Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.
Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку
Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.
Составим предложения:
- Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
- Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.
Как видно, значения этих слов абсолютно разные. При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.
Важно! Своё значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: искусный оратор – искусственный мех. На основе таких примеров вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.Алгоритм выполнения задания № 4 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте все предложения.
- Подберите к выделенным словам (паронимам) их пары (например, болотистый – болотный). Вспомните значения каждого из слов паронимической пары. При замене паронима его парой предложение утратило смысл? Если да, то ответ верный.
- Отбросьте те варианты, которые не требуют замены паронима. Выберите только тот вариант, в котором пароним нужно исправить.
- Найдите ошибку и запишите в ответ исправленный вариант паронима.