02 апреля 2025

"Он был поэтом бедняков". Паустовский об Андерсене

 Ханс Кристиан Андерсен  датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Родился в бедной семье: отец был башмачником, а мать — прачкой. Начальное образование мальчик получил в школе для бедняков. В возрасте 14 лет он переехал в Копенгаген, где скоро стал актёром Королевского театра. В 1827 году Андерсен окончил гимназию в Эльсиноре, после чего полностью посвятил себя литературе.

В 1829 году был опубликован фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который принёс Андерсену немалый успех. Свою первую книгу — «Сказки, рассказанные для детей» — он выпустил в 1835 году, и именно она прославила писателя.

Андерсен писал рассказы, романы и пьесы. Но по-настоящему известным он стал благодаря своим сказкам для детей, которые учат маленьких читателей справедливости и добру.

Произведения писателя переведены на 135 языков мира. Андерсен очень любил путешествовать, и за свою жизнь он посетил около 30 стран.

Писатель никогда не был женат и не имел детей.



01 апреля 2025

"Не будьте мёртвыми душами, но живыми". Н.В. Гоголь

  1. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — выдающийся русский писатель. Он известен своими произведениями, оказавшими значительное влияние на русскую литературу. Его творчество, характеризующееся сатирой, мистицизмом и глубоким пониманием человеческой натуры, остается актуальным и интересным для читателей разных поколений. Гоголь внес неоценимый вклад в развитие реализма, а его произведения, такие как "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Ревизор", до сих пор изучаются в школах и университетах.
    Николай Гоголь затрагивал множество тем в своих произведениях. Вот некоторые из основных:

    1. Сатира на общество: Гоголь часто критиковал российское общество своего времени, высмеивая бюрократию, коррупцию и лицемерие.

  2. Темы идентичности: В своих рассказах и пьесах он исследует вопросы личной и социальной идентичности, а также сталкивает героев с внутренними конфликтами.

  3. Судьба человека: Гоголь поднимал вопросы судьбы, жизненного пути и предназначения человека, часто изображая героев, сталкивающихся с абсурдными ситуациями.

  4. Мистика и сверхъестественное: В его произведениях присутствуют элементы мистики и фольклора, которые подчеркивают загадочность человеческой души и жизни.

  5. Критика романтизма: Гоголь был критически настроен по отношению к романтическому idealism, предпочитая реалистичное изображение человеческой природы.

Эти темы создают глубокое и многослойное понимание человеческой природы и общества, что делает произведения Гоголя актуальными и сегодня.

Интересные факты
  • Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий», созданная, по словам самого автора, на основе народного украинского предания. Однако литературоведы и историки до сих пор не могут найти доказательств этому, что указывает на эксклюзивное авторство писателя-мистификатора.
  • Принято также считать, что за несколько дней до своей смерти великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Некоторые ученые считают это недостоверным фактом, но правду уже никто никогда не узнает.
  • До сих пор доподлинно не известно, как именно умер писатель. Одна из основных версий гласит, что Гоголь был похоронен заживо. Доказательством тому было изменение положения его тела при перезахоронении.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/g/gogol-nikolaj-vasilevich-gogol-nikolai-vasilievich

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

 По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.


В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

31 марта 2025

Отец забыл, а сын запомнил сказку наизусть. О рождении "Крокодила"

Корней Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) — выдающийся российский и советский деятель культуры. Он проявил себя как детский писатель, создав такие известные произведения, как "Мойдодыр" и "Тараканище". Чуковский также был талантливым критиком, литературоведом и переводчиком, внесшим значительный вклад в развитие русской литературы. Его творчество, адресованное детям, оказало большое влияние на несколько поколений, воспитывая любовь к слову и чтению. 

Корней Чуковский написал множество замечательных произведений для детей. Вот некоторые из его самых известных и любимых:

  1. "Мойдодыр" — стихотворная сказка о волшебной умывальной принадлежности, которая учит детей заботиться о гигиене.
  2. "Тараканище" — история о большом и страшном таракане, которая показывает, как геройство и смелость могут победить зло.
  3. "Крокодил" — сказка о том, как крокодил проглотил солнышко.
  4. "Доктор Айболит" — знаменитая сказка о добром докторе, который помогает всем, кто нуждается в помощи.
  5. "Федорино горе" — старуха Федора Егоровна настолько запустила домашнее хозяйство, что вещи и посуда разгневались на неё и решили покинуть дом. 
  6. Эти произведения не только увлекательны, но и содержат полезные моральные уроки, что делает их популярными среди поколения родителей и детей.

    Как родился детский писатель?

     Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
       Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения: "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г), "Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925 г.), "Фелорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г., под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-дерево", написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.
       Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ, Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными.
       В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)

 Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте

пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

30 марта 2025

Надо быть сильным или спать. 14 апреля 1884 года

 30 марта в истории литературы:

  • 1847 — Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.
  • В дневниках Льва Николаевича Толстого отражались разнообразные темы, среди которых можно выделить:

    1. Философские размышления: Толстой часто записывал свои мысли о смысле жизни, нравственности, любви и смерти.

    2. Личное: самоанализ: Он исследовал свои чувства, сомнения и внутренние противоречия, что позволяло ему внимательно взглянуть на своего внутреннего человека.

    3. Общество и политика: Толстой обсуждал социальные вопросы, проблемы несправедливости, отношения между классами и войны.

    4. Творческий процесс: Многие записи касались его писательской деятельности, вдохновения и творческих сомнений.

    5. Природа и философия жизни: Он часто описывал свои наблюдения за природой, что отражало его глубокую связь с окружающим миром и стремление к простоте.

    6. Эти темы в совокупности формировали его уникальный взгляд на жизнь и его подход к литературе.


Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ. 

29 марта 2025

"Записки военного корреспондента" на сцене Астраханского драматического театра

 Вчера была в нашем драматическом театре на премьере спектакля "Записки военного корреспондента".

Сначала справка из Википедии.

«Двадцать дней без войны» — советский художественный фильм 1976 года режиссёра Алексея Германа. Сценарий картины был написан Константином Симоновым на основе одноимённой повести из цикла «Из записок Лопатина», позднее включённой автором в состав романа «Так называемая личная жизнь» как его вторая часть.

Немолодой писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин), во время войны ставший корреспондентом «Красной звезды», по дороге из Москвы в очередную командировку на фронт, в район боёв на Кавказе, делает по приказу главного редактора большой крюк. Сначала он едет в глубокий тыл, в Ташкент — чтобы проконсультировать на месте съёмочную группу, работающую над фильмом по его сталинградским очеркам, навестить семью погибшего сослуживца Рубцова, встретить новый 1943 год, пережить недолгую, яркую любовь… Словом, прожить 20 дней без войны.

Изменение названия  «20 дней без войны» на «Записки военного корреспондента» связано с желанием сделать акцент на личности и деятельности военного корреспондента, его личных переживаниях и восприятии войны. Как сказал в интервью режиссёр-постановщик Андрей Черпин: "Учитывая пожелания наследников автора, чтобы избежать прямых ассоциаций с одноимённым фильмом Алексея Германа, переименовали его в «Записки военного корреспондента». Это название также соответствует жанру нашего спектакля". Оно  более точно отражает внутренний мир главного героя, его взгляд на события и его роль в освещении войны. Также, возможно, новое название было призвано привлечь более широкую аудиторию, избегая прямого указания на конкретный период боевых действий.
Василий Лопатин и его возлюбленная Ника
Василий Лопатин и его жена Ксения
Теперь о вчерашнем спектакле. В нём была показана война: грохотали взрывы, рвались снаряды, демонстрировались кадры кинохроники боёв и зверств фашистов на оккупированных территориях. Однако основное внимание зрителей было сосредоточено на главном герое и его окружении, на его чувствах, переживаниях, восприятии войны, на том, о чём писать во время военных действий: только ли о подвигах и героизме бойцов или и о любви тоже, о разлуке, предательстве и изменах. Измене Родины и  изменах жизненных, женой мужу, например. Актёры старались всё это передать как можно живее и правдивее. Но, по-моему, постановке не хватало динамичности, некоторые сцены казались затянутыми. (Оговорюсь, это моё субъективное мнение). 
Любовная тема в творчестве и биографии Симонова выражается особенно ярко в стихах. В романе "Так называемая личная жизнь" он оставил эту сторону за скобками. Отголоски отношений двух блестящих людей эпохи – самого известного спецкора страны и кинозвезды - можно обнаружить в спектакле. В романе «Так называемая личная жизнь» какие-то черты Серовой достались жене Лопатина Ксении, другие штрихи легендарной актрисы проступают в образе новой любви главного героя – Ники. В спектакле  любовная тема раскрывается в соответствии с романным сюжетом.

В спектакле звучала сответствующая моменту музыка: марши, военные песни (одну из них -- "Тёмную ночь" -- потрясающе  спел совсем юный участник спектакля в финале), а также музыка Вагнера и немецкий шансон (немцы, отступая из Феодосии, побросали свои архивы, ящики с продовольствием и пластинки), музыка композитора эпохи барокко Генри Пёрселла и полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин», народные песни. И представьте себе, всё это к месту. И очень эффектно. Сценография, как теперь принято в театре, была минималистическая. Впрочем, зритель к этому уже привык.

В зале было совсем мало пустых мест, публика была благодарная, хотя и сдержанная на аплодисменты в процессе спектакля. Может, из-за строгости содержания и из-за того, что спектакль, как и тот старый фильм, "против фальшака войны на экране" и на сцене. 

Образ Василия Лопатина в спектакле воплотил Дмитрий Карыгин. В роли его жены Ксении зрители увидели Виолетту Власенко, а возлюбленной Ники – Наталью Дрожжак. Роли в спектакле исполняют: заслуженные артисты России Павел Ондрин и Валерий Штепин, заслуженная артистка Астраханской области Екатерина Спирина, актёры Наталья Вавилина, Алексей Кульчанов, Довуд Самадов, Олег Комаров, Константин Кузьмин, Екатерина Сиротина, Иван Быков, Елизавета Смирнова, Валерий Комаристый, Игорь Вакулин, Галина Лавриненко, Пётр Соломонов.

Использованы материалы из интервью с Андреем Черпиным ссылка 

"В "Анне Карениной" я любил мысль семейную"

 29 марта 1873 года — Писатель Лев Толстой начал работу над романом «Анна Каренина».

В 1873 году Лев Толстой приступил к работе над своим знаменитым романом «Анна Каренина». Эта дата знаменует начало одного из величайших произведений русской литературы, которое впоследствии оказало огромное влияние на мировую культуру. Роман, известный своим глубоким психологизмом и детальным описанием жизни российского общества XIX века, стал эталоном реализма и был экранизирован множество раз. «Анна Каренина» до сих пор остается актуальной благодаря своей универсальной тематике: любовь, предательство, моральный выбор и поиск смысла жизни.

Роман «Анна Каренина» экранизировался множество раз; по разным оценкам, количество экранизаций превышает 30. Наиболее известные из них:

  1. Экранизация 1935 года — с целью создания масштабного фильма, который вдохновил многих будущих создателей.
  2. Версия 1948 года — в СССР.
  3. Фильм 1997 года — с Соджи Ода и Шерон Стоун в главных ролях.
  4. Адаптация 2012 года — с Кит Харингтон и Ализой Викандер.

Каждая из экранизаций по-своему интерпретирует сюжет и персонажей, что позволяет увидеть разные аспекты романа через различные культурные и исторические призмы.

 

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)

 По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7


В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.

Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24

В видео рассказано о трудных случаях постановки знаков препинания и алгоритме подготовки к выполнению задания 5.

28 марта 2025

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/xnq92cocWbB теория и практика к заданию 4.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Горьким он назвался, не только следуя моде

 Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель.

Основоположник литературы социалистического реализма. Инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель его правления.

Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений в революционном духе, лично близкий к социал-демократам и находившийся в оппозиции к царскому правительству.

В эмиграции Горький провёл в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет — в Италии.

В 1902–1921 годы Горький стоял во главе трёх крупных издательств — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература», привнёс в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы.


Главные темы творчества
Революция, любовь, свобода, место человека в обществе, борьба с несправедливостью, классовыми предрассудками, сила воли и духа человека, любовь, быт и нравы представителей разных слоёв общества.
Портрет писателя и детали его эпохи
М. Горький с юности и до зрелых лет боролся за права рабочих и крестьян, отстаивал их интересы. Он собирал деньги у купцов и богатых фабрикантов на нужды революции. Писатель признавался, что с 1901 по 1917 год через его руки прошли сотни тысяч рублей, которые он передавал для подготовки народного восстания. Писатель был воодушевлён, окрылён революционными идеями, он искренне верил в возможность строительства нового мира, где не будет угнетённых и несчастных людей. Сталин называл М. Горького одним из ведущих писателей СССР и одним из главных «инженеров человеческих душ».
Портрет
Максим Горький был высокого роста (около 190 см), с густой шевелюрой и роскошными усами, которые он отрастил в знак уважения к Ф. Ницше и его идеям. Зычный голос, речь с ярко выраженным среднерусским диалектом (взрывное «г», оканье) делали выступления писателя колоритными и запоминающимися.
Подробнее
Максим Горький. Фотопортрет. Автор М. П. Дмитриев
Максим Горький – псевдоним. Звучный и трендовый. Российским «сеятелям «разумного, доброго, вечного» начала XX века подобало нарекать себя страдальческими, уничижительными прозвищами - вспомним Демьяна Бедного, Михаила Голодного.
А на самом деле его звали Алексей Пешков. Впрочем, Горьким он назвался, не только следуя моде.
Ювенильный период жизни будущего писателя прошел в удручающей нищете, кромешном невежестве провинциального Нижнего Новгорода (колоритные, а порой, и ужасающие подробности этого бытия живут на страницах автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты»). О беспросветности существования юного Алеши свидетельствует хотя бы тот факт, что он, одаренный, любознательный ребенок, отпрыск некогда вполне благополучного семейства, вынужден был с младых ногтей влачить ярмо поденной работы, терпеть побои и унижения.
...Сегодня трудно представить, как можно простому обывателю без денег, личных вещей, пешком (!) отправиться в неизвестном направлении, не задумываясь ни на минуту о каких-либо рисках. А риски были. Например, однажды где-то под Николаевым будущего классика отечественной словесности чуть не забили насмерть - за то, что вступился за женщину. А уж голод, холод и постоянный каторжный труд то батраком, то грузчиком, то чернорабочим являлись обязательными составляющими подобного вояжа.
Ещё интереснее здесь