07 апреля 2025

ВПР по литературе. Развёрнутый ответ на задание 5

Задание 5 представляет собой вопрос, нацеленный на осмысление, интерпретацию, оценку приведенного фрагмента текстуально изученного эпического, лиро-эпического произведения или стихотворения, предполагающий развернутый ответ. При оценке ответа учитывается понимание обучающимся текста, проявление начальных умений интерпретации, умение опираться на текст произведения суждений, умение строить связное высказывание. Объём развернутого ответа: 5 кл. -20 сл; 6 кл. - 30 сл; 7 кл. - 40 сл; 8 кл. - 50 сл\

Примеры  задания 5.

Объясните значение повторяющегося эпитета в пятой строфе. Какое настроение выражено с
его помощью?(5кл) 

Объясните, как антитеза (противопоставление) помогает воссоздать настроение стихотворения(6кл)

Объясните, как в стихотворении воссоздаётся «мир очарований» (7кл).
Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы (8кл)
или
Объясните, почему Степан назван автором «услужливым» (5кл).

Объясните, почему автор называет душу Мерцалова «истерзанной» (6кл).

Объясните, почему рассказчик смотрит на танцующую пару «с восторженным умилением» (7кл)
.
Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой» (8кл)

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ

 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

06 апреля 2025

...Ешь рис, пей чай...

ВПР по литературе. Теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия, сущность которых должны понимать школьники и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество, проза и поэзия, художественный образ, роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание), форма и содержание литературного произведения; 
тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; 
стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
повествователь,рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, художественная деталь; 
юмор, ирония, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа.

"...самое колоссальное орудие многостороннего образования -- ЧТЕНИЕ". А.И. Герцен

 Александр Иванович Герцен (25 марта [6 апреля] 1812, Москва — 9 января 1870, Париж, Франция) — русский писатель, публицист, педагог и философ. Выступал с критикой самодержавной монархии и крепостного права, один из наиболее значимых российских последователей утопического социализма — так называемых «революционных демократов».

Издатель революционного еженедельника «Колокол» (1857–1867 гг.) и альманаха «Полярная звезда» (1855–1868 гг.).

Будучи в эмиграции, открыто поддержал польское восстание 1863 года, с чем было связано разочарование в «Колоколе» многих русских интеллектуалов.

До 1905 года в Герцен был запрещённым писателем, полное собрание его сочинений вышло уже после Октябрьской революции.

Идеи

А. И. Герцен является родоначальником теории русского социализма.

Основные идеи его учения:

  1. 1. Россия может миновать капитализм, её будущее — социализм.

  2. 2. За основу социализма предлагается взять крестьянскую сельскую общину. Земля принадлежит общине и распределяется между её членами в пожизненное владение без передачи по наследству.

  3. 3. Община защищает своих членов от произвола помещиков, чиновников, неурожая.

  4. Община — самоуправляемая единица, ею управляют выборные лица, которые подотчётны сельскому сходу.

  5. 4. Доходы общины распределяются на общем собрании.

Таким образом, устройство общества основано на коллективной собственности, коллективном труде, круговой поруке и выборном администрировании.




05 апреля 2025

Биты, байты, килобайты... Не стать мне программистом, увы

 Объём — основная количественная характеристика информации. Например, величина небольшой заметки измеряется числом знаков или слов, а объём книги оценивается уже в более крупных единицах — страницах. Свои меры количества существуют и для электронных носителей. Из курса информатики мы знаем, что компьютеры работают по принципу «да или нет», то есть регистрируют либо наличие сигнала, либо его отсутствие. В числовом выражении эти два состояния обозначаются как 1 и 0. Графически любой процесс обработки информации представляет собой уникальную последовательность нулей и единиц. Это и есть двоичная 
система, которая лежит в основе любого компьютерного алгоритма.
Бит
Битом в двоичном исчислении называют наименьший, неделимый объем информации. Иными словами, бит — это 0 либо 1. Любые массивы данных представляют собой комбинации из множества бит. Даже если взять пару бит, то в сочетании они смогут принять уже четыре формы: 01,10,11 и 00. Последовательность из восьми бит потенциально имеет 256 возможных сочетаний нуля и единицы. Этого уже достаточно, чтобы загрузить в компьютер, например, целый алфавит или систему цифр.
Байт и более крупные единицы
Восемь бит, расположенных в определённой последовательности, составляют один байт или октет — наименьший информационный блок, к которому система обращается напрямую. Именно этими блоками оперируют компьютерные программы. Вот почему в Проводнике Windows объём каждого файла отображается именно в байтах.

В чём измеряется количество данных и какие объёмы информации востребованы сегодня

Множества байт обозначают при помощи приставок, которые используются в любых математических расчётах: «кило-», «мега-», «гига-» и так далее. Мы знаем, например, что приставка «кило-» означает 10 в 3 степени, то есть 1000. Поэтому начинающие изучать информатику путаются. Проблема в том, что в этой науке используются те же самые приставки, но кратны они не 1000, а 1024, то есть 2 в 10 степени. Таким образом, в килобайте содержится не 1000 байт, а 1024. В теории уникальные обозначения для различных объемов компьютерных данных существуют, и они могли бы путаницу устранить. Эти обозначения образуются путём изменения последнего слога обычной приставки на слог «би» — например, кибибайт, гибибайт и так далее. Однако на практике эти обозначения не используются.

Программистом мне, увы, не стать. И не только в силу преклонного возраста. А просто всех премудростей информатики мне не понять и даже не зазубрить. Ну, как это можно: используются приставки "кило", "мега", "гига", которые в нормальном мире кратны 10 в определённой степени. А в науке информатике 1000 -- это 1024, то есть 2 в десятой степени. И вообще ужас -- эти бесконечные ряды нулей и единиц!
Однако от компьютера и других гаджетов ни за что не откажусь.
И ещё одно. По-русски хочется сказать "множество битов, байтов", а здесь "множество бит, 1000 байт".

ВПР по литературе. Об ответе на задание 6

Мы продолжаем знакомить читателей блога с особенностями Всероссийской проверочной работы по литературе и начинаем с конца -- с задания 6.

Примерные формулировки задания 6.

Вспомните, какие добрые поступки совершали герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя
(какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему?( (5 кл) - 50 слов

Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют находчивость, смекалку. С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? (6 кл) - 60 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении рассуждение учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? (7 кл) - 70 слов
.
Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных ценностей?
Чему именно Вас научило это произведение? (8 кл) - 80 слов. 

Ответ на 6 задание и самый "дорогой" -- за него по критериям оценивания полагается 7 баллов из 17 возможных.
По существу 6 задание - это мини-сочинение в форме рассуждения, которое предполагает наличие введения (впрочем, оно не обязательно), тезиса, аргумента и вывода. Не будем мудрствовать лукаво и что-то своё придумывать, разместим здесь пример из Интернета (6 класс).




.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

 По ссылке теория и практика к 11 заданию "Анализ средств выразительности"  https://teletype.in/@vsablina/dzsWs17XX4W

В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как  найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.

04 апреля 2025

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW  теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.

В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.

Майн Рид: приключения и авантюры

 Томас Майн Рид  английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

Родился в семье англиканского пастора. Учился в школе в Белфасте (не окончил). В 1839 году уехал в США, где работал учителем, торговым агентом, газетным репортёром. Участвовал в американо-мексиканской войне 1846–1848 годов, был тяжело ранен.

Известность Майн Риду принесли авантюрно-приключенческие романы о жизни американского фронтира, для которых характерны динамичность сюжета, занимательность интриги, красочность описаний растительного и животного мира. Среди других сочинений: географические очерки, стихи, пьесы.

Творчество Майн Рида оказало заметное влияние на прозу Р. Л. Стивенсона и Г. Р. Хаггарда.

03 апреля 2025

Про прозу, жанры, ямбы и хореи...ВПР по литературе 2025 года

 Апрель -- очень напряжённый период в школах. Выпускники 9 и 11 классов сдают последние "пробники" к ОГЭ и ЕГЭ. Ну, а остальные ученики, начиная с четвёртого класса, пишут всероссийские проверочные работы, через посредство которых проверяются знания и умения ребят, полученные ими в течение года. Заметим, что не все темы к этому времени пройдены, однако задания по ним обычно бывают в работах.

Так вот ВПР по русскому языку, математике и некоторым другим предметам стали привычными для нас, и мы системно и рассредоточенно готовили детей по заданиям предстоящих в конце года работ. И это было не обязательно "натаскивание" -- проводилась системная  каждодневная работа на перспективу.

В этом году добавили ВПР по нескольким предметам, в том числе по информатике и литературе. О литературе как раз моя песнь, моя печаль-забота. Ученики должны знать базовые литературоведческие термины, помнить тексты прочитанных/"пройденных" за год произведений, их основную проблематику (понятно, что в пятом-шестом  классах задания сформулированы доступно  для детей; например, какие герои/героини совершают добрые поступки или прояаляют смелость, находчивость и т.д.). Есть задание, в котором надо соотнести примеры с использованными в них средствами художественной выразительности (метафорами, эпитетами, олицетворениями, лексическими повторами и др.). В каждом варианте есть прозаический или стихотворный текст, в котором нужно найти слово определённой стилистической принадлежности по его толкованию, и ещё одно задание -- дать развёрнутый ответ на вопрос по этому тексту с указанием количества слов  (30, 50...). Шестое задание -- это мини-сочинение о героях, их поступках, формировании характеров объёмом от 60--80 слов.

Первый взгляд, первое знакомство с заданиями ВПР по литературе 2025 года, по моим наблюдениям, вызывают у детей небольшой шок, и они напрочь забывают и названия, и авторов, и героев произведений. Конечно, для читающего человека, а для начитанного, с широким читательским кругозором человека тем более нет в этих заданиях ничего страшного, однако для нашей мало или совсеи не читающей публики это стресс. Что ж будем снимать стресс, повторять пройденное, заучивать термины, разбираться в стихотворных размерах. Именно о них сегодня сжатая информация в данном посте от искусственного интеллекта..

Стихотворные размеры

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест - основные стихотворные размеры. Ямб – восходящий ритм (ударение на втором слоге), хорей – нисходящий (ударение на первом слоге). Дактиль - три слога (ударение на первом). Амфибрахий - три слога (ударение на втором). Анапест - три слога (ударение на третьем). Размеры определяют структуру стиха, влияют на его звучание и восприятие. Каждый размер имеет свои выразительные возможности и подходит для разных тем и настроений. Выбор размера зависит от замысла поэта.

02 апреля 2025

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

  По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

"Он был поэтом бедняков". Паустовский об Андерсене

 Ханс Кристиан Андерсен  датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Родился в бедной семье: отец был башмачником, а мать — прачкой. Начальное образование мальчик получил в школе для бедняков. В возрасте 14 лет он переехал в Копенгаген, где скоро стал актёром Королевского театра. В 1827 году Андерсен окончил гимназию в Эльсиноре, после чего полностью посвятил себя литературе.

В 1829 году был опубликован фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который принёс Андерсену немалый успех. Свою первую книгу — «Сказки, рассказанные для детей» — он выпустил в 1835 году, и именно она прославила писателя.

Андерсен писал рассказы, романы и пьесы. Но по-настоящему известным он стал благодаря своим сказкам для детей, которые учат маленьких читателей справедливости и добру.

Произведения писателя переведены на 135 языков мира. Андерсен очень любил путешествовать, и за свою жизнь он посетил около 30 стран.

Писатель никогда не был женат и не имел детей.



01 апреля 2025

"Не будьте мёртвыми душами, но живыми". Н.В. Гоголь

  1. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — выдающийся русский писатель. Он известен своими произведениями, оказавшими значительное влияние на русскую литературу. Его творчество, характеризующееся сатирой, мистицизмом и глубоким пониманием человеческой натуры, остается актуальным и интересным для читателей разных поколений. Гоголь внес неоценимый вклад в развитие реализма, а его произведения, такие как "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Ревизор", до сих пор изучаются в школах и университетах.
    Николай Гоголь затрагивал множество тем в своих произведениях. Вот некоторые из основных:

    1. Сатира на общество: Гоголь часто критиковал российское общество своего времени, высмеивая бюрократию, коррупцию и лицемерие.

  2. Темы идентичности: В своих рассказах и пьесах он исследует вопросы личной и социальной идентичности, а также сталкивает героев с внутренними конфликтами.

  3. Судьба человека: Гоголь поднимал вопросы судьбы, жизненного пути и предназначения человека, часто изображая героев, сталкивающихся с абсурдными ситуациями.

  4. Мистика и сверхъестественное: В его произведениях присутствуют элементы мистики и фольклора, которые подчеркивают загадочность человеческой души и жизни.

  5. Критика романтизма: Гоголь был критически настроен по отношению к романтическому idealism, предпочитая реалистичное изображение человеческой природы.

Эти темы создают глубокое и многослойное понимание человеческой природы и общества, что делает произведения Гоголя актуальными и сегодня.

Интересные факты
  • Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий», созданная, по словам самого автора, на основе народного украинского предания. Однако литературоведы и историки до сих пор не могут найти доказательств этому, что указывает на эксклюзивное авторство писателя-мистификатора.
  • Принято также считать, что за несколько дней до своей смерти великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Некоторые ученые считают это недостоверным фактом, но правду уже никто никогда не узнает.
  • До сих пор доподлинно не известно, как именно умер писатель. Одна из основных версий гласит, что Гоголь был похоронен заживо. Доказательством тому было изменение положения его тела при перезахоронении.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/g/gogol-nikolaj-vasilevich-gogol-nikolai-vasilievich

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

 По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.


В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

31 марта 2025

Отец забыл, а сын запомнил сказку наизусть. О рождении "Крокодила"

Корней Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) — выдающийся российский и советский деятель культуры. Он проявил себя как детский писатель, создав такие известные произведения, как "Мойдодыр" и "Тараканище". Чуковский также был талантливым критиком, литературоведом и переводчиком, внесшим значительный вклад в развитие русской литературы. Его творчество, адресованное детям, оказало большое влияние на несколько поколений, воспитывая любовь к слову и чтению. 

Корней Чуковский написал множество замечательных произведений для детей. Вот некоторые из его самых известных и любимых:

  1. "Мойдодыр" — стихотворная сказка о волшебной умывальной принадлежности, которая учит детей заботиться о гигиене.
  2. "Тараканище" — история о большом и страшном таракане, которая показывает, как геройство и смелость могут победить зло.
  3. "Крокодил" — сказка о том, как крокодил проглотил солнышко.
  4. "Доктор Айболит" — знаменитая сказка о добром докторе, который помогает всем, кто нуждается в помощи.
  5. "Федорино горе" — старуха Федора Егоровна настолько запустила домашнее хозяйство, что вещи и посуда разгневались на неё и решили покинуть дом. 
  6. Эти произведения не только увлекательны, но и содержат полезные моральные уроки, что делает их популярными среди поколения родителей и детей.

    Как родился детский писатель?

     Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
       Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения: "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г), "Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925 г.), "Фелорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г., под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-дерево", написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.
       Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ, Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными.
       В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)

 Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте

пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

30 марта 2025

Надо быть сильным или спать. 14 апреля 1884 года

 30 марта в истории литературы:

  • 1847 — Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.
  • В дневниках Льва Николаевича Толстого отражались разнообразные темы, среди которых можно выделить:

    1. Философские размышления: Толстой часто записывал свои мысли о смысле жизни, нравственности, любви и смерти.

    2. Личное: самоанализ: Он исследовал свои чувства, сомнения и внутренние противоречия, что позволяло ему внимательно взглянуть на своего внутреннего человека.

    3. Общество и политика: Толстой обсуждал социальные вопросы, проблемы несправедливости, отношения между классами и войны.

    4. Творческий процесс: Многие записи касались его писательской деятельности, вдохновения и творческих сомнений.

    5. Природа и философия жизни: Он часто описывал свои наблюдения за природой, что отражало его глубокую связь с окружающим миром и стремление к простоте.

    6. Эти темы в совокупности формировали его уникальный взгляд на жизнь и его подход к литературе.