Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) –
приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического
мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему,
показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете
художественного произведения.
Фишбоун позволяет:
- определить проблемный вопрос,
- установить причинно-следственные связи событий и
явлений в тексте,
- сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая
найденные закономерность.
В
голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева – мнение
(позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод,
который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская
позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило,
несколько).
Приём Фишбоун даёт возможность
ранжировать сложность задания. Вы можете:
- прописать проблемный вопрос, открыть все левые
косточки и 1 правую,
- прописать проблемный вопрос, открыть только левые
косточки,
- прописать только проблемный вопрос,
- дать задание учащимся самим определить проблемный
вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).
Учащиеся могут заполнять схему
Фишбоун индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это
выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они
прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это
произведение.
Такую схему также можно использовать как шаблон
при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять
отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте
прописан вывод.
Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет
формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать
неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения,
выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют
собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.