12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». 12 июня стало праздничной датой с 1992 года, по постановлению Верховного Совета Российской Федерации как «День принятия декларации о государственном суверенитете России»[1]. Осенью того же года были внесены изменения в Кодекс законов о труде[3], закрепляющие введение праздника. 12 июня 1998 года Б. Н. Ельцин в своем телевизионном обращении предложил переименовать праздник в «День России»[4]. Официально это название было присвоено с принятием нового Трудового кодекса 1 февраля 2002 года.
Источник здесь
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
12 июня 2012
11 июня 2012
Нарушения на ЕГЭ: как наказывают за это во Франции?

Экзаменационный вариант для французских школьников представляет собой несколько задач-сюжетов по различным темам курса математики. Один из таких сюжетов оказался в Интернете 20 июня в 21:18 - вечером накануне экзамена. Обнаруженная утечка стала достоянием гласности, и уже утром 22 июня, на следующий день после экзамена, министерство образования провело пресс-конференцию, на которой министр Люк Шатель объявил, что решение обнародованной задачи не будет засчитано никому из 160 тысяч выпускников. В ответ родители требовали аннулировать весь экзамен целиком, отодвинуть школьные каникулы и дать возможность всем учащимся написать экзамен заново. (Это вполне соответствует французской традиции, в аналогичных случаях в 1982 году и 2005 году были приняты именно такие решения.)
Это не все. За 24 часа во Франции нашли и арестовали разместивших в Интернете условие экзаменационной задачи. Двух человек нашли по ip-адресу, на следующий день еще один пришел с повинной - тот, кто им передал фотографию. Ему в свою очередь передал фотографию сотрудник типографии, через несколько дней его тоже нашли и арестовали. По французским законам ответственность за это преступление - 9000 евро штраф и 3 года тюрьмы.
Но у нас другое государство. У нас никого не ищут и никого не наказывают. Чиновники выделяют деньги и осваивают их. Поэтому в соответствии с нашей традицией в августе министерство образования и науки объявило конкурс и в октябре выделило 28 миллионов рублей на разработку средств защиты ЕГЭ. По условиям конкурса подрядчик должен был много и тяжело работать. Первые 40 дней работы оценивались министерством в 18 миллионов рублей - это по 500 тысяч в день. Именно так: полтора месяца по полмиллиона рублей каждый день. Но это не все. Потом еще 10 миллионов рублей в течение 10 месяцев, всего-то по миллиону в месяц.
Читать полностью здесь
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи...
А.С. Пушкин
Есть один период в Астраханской области - с конца мая по июнь, который стараются обходить стороной не только рыболовы, но и отдыхающие. На эти дни приходится пик вылета полчищ насекомых – астраханской мошкИ (да, да – с ударением на последний слог). В это же время появляется ещё и её вечный гнусавый спутник – комар, конкурировать с которым мошка будет вплоть до начала июля. Нужно заметить, что мошкА своим появлением затрагивает лишь Волго-Ахтубинскую пойму и саму Астрахань, в низовьях дельты Волги этой напасти уже нет, зато там присутствуют слепни, комары и оводы.
Слюна у мошки обладает токсичным эффектом и часто вызывает аллергические реакции. После укуса это место так и чешется. Если комар пьет кровь при помощи своего тоненького хоботка, то мошка при укусе разгрызает кожу своими челюстями и слизывает капельки крови, сочащиеся из ранки. Гадкая мошкара для укуса выбирает самые уязвимые участки тела с нежной кожей.
10 июня 2012
Об "Аристономии" -- новой книге Бориса Акунина
В наше время тотальный дефицит умных книг, написанных нашими современниками и соотечественниками, а как хочется послушать (почитать) умных людей – что они думают обо всем этом нашем мире. Мне тоже очень хочется этого. Вот и скачиваю на компьютер, а потом в свою электронную книгу современные (и не совсем современные) произведения, надеясь их одолеть.
Почему одолеть? Потому что вот насилу прочитала "роман идей" Бориса Акунина (Чхартишвили) "Аристономия". О революции и Гражданской войне в России. Сюжет прерывается многословными рассуждениями, выписками, цитатами из трактатов великих людей древности о Добре и Зле, человеческом Достоинстве, о том, почему народ у нас не любит интеллигентов, а интеллигенты вроде бы как и пекутся всю жизнь о народе. Скучно, длинно, предсказуемо. Если читала "Белую гвардию", "Хождение по мукам", "Конармию" -- ничего нового. Хотя понятно, почему эта книга появилась сейчас: содержание её, "идеи" можно в какой-то мере соотнести с событиями, которые сейчас у нас происходят.
Приведу ещё цитату из отзыва на роман: "Акунин сделал попытку написать новую, непохожую на остальные книгу, думается мне не совсем удачную, но тем не менее в данном направлении он чуть ли не единственный из своих собратьев попытался осмыслить вечные проблемы нашего мира. За это ему респект". С этим я также согласна.
09 июня 2012
В Астраханской области объявлены результаты первых ЕГЭ
Стали
известны первые результаты единого государственного экзамена по информатике,
истории и биологии.
28 мая информатику сдавали 173 учащихся. Из них 17 человек не
справились с заданиями, максимальный балл не получил никто. 3 учащихся набрали
от 90 до 99 баллов. Средний балл по информатике Астраханской области определен
на уровне 60,0, что выше аналогичного показателя прошлого года (58,4). При этом
минимальный порог (40 баллов) остался на прежнем уровне.
Экзамен по биологии сдавали 687 школьников. Минимальный порог не
преодолели 39 учащихся, дотянуть до 100 баллов не смог никто. 5 выпускников
набрали от 90 до 99 баллов. Средний балл по биологии равен 54,1, что выше
уровня прошлого года (53,0), минимальный порог также остался прежним (36
баллов).
722 выпускника астраханских школ выбрали историю. Не прошли
испытание 98 человек. От 90 до 99 баллов удалось набрать 14 учащимся. Средний
балл по истории вырос до 48,7 (в 2011 году – 48,2). Стоит отметить, что
минимальный порог по истории также вырос: с 30 до 32 баллов.
Апелляции по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
биологии, истории будут приниматься до 17 часов 30 минут 09.06.2012 в ГБУ АО
«Центр мониторинга в образовании» (414000, г. Астрахань, ул. Красная
Набережная, 40, факс: (8512) 63-35-81, электронный адрес rcoi@mail.astrakhan.ru).
...в результате нет, наверное, ученика, у которого не возникло бы стойкого отвращения к русскому языку как предмету
Как профессиональный лингвист я понимаю, что преподавание русского языка в школах просто чудовищное. Своей цели – если считать такой целью обучение грамотности – оно худо-бедно достигает, хотя, наверное, этой цели можно было бы достичь и какими-то более приземлёнными методами. Но вряд ли нужны для этого те, так сказать, «теоретические сведения», которые на уроках русского сообщаются, а сообщается их на самом деле довольно много (достаточно вспомнить все эти бесконечные «классификации предложений по цели высказывания», «типы придаточных», страшные и беспощадные морфологические и синтаксические разборы, и т.п.). Это, в лучшем случае, наука образца XIX века. А в худшем – вообще неизвестно что.
Вот, например, такой вопрос из учебника русского языка для 6-го класса: «Как называется тип речи, строящийся на перечислении признаков, свойств тех или иных предметов с целью их изображения?» Кто нибудь знает? Я – нет. И даже представить себе не могу, что тут надо бедному ребенку ответить. Я уж не говорю про суконный язык этого задания, но ведь в приведенной формулировке нет ни малейшего смысла!
08 июня 2012
Где можно узнать результаты ЕГЭ и ГИА 2012 онлайн?
Список дополнительных официальных сайтов с результатами ЕГЭ и ГИА 2012 онлайн по этой ссылке http://informatio.ru/2012/06/dopolnitelnyie-ofitsialnyie-saytyi-s-rezultatami-gia-i-ege-2012-po-regionam-rossii/
Запретить Интернет? Вернуть экзамен по литературе? Встряхнуть?!
Думаю, раздумываю о перлах из сочинений на ЕГЭ выпускников нынешнего года. Кто виноват и что делать?
Одна учительница начальных классов в сердцах предложила сегодня "запретить Интернет", и виноват, соответственно, кто его изобрёл. Другие повздыхали и государство принялись обвинять: мол, оно нас поставило всех в такие рамки, когда всё деньги, деньги -- зачем читать. Родители, чьи дети сдавали сегодня в школе ОБЖ и физкультуру, сетовали: бедные детишки, как много им приходится учить...
Действительно, что-то здорово поменялось в современных молодых людях и родителях по сравнению с их дедушками-бабушками, отцами-матерями, по сравнению с нами.
Мы хотели учиться, мы стремились прочитать классику, знали не понаслышке современную литературу. Было стыдно не прочитать Толстого, Тургенева, Чехова, Астафьева, Распутина, Твардовского. Да, были наивными, верили в хорошее. Художественный мир, созданный писателем, соотносили со своим, героев -- с собой. И это не так уж и плохо, поверьте.
Была потребность в чтении -- и духовная (приобщиться, говоря высоким слогом, к шедеврам, к высшим ценностям), и практическая (необходимо было подготовиться к экзамену по литературе, написать приличное сочинение). Без шпаргалки из Интернета.
Шпаргалки были! Но это толстые тетради с планами, с цитатами для эпиграфов, заготовками вступлений и заключений пр., и пр.. А по математике, физике, химии -- с формулами, образцами решения задач, по русскому языку -- с упражнениями на все полторы сотни правил, которые нужно освоить за время обучения в школе. (Сейчас, кстати, их столько же). Это были "шпаргалки", методично составляемые в процессе подготовки к экзамену в течение учебного года.
С грустью "перебираю" своих учеников. Таких, кто относится к учению серьёзно, у меня раз-два и обчёлся: одна девочка из седьмого, и та собирается уйти в лицей; может, ещё один мальчишка из шестого класса, одна девятиклассница. Остальным только отметку хочется иметь получше, а то и "тройка" сойдёт... Расслабленное какое-то поколение... Кто виноват и что делать?
07 июня 2012
Перлы ЕГЭ: В «Собачьем сердце» Булгаков призывал «не мучить животных, в частности собак»
Вчера эксперты-словесники в каждом из регионов закончили проверку части С ЕГЭ по русскому языку. Впечатления минувших трех дней незабываемы и, увы, далеки от радостных. Да и чему радоваться, если в каждом пятом эссе читаешь «В романе (а еще лучше, если «в повести». - В.К.) Тургенева «Война и мир»…». Непревзойденной стала фраза из одного эссе: «В повести Павла Антоновича Чехова «Люди в футлярах»…Спасибо еще, что не «Люди в футлярах-2» - такие перлы, думаю, нас ждут в очень скором будущем, оно, увы, не за горами. |
Теперь уже можно сказать определенно, что словесники напрасно возлагали надежды на часть С, думая, что перспектива написания эссе подвигнет детей на чтение художественной литературы, что каким-то, пусть не парадным, а черным, полулегальным ходом литература протиснется в число обязательные для изучения школьных дисциплин. Нет, чуда не произошло - теперь это можно сказать определенно. Процент читающих детей неуклонно снижается – в нынешнем году эксперты отмечали, что лишь одно из десяти эссе написано выпускником, знакомым с отечественной литературой. Те, кто не читал (то есть 90 процентов!!!), в преддверии ЕГЭ читать не начали и, наверное, теперь уже не начнут. Тщетно учителя литературы прибегали на своих уроках к экранизациям классики, к собственным пересказам произведений школьной программы и к сборникам «Вся классика в кратком изложении». В голове у наших недорослей остались разве что «Ревизор», «Мертвые души» и «Горе от ума», да и то в весьма искаженном и путаном виде. Напрасно педагоги из самых лучших, разумеется, соображений старались сориентировать детей писать в эссе литературные аргументы. Они и понаписали: «Герой романа Льва Толстого «Война и мир» Пьер помогает Раневской сохранить свое имение», «Героиня повести Солженицына «Матренин двор» - молодая девушка…», а в другом: «У Матрены, героини повести Солженицына, было пятеро детей и всех она воспитала хорошими людьми…» Ничтоже сумняшеся выпускники приписывают классикам темы и идеи, о которых те и не подозревали. Чехов, например, «призывал беречь природу и не вырубать сады, которые украшают нашу родину Россию», и вообще «тема экологии была главной в творчестве Чехова». Булгаков же в «Собачьем сердце» призывал «не мучить животных, в частности собак».
Те, кто посмекалистее, решили не «палиться» - сами придумывали названия рассказов, приписывая их авторство известным или неизвестным писателям. Так, например, в эссе одного из выпускников Астафьев стал автором рассказа «Галоши». Фамилию Виктора Ерофеева, который на самом деле написал этот рассказ, вчерашний школьник напрочь позабыл. Решил, наверное, что учителя и сами не знают авторов всех произведений – уж больно много всего понаписано. Были хитрецы, приведшие такие, например, «литературные» аргументы: «Недавно я прочел в Интернете рассказ автора, пожелавшего остаться неизвестным, о том, как…» или «Об этом же говорил, выступая на радио, журналист Дмитрий Кузнецов…» Есть такой журналист в огромной нашей стране или нет, эксперты не выясняли – фамилия настолько распространенная, что наверняка где-то отыщется.
Аналогии, которые рождали предложенные составителями КИМов тексты, тоже были непредсказуемыми. Текст Лаптева о Барклае де Толли, чей вклад в победу 1812 года был недооценен, подвигнул некоторых выпускников вспомнить о Данко (кстати, этот и многие другие тексты ЕГЭ были выставлены на сайте «поступим.ру» 31 мая уже в 5 утра по московскому времени – все желающие могли подготовиться и посоветоваться с учителями). Тексты, в которых шла речь об экологических проблемах современности, послужили причиной упоминания Гоголя и Блока, причем фамилию поэта кое-кто из выпускников умудрился написать с буквой «г» на конце.
Но все же более половины сдававших ЕГЭ в этом году вообще обходились без аргументов или приводили так называемые примеры из жизни: «Моя подруга Катя Лебедева тоже относится к своим родителям потребительски. Они покупают ей дорогую одежду и возят на курорты, а она обращается к ним неуважительно, часто грубит…» и все в таком духе.
Наши дети уже поняли, что самое главное - форма, а не содержание
И самое печальное, что система критериев оценки части С позволяет оценить совершенно пустую с точки зрения содержания работу весьма высоко. Если в ней нет грамматических ошибок, минимум орфографических и пунктуационных (что касается этических ошибок – то есть призывов к национальной или конфессиональной дискриминации, то их не бывает, как правило, ни в одной работе), если худо-бедно сформулирована тема, дан краткий пересказ авторских мыслей, то она потянет на все 15 из 22 баллов, с ошибками – на 8-10.
Ноль баллов в части С получить практически нереально. Выпускники, написавшие полную ахинею и несуразицу, будут оценены положительно и пойдут во взрослую жизнь с четким убеждением, что бумага не краснеет и стерпит все. Возможно, жизнь научит их когда-нибудь отвечать за свои слова и поступки в полной мере. Школа же учит другому – делать вид, выбирать наиболее легкий путь, «не париться», соответствовать шаблону и соблюдать «правила игры». Кстати, дети в отличие от взрослых, которых организаторы ЕГЭ в регионах просили быть при проверке как можно более лояльными и «толерантными», очень хорошо сознают истинную цену своей писанины. И скорее всего, в глубине души ждут от нас, взрослых, не лояльности, а честности и объективности. Увы, не дождутся…
Источник
Чаръ значит "колдовство"
Старославянское слово чаръ означает "колдовство". Мы и сейчас говорим: колдовские чары. Глагол очаровать означал "околдовать", причём к колдовству относились отрицательно. Однако постепенно глагол стал приобретать положительный оттенок, и сейчас очаровать -- "произвести неотразимое впечатление, пленить".
В современном русском языке корень чар- имеет большое словообразовательное гнездо: чаровать, чарую.щий, чаровница, чародей, очаровать, очарованный, очаровательный, очаровательно, очарование, разочаровать, разочароваться разочарование.
Поздравление Евгению Бикмаеву
Поздравляю ученика нашей школы Евгения Бикмаева! Он занял первое место в конкурсе, проводимом в рамках Фестиваля русского языка 2012 года. Его учебно-исследовательская работа о синонимах стала лучшей. Подробности позже.
06 июня 2012
Малоизвестные факты из жизни поэта
Из детей Пушкина только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.
Тургенев когда-то предлагал проверенный рецепт от головной боли и хандры: прочесть вслух 10 стихотворений Пушкина. Проспер Мериме, неплохо знавший русский язык, познакомившись с творчеством Пушкина, назвал его самым великим поэтом мира. Знаменитый адвокат конца XIX века А. Ф. Кони, утверждал, что не проиграть ни одного дела ему позволило не знание законов, а знание... Пушкина. Он мог прочесть наизусть несколько сотен стихотворений поэта, включая "Евгения Онегина"!
Другие интересные факты из жизни А.С. Пушкина можно найти по этой ссылке
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Памятник А.С. Пушкину в Москве |
Памятник А.С. Пушкину в Одессе |
...карты меня спасают от хандры
Император Николай Павлович советовал Пушкину бросить карточную игру, говоря;
- Она тебя портит!
- Напротив, Ваше Величество, - отвечал поэт, - карты меня спасают от хандры.
- Но что ж после этого твоя поэзия?
- Она служит мне средством к уплате моих карточных долгов. Ваше Величество.
И действительно, когда Пушкина отягощали карточные долги, он садился за рабочий стол и в одну ночь отрабатывал их с излишком. Таким образом, например, у него написан "Граф Нулин".
Живя в Екатеринославе, Пушкин был приглашен на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст; дамы и девицы наперерыв старались завладеть его вниманием. Два гвардейских офицера, два недавних кумира екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, порешили, во что бы то ни стало, " переконфузить" его. Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются:
-- Mille pardon... He имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением. Не будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильнее выразиться: "Эй, человек, подай стакан воды!" или "Эй, человек, принеси стакан воды!".
Пушкин живо понял желание пошутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьезно:
- Мне кажется, вы можете выразиться прямо: "Эй, человек, гони нас на водопой".
..Во тьме твои глаза блистают предо мною.
Наталия Николаевна Пушкина-Ланская (Гончарова) Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит позднее молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви, текут, полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!.. Пушкин был гениален, но не был красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой, которая, при этом, была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста. Источник здесь |
"в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
В лицей Пушкин попал, что называется, по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик - всего 30 человек, но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским.
В Лицее выпускался рукописный журнал "Лицейский мудрец". Пушкин писал туда стихи. Однажды написал: "Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только "в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи.
Источник здесь
|
Первая встреча с императором
Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800—1802
Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча Пушкина с императором - маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку - это няня.
|
Александр Сергеевич Пушкин. 213 лет со дня рождения
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина
На это скажут мне с улыбкою неверной:
Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный, Вы нас морочите - вам слава не нужна, Смешной и суетной Вам кажется она; Зачем же пишете? - Я? для себя. - За что же Печатаете вы? - Для денег. - Ах, мой боже! Как стыдно! - Почему ж? |
В России отмечают День русского языка
По
случаю праздника в Петербурге состоялась необычная акция. Накануне в преддверии
торжества активисты помыли памятник Александру Пушкину на Площади Искусств
перед зданием Русского музея. Помывка монумента работы Михаила Аникушина стала
настоящей театрализованной литературно-поэтической акцией, передает "Эхо
Москвы".
Отметим,
что свои поздравления по случаю памятной даты уже направил президент Республики
Саха Егор Борисов, сообщает пресс-службе правительства России. "Русский
язык как государственный язык страны служит единым средством общения и
сотрудничества для представителей разных национальностей и народностей,
выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной
сферах, помогает наладить постоянный диалог, осознать, что все мы работаем на
развитие и процветание нашего общего дома – Российской Федерации!", -
говорится в поздравительной телеграмме главы региона.
Отметим, что данный праздник имеет под собой и международное обоснование: Организация объединенных наций
также официально отмечает День русского языка, ведь, согласно целям программы
организации, это способствует культурному многообразию.Источник здесь
05 июня 2012
Чешским школьникам платят по 50 крон за каждую прочитанную книгу
Дети
читают книги, подборку которых сделали известные чешские артисты. Также,
чешские школьники выбирают книги для чтения и самостоятельно, обсуждая список
предложенной литературы всем классом. Учителя только поддерживают данное
начинание – ведь школьники читают сами, без всякого принуждения.
К тому же
у них появился стимул. За каждое произведение школьникам платят по 50 крон за
каждую прочитанную книгу, после чего дети проходят тест на сайте проекта
«Чтение помогает». И если все ответы правильные, компьютер переводит на имя
школьника честно заработанные кроны.
Правда деньги эти – виртуальные. Однако, дети уже «начитали»
более чем на 11 миллионов крон (около 17 млн рублей). Потратить эти деньги ребята
могут только благотворительность, посредством электронного перевода средств.
Так, благодаря данной акции, дети могут помогать обездоленным
ближним, перечисляя на их счет деньги для лечения либо покупки жилья.
«Начитанные» школьниками деньги перечисляют офтальмологическим клиникам и даже
Центру обучения собак-поводырей для слепых.
Поводом для этой меценатской акции стало изучение школьной
статистики в Чехии, показавшей, что большинство детей в стране отлично знают
математику, но при этом занимают одно из последних мест в Европе по чтению
книг.
04 июня 2012
И последний совет: как написать изложение
Советы учителя русского языка и литературы
Любови Михайловны Бенделевой
Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
•Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например
Первичный балл -- в школьную отметку
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0-17
(было 18)
|
18-27
(было19-28)
|
28 -36
(было 29-37) Из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4 |
37-42
(было 38-41) Из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4 |
Инструкция по выполнению экзаменационной работы по русскому языку
.jpg)
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1– В9).
К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
03 июня 2012
...и о сочинении на лингвистическую тему (С2.1)
Итак, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова "Чучело". Частью оно компилятивное, то есть мы позаимствовали некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря. это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы приводимые примеры-аргументы соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. (К тезису об умении выбрать нужное слово подойдут также и другие примеры лексических явлений отсюда -- об употреблении многозначного слова работа и лексического повтора).
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться.
Словарь языка -- это его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое нужное, передающее в точности и образно его мысли и чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.
Словарь языка -- это его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое нужное, передающее в точности и образно его мысли и чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.
Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова. Приведём пример грамматического явления из рассматриваемого текста.
Об изложении на экзамене (задание С1)
Напомню, что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 – 248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемыепрослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что:
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 – 248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемыепрослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что:
- экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
- количество микротем после сжатия текста не должно меняться;
- во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
- можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
- максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7. По этой ссылке 5 текстов для прослушивания (аудио и в печатном варианте) для сжатого изложения, а также микротемы к ним.
02 июня 2012
Подписаться на:
Сообщения (Atom)