Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 марта 2025
Почему над горизонтом Луна кажется большой, а над головой — маленькой?
09 марта 2025
Поэт, прозаик, художник, академик
Литературное наследие Шевченко, центральную роль в котором играет поэзия, в частности сборник «Кобзарь», считается основой современной украинской литературы и во многом украинского литературного языка.
Член Кирилло-Мефодиевского братства. Большая часть прозы Шевченко (повести, дневник, многие письма), а также некоторые стихотворения написаны на русском языке, в связи с чем исследователи часто относят творчество Шевченко к русской литературе.
В 1845 году за свои художественные произведения был удостоен малой серебряной медали Императорской академии художеств, в живописи был учеником Карла Брюллова. Академик Императорской Академии художеств со 2 сентября 1860 года.
https://my.mail.ru/mail/elvirasch/video/5342/65715.html По этой ссылке видео "Шевченко -- художник"
![]() |
Старый Киев |
Тест: что вы знаете о буднях оперных певцов?
- Кто утверждает оперного исполнителя на партию?
Дирижер
Директор театра
Сценограф
Помощник режиссера
Какой критерий первостепенный при выборе певца на роль в оперном спектакле?
Популярность у зрителей
Опыт на сцене
Тип голоса
Знание партитуры
Пройти тест
08 марта 2025
Какие российские женщины были первыми в своей сфере?
490 лет назад, в 1535 году, прошла первая в стране централизованная денежная реформа. После нее на Руси появилась единая валюта — деньга. Это преобразование инициировала Елена Глинская, мать Ивана IV (Грозного) и его регентша — временная правительница при малолетнем государе.
Императрица Екатерина II, одна из самых заметных мировых правительниц, уделяла много внимания женскому образованию и поддерживала талантливых девочек и дам. Одна из ее сподвижниц, княгиня Екатерина Дашкова, занималась педагогикой, организовывала лекции ученых и продвигала издательское дело на русском языке. В 1783 году Дашкова заняла пост директора Российской Академии наук и стала первой в мире женщиной на этой должности.
Многие женские достижения и прорывы пришлись на вторую половину XIX — начало XX века. В это время дам стали допускать к профессиям, которые раньше считались исключительно мужскими. Первая женщина-врач в России и Европе, Надежда Суслова, начала учиться на родине как вольная слушательница, не смогла получить диплом и отправилась завершать образование в Цюрихе. Там ее приняли в местный университет и в 1868 году дали право вести медицинскую практику. Вернувшись в Россию, Суслова лечила пациентов в Петербурге, Нижегородской губернии и в Крыму.
Многие женщины пришли в науку благодаря Бестужевским курсам — частному образованию для девушек. Их выпускница Евгения Рубинштейн стала первой в мире женщиной-климатологом и выпустила первый том издания «Климат СССР». А Софья Ворошилова-Романская, также окончившая курсы, первой в России профессионально занималась астрономией.
В 1911 году в Российской империи появилась первая женщина с дипломом пилота — Лидия Зверева. Вместе с мужем она открыла летную школу и активно пилотировала сама. Зверева первой из дам выполнила мертвую петлю, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором — фигуры высшего пилотажа, доступные лишь самым опытным летчикам.
Советские женщины часто становились пионерами в своих отраслях. Так, бактериолог Магдалина Покровская создала первую в мире живую противочумную вакцину — однако ее изобретение было признано научным сообществом лишь спустя несколько лет. Ия Путилова разработала состав для консервации на основе смеси желатина и аскорбиновой кислоты, который увеличивал срок хранения продуктов. Валентина Гризодубова не раз становилась лучшей летчицей в соревнованиях, а в годы Великой Отечественной войны она стала единственной женщиной-командиром в авиации и первой в СССР женщиной, получившей звание Героя Советского Союза.
Первый сборник басен Крылова
08 марта в истории литературы:
- 1809 — Вышла в свет первая книга «Басен» И. А. Крылова.Про женский день сегодня и так все говорят — чего повторяться? Поговорим лучше о баснях Крылова. Итак, они вышли в 1809 году, а Крылов родился в 1769. Это что получается? Первый сборник басен знаменитого баснописца появился, когда ему было аж 40 лет? Что же он делал до этого? Если бы в те годы вы спросили, кто таков Иван Крылов? Вам бы ответили: «Известный драматург. Пишет сатирические пьесы». Писал такие пьесы, и довольно успешно. Издавал литературные журналы. Очень активно участвовал в литературной борьбе, спорил с самим Карамзиным! В 1788 году, — нашему герою 19 лет — попробовал написать три басни, но они никому не приглянулись, попросту говоря, их никто не заметил. Прошло с той поры почти двадцать лет, наш герой стал уже известным литератором, и вот однажды, по совету своего друга баснописца Дмитриева, взял да и перевел три басни Лафонтена. Перевод очень понравился Дмитриеву. И Крылов, продолжая писать пьесы, взялся за басни. Басни, вышедшие сегодня, но в 1809 году, пришлись по душе читателям. Сборник начал регулярно выходить, тираж его все увеличивался: у первого три тысячи экземпляров, потом дошло до 12 тысяч. Через два года, в 1811 году, Крылова избрали в действительные члены Академии наук. Но, главное, конечно, это любовь читателя. Популярность Крылова была такова, что после очередной победы над войском Наполеона под селом Красным сам главнокомандующий Кутузов читал офицерам басню Крылова: «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю…» С 1809 года прошло два века с лишним, а популярность басен Крылова никуда не девается — его по-прежнему с удовольствием читают.
- Источник
07 марта 2025
Что такое эфемерность и откуда появилось это слово?
06 марта 2025
Дисциплина без крика: как управлять классом, сохраняя спокойствие
Почему крик не работает?
Крик может на мгновение привлечь внимание, но в долгосрочной перспективе он:
Снижает ваш авторитет. Ученики начинают воспринимать вас как человека, который не может справиться с ситуацией.
Порождает страх, а не уважение. Страх — плохой мотиватор. Он не учит дисциплине, а только усиливает сопротивление.
Ведет к эмоциональному выгоранию. Постоянное напряжение и крик истощают вас, делая работу невыносимой.
Так что же делать?
Метод 1: Установите четкие правила и границы
Дисциплина начинается с ясности. Ученики должны точно знать, что можно, а что нельзя.
Создайте правила вместе. Пусть ученики почувствуют свою причастность. Например: «Мы договариваемся, что на уроке не перебиваем друг друга».
Будьте последовательны. Если правило нарушено, реагируйте сразу, но спокойно. Например: «Саша, мы договорились не перебивать. Пожалуйста, дождись своей очереди».
Почему это работает: Четкие правила создают ощущение порядка, а последовательность укрепляет ваш авторитет.
Метод 2: Используйте невербальные сигналы
Иногда слова излишни. Попробуйте:
Зрительный контакт. Посмотрите на шумящего ученика — часто этого достаточно, чтобы он замолчал.
Жесты. Поднятая рука или пауза в речи могут стать сигналом для класса: «Внимание, я говорю».
Приближение. Подойдите к ученику, который отвлекается. Близость часто действует лучше, чем крик.
Почему это работает: Невербальные сигналы не нарушают ход урока и помогают сохранить спокойную атмосферу.
Метод 3: Переключайте внимание
Если класс «завелся», попробуйте переключить внимание на что-то неожиданное:
Задайте вопрос. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»
Используйте юмор. Шутка или забавный комментарий могут разрядить обстановку.
Смените деятельность. Предложите встать, потянуться или выполнить короткое задание.
Почему это работает: Переключение внимания помогает снять напряжение и вернуть фокус на урок.
Метод 4: Будьте примером спокойствия
Ваше поведение — это модель для учеников. Если вы спокойны, они тоже начинают успокаиваться.
Дышите. Если чувствуете, что закипаете, сделайте паузу и глубоко вдохните.
Говорите тише. Когда вы снижаете голос, ученики начинают прислушиваться.
Не принимайте близко к сердцу. Помните: плохое поведение — это не всегда про вас.
Почему это работает: Спокойствие заразительно. Оно создает атмосферу уважения и доверия.
Метод 5: Поощряйте хорошее поведение
Иногда мы слишком сосредоточены на плохом поведении, забывая хвалить за хорошее.
Замечайте позитив. Например: «Спасибо, Маша, что подняла руку. Я ценю твое уважение к другим».
Используйте систему поощрений. Это могут быть баллы, наклейки или просто слова благодарности.
Почему это работает: Поощрение мотивирует учеников вести себя лучше, чем наказание.
Что делать, если ничего не помогает?
Бывают ситуации, когда даже самые эффективные методы не срабатывают. В таком случае:
Обратитесь за поддержкой. Поговорите с коллегами, завучем или школьным психологом.
Работайте с родителями. Иногда проблемы с дисциплиной требуют вмешательства семьи.
Не вините себя. Вы не можете контролировать все, но можете искать решения.
Дисциплина без крика — это не про слабость, а про силу. Силу спокойствия, последовательности и уважения. Когда вы управляете классом без крика, вы не только сохраняете свои нервы, но и создаете атмосферу, в которой ученики чувствуют себя безопасно и готовы учиться.
Попробуйте эти методы. Начните с малого: установите правила, используйте невербальные сигналы, переключайте внимание. И помните: вы — не просто учитель, вы — лидер, который вдохновляет и ведет за собой.
А если вдруг сорветесь и накричите, не корите себя. Мы все люди. Главное — сделать выводы и двигаться дальше. Ведь каждый день — это новая возможность стать лучше.
05 марта 2025
Большой упрямец и чудак, реформатор русского языка
Василий Кириллович Тредиаковский — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века. Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание.
В 1735 году на открытии Российского собрания Академии наук выступил с «Речью... о чистоте российского языка», призвав к нормированию языка и созданию словаря и грамматики.
Важнейшим собственным достижением Тредиаковский считал эпическую поэму «Телемахида» (1766) — перевод гекзаметром прозаического оригинала Франсуа Фенелона.
В 1752 году опубликовал двухтомное издание «Сочинений и переводов как стихами, так и прозою», которое надолго определило место Тредиаковского в истории русской культуры.
В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук — одновременно с М. В. Ломоносовым, но в 1759 году был из неё уволен.
Когда придумали рок-н-ролл?
04 марта 2025
Проблематика романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" от искусственного интеллекта. Для сочинения
Вот несколько проблемных вопросов, которые можно рассмотреть в рамках итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон":
1. Как конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями влияет на судьбы героев романа?
2. Какова роль природы в жизни донских казаков и как она отражает их внутренний мир?
3. Как роман "Тихий Дон" показывает изменения в жизни казаков в условиях исторических катаклизмов начала XX века?
4. Какова природа любви и предательства в романе? Как эти чувства влияют на отношения между персонажами?
5. Как Шолохов изображает войну и ее последствия для человека и общества?
6. Какова роль традиций и обычаев в жизни казаков, и как они меняются под влиянием исторических событий?
7. Какова судьба женщины в мире, описанном в "Тихом Доне"? Каковы их внутренние конфликты и стремления?
8. Как Шолохов показывает внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью на примере своих персонажей?
9. Как образ Дона как реки символизирует течение жизни и судьбы героев?
10. Какова роль памяти и исторического опыта в формировании идентичности донских казаков?
Эти вопросы могут помочь глубже понять содержание романа и его социальные, исторические и философские аспекты.
Вот несколько проблемных вопросов по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" с краткой расшифровкой каждой проблемы:
1. Конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями**
В романе герои часто сталкиваются с выбором между своими чувствами и долгом перед обществом. Как этот конфликт влияет на их судьбы и какие последствия он имеет для их жизни и отношений?
2. Роль природы в жизни казаков**
Природа в "Тихом Доне" не просто фон, а активный участник событий. Как она отражает внутреннее состояние героев и их переживания? Как изменения в природе соотносятся с изменениями в жизни казаков?
3. Изменения в жизни казаков на фоне исторических катаклизмов**
Роман охватывает период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Как эти события влияют на традиционный уклад жизни казаков и их мировосприятие? Как они меняют их ценности и приоритеты?
4. Природа любви и предательства**
Взаимоотношения между персонажами полны страсти, но также и предательства. Как любовь может привести к трагическим последствиям? Как предательство влияет на судьбы героев и их отношения друг с другом?
5. Изображение войны и ее последствий**
Шолохов показывает войну как разрушительное явление. Как роман передает ужасы войны и ее влияние на человеческую судьбу? Как война меняет моральные ориентиры и ценности героев?
6. Роль традиций и обычаев**
Традиции играют важную роль в жизни казаков. Как они формируют личность и мировосприятие героев? Как исторические события влияют на эти традиции и обычаи?
7. Судьба женщины в мире казаков**
Женские персонажи в романе часто сталкиваются с ограничениями и предрассудками. Каковы их внутренние конфликты и стремления? Как они борются за свои права и счастье в условиях patriarchal society?
8. Внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью**
Герои романа часто разделены между долгом перед родиной и моральными принципами. Как они решают этот конфликт, и как это отражает их личные ценности и выбор?
9. Образ Дона как символ жизни и судьбы**
Река Дон является важным символом в романе. Как она отражает течение жизни героев и их судьбы? Как образ реки соотносится с темами изменений и постоянства?
10. Роль памяти и исторического опыта**
Как память о прошлом формирует идентичность донских казаков? Как исторический опыт влияет на их восприятие настоящего и будущего?
Эти вопросы помогут глубже проанализировать роман и его ключевые темы, что будет полезно для итогового сочинения и подготовки к ЕГЭ.
03 марта 2025
Он был влюблён в театр
Юрий Карлович Олеша (19 февраля (3 марта) 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.
Родился в семье обедневших белорусских дворян. В 1910 году Юрий поступил в Ришельевскую гимназию в Одессе, где преуспел в учёбе и окончил её с золотой медалью. После этого он провёл два года в Одесском (Новороссийском) Университете, но в 1919 году бросил учёбу.
В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок».
В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя.
В 1936 году на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 году.
Что из себя представляют соляные ледники?
02 марта 2025
113-я любовь. Полиция и дурные приметы на свадьбе Пушкина
1831 — Александр Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой
Как известно, дата венчания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой не раз переносилась — тёща не хотела выдавать дочь за поэта-ловеласа, а в день свадьбы вообще отказалась ехать в церковь. АиФ.ru рассказывает, как «солнце русской поэзии» организовал собственную свадьбу и почему она буквально висела на волоске..Кадр из фильма «Пушкин: Последняя дуэль», 2006 год. www.globallookpress.com - Читать здесь
Великий меланхолик Евгений Баратынский
Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, переводчик. Офицер русской
императорской армии. Друг поэтов А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, мемуариста Н. В. Путяты. Участник литературных «сред» П. А. Плетнёва, и «суббот» В. А. Жуковского. Один из владельцев подмосковного имения Мураново.Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. Год за годом, начиная с 1826 года, выходят сборники его произведений: поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница», лирические стихи и другие.
В 1842 году Баратынский издал свой последний сборник стихов — «Сумерки».
В 1843 году поэт вместе с семьёй поехал в путешествие по зарубежью, но в Неаполе неожиданно заболел и скончался 11 июля 1844 года
В полутьме пустого школьного зала главный герой фильма «Доживем до понедельника» задумчиво декламирует:Не властны мы в самих себеИ, в молодые наши леты,Даем поспешные обеты,Смешные, может быть, всевидящей судьбе.Сидящая тут же учительница, даром что литературы, строк этих не узнает: Некрасов? Тютчев? Фет? Ах, Баратынский?! Ну, знаете ли, никто не обязан помнить всех второстепенных авторов…Эта хрестоматийная сцена – не только про высокомерную пустоту и интеллектуальную узость конкретного вымышленного киноперсонажа. Она еще и о реальной трагедии большого художника, уникального таланта, по роковому, до конца не объяснимому стечению обстоятельств, оставшегося в истории на вечных вторых ролях. «Поэт пушкинского круга», «поэт пушкинской эпохи», «поэт второго эшелона»… Эти литературоведческие штампы и по сей день заслоняют истинный масштаб поэтической личности Баратынского, которого сам Пушкин ставил не просто вровень с собой, но зачастую и без малейшей ревности – выше себя…Источник
Именно Дельвиг опубликовал его первые стихи, без спросу отнеся их в журнал «Благонамеренный».
Ушинский: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни»
Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.
Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 годах — профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850–1854 годах — служил в канцелярии Департамента иностранных дел. С 1854 года — преподаватель Гатчинского сиротского института. С 1859 года — инспектор Смольного института. Провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла.
Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения», под его руководством превратившегося в журнал педагогический, освещавший новые веяния в области народного образования.
Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания — признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.
Вот несколько цитат Константина Дмитриевича Ушинского:
⧫⧫ «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
⧫⧫ «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
⧫⧫ «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».
⧫⧫ «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».
⧫⧫ «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»