11 августа 2012

Ещё о цветах и прилагательных

Франция  издавна славилась как страна виноделов. Особую популярность приобрело красное вино, которое называлось бордо. Когда хотели сказать, что ткань имеет глубокий тёмно-красный оттенок, говорили, что ткань цвета бордо.
В русском языке это слово сначала было неизменяемым. Затем его стали употреблять с суффиксом -ов-. Так получилось прилагательное бордовый.
Подобным образом в русском языке возникли прилагательные оранжевый, бежевый и фиолетовый.

Viola значит "фиалка"

Могу предположить, что читателей интересуют публикации о новых, модных словах из словаря модных слов, автором которого является доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Владимир Новиков.  Статьи этого необычного словаря, несомненно, интересны. Однако комментариев к постам о модных словечках я не ждала.  А вот получила: на статью о слове "фиолетово" здесь
Добавляю сведения об этимологии слова  фиолетовый.
В латинском языке есть красивое слово  viola, которое означало "фиалка". Оно попало в немецкий и французский языки и там немного изменилось, стало обозначать  не только цветок, но и цвет этого цветка.
В русском языке не было особого слова для обозначения фиалкового цвета, поэтому произошло заимствование. В нашем языке появилось слово фиолетовый.

10 августа 2012

А20: пунктуация в простом и сложном предложении

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Несмотря на то, что сама тематика данного типа заданий ЕГЭ заявлена довольно громко, анализ самих контрольно-измерительных материалов за несколько последних лет показал, что в данном блоке встречаются задания по пунктуации простого предложения, осложнённого однородным рядом, и сложносочинённого предложения с соединительным союзом.
Теория
В сложносочинённых предложениях между простыми предложениями в его составе при любых союзах (в том числе, перед союзом и) ставятся запятые. Запятые не ставятся: (1) если эти простые предложения, соединённые союзом и, относятся к одному общему для них главному предложению или, напротив, (2) они имеют общее для них придаточное предложение.

09 августа 2012

Фиолетово: из словаря модных слов

Картинка 10 из 151411Жаргонное наречие, а если уж совсем по-научному -- безлично-предикативное слово. Обратите внимание, как мало у нас слов и выражений, означающих заинтересованность и участие: "интересно", "любопытно", "занятно" -- вот почти и всё. И какая тьма речевых красок существует для того, чтобы обрисовать безразличие, равнодушие! Всё-то нам до лампочки, до фени, до фонаря, по барабану, по фигу (и не только по нему).  Постоянно люди извещают друг друга о том, что им  всё равно, без разницы, однофигственно, параллельно, а теперь ещё и "сугубо фиолетово".
Чем же так провинился перед языком цвет, названный в честь фиалки, цвет, который Даль определил эпитетами "синебагровый" и "густой синеалый"?

08 августа 2012

С персиками

С персиками
«С персиками» на Яндекс.Фотках

От чего необходимо отучиться родителям и учителям

От чего необходимо отучиться родителям
1. Обучение лучше всего измеряется оценкой.
2. Результат более важен, чем процесс и прогресс.
3. Дети должны быть защищены от любого вида неудачи.
4. Интернет опасен для детей.
5. Родители и учителя должны обсуждать школьников без присутствия учащегося.
6. Домашнее задание – существенная часть обучения.
7. Школа ответственна за все образование ребенка.
8. Интересы Вашего ребенка – единственный приоритет.
9. Обучение в настоящее время такое же как, когда Вы посещали в школу.
10. Обращайте внимание на (и фиксируйте) недостатки Вашего ребенка, а не их успехи.
Ранее у нее два года назад написано 
От чего необходимо отучиться учителям 
1. Учителя знают на всё ответы.
2. Учителя должны управлять классом.
3. Учителя ответственны за обучение.
4. Школьники обязаны уважать учителей.
5. Обучение может быть измерено оценкой.
6. Учителя должны планировать вначале действия и затем оценивание.
7. Ученики должны спокойно сидеть и слушать.
8. Интеграция технологий является факультативной.
9. Классный журнал способствует обучению.
10. Домашнее задание – существенная часть обучения.
Источник здесь

Мы не прощаемся, мы говорим: «До связи!»

Три дня продолжалась виртуальная встреча в интернет-гостиной на блоге "Ассоциация  участников конкурса "Учитель года города Краснодара". Мне была предоставлена высокая честь стать первым гостем, ответить на вопросы организаторов, задать  свои вопросы о ведении блога и конкурсе "Учитель года". Получилось очень живое, интересное и полезное общение.  Мы многое узнали и главное -- подружились. Спасибо  организаторам  Татьяне Адольфовне Ваховской и Лилии Павловне Казанцевой, а также  всем-всем участникам разговора за такую встречу. Наш круг действительно стал ШИРЕ!
Подробно здесь и здесь

07 августа 2012

С1: сочинение по тексту Т. Жаровой о роли языка в культуре народа и изменениях в лексике

Основная тема творчества журналиста Т.В. Жаровой – судьба русского языка.  Ветерана Великой Отечественной войны, мудрую женщину, прожившую большую жизнь, Таисию Васильевну эта тема глубоко волнует. (Источник: информация об авторе после текста). И  главная забота публициста --  обратить внимание читателей на изменения, которые происходят в русском языке. Какие это изменения? Плохо или хорошо они влияют на язык? Как в языке отражается история народа? Насколько опасно употребление  ненормативной лексики? Такие вопросы ставит автор в данном тексте. (Проблемы текста сформулированы в виде вопросительных предложений).
Несомненно, проблема отражения культуры народа в языке  является интересной, и Т.В. Жарова  убедительно и ярко  раскрывает её на любопытных примерах переосмысления широкоупотребительных  слов в речи (предложения 5-8). Однако мы остановимся на другой проблеме -- проблеме засорения русского языка  жаргонизмами, кстати, и не только ими. (Сформулированы основные проблемы текста в виде словосочетаний и названа та проблема, которая будет комментироваться в сочинении).
Автора беспокоит   внедрение в язык уголовной лексики (предложение 13).

А19: слитное, раздельное, дефисное написания

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.
2) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
4) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными. 
Теория
Сложные слова с первой частью пол- пишутся слитно, если пол- находится перед согласным, кроме л(полчаса, полкилометра); через дефис, если после пол- следует л, гласная или имя собственное (пол-апельсина, пол-литра, пол-Сибая). Слова с полу- пишутся слитно (полукруг, полуденная (жара)).

06 августа 2012

Аисты на прогулке

аисты
«аисты» на Яндекс.Фотках
Интересный ракурс.

Интервью со мной в кубанском блоге

Вчера в блоге Ассоциация участников конкурса "Учитель года города Краснодара" опубликовано моё интервью (или интервью со мной?) в рамках проекта "Шире круг". Кубанские коллеги открыли интернет-гостиную для учителей-блогеров -- и не только для них. Можно надеяться, что нас ждёт интересное  сетевое общение. Загляните!

А18: правописание НЕ и НИ

В данной части экзаменуемым предстоит столкнуться с заданиями, посвящёнными выбору гласных (И или Е), и с заданиями, в которых требуется определить слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
А18-1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.
1) 1, 2                             2) 2                                 3) 2, 3                              4) 3, 4
А18-2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом
2) Детям отвели (не)большую, но светлую комнату.
3) Со дня отъезда Лизы в квартире всё оставалось (не)тронутым.
4) Вдалеке виднелись серые (не)законченные постройки.
Для справок
Частица не отрицает что-либо, а частица ни усиливает слово, перед которым она находится: После бессонной ночи нам не хотелось есть, гулять, смотреть телевизор. – После бессонной ночи намне хотелось ни есть, ни гулять, ни смотреть телевизор.

05 августа 2012

Озеро в лесу

14.05.2006
«14.05.2006» на Яндекс.Фотках

Приглашение участвовать в Интернет-проекте

У учителей столицы Кубани есть ассоциация "Учитель года города Краснодара" и свой блог с таким же названием. Организаторы ассоциации с 1 августа развернули  проект "Шире круг". Цель проекта -- собрать в Интернет-гостиной блогеров своего и других регионов для  расширения общения в Сети российских учителей. 
Я получила приглашение и дала согласие на участие в проекте. 
Ссылка Ассоциация участников конкурса "Учитель года города Краснодара"