Источник
О внесении изменений в государственный образовательный стандарт основного образования
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
21 июня 2016
12 июня 2016
Откуда происходит слово футбол?
Это
существительное заимствованное, от английского football, от foot 'нога' и ball
'мяч'. В русском языке это слово стало известно в 80-х годах XIX века (сначала
лишь о футболе в Англии, потом – об игре вообще). Привычное нам написание
установилось не сразу, например в книге Ивашенцева «Охота и спорт» 1898 года
это слово дано в написании футбоол.
Интересно,
что футбол в начале прошлого века употреблялось и как первая часть сложных
слов. Так, в 1906 году газета «Новое время» писала: Действительно давно ни на
одном спортивном торжестве не было такого громадного стечения публики, какое
было на окончательном матче в футбол между командами Невского футбол-клуба и футбол-клуба «Виктория».
Слова
футбольный, футболист вошли в употребление позже, уже в 1920-е годы.
СЛОВО ФУТБОЛ ДАВНО В
СЛОВАРЯХ?
В
словарях русского языка слово футбол – с 1909 года, первая фиксация – в 3-м
издании «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля (под
редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ). Оно зафиксировано с ударением на первом
слоге: футбол. Позже ударение перешло на второй
слог. Точно такой же процесс переноса ударения произошел и с названиями других
видов спорта, заимствованными из английского языка: хоккей (в английском
ударение на первом слоге), бобслей, скелетон...Болеем грамотно: можно ли забить мяч в гол?
Продолжаем
вспоминать интересные языковые факты, связанные с футболом. Сегодня – рассказ
об удивительных приключениях слова гол
в русском языке.
В
«Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П. Я. Черных
указано, что в русском языке слово гол вошло в употребление вместе с другими
терминами футбольной игры. Но в словарях оно отмечено лишь с 1933 года. Слово
это по происхождению английское, первоначально оно означало 'финишный столб, финиш
на состязаниях в беге'. А восходит английское goal к древнеанглийскому глаголу
со значением 'мешать, препятствовать' (в том числе друг другу на состязаниях).
И
в русском языке слово гол в 1930-е значило совсем не то, что сейчас. В
«Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (1935–1940) у этого
слова отмечены два значения: 1) точно обозначенное вехами или чертой
пространство; город, защищаемый одной партией от нападений другой в футболе и
схожих играх; 2) очко, выигрываемое вводом мяча в чужой город. К первому
значению дан пример, современному носителю языка уже непонятный: Футболисты
сгрудились возле гола. А еще в словарной статье даны два сочетания забить гол и
вогнать гол, означающие «вводом мяча в чужой гол выиграть очко».
10 июня 2016
Труд педагогов выше всего в ЮФО оплачивается на Кубани
Выше
всего среди регионов Южного Федерального округа труд преподавателей ценится в
Краснодарском крае. Здесь педагоги всех уровней образования — от дошкольного до
высшего — получают зарплаты больше, чем их коллеги из соседних регионов. Так,
по данным Росстата, в детском саду воспитатели зарабатывают в месяц в среднем
24 409 рубля, а учителя в средних школах — 28 169 рубля, передает корреспондент
ИА REGNUM 18 апреля. Зарплата преподавателей вузов на Кубани в среднем
составляет 42 718 рубля, в колледжах и техникумах — 26,1 тыс. рублей.
Для
сравнения: средняя зарплата сотрудников ДОУ в Южном федеральном округе
составляет 22 284 рубля, в школах — 25 763 рубля, в вузах — 38 017 рублей. По
России этот показатель равен: 26 553 рубля, 32 638 рублей и 50 703 рубля соответственно.
Меньше
всего зарплату получают педагоги в Калмыкии. Ежемесячное довольство
воспитателей детсадов немногим превышает 16,2 тыс. рублей, а учителей средних
школ составляет почти 19,5 тыс. рублей. В Волгоградской области работники ДОУ в
среднем получают 22 044 рубля ежемесячно, в Ростовской — 20 811 рублей, в
Адыгее — 18 896 рублей, в Астраханской области — 19 992 рубля.
10 причин, почему не обязательно учиться на все пятерки
Источник
В конце прошлого года один из пользователей портала The Question опубликовал интересный и провокационный вопрос «Кем сейчас работает главный двоечник вашего класса в школе?» Посыпавшиеся ответы в очередной раз развенчали крепость взаимосвязи оценочной системы с будущим учащихся. Женя Шабынина ознакомилась с тезисами психолога Бенджамина Харди и попыталась ответить, почему же троечники порой гораздо успешнее отличников.
В конце прошлого года один из пользователей портала The Question опубликовал интересный и провокационный вопрос «Кем сейчас работает главный двоечник вашего класса в школе?» Посыпавшиеся ответы в очередной раз развенчали крепость взаимосвязи оценочной системы с будущим учащихся. Женя Шабынина ознакомилась с тезисами психолога Бенджамина Харди и попыталась ответить, почему же троечники порой гораздо успешнее отличников.
На
сайте журнала Observer психолог Бенджамин Харди опубликовал статью о том,
почему троечникам живется после окончания учебы лучше, чем отличникам и
хорошистам. Согласно ей, в конце XVIII века система среднего образования была
устроена таким образом, чтобы воспитывать учеников в традициях беспрекословного
послушания. Связано это с тем, что на фоне развития индустриального века
большие корпорации нуждались в безропотных фабричных рабочих, которые не станут
лишний раз задаваться вопросами по поводу чего бы то ни было.
Это
и повлекло за собой создание единой стандартизированной системы образования и
проверки знаний в виде тестов и экзаменов. Академическая система превратилась в
фабрику стандартизации студентов, «изготовленных» в соответствии с желаемым
шаблоном. Если студент не выдерживает экзамен, у него есть возможность пройти
по этому же пути еще раз и только через год.
И
невзирая на то, что с тех лохматых пор наш мир существенно изменился, структура
образовательной системы все еще не пересмотрена
«Интернет
изменил мир. Если вы хотите научиться чему-то, вам больше не нужна
энциклопедия» — пишет Харди. Тут хочется его перебить и добавить — вам
необязательно платить бешеные деньги за сомнительные мастер-классы или за
обучение в надежном вузе. Тонны информации на любой вкус, обучающих видео и
статей теперь доступны круглосуточно — даже из дома выходить не надо. Было бы
желание учиться. И что самое замечательное — способы познания в интернете не
стандартизированы, вы можете найти и освоить любой материал наиболее
эффективным для вас и быстрым способом.
Глава Рособрнадзора рассказал о планах развития итоговой аттестации по русскому языку и литературе
Руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов принял
участие в работе круглого стола «Русский язык для всех», организованного
Министерством образования и науки Российской Федерации, где рассказал о планах
развития итоговой аттестации по русскому языку.
По
его словам, честное и объективное проведение ЕГЭ оказало положительное влияние
на качество образования по русскому языку. В 2015 году средний тестовый балл на
экзамене вырос по сравнению с 2014 годом, когда ЕГЭ впервые был проведен
максимально объективно и выявил проблемные зоны в преподавании русского языка,
над исправлением которых была начата целенаправленная работа.
Глава
Рособрнадзора сообщил, что в 2016 году ЕГЭ по русскому языку, который
выпускники написали 30 мая, также прошел на высоком организационном уровне.
Также рассказал о работе, которая проводится для совершенствования итоговой
аттестации по русскому языку и литературе, в частности о возможности включения
в экзамены устной части.
«Что
касается устной части по русскому языку и литературе, это хорошее предложение,
правильное. Но здесь нужно понимать технологию, насколько она готова. Мы
планируем данную технологию апробировать в 9-х классах, потом уже посмотреть и
по 11-м классам. В этом направлении мы будем двигаться», - рассказал глава
Рособрнадзора.
Сергей
Кравцов также прокомментировал возможность разделения экзамена по русскому
языку на базовый и профильный уровни. «Мы не будем разделять русский язык на
базовый и профильный, это не обсуждается. Решение принято и зафиксировано в
концепции преподавания русского языка и литературы», - подчеркнул глава
Рособрнадзора.
Он
проинформировал участников круглого стола, какая работа была проведена по
совершенствованию контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
Из них были исключены задания с выбором одного ответа, при разработке заданий
учтены традиции преподавания русского языка, а сами задания носят
практико-ориентированный характер. Глава Рособрнадзора добавил, что в основу
разработки новых заданий лягут разработанные примерные программы по русскому
языку и литературе и недавно утвержденная Концепция преподавания русского языка
и литературы.
08 июня 2016
Поделить поровну или раздать бедным? Тест про справедливость
Тест здесь
У меня получилось так.
У меня получилось так.
Для разных случаев — разная справедливость. Вам не кажется, что существует один принцип справедливости, который позволяет найти верное решение в любой жизненной ситуации. Иногда можно поделить все поровну, иногда — помочь отстающему, поощрить самого трудолюбивого или оставить все как есть. Справедливость должны диктовать обстоятельства, а не абстрактные идеи. У такого подхода много достоинств, но есть и одна проблема: он слишком субъективен. В отсутствие четких правил каждый будет судить и рядить по-своему.
Почему пишется предынфарктный, но постинфарктный?
Дело в том, что эти приставки различаются по происхождению. После приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс- для передачи звука [ы] пишется буква и, например: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный. А после русских приставок, кончающихся на согласный, пишется, в соответствии с произношением, буква ы, например: безыскусный, безысходный, сыскать, изыскивать, подыгрывать, предынфарктный, предыстория, розыск, сымпровизировать. В каждом уважающем себя правиле должны быть исключения, и здесь они тоже есть. После русских приставок меж-и сверх- пишется и: межиздательский, сверхинтересный.
Я никаких правил не знаю, а пишу грамотно!
Поздравляем. Действительно, можно писать слова без ошибок, даже если вы не знаете, какое правило тут действует. Это так называемая врожденная грамотность (обратите внимание: слова, следующие послетак называемый, не заключаются в кавычки). Конечно, никакая она не врожденная: если ребенок никогда не видел ни одного русского текста, он не напишет без ошибок слова девчонка, серебряный, майонез. Механизм «врожденной грамотности» такой: когда ребенок много читает, он просто выучивает, как пишутся слова. Сотни раз увидев в книгах слово серебряный, человек запоминает его графический облик, и ему не надо вспоминать правило «-н-/-нн- в суффиксах прилагательных». Но, конечно, достичь идеальной грамотности, ни разу не открыв учебник русского языка и справочник по правописанию, невозможно.
07 июня 2016
Офшор или оффшор? Какое здесь действует правило?
Правил написания двойных согласных в корнях заимствованных слов нет. Точнее, есть только одно правило: такое написание определяется в словарном порядке (по орфографическому словарю). Например, пишутся с одиночной согласной слова алюминий, галерея, балюстрада, дилетант, импресарио (да-да!), капучино, офис, офшор, тореро. Но пишется двойная согласная в словах аббревиатура, аккомпанемент, апелляция, коррозия, стеллаж, терраса, триллер, хлорофилл. Словом, каждый раз, если сомневаетесь, надо смотреть в словарь.
В каких словах люди чаще ошибаются?
Можно назвать несколько «горячих точек» русского правописания. Это написание одной и двух букв н в причастиях и прилагательных, написание двойных согласных в русских и заимствованных словах, написание и/ы после приставок, употребление твердого и мягкого знаков, особенно в глаголах на -тся/-ться, слитное/дефисное/раздельное написание сложных слов, употребление прописных и строчных букв.
Источник
Источник
А сколько всего правил правописания в русском языке?
Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.
Источник
Источник
Все правила по русскому языку с 1 по 11 класс https://russkiypro.com/rules на сайте Русский Про!
Подписаться на:
Сообщения (Atom)