Рассказ «Беседа пьяного с трезвым чертом» Антона Чехова
Сюжетную основу миниатюры «Бродяга и начальник тюрьмы» Александра Грина
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Рассказ «Беседа пьяного с трезвым чертом» Антона Чехова
Сюжетную основу миниатюры «Бродяга и начальник тюрьмы» Александра Грина
Подробный разбор одного из самых сложных русских романов в разговорах с учителями литературы.
Бедный студент кладет за пазуху топор, приходит в квартиру к неприятной старухе-процентщице и убивает ее. Оставшиеся четыреста страниц студент переживает произошедшее, видит странные сны, знакомится с проституткой, затем во всём сознается следователю и отправляется на каторгу. Роман с таким сюжетом школьники должны освоить в 10-м классе. Зачем он нужен в школьной программе? Кто такие «твари дрожащие», почему роман «полифонический» и как понимать таинственные символы в тексте? Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание».
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/4021397-6-voprosov-o-tom-kak-chitat-prestupleniye-i-nakazaniye-dostoyevskogo-chtoby-ego-ponyali-shkolniki
Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.
Метафора – один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.
Например:
Стилистическая лексика
В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:Например:
Стихотворная форма
Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.Сравните:
А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало. | А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить Меня вот это стало. |
![]() |
Фото |
Семь собак, рыжий кот и кошечка, попугай и обаятельные деревенские жители — главные герои этой книги: то уморительно смешной, то немного печальной. Но и печаль эта — тепла и человечна.
Невероятно доброе и нежное повествование о любви и преданности. О братьях наших меньших, преподающих нам удивительные уроки.О том, что боль — преодолима, а жизнь — удивительна. Особенно — с такими невероятными друзьями. (Из аннотации на книгу)
Источник Детский портрет Пушкина (Ксавье де Местр)
Я говорю, что ночью худо починивать карету, когда ни зги не видно, а ветер задувает свечи даже в каретных фонарях.Николай Бестужев. «Шлиссельбургская станция». 1830–1832
“Спустились к реке, перешли брод, поднимаемся вверх. Ни зги не видно. Подъем крутой, недавно прошел дождь, лошади скользят.
“Отчего же это уже совсем ни зги не видно, и что за темнота в воздухе, что со всех сторон сдавливает, и удушливый запах сажи и золы?Николай Лесков. «Железная воля». 1876
![]() |
Александр Герасимов. Ночная дорога. 1914 Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров |
Максим Горький. Повесть "Детство":
Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их.
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/detstvo
![]() |
Обучение Алёши грамоте |
![]() |
Пляски бабушки |
![]() |
Бабушка на пожаре |
Михаил Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой» более 10 лет, до самой смерти. Он менял сюжет, имена персонажей, добавлял и убирал героев. Закончить роман писатель так и не успел. Черновики собрала воедино и отредактировала его жена — Елена Булгакова. Впервые книга вышла только в 1966 году. С тех пор интерес к «Мастеру и Маргарите» не угасает. Роман изучают в школе, о нем ведут споры литературоведы, о его аллюзиях и сюжетных линиях читают лекции и выпускают подкасты, по нему постоянно ставят спектакли, в том числе мюзиклы, снимают фильмы и сериалы. А мы предлагаем вам пройти тест и узнать, кем бы вы были во вселенной романа — всесильным злом, бездарным поэтом или начинающей ведьмой? Не забудьте поделиться результатом с друзьями.
В пятом классе в программу по литературе вернули повесть В.П. Катаева "Сын полка". Мы читаем фрагменты из повести. Когда прочитали, я предложила ребятам посмотреть фильм 1946 года. Хороший фильм. Финальные сцены смотреть без слёз невозможно. Такие фильмы надо смотреть взрослым и детям.
«В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Россия лишилась своего любимого национального поэта,— писал Василий Жуковский отцу поэта, Сергею Львовичу.
— Первые минуты ужасного горя для тебя прошли; теперь ты можешь меня слушать и плакать. Я опишу тебе всё, что было в последние минуты твоего сына. Что я слышал сам. Что мне рассказывали другие очевидцы…»
![]() |
Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884 г. |