Первый принцип программы к УМК под ред. М.В. Панова -- обучение должно быть научным, т.е. должно знакомить детей с достижениями современного языкознания.
В основе программы лежит теория Московской лингвистической школы, основоположником которой был Ф.Ф. Фортунатов. В начале ХХ века труды Ф.Ф. Фортунатова и И.А. Бодуэна де Куртенэ позволили по-новому понять закономерности языка, представить язык как систему. Эти учёные, их ученики и последователи исходили из того, что в языке первостепенное значение имеют отношения, в которые вступают единицы языка.
Для школы этот взгляд даёт очень много. Он учит детей от внешней стороны фактов и явлений идти к их истинной сути. Такое умение нужно не только на уроках русского языка, но и в жизни -- не останавливаться на том, что кажется на поверхностный взгляд очевидным, несомненым, а проверять, не обманчива ли эта очевидность. (
Из пояснительной записки к программе, стр.3).
Морфемный разбор слова на первый взгляд может показаться простым. Однако если проигнорировать заявленный принцип о необходимости изучения языковых явлений в их взаимосвязи, можно получить ошибочный результат.
В учебнике русского языка для 5 класса под ред. М.В. Панова на стр. 268 даётся следующее правило: "
Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово."
Здесь можно найти "Заметки по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.