вторник, 17 июня 2014 г.

К вопросу об интеллектуальном развитии школьников (реплика)

Данная информация взята с блога Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" (http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2014/06/blog-post_15.html). Автор статьи - Ваховская Татьяна Адольфовна, начальник отдела Краснодарского научно-методического центра.  Источник здесь

Я хочу привести Вам, уважаемый читатель, темы сочинений для учащихся в России до 1917 года (!) Уверена, что самые прозорливые уже поняли, к чему это я...
Для младших школьников:
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нём сада.
Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием.
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чём основывается духовная связь между предками и потомством.

Что скажете, читатель?
На каком уровне должно быть развитие ребёнка (отнюдь не только интеллектуальное!), чтобы раскрыть эти темы? Как следовало преподавать и каким быть учителем, чтобы подготовить своих питомцев к сочинению на эти темы?
Научность, практико-ориентированный, исторический подходы, духовно-нравственная зрелость и знание-понимание-чувствование слова, философское образование... И всё это не как декларация, не как парадигма или требование ФГОС, а как реалия, причём присутствующая не у редкого учителя или сформулированная в профессиональном стандарте педагога, а как массовая практика каждого ребёнка, обучающегося в школе.

Я судорожно обдумывала в момент прочтения в "Комсомольской правде" перечня этих тем, о чём бы писала я, нынешняя, из 21 века в 60 лет (из которых не менее половины системно занималась образованием, на неё, мою образованность, работали десятки и десятки ученых разных стран и профилей!); несколько суток я глубоко и тягостно искала аргументы, сведения, имена и факты, мудрые мысли, письменные источники, на которые бы опиралась, раскрывая ту или иную тему, всё время при этом испытывая острое неудовлетворение и сознание собственной ограниченности...

С благоговением отношусь к тем, кто тогда и так учительствовал.
Восхищаюсь теми, кто подбирал и так формулировал темы сочинений.
Глубоко уважаю и очень высоко ценю усилия тех, кто раскрывал темы в своих выпускных работах.
Сокрушаюсь коммерциализации повышения квалификации - ничем иным нередкие вредные и опасные измышления объяснить не могу и не хочу.
Я хочу научиться писать сочинения по темам из начала 20 века, но, боюсь, поздно, не по силам...
Я мечтаю о том, чтобы это было возможным в будущем для моего 6-летнего внука. Лишь бы учитель ему попался не отравленный псевдоинновационностью и невежеством..!

P.S. Кто из Вас, уважаемый читатель-участник Педсовета, и когда употреблял выражение "высокое достоинство человека"..? а кто знает соответствующих этому словосочетанию людей? При том, что это лишь фрагмент из заголовка сочинения наших юных предков, к  которым мы склонны относиться высокомерно-снисходительно, оторвавшись от компьютера, мельком коснувшись тех пор нынешней суетной мыслью о снижении порога упешности по родному языку вкупе с матеУважаемые члены Педсовета-читатели Блога!
математикой...