько откликается ребят…»), и только матери, как «плакучие ивы», всё «глядят на карточки в альбомах».

Пять предложений. И все сказали.
Подведём итог. При выполнении задания 4 необходимо:
1) внимательно прочитать оба стихотворения (не один раз; как впрочем, и во всех заданиях);
2) определить общий  мотив в   стихотворениях (мотив в литературе — это повторяющийся элемент, тема, образ или идея, которые присутствуют в произведении и играют важную роль в его структуре и значении);
3)  определить общий образ;
4)  описание мотива и характеристика образа развёрнутыми предложениями;
5)  вывод: чем закнчиваются оба стихотворения.

ОГЭ. Литература. Повторение терминов и понятий

 Источник  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организациисамостоятельной подготовки к ОГЭ 2024 года (актуально и в 2025 году).

Повторение терминов и понятий
Ниже сформулированы вопросы, которые помогут понять, владеете ли Вы необходимой терминологией.
1. Все ли теоретико-литературные понятия, включённые в кодификатор, Вам известны? Умеете ли Вы их использовать, анализируя произведения?
2. Какие элементы художественного текста можно отнести к формальным элементам, а какие – к содержательным? Как связаны форма и содержание произведения? Из каких элементов складывается художественная картина мира, отражённая в литературном произведении?
3. Какие литературные роды и жанры Вы знаете? По каким признакам Вы отнесёте произведение к определённым роду и жанру?
4. Умеете ли Вы находить в произведении художественные образы? Какие средства создания художественного образа Вы знаете?
Внимание!
Недостаточный уровень владения литературоведческой терминологией может
быть выявлен по следующим признакам:
 незнание ключевых понятий, непонимание их сути;
 неумение различать понятия (например, неразличение понятий: «антитеза» и «контраст»; «ритм» и «рифма»; «автор», «герой», «рассказчик»; «сюжет» и «композиция», «реплика» и «ремарка»);
 неумение иллюстрировать понятие конкретным примером;
 неготовность использовать понятия как инструмент анализа литературного произведения в том или ином аспекте;
 неуместное, формальное упоминание понятий вне связи со смыслом задания.
При подготовке к экзамену рекомендуется выделить понятия, значение которых Вам не в полной мере ясны, и найти определения не освоенных Вами понятий.
Не все понятия включены в формулировки заданий. Их следует самостоятельно привлекать при анализе произведений. Например, к таким понятиям относятся: «историко-литературный процесс», «вымысел» и «факт», «содержание» и «форма», «авторское мировоззрение», «фабула», «ритм», «рифма», «стихотворный метр» («хорей», «ямб», «дактиль», «амфибрахий», «анапест») и др.
Многие понятия, названные в кодификаторе, включены в формулировки заданий.
На данные понятия рекомендуется обратить особое внимание, так как без их освоения невозможно выполнить конкретное задание.
Ниже приведены примеры заданий, формулировки которых опираются на те или иные понятия (они выделены подчёркиванием). Формулировки заданий части 1 даются в сокращённом виде (без указания писателя и произведения, без информации в скобках) в целях обозначения принципиального подхода, связанного с опорой на терминологию 12 и задачей показать возможность использования разных понятий. Исчерпывающее представление может дать открытый банк заданий ОГЭ.
Примеры заданий части 1 по эпосу, драме, лироэпосу с опорой на терминологию
 Какую роль в данной сцене играют авторские ремарки?
 Какую роль в монологе играет повтор?
 Какие черты характера данного персонажа раскрываются в выбранном фрагменте?
 Выберите другой фрагмент комедии, в котором важную роль играет(-ют) второстепенный(-ые) персонаж(и).

10 июня 2025

ОГЭ. Литература. Некоторые литературоведческие термины

Авторская позиция в литературе (авторская точка зрения) — отношение автора произведения к отображаемой действительности, рассматриваемым явлениям, персонажам, проблемам и прочим художественным аспектам.
· Авторская позиция отражает личные взгляды, убеждения и чувства, что делает каждое произведение уникальным.
· Автор использует свою позицию, чтобы передать идеи или критически оценить социальные и культурные явления.
· Пример. Николай Гоголь, «Ревизор». Использование сатиры и иронии для критики коррупции и взяточничества в государственной службе России.

Ремарка в театре, в драматическом произведении
Ремарка — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Они могут касаться возраста, внешнего облика, одежды действующих лиц, а также их душевного состояния, поведения, движений, жестов, интонаций.

Тема в литературеэто основная идея или проблема, которую автор раскрывает в своём произведении. Она может быть выражена одним словом или фразой, например, «любовь», «война», «одиночество» или «поиск смысла жизни».
Тематика в литературе совокупность тем, затрагиваемых в произведении. Она может включать в себя несколько взаимосвязанных или контрастирующих тем, создавая многогранную картину художественного мира.

Идея в литературеэто главная мысль произведения, послание автора читателю. Она выражает смысл и замысел текста, раскрывает отношение автора к изображённым событиям, персонажам и миру в целом.

Лирический герой в литературеэто вымышленный персонаж лирического произведения, через которого автор выражает свои переживания, чувства и мысли.
Лирический герой не тождествен самому поэту, но является носителем его эмоционального и идеологического содержания.

Конфликт в литературе это столкновение противоположных интересов, идей, личностей, которое лежит в основе действия художественного произведения.
Конфликт проявляется через противоречие, борьбу между героями, группами героев, героем и обществом, героем и судьбой или через внутреннее противоборство героя с самим собой. Именно конфликт служит движущей силой сюжета.
Некоторые виды конфликтов в литературе:
· Внутренний — борьба героя с собственными сомнениями, страхами, желаниями или моральными дилеммами.
· Межличностный — столкновение интересов, взглядов, чувств или действий между двумя или более персонажами.
· С обществом — конфликт между индивидом и социальными нормами, традициями, законами или общественными ожиданиями.
· С природой — столкновение человека с силами природы, выживание в экстремальных условиях или борьба с природными катастрофами.
Роль конфликта в произведении
· Конфликт создаёт ситуацию ожидания и предвкушения, удерживает внимание читателя, помогает показать внутренний мир персонажей, их мотивации и взаимоотношения, позволяет автору затрагивать социальные, психологические, этические и философские вопросы, делать произведение многогранным.

Приёмы. Пейзаж, портрет, интерьер. Художественная деталь.
Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика,

Литературные роды (драма, лирика, эпос).

Жанры литературы:
повесть, притча, рассказ, роман;
драма, комедия, трагедия;
баллада, басня, поэма; лироэпические жанры;
стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма

Средства художественной выразительности
Аллегория, гипербола, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет.
Антитеза, инверсия, риторические фигуры: вопрос, восклицание,
обращение; умолчание.
Анафора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор,
параллелизм.

Виртуальная экскурсия в музей-заповедник "Ясная Поляна"

 10 июня в истории литературы

  • 1921 — в Тульской области основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Писатель прожил в Ясной Поляне около 60 лет, написал здесь «Войну и мир», «Анну Каренину» и другие произведения.
  • По ссылке  https://disk.yandex.ru/i/0Q6wIhikglwWZg виртуальная экскурсия по музею-заповеднику "Ясная Поляна"

ОГЭ по литературе. Задание 3

 Задания 3, 4, в которых нужно анализировать лирическое произведение. Ориентироваться будем опять на демоверсию ОГЭ по литературе, в которой в качестве образца для заданий дано 
стихотворение «Внимая ужасам войны…» Некрасова. Оно небольшое, приведем его здесь:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Задание 3

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.
К стихотворению даны две темы на выбор – по содержанию/идее и по терминологии:
3.1. Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?

Снова та же схема: вне зависимости от того, какую тему выбрали, всё равно взглянули на вторую и сделали мысленно галочку, что для темы войны и образа матери явно важны эпитеты, в то время как эпитеты должны осветить тему войны и образ матери. Т.е. всё взаимосвязано.
Вопрос про войну и матерей. Про что пишет автор, в чём идея стихотворения?
В том, что война отнимает детей, которых матери никто не вернёт. Говорится, что все остальные, будь то друг или жена, долго горевать по погибшему не будут, потому что замену найти всегда можно. Но любовь матери и её скорбь – вот самое страшное последствие войны, потому что никто и никогда не заменит ребёнка. Суть поняли? Отлично. Смотрим, а благодаря каким художественным средствам это всё сделано?
Про эпитеты вам уже подсказали в теме 3.2. Ищем эпитеты:
Средь лицемерных наших дел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Какую роль играют? Собственно, они и создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве».

Помимо эпитетов что ещё есть?
Анафора – т.е. повтор в начале строки:
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...

Зачем нужны? Чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.
Риторическое восклицание: «Увы!»
Метафора: «кровавая нива», т.е. понятно, что говорится про поле боя, но как увеличивает эта метафора само значение – это уже не просто поле, это необъятный простор (нива), окрашенный кровью, что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.
Ну и сравнение матери с плакучей ивой. Зачем оно нам нужно? Вспомним, как выглядит плакучая ива: всегда печальное дерево, как будто согбенное под тяжестью потерь и невзгод.
Вот и пишем по той же самой схеме:
Первое предложение – переформулировка вопроса + ответ на вопрос;
Второе-третье предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст.
Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.
3.1. В стихотворении Н.А. Некрасова тема войны и образ матери связаны мотивом огромных потерь, которые несет не только страна, но и отдельно взятая женщина. Особенное звучание глубокой печали стихотворению придают эпитеты («святые, искренние слёзы», «поникнувшие ветви»), которые и создают образ страдающей женщины, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет. Анафора «мне жаль» показывает искреннее сочувствие лирического героя, а метафора «кровавая нива» ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.
3.2. В стихотворении «Внимая ужасам войны…» эпитеты создают образ страдающей матери, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет и утешиться не сможет. Лирический герой глубоко сочувствует женщинам, страдание которых на фоне «лицемерных наших дел» особенно выделяется, что подчеркивает эпитет «поникнувшие ветви» при сравнении тоскующей женщины с плакучей ивой. Особенную трагичность придает эпитет внутри метафоры «кровавая нива», что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

В обоих ответах по три предложения. Емких, лаконичных, без лишней воды.

09 июня 2025

ОГЭ по литературе. Задания 1 и 2

 КИМ ОГЭ по литературе состоит из двух частей и пяти заданий. Первая часть тоже разделена на две:

· задания 1 и 2 – работа с эпическим или драматическим текстом – в этой части могут попасться только тексты из списка А в кодификаторе;

· задания 3 и 4 – анализ лирики – стихотворения в этой части, как правило, не из кодификатора.

Сначала дается фрагмент эпического или драматического текста. В случае с демоверсией это отрывок из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина – диалог Гринева и Пугачева.

К этому фрагменту дано задание 1:

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведенного фрагмента.

Важно: не надо растекаться мыслью по древу. Написано 3-5 предложений – значит, 3-5 предложений. Можно даже 2 больших, если не запутаетесь с запятыми. Помните: в ОГЭ грамматика оценивается во всех сочинениях. Почему не надо больше: потому что, как правило, большинство начинает "лить воду", не расширяя анализ, а топчась на одной и той же мысли.

Внимательно читаем фрагмент, потом внимательно читаем к нему вопросы.

Вопросы чаще всего строятся по одной и той же схеме:

· темы 1.1. – вопрос по содержанию фрагмента;

· темы 1.2. – вопрос по какому-то литературоведческому термину.

В данном случае темы даны такие:

· 1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?

· 1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?

Всегда помните, что каждый из этих вопросов дополняет друг друга. Т.е., если вы останавливаетесь на теме 1.1. про нравственный выбор, то всё равно заглядываете в тему 1.2 и обращаете внимание на термин «контраст», который в данном вам фрагменте в любом случае есть, а значит, возможно, поможет вам ответить на первый вопрос (но можно обойтись и без него).

То же самое и наоборот: если решаете отвечать на вопрос 1.2. про роль контраста, смотрите в тему 1.1. и понимаете, в какую содержательную сторону должен двигаться ваш ответ, т.е., по всей видимости, прием контраста нужен в этом фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор.

Схема ответа очень проста

Если выбирать тему 1.1.:

· 1 предложение – переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например: «С моей точки зрения, нравственный выбор сделать сложнее Гринёву, поскольку от того, как он поведет себя в сложившейся ситуации, зависит его дальнейшая судьба».

· 2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Что значит «опора на текст» – обращение к эпизоду и/или цитирование. Например: «Для главного героя романа вопрос чести и достоинства является самым важным в жизни, и поскольку он «присягал государыне императрице», то предать присягу ему не позволяет совесть. Также герою претит любая ложь, так что даже несмотря на явную угрозу жизни он смело отвечает, что, если «велят идти против тебя – пойду», тем самым подчеркивая свои твердые моральные принципы, хотя понимает, что его жизнь и свобода находятся во власти Пугачева».

Итого 3 предложения. Всё.

Если выбирать тему 1.2.:

Откуда на Земле взялась вода?

 Источник

Этот простой вопрос способен заставить задуматься даже самых отъявленных скептиков. Казалось бы - голубая планета с океанами, морями, озерами и реками, а ответа на этот вопрос мы до конца так и не знаем. С древних времен люди искали объяснения — одни верили, что вода была подарена богами, другие — что океаны появились после обильных осадков и потопов. Наука же предлагает более прагматичные, но не менее захватывающие теории.
Сегодня ученые всерьез спорят о происхождении воды на Земле. Одно из предположений — вода была здесь всегда, она входила в состав минералов, из которых формировалась наша планета. Другая теория утверждает, что вода пришла к нам извне. В далекие времена, миллиарды лет назад, кометы и астероиды, богатые льдом, бомбардировали молодую Землю. При каждом таком ударе часть воды оставалась и постепенно накапливалась. И именно эти космические «посланцы» подарили Земле первые океаны.
Есть и еще одна гипотеза — что водой мы обязаны Юпитеру. Вблизи орбиты этой гигантской планеты вода могла существовать в твердой форме. Тяготение Юпитера возмущало движение планетезималей (сгустков вещества протопланетного диска из которых рождались планеты) и некоторые из них падали на формировавшуюся Землю, принося воду.
Наконец, не исключено, что Земля в процессе своего образования не оставалась на постоянном расстоянии от Солнца, а мигрировала под влиянием тяготения других тел и самого протопланетного диска. Она могла получить воду, будучи на отдалении от Солнца, а потом приблизиться к нему и занять свою нынешнюю орбиту.
Астрономы уверены, что в космосе очень много льда. Даже на спутниках Юпитера и Сатурна есть подледные океаны. Неудивительно, что в момент формирования Солнечной системы Земля тоже получила свою порцию воды. Так что каждый глоток воды, каждое купание в море — это не только удовольствие, но и маленькое прикосновение к великой истории Вселенной.

08 июня 2025

Один из лучших друзей Пушкина

 Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же) — русский философ и публицист.

Родился в дворянской семье. Рано остался сиротой: отец умер через год после его рождения, мать — через три года. 
В 1807–1811 годах учился в Московском университете. С 1812 года — на военной службе, участвовал в Отечественной войне 1812 года. 
В 1823–1826 годах жил за границей, побывал в Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. 
Чаадаев писал, что Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку, и её смысл — быть уроком всему человечеству. 
Чаадаев был одним из первых русских мыслителей, кто открыто критиковал самодержавие и крепостничество. Он считал, что Россия отстаёт от Европы в экономическом, политическом и культурном развитии, и что ей необходимо провести ряд реформ, чтобы догнать Запад. 
Чаадаев был одним из основателей журнала «Телескоп», в котором публиковались его статьи. 
В 1836 году Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещён под домашний арест. Его статьи были запрещены, а журнал «Телескоп» закрыт.
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) был другом Александра Сергеевича Пушкина. ru.wikisource.orgproza.ruhuman.snauka.ru
История знакомства
Пушкин и Чаадаев познакомились летом 1816 года в доме историка Николая Михайловича Карамзина в Царском Селе. Чаадаев тогда служил корнетом в Гусарском лейб-гвардии полку, а Пушкин был ещё лицеистом. 
Они встречались и после окончания Лицея, до ссылки Пушкина на юг. Чаадаев участвовал в хлопотах о смягчении участи поэта, в результате которых он был переведён на службу в Бессарабию.
Влияние на Пушкина
Дружба с Чаадаевым оказала влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. Поэт называл Чаадаева «целителем своих душевных сил». 
Личность Чаадаева отразилась в творчестве Пушкина: ему посвящены три послания поэта — «Любви, надежды, тихой славы…» (1818), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» (1821), «К чему холодные сомненья…» (1824). Также черты Чаадаева воплотились в образе Евгения Онегина: в 1819 году Пушкин писал: «Второй Чадаев, мой Евгений…». 
Переписка
Между Пушкиным и Чаадаевым была переписка. Сохранилось лишь три письма поэта к Чаадаеву и пять писем Чаадаева к Пушкину. 
В переписке отразились взгляды философа и поэта на исторический путь России. Чаадаев считал, что Россия должна «преподать какой-то великий урок отдалённым потомкам», а Пушкин видел в истории России «спасительный и искупительный характер».
В 1836 году Пушкин написал Чаадаеву письмо, в котором спорил со взглядами, высказанными в «Философическом письме» Чаадаева. Это привело к тому, что многие заговорили о разрыве дружеских отношений, но С. А. Соболевский возразил: «Вздор, Чаадаев был одним из лучших друзей Пушкина…». goog_1367091534ru.wik

Медаль 1982 года. Памяти П. Я. Чаадаева. Медальер А. Г. Кнорре.
Томпак. Диаметр 60 мм. Ленинградский монетный двор. Тираж 500 экз.

"Ловушки" ОГЭ. Теория и практика полностью по всей тестовой части экзамена

 ссылка

Теория и практика по всей тестовой части ОГЭ  по русскому языку 2025.

Источник Рустьюторс (сборный вариант из всех заданий).

На этом мы заканчиваем публиковать сообщения под рубрикой "Ловушки" ОГЭ". Желаем всем выпускникам набрать наибольшее количество баллов.

Все тексты изложений ОГЭ 2025 года по сайту ФИПИ

 ссылка

Материал содержит текст изложения, микротемы и примерное сжатое изложение.

Темы сочинений 13.3 из ОБЗ

 Темы сочинений 13.3 из Открытого банка заданий ссылка

07 июня 2025

"Ловушки" ОГЭ. Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером. Все правила и примеры

Источник

 Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Всё по ссылке

Можно себя проверить. Есть ответы.

"Ловушки" ОГЭ. К заданию 4 . Причастные и деепричастные обороты

 Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. В предложении причастный оборот является определением (обособленным или необособленным).

Причастный оборот, находящийся после определяемого существительного, обособляется.

Причастный оборот, относящийся к личному местоимению, обособляется независимо от его позиции по отношению к определяемому слову.

Как найти причастный оборот:

  • Задайте вопрос КАКОЙ? от определяемого слова.

  • Слово, отвечающее на этот вопрос и образованное от глагола, – причастие.

  • Найдите слова, зависимые от причастия. К ним от причастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это причастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное причастие.

  • Проверьте, правильно ли вы нашли границы причастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ПО. Например:

    (какой) Говорящий попугай сидел в клетке. – Одиночное причастие.

    У меня есть друг (какой?), /(как?) свободно говорящий (как?) по-французски/. – Причастный оборот.

    Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот относится к глаголу, в предложении является обособленным обстоятельством.

    На письме деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.

    Как найти деепричастный оборот:

    • Задайте вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ? от сказуемого.

    • Слово, отвечающее на один из этих вопросов – деепричастие.

    • Найдите слова, зависимые от деепричастия. К ним от деепричастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это деепричастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное деепричастие.

    • Проверьте, правильно ли вы нашли границы деепричастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ДО. 

                                         дееприч.             х

    Старый Бульба, /приосанившись/, топнул ногой.  

                      дееприч. об.                                     х/Красиво чернея в нежной зелени хлебов/, гуляли грачи.

                                          х                         дееприч. об

    Лес неожиданно побледнел, /растворяясь в косых потоках ливня/.

    Задания

    Задание 1

    Определите, в каких предложениях есть причастный оборот, в каких – деепричастный. Обозначьте их графически. В пустых клетках напишите буквы «ПО», если есть причастный оборот, и буквы «ДО», если есть деепричастный оборот.

    Подсказка

    1. Найдите в предложении причастие (какой?) или деепричастие (что делая? что сделав?).

    2. Определите, есть ли у них зависимые слова.

    3. Выделите оборот графически.

    4. Сделайте вывод.

    Ночь подобралась незаметно (что сделав?), /окутав землю тёмной вуалью/.

    ДО

    Сумрак (какой?), /окутавший землю/, скрыл разрушения.

    ПО

     

06 июня 2025