среда, 17 октября 2012 г.

В8: речевые средства выразительности


В этом сообщении термины, которые необходимо знать, чтобы успешно выполнить задание В8 на экзамене по русскому языку.
Аллегория   (от греч. Allegoria - иносказание) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
 Например: Трусость, беззащитность – Заяц; глупость – Осёл; хитрость - Лиса.
   Аллитерация    (от лат. Al, при, litera - буква) – повторение  одинаковых согласных  звуков  с  целью усиления выразительности художественной речи.  «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой».
   Анафора    (от греч. Anaphora- вынесение вверх) - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк:
 Как ни гнетёт рука судьбины,
 Как ни томит людей обман...
Ф. Тютчев
   Антитеза   (от греч. Antitehesis - противоречие, противоположение) - противопоставление
«Чёрное и белое», «Война и мир».
   Антонимы  (от греч. Ant- против и onуma- имя) - слова, имеющие противоположенные значения:                                                                                                                                Ненависть и любовь
    Архаизм  (от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или оборот речи. Используется  как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...А.С.Пушкин 
   Ассонанс    (от лат.  Assonare - звучать в лад, созвучие) - повторение одинаковых гласных звуков:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А.С.Пушкин 
   Афоризм   (от греч. Aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
«У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов
Вопросно - ответная форма изложения
стоит отличать от риторического вопроса. При вопросно-ответной форме изложения изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает. Риторический вопрос не требует ответа.
    Гипербола   (греч. Hyperbola - преувеличение) - образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого - либо предмета, явления                                  
«В сто сорок солнц закат пылал»   В. Маяковский.   
   Градация   (лат. Gratatio - постепенное возвышение) - расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация).
Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камереощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.
   Инверсия   (лат. Inversion- перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи;  перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
    
он пришёл - пришёл он   
   Ирония  (греч. Еirоnеiа- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.
«Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов)  (обращение к Ослу -  см. аллегорию)
    Контекстные  синонимы  -  слова  или  сочетание  слов,  которые  приобретают близкое значение лишь в определённом контексте.  
    Лексический повтор  - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза                   (С. Есенин)
    Литота  (от греч. Litotes- простота, малость, умеренность) - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
 «Мальчик с пальчик», «мужичок  с ноготок», тише воды, ниже травы.
    Метафора   (греч. Metaphora - перенесение) - представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:   
Рояль дрожащий пену с губ оближет.Б. Пастернак
   Метонимия  - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемымсловом. Например:                                                                                                                        «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
Обычно изображается содержащее вместо содержимого (съешь еще тарелочку), одежда вместо человека (стою в очереди за красной кофтой), имя автора вместо названия произведения (Белинского и Гоголя народ с базаров понесет), название помещения вместо людей, находящихся в нем (вся кшола сбежалась).
   Многосоюзие  - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»
А. Чехов
Бессоюзие - намеренное отсутствие союзов 
Швед, русский колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин) 
   Однородные члены,  ряды однородных членов 
   Оксюморон   (греч. oxymoron- остроумно- глупое) - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».
   Олицетворение  - троп, состоящий  в  приписывании  неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 
   «О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»
   Парцелляция  (итал. Parcellf - частица; от лат. particla) - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками:
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! А. Грибоедов.
     Перифраз  (от греч - paraphrases- описательный оборот, описание)
1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:                               
 Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.
Сравнение у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).
   Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение   (от греч. Rhetorike - ораторское искусство) - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, ариторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предметухудожественного изображения.
   Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)
  Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
  Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
   Синекдоха  (от греч. synecdoche) - один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого. Пример: белеет парус( = лодка).
   Синтаксический параллелизм  (от греч. Parallelos - идущий рядом, параллельный) - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с оной и той же синтаксической структурой с однотипным порядком слов, однотипным сказуемым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
М. Лермонтов.
     Сравнение  - изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что).                               
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием (Л. Толстой).
   Сравнительный оборот  – см. сравнение
    Фразеологизм  - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.  Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.
    Экспрессивная лексика   - слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.
   Эмоционально окрашенная лексика  
   Эпитет  - образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокийвесёлый ветер, мороз -воевода.          
   Постоянный эпитет  - эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.
    Эпифора   (от греч. epiphora из epi- после + phoros- несущий) - стилистическая фигура, противоположенная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Например: Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именнотитулярный советник? ( Н. Гоголь).
Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий