.jpg)
В третьем тренировочном варианте экзаменационных заданий ГИА приводится текст из повести В.К. Железникова "Чучело" (фрагмент, в котором описывается, как Николай Николаевич принёс домой картину от бабушки Колкиной).
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница.
Ещё один пример лексического явления из рассматриваемого текста. В предложении 28 Это же последняя работа прапрадеда употреблено многозначное слово работа. Решаюшую роль для разграничения значений многозначных слов играет контекст. В данном контексте слово работа употреблено в его прямом значении произведение.
И наконец пример лексического повтора. Лексический повтор помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов. Так, в предложениях 23 и 24 повторяются слова с корнем улыб-. Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Николай Николаевич хочет, чтобы его внучка улыбнулась, повеселела после всех пережитых треволнений. Он её любит всей душой. И его чувства автор удачно передаёт, используя прием лексического повтора.
Примечание. Вы знаете, что в вашем сочинении-рассуждении достаточно привести один пример лексического явления. О примерах грамматических явлений из текста В. Железникова в следующем посте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий