08 мая 2025

Победа сквозь огонь и дым. Как георгиевская лента прошла через века и стала народной

Со времен Екатерины
И до самых наших дней
Храбрых и непобедимых
В битвах награждали ей –
Тех кто, бросив вызов смерти,
Защитили Русь от бед,
На георгиевской ленте
Дым и пламя тех побед.
Ленту эту повяжи, 
«Помню и горжусь!» - скажи.
Источник
Народным символом Дня Победы георгиевская ленточка стала всего 20 лет назад. А до этого оставалась частью Ордена Славы и медали «За победу над Германией», которыми награждали солдат, матросов, сержантов и старшин во время Великой Отечественной войны. История черно-оранжевой ленты намного древнее и насчитывает несколько веков.

Георгиевскую ленту как часть ордена Святого Георгия учредила императрица Екатерина II во время русско-турецкой войны. Награду вручали военным, которые проявили особое мужество во время боевых действий.
За цветовую основу взяли черный цвет двуглавого орла и золотое поле государственного герба. Ленту крепили к белому равностороннему кресту или золотой звезде с четырьмя лучами.
Читать полностью
Акция "Георгиевская ленточка" в нашей школе.
Волонтеры «Движения первых» совместно с советником директора Тишечкиной Е.С. приняли участие в акции "Георгиевская ленточка.💐

🎗️ Ребята с гордостью раздавали жителям микрорайона символ воинской славы, храбрости и самоотверженности. 

🎗️Символ героизма и мужества, который нужно размещать рядом с сердцем, напоминает нам о том, как важно помнить свою историю.

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии

Жуков и Кейтель подписывают Акт о безоговорочной капитуляции

«Вы дядя мне и на Парнасе»

8 мая – день рождения Василия Львовича Пушкина. Как не помнить дядюшку, без которого путь «нашего всего» в литературу вряд ли оказался бы такой по-богатырски прямоезжей дорогой. Да и поэт он был не из первых, но и не из последних. Настоящий московский стихотворец и светский лев.
Известно, что у Пушкина не сложилось добрых отношений с родителями. Они были суровы ко всем детям, кроме младшего Лёвушки. Казалось бы, с отцом Александра Сергеевича объединяла и страсть к театру, и любовь к поэзии, и увлечение Францией. Но… дружбы не выходило. А во время ссылки Сергей Львович даже помогал властям послеживать за опальным поэтом. Простить этого сын отцу так и не смог. Только после гибели сына отец принялся защищать его честь, обвиняя всех вокруг, но сын, конечно, этого уже не услышал. Так и расстались они не вполне примиренными.
Другое дело – Василий Львович, родной брат отца, потомок тех же древних Пушкиных, которыми Александр Сергеевич так гордился. Самый тонкий и остроумный человек в их семействе. Во многом он заменил великому поэту отца. Общались они, быть может, не так часто, как хотелось бы, но и до, и во время Лицея Пушкин дядюшкой гордился, повторяя его шутки и стихи, которые от него слыхал. Так совпало, что часто дядюшка, и никто иной, знакомил Пушкина с людьми, которые станут важнейшими в его судьбе. А в 1811 году именно Василий Львович повез племянника в Петербург, чтобы определить в Царскосельский Лицей. Тоже – замечательная веха в жизни Пушкина. Дядя сопровождал его на вступительных экзаменах.

07 мая 2025

«Намерение сделаться писателем окрепло во мне»

 Николай Заболоцкий (1903-1958) был выдающимся русским советским поэтом и переводчиком, оставившим значительный след в литературе. Он известен своими оригинальными произведениями, такими как «Столбцы» и «Торжество земледелия», а также переводами, включая «Слово о полку Игореве». Важно помнить о трагической странице его биографии – репрессиях 1938 года, которые оказали влияние на его жизнь и творчество.

В раннем творчестве (сб. «Столбцы», 1929) близок к обэриутам. Составленный к 1933 разгромленный критикой второй сборник и «Вторая книга» (1937), сборники «Стихотворения» 1948 и 1957 гг. посвящены смыслу бытия природы и человека, «этике космоса». Репрессирован в 1938, до 1946 был в лагерях и ссылке. Возобновив поэтическую работу, создал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» (1938, 1945). Философско-этические прозрения Заболоцкого выражены в классических формах, образы «телесны» и наполнены символическим смыслом.
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована, 
Драгоценная моя женщина!
Не весёлая, не печальная, 
Словно с тёмного неба сошедшая, 
Ты и песнь моя обручальная, 
И звезда моя сумасшедшая. 
 Я склонюсь над твоими коленями, 
Обниму их с неистовой силою, 
И слезами и стихотвореньями
 Обожгу тебя, горькую, милую. 
 Отвори мне лицо полуночное, 
Дай войти в эти очи тяжёлые, 
В эти чёрные брови восточные, 
В эти руки твои полуголые. 
 Что прибавится - не убавится, 
Что не сбудется - позабудется… 
Отчего же ты плачешь, красавица? 
Или это мне только чудится?
1957
Поёт Владимир Попков. Музыка: М.Звездинский ссылка

Прогулка

У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье —
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
1929
Здесь летом жил Заболоцкий. Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине.

Николай Заболоцкий ссылка Очень содержательная и интересная статья о поэте. 

06 мая 2025

"Generation „П" («Поколение „П“»)

Хочу поделиться впечатлениями об ещё одной прочитанной книге -- романе Виктора Пелевина "Generation „П" («Поколение „П“»). Это, как сказано в Википедии, постмодернистский роман  о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов. Действие романа разворачивается в Москве 90-х годов.

Легко узнаваемые события и ситуации. Очень ярко описаны отношения людей -- отношения, основанные на чистогане и принципе "обдури ближнего, а сам наслаждайся".  Много о  подавляющей, унижающей,  закабаляющей человека телевизионной рекламе. Поистине это чудовище... и мы ему поддались. Так приходится  понимать идею романа. 
Советую прочитать старшеклассникам. На уроках литературы  мы не успеваем познакомить ребят с современной  прозой и поэзией. Прочитав  роман В. Пелевина, можно получить представление о современном романе и постмодернизме как направлении.
Ещё я прочитала его "Чапаева и Пустоту".  Поток сознания, несколько миров-"реальностей" и постоянный переход из одного из них в другой. Чапаев, оказывается, был не таков, как у Фурманова и в знаменитом фильме! 
Раньше подобное  читала у Фолкнера и Марселя Пруста (ассоциативный поток).  Но современной литературе, полагаю, до классики далеко... Да простит мне такое сакраментальное мнение Виктор Олегович.
Что выдал всеведущий ИИ.

«Generation „П“» («Поколение „П“») — постмодернистский роман Виктора Пелевина о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов.  5

Сюжет разворачивается в Москве 90-х годов. Главный герой — Вавилен Татарский, интеллигентный юноша, выпускник Литературного института. Татарский — собирательный образ «поколения П» — поколения семидесятых.  35

Некоторые моменты сюжета:

  • Татарский попадает в мир рекламы и открывает у себя талант — сочинять рекламные слоганы.  34
  • Его задача — адаптировать рекламу зарубежных товаров к отечественной ментальности.  34
  • Татарский становится творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую.  34
  • Он участвует в создании телеобразов государственных деятелей и самой политической жизни страны с помощью компьютерных технологий.  34
  • Татарский постоянно мучается «вечными вопросами», осознавая симулятивность реальности, не понимая, кто всё-таки всем управляет.  4
  • В конце становится живым богом, земным мужем богини Иштар. 35

Основные темы романа: шумеро-аккадская мифология, эзотерика и религиозные вопросы, рекламные и маркетинговые стратегии, их влияние на человека, вера в СМИ, отечественная ментальность и национальная идея, теории заговора, роль наркотиков в творчестве. 4

05 мая 2025

Разговоры о важном. 5 мая. День Победы

Сегодня на Разговорах о важном говорим о САМОМ ВАЖНОМ в жизни нашей страны -- о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
День Победы  -- это не просто историческая дата, а живое свидетельство того, что добро, справедливость, любовь к Родине способны продолеть любые испытания. Это праздник, который объединяет всю страну, напоминая о самом главном: о  ценности мира, о важности единства, о силе человеческого духа, необходимости всем миром противостоять страшному злу. И пока мы будем достойны памяти наших предков, пока будем бережно хранить их наследие -- Победа будет жить.
История Великой Отечественной войны -- это история непревзойдённого героизма, мужества, стойкости, самопожертвования, крепости духа российского народа во имя будущего всего человечества.
Условие безопасности в мире -- это знание и понимание истинного значения и цены победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, объединение усилий цивилизованного сообщества.
Победв в Великой Отечественной войне укрепила статус нашей страны на мирвой арене, создав усорвия для многополярного и безопасного мира.
Вот такие основные смыслы мы должны донести до своих подопечных, стараясь развить в них интерес к историческому наследию России и событиям Великой Отечественной войны, сформировать чувство осознания всемирного значения Победы над нацизмом, понимание значимости сохранения исторической памяти о героических подвигах и самопожертвовании многонационального российского народа, чувство гордости за свою  Родину, сопричастности к великой истории России и уважения к предкам.
9 Мая День Победы 
Дети войны
После разговора обо всё этом детям предлагается посмотреть документальные и художественные фильмы
  • Уроки жизни, или Похождения бравого солдата Аркадия ссылка
  • Короткометражка "Всё возвращается" из цикла "Про людей и про войну".
  • Художественный фильм "Сын полка". 1946 г.
  • Художественный фильм "Полонез Огинского". 1971 г.
  • Художественный фильм "Судьба человека". 1959 г.
  • Художественный фильм "Битва за Москву". 1985 г.

04 мая 2025

Та самая Алиса из Зазеркалья

 Алиса Пле́зенс Ли́дделл (англ. Alice Pleasance Liddell; 4 мая 1852, Вестминстер, Лондон, Великобритания — 16 ноября 1934, Вестерхам, Кент, Великобритания) — прототип персонажа Алисы из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (а также один из прототипов героини в книге «Алиса в Зазеркалье»).  24

Алиса была четвёртым ребёнком Генри Лидделла — филолога-классика, декана одного из колледжей в Оксфорде и соавтора знаменитого греческого словаря «Лиддел-Скотт».  13

4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса попросила своего друга Чарльза Доджсона сочинить историю для неё и её сестёр Эдит и Лорины. Доджсон поведал сёстрам о приключениях девочки в Подземной Стране, куда она попала, провалившись в нору Белого Кролика. Главная героиня очень напоминала Алису, а некоторые второстепенные персонажи — её сестёр Лорину и Эдит.  12

История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика записать её. Доджсон выполнил просьбу Алисы и подарил ей манускрипт, который назывался «Приключения Алисы под землёй».  12

Позже автор решил переписать книгу, для этого весной 1863 года он отправил её на рецензию своему другу Джорджу Макдональду. Также в книгу были добавлены новые детали и иллюстрации Джона Тениела. Новую версию книги Доджсон преподнёс своей любимице на Рождество 1863 года.  2

В 1865 году Доджсон опубликовал книгу «Приключения Алисы в Стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл.  2

Алиса Лидделл прожила долгую и счастливую жизнь, в возрасте 28 лет она вышла замуж за Реджинальда Харгривса, профессионального игрока в крикет за Хемпшир, родила троих сыновей. Алиса умерла в своём доме в Вестерхаме в возрасте 82 лет в 1934 году. 3

Алиса в возрасте 8 лет, 1860 год, фото Льюиса Кэрролла. Public Domain
Муза Льюиса Кэрролла. Несказочная жизнь Алисы Лидделл ссылка

24-летний юноша за считанные дни близко подружился с Лидделлами. Бездетному холостяку нравилось проводить время в гостях у многодетной семьи, к тому же он с детства привык иметь дело с девочками (у него было 3 брата и 7 сестёр). Дети Лидделла тоже были в восторге от молодого преподавателя, они резвились с ним в парке, дурачились и даже катались на лодке, о чём математик однажды написал акростих (стихотворение, в котором первые буквы строчек составляют слова), вошедший в книгу «Алиса в Зазеркалье»:

Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Сестры слушают рассказ,
А река уносит нас.

Чтобы дети не скучали, преподаватель развлекал их забавными историями. Летом 1862 года, во время очередной лодочной прогулки по Темзе, он на ходу придумал сказку про Алису, которая, погнавшись за белым кроликом, оказалась в гуще невероятных приключений. Для сестёр Алисы в истории тоже нашлось место: старшая, Лорина, превратилась в попугайчика Лори, который убеждал всех в своём старшинстве и уме, а младшей, Эдит, досталась роль орлёнка Эда.

Сестры Лорина, Алиса и Эдит Лидделл. Фото: www.globallookpress.com
Алиса Лидделл в возрасте двадцати лет, 1872 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Алиса Харгривс в возрасте восьмидесяти лет, 1932 год. Фотограф У. Каулборн Браун. Commons.wikimedia.org
На фотографии в начале статьи Алиса Лидделл в образе нищенки. Фото  Чарльза Доджсона   

03 мая 2025

Татьяна Толстая: "Я пишу не о маленьком, а о нормальном человеке"

 Татьяна Толстая - выдающаяся российская писательница, публицист и телеведущая. Она известна своим острым умом, изысканным стилем и глубоким пониманием русской культуры. Толстая вносит значительный вклад в современную русскую литературу, исследуя сложные темы человеческих отношений и истории России. Её работы часто отличаются ироничным взглядом на действительность и тонким чувством юмора.

Некоторые книги Татьяны Толстой:

  • «Кысь» 15. Антиутопический роман, в котором затрагиваются темы политики, нравственности, ценностей общества 1.
  • «Девушка в цвету» 1. В книгу вошли автобиографические тексты, а также эссе о литературе, кино, искусстве 1.
  • «Не кысь» 2. В сборнике собраны лучшие рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой 1.
  • «Лёгкие миры» 1. В книгу вошли новые повести, рассказы и эссе, написанные в последние годы 1.
  • «Изюм» 1. В сборник вошли рассказы о парадоксах повседневной жизни, как в России, так и на Западе 1.
  • «День» 1. В сборник входят рассказы и фельетоны разных лет (1990–2001), печатавшиеся в русской и иностранной периодике 1.
  • «Ночь» 1. Сборник рассказов Татьяны Толстой включает в себя вышедший ранее сборник «На золотом крыльце сидели», а также несколько рассказов, написанных позже 1.

Википедия:
Родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого[6]. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии Татьяна Толстая — внучка писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской

В честь Никиты  Алексей Толстой назвал главного героя автобиографической повести «Детство Никиты» (1920). 

Династии писателей. Толстые в ХХ веке ссылка

Откуда появилось слово «скопытиться»?

 Источник

Слово «скопытиться» в русском языке имеет довольно интересную и необычную этимологию. В современном языке оно обозначает «умереть» или «погибнуть», однако значение этого слова далеко от животного мира и связано с историческими традициями и верованиями.
Слово «скопытиться» происходит от слова «копытиться», что в древнерусском значило «сломаться» или «повредиться». Изначально это слово было связано вовсе не с копытными животными, а с деревянной деталью в конструкции саней. Эта деталь называлась «копыл», который соединял полозья с кузовом. В случае поломки копыла сани могли сломаться.
Кроме того, известно, что по традиции зимой покойников перевозили на санях. Когда сани ломались или копыл выходил из строя, это считалось очень плохим знаком. Сани, на которых лежал покойник, могли опрокинуться, а первоначальная фраза «с копыльев долой» имела буквальное значение падения с саней. Со временем практика использования саней для перевозки усопших исчезла, а вследствие утраты традиции и незнания местного диалекта, слово "копыл" заменили более распространенным "копыто". Эта лексическая подмена, обусловленная влиянием аналогичных выражений, таких как "протянуть ноги" или "отбросить коньки", привела к искажению первоначального смысла фразеологизма.
Так, слово «скопытиться» стало означать «умереть» в более широком смысле, символизируя смерть как результат разрушения или падения. В этом контексте «скопытиться» можно рассматривать как метафору для того, как человек, не дошедший до своего конечного пункта, не дожил до конца своей жизни.
Кроме того, есть интересное совпадение, что слово «скопытиться» связано и с представлениями о путешествии души в загробный мир. В старину смерть была воспринимаема как своего рода путешествие и поломка копыла у саней в момент перевозки покойника стала символом того, что этот путь был нарушен.
Таким образом, слово «скопытиться» не имеет ничего общего с копытами животных. Его происхождение связано с древними обычаями и верованиями, которые отражают народное понимание пути души.иши

02 мая 2025

Где во Вселенной самая высокая температура? На Земле...

 Источник

Когда мы думаем о самом горячем месте во Вселенной, на ум сразу приходят звёзды — огромные светила, пылающие в космосе. Их ядра действительно раскалены до миллионов градусов. Например, в центре нашего Солнца температура достигает около 15 миллионов градусов Кельвина1 Однако даже самые горячие звёзды не сравнятся с настоящим пеклом, которое устроили люди.
В 2012 году учёные в Большом адронном коллайдере устроили нешуточный эксперимент: разогнали тяжёлые ионы почти до скорости света и столкнули их лоб в лоб. Результат? Температура в 5,5 триллиона градусов Кельвина! Это настолько много, что ядро Солнца при сравнении кажется прохладным майским утром.
В этот момент появилась кварк-глюонная плазма — супервещество, которое существовало в первые доли секунды после Большого взрыва. Ученые буквально на миг воссоздали условия далёкого начала Вселенной.
Для масштаба: самая горячая из известных звёзд, WR 102 в созвездии Стрельца, разогрета "всего лишь" до 210 000 Кельвинов. Центры сверхновых звёзд нагреваются до миллиардов градусов — и всё равно это в тысячи раз меньше, чем то, что удалось создать на Земле.

01 мая 2025

Спасибо Вам, Виктор Петрович, за память о мирной жизни и о войне

 Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924, Овсянка, Енисейская губерния — 29 ноября 2001, Красноярск) — русский советский писатель, эссеист, драматург, сценарист. Главные темы творчества: деревенский быт, сибирская природа, человек и природа, человек и государство, патриотизм, человек и война, психология и идеалы людей послевоенного времени.

Некоторые произведения: рассказы «Конь с розовой гривой», «Жизнь прожить», «Ясным ли днём», повести «Перевал», «Кража», «Царь-рыба», «Васюткино озеро», «Последний поклон», романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты», пьеса «Прости меня».1

Награды: Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2003 — посмертно), двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1975), кавалер ордена Ленина (1989).

О своём, о школьном и не только.

Буквально на этой неделе читали в восьмом классе рассказ Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет". И что же? Мне пришлось переводить с русского на русский, объясняя значения непонятных, устаревших слов и рассказывая о вышедших из употребления предметах и жизненных реалиях. Особого отклика в душах моих юных подопечных это не вызвало. И даже школа тогдашняя, где был "один букварь на весь первый класс и один красный карандаш...Счёту учились  на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины". Современные дети при самостоятельном чтении даже на обратили внимание на эти описания в рассказе. Только после моих наводящих вопросов кое у кого появилось чувство удивления и неожиданного открытия: а что так было, такое возможно.

Нет, наши дети отнюдь не бесчувственнын индивиды, они просто не представляют себе другую жизнь, кроме жизни в достатке, когда всё есть: ешь, что хочешь; выбрасывай сломавшийся карандаш, только вчера купленный; вставляй буквы в упражнение в школьном учебнике или задачу прямо там решай -- ещё приобретут родители и школа.

А ведь  современное потребительское отношение к жизни, основанное на постоянном приобретении и потреблении, может иметь разрушительные последствия. Оно ведет к поверхностности в отношениях, обесцениванию опыта и культурных ценностей, а также к экологическим проблемам из-за перепроизводства и утилизации. Стремление к материальным благам может привести к психологическому дискомфорту, неудовлетворенности и социальной разобщенности. 

И ещё об одном. О памяти, о связи поколений.

Рассказ "Фотография, на которой меня нет" заканчивается фразой "Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история". Автор  подчеркивает важность памяти о простых людях и их жизни. Это напоминание о том, что история — это не только великие события, но и повседневные моменты, которые составляют суть человеческого существования. Астафьев показывает, что каждая жизнь, каждое лицо и каждый момент имеют значение, и именно они формируют наше общее наследие.

Мы живём в преддверии великого праздника -- 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией. В школе делается очень многое, чтобы донести до детей всё, что связано с этой датой. Нас радуют окна "Радость Победы", украшенные победными  символами (вспомнилось, как украшала свои окна в зиму бабушка Витьки); ребята выучили много стихов и читают их, снимая видео; каждую неделю проводятся школьные линейки, посвящённые памятным событиям военных лет и современности, на них звучат военные песни в исполнении детей. О своих прадедах и прабабушках они рассказывают на классных часах и линейках. Атмосферой приближения великой даты пронизано всё пространство школы. Старые фотографии родных фронтовиков стоят в классных уголках Победы. И горят свечи в их память.

Вот такие мысли навеяла на меня дата рождения Виктора Петровича Астафьева -- писателя-фронтовика, своими произведиями призывающего читателей хранить память об ушелших поколениях, знать о трудностях и испытаниях, которые переживали простые люди  прошлого времени.

О фронтовых произведениях В.П. Астафьева я постараюсь тоже написать в своём блоге.

С праздником весны и труда!