Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
09 мая 2025
08 мая 2025
Победа сквозь огонь и дым. Как георгиевская лента прошла через века и стала народной



«Вы дядя мне и на Парнасе»
8 мая – день рождения Василия Львовича Пушкина. Как не помнить дядюшку, без которого путь «нашего всего» в литературу вряд ли оказался бы такой по-богатырски прямоезжей дорогой. Да и поэт он был не из первых, но и не из последних. Настоящий московский стихотворец и светский лев.
07 мая 2025
«Намерение сделаться писателем окрепло во мне»
Здесь летом жил Заболоцкий. Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине.Константин Паустовский, писатель
Николай Заболоцкий ссылка Очень содержательная и интересная статья о поэте.
06 мая 2025
"Generation „П" («Поколение „П“»)
Хочу поделиться впечатлениями об ещё одной прочитанной книге -- романе Виктора Пелевина "Generation „П" («Поколение „П“»). Это, как сказано в Википедии, постмодернистский роман о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов. Действие романа разворачивается в Москве 90-х годов.
«Generation „П“» («Поколение „П“») — постмодернистский роман Виктора Пелевина о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов. 5
Сюжет разворачивается в Москве 90-х годов. Главный герой — Вавилен Татарский, интеллигентный юноша, выпускник Литературного института. Татарский — собирательный образ «поколения П» — поколения семидесятых. 35
Некоторые моменты сюжета:
- Татарский попадает в мир рекламы и открывает у себя талант — сочинять рекламные слоганы. 34
- Его задача — адаптировать рекламу зарубежных товаров к отечественной ментальности. 34
- Татарский становится творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую. 34
- Он участвует в создании телеобразов государственных деятелей и самой политической жизни страны с помощью компьютерных технологий. 34
- Татарский постоянно мучается «вечными вопросами», осознавая симулятивность реальности, не понимая, кто всё-таки всем управляет. 4
- В конце становится живым богом, земным мужем богини Иштар. 35
Основные темы романа: шумеро-аккадская мифология, эзотерика и религиозные вопросы, рекламные и маркетинговые стратегии, их влияние на человека, вера в СМИ, отечественная ментальность и национальная идея, теории заговора, роль наркотиков в творчестве. 4
05 мая 2025
Разговоры о важном. 5 мая. День Победы
- Уроки жизни, или Похождения бравого солдата Аркадия ссылка
- Короткометражка "Всё возвращается" из цикла "Про людей и про войну".
- Художественный фильм "Сын полка". 1946 г.
- Художественный фильм "Полонез Огинского". 1971 г.
- Художественный фильм "Судьба человека". 1959 г.
- Художественный фильм "Битва за Москву". 1985 г.
04 мая 2025
Та самая Алиса из Зазеркалья
Алиса была четвёртым ребёнком Генри Лидделла — филолога-классика, декана одного из колледжей в Оксфорде и соавтора знаменитого греческого словаря «Лиддел-Скотт». 13
4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса попросила своего друга Чарльза Доджсона сочинить историю для неё и её сестёр Эдит и Лорины. Доджсон поведал сёстрам о приключениях девочки в Подземной Стране, куда она попала, провалившись в нору Белого Кролика. Главная героиня очень напоминала Алису, а некоторые второстепенные персонажи — её сестёр Лорину и Эдит. 12
История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика записать её. Доджсон выполнил просьбу Алисы и подарил ей манускрипт, который назывался «Приключения Алисы под землёй». 12
Позже автор решил переписать книгу, для этого весной 1863 года он отправил её на рецензию своему другу Джорджу Макдональду. Также в книгу были добавлены новые детали и иллюстрации Джона Тениела. Новую версию книги Доджсон преподнёс своей любимице на Рождество 1863 года. 2
В 1865 году Доджсон опубликовал книгу «Приключения Алисы в Стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. 2
Алиса Лидделл прожила долгую и счастливую жизнь, в возрасте 28 лет она вышла замуж за Реджинальда Харгривса, профессионального игрока в крикет за Хемпшир, родила троих сыновей. Алиса умерла в своём доме в Вестерхаме в возрасте 82 лет в 1934 году. 3
![]() |
Алиса в возрасте 8 лет, 1860 год, фото Льюиса Кэрролла. Public Domain |
24-летний юноша за считанные дни близко подружился с Лидделлами. Бездетному холостяку нравилось проводить время в гостях у многодетной семьи, к тому же он с детства привык иметь дело с девочками (у него было 3 брата и 7 сестёр). Дети Лидделла тоже были в восторге от молодого преподавателя, они резвились с ним в парке, дурачились и даже катались на лодке, о чём математик однажды написал акростих (стихотворение, в котором первые буквы строчек составляют слова), вошедший в книгу «Алиса в Зазеркалье»:
Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Сестры слушают рассказ,
А река уносит нас.Чтобы дети не скучали, преподаватель развлекал их забавными историями. Летом 1862 года, во время очередной лодочной прогулки по Темзе, он на ходу придумал сказку про Алису, которая, погнавшись за белым кроликом, оказалась в гуще невероятных приключений. Для сестёр Алисы в истории тоже нашлось место: старшая, Лорина, превратилась в попугайчика Лори, который убеждал всех в своём старшинстве и уме, а младшей, Эдит, досталась роль орлёнка Эда.
Сестры Лорина, Алиса и Эдит Лидделл. Фото: www.globallookpress.com
Алиса Лидделл в возрасте двадцати лет, 1872 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ На фотографии в начале статьи Алиса Лидделл в образе нищенки. Фото Чарльза Доджсона
Алиса Харгривс в возрасте восьмидесяти лет, 1932 год. Фотограф У. Каулборн Браун. Commons.wikimedia.org
03 мая 2025
Татьяна Толстая: "Я пишу не о маленьком, а о нормальном человеке"
Некоторые книги Татьяны Толстой:
- «Кысь» 15. Антиутопический роман, в котором затрагиваются темы политики, нравственности, ценностей общества 1.
- «Девушка в цвету» 1. В книгу вошли автобиографические тексты, а также эссе о литературе, кино, искусстве 1.
- «Не кысь» 2. В сборнике собраны лучшие рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой 1.
- «Лёгкие миры» 1. В книгу вошли новые повести, рассказы и эссе, написанные в последние годы 1.
- «Изюм» 1. В сборник вошли рассказы о парадоксах повседневной жизни, как в России, так и на Западе 1.
- «День» 1. В сборник входят рассказы и фельетоны разных лет (1990–2001), печатавшиеся в русской и иностранной периодике 1.
- «Ночь» 1. Сборник рассказов Татьяны Толстой включает в себя вышедший ранее сборник «На золотом крыльце сидели», а также несколько рассказов, написанных позже 1.
Википедия:
Родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого[6]. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии Татьяна Толстая — внучка писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
В честь Никиты Алексей Толстой назвал главного героя автобиографической повести «Детство Никиты» (1920).
Династии писателей. Толстые в ХХ веке ссылка
Откуда появилось слово «скопытиться»?
02 мая 2025
Где во Вселенной самая высокая температура? На Земле...
01 мая 2025
Спасибо Вам, Виктор Петрович, за память о мирной жизни и о войне
Некоторые произведения: рассказы «Конь с розовой гривой», «Жизнь прожить», «Ясным ли днём», повести «Перевал», «Кража», «Царь-рыба», «Васюткино озеро», «Последний поклон», романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты», пьеса «Прости меня».1
Награды: Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2003 — посмертно), двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1975), кавалер ордена Ленина (1989).
О своём, о школьном и не только.
Буквально на этой неделе читали в восьмом классе рассказ Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет". И что же? Мне пришлось переводить с русского на русский, объясняя значения непонятных, устаревших слов и рассказывая о вышедших из употребления предметах и жизненных реалиях. Особого отклика в душах моих юных подопечных это не вызвало. И даже школа тогдашняя, где был "один букварь на весь первый класс и один красный карандаш...Счёту учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины". Современные дети при самостоятельном чтении даже на обратили внимание на эти описания в рассказе. Только после моих наводящих вопросов кое у кого появилось чувство удивления и неожиданного открытия: а что так было, такое возможно.
Нет, наши дети отнюдь не бесчувственнын индивиды, они просто не представляют себе другую жизнь, кроме жизни в достатке, когда всё есть: ешь, что хочешь; выбрасывай сломавшийся карандаш, только вчера купленный; вставляй буквы в упражнение в школьном учебнике или задачу прямо там решай -- ещё приобретут родители и школа.
А ведь современное потребительское отношение к жизни, основанное на постоянном приобретении и потреблении, может иметь разрушительные последствия. Оно ведет к поверхностности в отношениях, обесцениванию опыта и культурных ценностей, а также к экологическим проблемам из-за перепроизводства и утилизации. Стремление к материальным благам может привести к психологическому дискомфорту, неудовлетворенности и социальной разобщенности.
И ещё об одном. О памяти, о связи поколений.
Рассказ "Фотография, на которой меня нет" заканчивается фразой "Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история". Автор подчеркивает важность памяти о простых людях и их жизни. Это напоминание о том, что история — это не только великие события, но и повседневные моменты, которые составляют суть человеческого существования. Астафьев показывает, что каждая жизнь, каждое лицо и каждый момент имеют значение, и именно они формируют наше общее наследие.
Мы живём в преддверии великого праздника -- 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией. В школе делается очень многое, чтобы донести до детей всё, что связано с этой датой. Нас радуют окна "Радость Победы", украшенные победными символами (вспомнилось, как украшала свои окна в зиму бабушка Витьки); ребята выучили много стихов и читают их, снимая видео; каждую неделю проводятся школьные линейки, посвящённые памятным событиям военных лет и современности, на них звучат военные песни в исполнении детей. О своих прадедах и прабабушках они рассказывают на классных часах и линейках. Атмосферой приближения великой даты пронизано всё пространство школы. Старые фотографии родных фронтовиков стоят в классных уголках Победы. И горят свечи в их память.
Вот такие мысли навеяла на меня дата рождения Виктора Петровича Астафьева -- писателя-фронтовика, своими произведиями призывающего читателей хранить память об ушелших поколениях, знать о трудностях и испытаниях, которые переживали простые люди прошлого времени.
О фронтовых произведениях В.П. Астафьева я постараюсь тоже написать в своём блоге.