11 февраля 2023

С какой буквы пишется слово ИНТЕРНЕТ?

 
ИСТОЧНИК

Как пишется слово интернет?

Интернет может употребляться как существительное (самостоятельная часть речи) или как первая часть сложных слов. От этого зависит написание.

При самостоятельном употреблении сейчас возможно написание с прописной и строчной буквыдоступ к Интернету и доступ к интернету, пользоваться Интернетом и пользоваться интернетом.  А вот Рунет – только с прописной: Премия Рунета.

При употреблении в качестве первой части сложных слов правильно только со строчной и через дефисинтернет-сайт, интернет-пользователь, интернет-олимпиада, интернет-зависимый.

Такое написание установлено в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН (М., 2012).

Как писали раньше?

В предыдущих изданиях «Русского орфографического словаря» проводилось четкое разделение: интернет- как первая часть сложных слов – только со строчной буквы, как и сейчас (интернет-сайт), а вот Интернет при самостоятельном употреблении – только с прописной буквы (доступ к Интернету), варианта написания этого слова со строчной буквы при самостоятельном употреблении не было.

Но в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН «для слова интернет, в соответствии с практикой письма и решением Орфографической комиссии РАН, предложены два варианта – с начальной прописной и со строчной буквой» (цитата из предисловия к 4-му изданию).

С какой буквы писать другие названия интернета – сеть, паутина, веб?

09 февраля 2023

А сколько всего правил правописания в русском языке?

 

    Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный 
Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.

Правила по русскому языку с 1 по 11 класс https://russkiypro.com/rules на сайте РусскийПро!

Чек-лист к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)

 

Тема

Знаю

Вопросы/

комментарии/

дополнения/

забываю

Задание 2. Синтаксический анализ

Знать что такое ГО, чем может быть выражена

 

 

Виды предложений по количеству ГО

 

 

Виды односоставных предложений

 

 

Умение находить ГО в предложении

 

 

Задание 3. Пунктуационный анализ

Знаки препинания в ССП

 

 

Знаки препинания в СПП

 

 

Знаки препинания в БСП

 

 

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

 

 

Знаки препинания при однородных ЧП, в том числе с обобщающим словом

 

 

Знаки препинания при  д.о.

 

 

Знаки препинания при  п.о.

 

 

Знаки препинания при вводных конструкциях

 

 

Знаки препинания при обращении

 

 

Знаки препинания при приложении

 

 

Знаки препинания при сравнительном обороте

 

 

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

 

 

Задание 4. Синтаксический анализ

Виды словосочетаний

Общая схема стилистического анализа текста

 Источник  По данной ссылке вы найдёте формулировку задания 3 в демоверсии 2023 года, теорию по  заданию, схему стилистического анализа текста (приведена здесь), список функциональных стилей речи.

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

08 февраля 2023

Расписание проведения итогового собеседования в 2023 году

 Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022-2023 учебном году

Основной срок – 8 февраля 2023 года
Дополнительные сроки – 15 марта 2023 года, 15 мая 2023 года

07 февраля 2023

Итоговое сочинение. Темы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Источник Подборка тем для итогового сочинения в 2022-2023 учебном году для 11 классов по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека».  

С 2022 - 2023 учебного года  нет направлений. Подробнее читайте здесь. В комплект будет входить 6 тем из 3 разделов. Темы будут браться только из реальных тем прошлых лет. Далее приведены такие темы. Весь список тем в указанном выше Источнике.

Реальные темы по направлению / разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Темы подготовлены и сгруппированы Суязовой И.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» Воронежской области

Категория 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Взгляд на человека как на представителя семьи

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? (декабрь 2018)
513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? (декабрь 2017)
525. Когда человек становится личностью? (февраль 2018)

Размышления о семейных ценностях, о связи поколений

402. Роль родительского наставления в жизни человека. (декабрь 2014)
403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? (декабрь 2014)
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (декабрь 2014)
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны? (декабрь 2014)
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема? (декабрь 2014)
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие? (декабрь 2014)
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие? (декабрь 2014)
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? (декабрь 2014)
427. Всегда ли ценны заветы отцов? (февраль 2015)
424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (февраль 2015)
431. Какую роль в становлении личности может играть семья? (февраль 2015)
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность? (декабрь 2015)
201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015)
202. Что дом может рассказать о своём хозяине? (декабрь 2015)
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? (декабрь 2015)
209. Может ли человек прожить без Дома? (декабрь 2015)
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью? (декабрь 2015)
213. Что в доме самое главное? (декабрь 2015)
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? (декабрь 2015)
211. В какой дом хочется приходить снова и снова? (декабрь 2015)
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? (февраль 2016)
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»? (февраль 2016)
223. Что такое чувство дома? (февраль 2016)
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека? (февраль 2016)
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? (февраль 2016)
149. Когда кончается детство? (май 2016)
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»? (февраль 2016)



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html

06 февраля 2023

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении

    В презентации приведены примеры и схемы сложных предложений с разными видами подчинения придаточных. Обобщённая информация для подготовки к ОГЭ по русскому языку. 

Актуальное: синтаксический разбор сложного предложения

 I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
2. По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое,
2) сложное:
— сложносочиненное,
— сложноподчиненное,
— бессоюзное,
— с разными видами связи.
Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

Зачем нужен синтаксический анализ?

Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. 

                                   


Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.

04 февраля 2023

А если литературного героя нарисовать...



     Девятиклассники всё ещё "не отойдут" от "Гамлета". Эти рисунки они сделали после чтения речи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот". Мы занимаемся по учебнику Б.А. Ланина.

    Уроки литературы должны приносить удовольствие.

03 февраля 2023

Типовые ошибки каждого задания итогового собеседования

 Источник

    В презентации приводятся ошибки, которые допускают при ответе участники итогового собеседования. Полезная информация как для учеников, так и для экспертов и собеседников-экзаменаторов.

Видеоролик по рассказу "Человек в футляре"

https://disk.yandex.ru/i/AUcXb10JQtXdeg 
По ссылке  видеоролик по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре" моего ученика 9 класса Дмитрия К. Мы посмотрели его на уроке. Нам понравилось.

02 февраля 2023

Про семейные ценности: антиаргументы к проблеме итогового сочинения

     Не уверена, что выразилась точно: имею в виду, что бывают аргументы положительные, а бывают аргументы (примеры, точнее) отрицательные. Так вот после урока литературы по  роману "Господа Головлёвы" помещаю этот пост.

    Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые  добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены  в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него  в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.

    «С младенческих лет любил он прилас­каться к милому другу маменьке, украдкою поцело­вать ее в плечико, и иногда понаушничать». Арина Петровна по-своему выделяла Порфирия среди всех де­тей: «И невольно рука ее искала лучшего куска на блю­де, чтоб передать его ласковому сыну...», «Как ни силь­но говорила в ней уверенность, что Порфишка-подлец только хвостом лебезит, а глазами петлю накидыва­ет...», «Несмотря на то, что один вид этого сына подни­мал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго», она никак не могла определить, что же «источает» его взгляд: яд или сыновнюю почтитель­ность? Порфирий среди остальных членов семьи выде­ляется прежде всего многословием, переросшим в пус­тословие, подлость характера.

Урок в библиотеке



         Урок литературы в 10 а классе сегодня был в школьной библиотеке. Про семейные ценности и что происходит, когла они искажены. По роману "Господа Головлёвы". Каждый из моих ребят  держал в руках книжку и текст читали по книжке, не из телефона, что по-своему уже стало уникальным. Разумеется, традиционная книжно-иллюстративная выставка. Замечательно было и то, что гравюры с портретами М.Е. Салтыкова-Щедрина были выполнены отцом нашего библиотекаря Натальи Валерьевны. Он художник, член Союза художников России. Было очень атмосферно -- как теперь выражается молодёжь, говоря о чём-то интересном.

01 февраля 2023

И ещё о Гамлете...

     Трагедия Гамлета заключается вовсе не в том, что он гибнет физически в результате одержимости  чувством мести и чувством справедливости. Дело в том. что сам Гамлет обрекает себя на смерть, собираясь вправлять этот вывихнутый век. Это трагедия личности, потому что не каждый  способен отдать себя в жертву другим. Гамлет считает себя на службе вывихнутого века. А это значит, что надо пролить чью-то кровь, восстановить истину во имя справедливости. В этот момент Гамлет перестаёт быть философом и становится человеком действующим.

Анастасия К. 9 класс

31 января 2023

Феерическое шоу показал ансамбль Игоря Моисеева в Астрахани

 

Программа концерта:

I отделение

Русский танец «Лето»
Калмыцкий танец
Корейский танец «Трио»
Сюита молдавских танцев «Хора», «Чиокырлия», «Жок»
Старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого»
Фрагмент флотской сюиты «День на корабле» - «Яблочко»

II отделение

Одноактный балет «Ночь на Лысой горе»

Источник 

    Мне вчера посчастливось побывать на этом концерте в нашем Театре оперы и балета. Не премину заметить: спасибо санкциям, потому что великие артисты, певцы, танцоры  имеют благодаря им возможность совершать свои гастроли по родным городам и весям. Вот и к нам регулярно они приезжают. И выступают, выкладываясь по полной (уверяю вас, что нам, зрителям, это очень заметно). Приносят радость и удовольствие нам такое, что зарядки хватает надолго. Залы наших театров всегда полны. Билеты раскупаются  почти мгновенно, как только появляется афиша. Принимает артистов наш зритель с огромным вдохновением. Вчера на сцену летели  пурпурные розы охапками.

    Ансамбль академический. В его репертуаре танцы народов мира. И не только. Во втором отделении  был показан  одноактный балет "Ночь на Лысой горе" на  неповторимую музыку М.П. Мусоргского. Очень зажигательное, современное и мастерски исполненное действо. Как мне показалось, в духе "Тодоса". Он у нас тоже будет весной выступать.

Человек на грани

     Мне понравилась трагедия Шекспира. Рекомендую прочитать её каждому, кто ещё этого не сделал. "Гамлет" даёт немало тем для раздумий.

    Шекспир ярко выразил чувства и мысли человека, стоящего  на грани между жизнью и смертью, на грани выбора: мстить или нет. Поэтому монолог "Быть  или не быть?" из века в век остаётся современным и актуальным.

Светлана П., 9 класс

    Прим. админа. У Светланы в тетради ещё две страницы анализа произведения.

30 января 2023

Гамлет в наше время

    Добрый день! Сегодня я хочу рассмотреть трагедию "Гамлет" и разобраться, почему она до сих пор популярна и имеет влияние на культуру нашего века. Главные герои переживают сложные эмоциональные ситуации, делают трудные выборы, которые определяют их будущее. Гамлет - вечно раздумывающий человек, он постоянно размышляет о вечном и смертном. 
    И сейчас люди, когда находятся в недоумении и начинают размышлять, используют монологи Гамлета. Несмотря на то, что главный герой очень умный, он не может сделать конечный выбор. Он верит, что человек безграничен и мысли его бесконечны. Он остаётся один против всех, находится на грани самоубийства. 
    К сожалению, много людей не могут долго держаться под натяжением сложных проблем и делают "неправильный выбор". Люди неправильно понимают Шекспира и оправдывают свои поступки его словами. 
    Также Гамлет является в неком роде мотивацией, ведь несмотря на все трудности, которые окружали его, он продолжал бороться за правду. Людей поражает, насколько он умён, что способен так глубоко мыслить на очень сложные темы, также удивляет то, как он догадался доказать убийство своего отца. Несмотря на время, которое прошло с даты выхода трагедии, её философия, её красочность живёт с нами по сей день.

Артём Б., 9 класс 

Продолжаем готовиться к итоговому собеседованию. Монологическое высказывание (описание)

 Здесь всё о монологическом высказывании по теме № 1 (описание). Призываю снова вас, мои дорогие 9-классники, прочитать материал полностью. А конкретно обращаю ваше внимание на то, что отдельно выношу сюда. Особо смотрите Шаблон описания и Словарь

Монологическое высказывание на основе описания фотографии

Формулировка задания: «Опишите фотографию».

Чек-лист

  1. Внимательно прочитайте тему.
  2. Обратите внимание на место действия, на задний план: помещение или улица, освещение, крупные предметы.
  3. Обратите внимание на героя(ев) фотографии:
  • кто они?
  • что делают?
  • как выглядят?
  • во что одеты?
  • каковы выражение лица, поза?

4. Постарайтесь почувствовать настроение героя(ев) или общую атмосферу происходящего.

5. Свяжите с жизнью то, что изображено на фотографии: значимость занятия, важность взаимоотношений, качества характера.

6. Подумайте, какое впечатление произвела на вас фотография.

Советы

Совет 1

Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать...» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.

Совет 2

Используйте разные части речи:

Итоговое собеседование. Готовимся к монологу (повествование, рассуждение)

 Здесь вся информация о монологе (повествовании и рассуждении). Как и в  предыдущем посте, подробная и может оказаться очень полезной. Особое внимание обращаю на советы по составлению рассуждения. Но вы обязательно прочитайте всё.

Монологическое высказывание — рассуждение по поставленному вопросу

Формулировка задания: «Что значит...», «Как вы понимаете...».

Чек-лист

  1. Внимательно прочитайте вопрос темы. Дайте на него чёткий ответ в одном предложении. Это будет ваш тезис.
  2. Прочитайте вопросы, которые даны к этой теме. Продумайте ответ на каждый из них, оформите каждый одним-двумя предложениями. Это будут ваши доказательства.

3. Обобщите всё и выскажите в одном предложении. Это будет вывод.

Советы

Совет 1

Выбирайте монолог-рассуждение только в том случае, если у вас действительно есть собственное суждение по поставленному вопросу.

Совет 2

Используйте вопросы, которые даются к заданию. Они помогут вам правильно построить рассуждение.

Совет 3

29 января 2023

Скоро итоговое собеседование. Готовимся к пересказу

 Здесь в блоге с Дзена подробно о том, как подготовиться к пересказу на итоговом собеседовании по русскому языку 8 февраля. Обязательно прочтите, девятиклассники.

    Вынесу сюда две памятки. Поняв, какова стандартная структура текста, надеюсь, вы сможете пересказать текст подробно, не упустив ни одной микротемы. А вторая памятка о том, как правильно вставить в пересказ цитату. Читайте.

Памятка 2. Примерная структура текста

Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).

  1. Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
  2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
  3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
  4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ

1. Прямое цитирование (дословная передача слов)

Пост для воображаемого блога

     На уроке литературы нам было задано написать пост для воображаемого блога о трагедии "Гамлет".

    Не могу сказать, что я в восторге, что вообще испытываю какие-то особые эмоции. Вероятно, 400 лет существования произведения всё-таки имеют значение, и написали о нём очень много всего и лучше. Возможно, в те времена судьбы героев, особенно судьба главного из них, и трогали умы и сердца. Но сейчас другие проблемы, другие способы их выражения.

    Очень мрачная пьеса. Когда читаешь её, не покидает ощущение, что находишься в каком-то тёмном и сыром месте, а мрачные настроения и речи героев только усугубляют этот эффект.

    И всё-таки... Несмотря на это, мне понравилась трагедия. Может быть, за её неповторимую атмосферу и поиски смысла в человеческом существовании. Быть или не быть?

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? (Перевод Б. Пастернака).

    Я выбираю оптимистичное...

Тимур С., 9 класс

Я ВОЗВРАЩАЮСЬ!

 Дорогие друзья! Я очень долго не заходила в свой блог. По разным причинам: не хватало времени, недоставало информационных поводов... и главное -- у меня  наладилась более функциональная связь с моими учениками  с помощью Дневника.ру. Это, как вы знаете, не только электронный журнал, но и  масса информации об учениках и коллегах,  и возможность прикрепить любой файл с учебным материалом, заданиями, тестами и прочее. Можно проводить видеоуроки,  имеешь постоянную обратную  связь со всеми участниками образовательного процесса. Всё оперативно, точно по адресу, результативно и функционально. Начав  больше десяти лет назад свой блог, я очень часто потом использовала его для того, чтобы транслировать учебную информацию -- правила, факты  биографий писателей, о книгах, всякие лайфхаки и тонкости в подготовке к экзаменам. Теперь для этого использую другие инструменты. И весьма успешно. Однако... однако надо вернуться к своему детищу. Чтобы выразить себя. И может быть, как-то всё-таки "слово наше отзовётся"...