Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
26 декабря 2023
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Семнадцатое задание ЕГЭ также проверяет знания выпускников в области пунктуации. За него можно получить один первичный балл. Для подготовки к данному заданию предлагаем ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным на этой странице.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Шестнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка. Выпускникам необходимо расставить знаки препинания и выяснить, в каких предложениях следует поставить одну запятую. Для пунктуационного разбора даны пять предложений с пропущенными знаками препинания. За верное выполнение этого задания можно получить один балл. Чтобы хорошо подготовиться к заданию, изучите приведенный ниже теоретический материал.
Алгоритм выполнения задания №16 ЕГЭ:
1.Внимательно прочитайте задание.
2.Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
3.Найдите простые и сложные предложения.
4.Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены. Вспомните правила, при которых ставится / не ставится запятая. Не забывайте о постановке запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами.
5.Если предложение сложное, примените правило постановки запятой в ССП. Проверьте наличие общего второстепенного члена (если он есть, между частями сложного предложения запятая перед И не ставится).
6.Запишите правильный ответ.
Совет: лучше всего рисовать схему предложений на черновике, чтобы не запутаться в запятых.
Теория к заданию №16 ЕГЭ по русскому языку
2.Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
3.Найдите простые и сложные предложения.
4.Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены. Вспомните правила, при которых ставится / не ставится запятая. Не забывайте о постановке запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами.
5.Если предложение сложное, примените правило постановки запятой в ССП. Проверьте наличие общего второстепенного члена (если он есть, между частями сложного предложения запятая перед И не ставится).
6.Запишите правильный ответ.
Совет: лучше всего рисовать схему предложений на черновике, чтобы не запутаться в запятых.
Теория к заданию №16 ЕГЭ по русскому языку
Пунктуация при однородных членах предложения
25 декабря 2023
Как фантаст Беляев сумел опередить время и какие пророческие фильмы сняты по его произведениям
Александр Беляев — прекрасный писатель, который известен своими фантастическими произведениями. Советские школьники, да и взрослые люди, зачитывались его книгами, поражаясь способности автора создавать удивительные сюжеты. Книги Беляева так нравились любителям фантастики, что многие режиссеры брались за экранизацию романов и повестей талантливого писателя.
Книга «Голова профессора Доуэля», появившаяся после 2х лет в гипсе и параличе
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
За пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку можно получить один первичный балл. В предложении, написанном в задании, в местах пропусков букв «н/нн» стоят цифры; в ответе требуется указать все цифры, на месте которых должно стоять либо «н», либо «нн». Выпускники довольно часто допускают здесь ошибки. Давайте повторим приведенную ниже теорию, чтобы на экзамене получить высший балл.
Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку ссылка
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
За правильное выполнение четырнадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, которые пишутся слитно, раздельно или через дефис. Чтобы ответить верно, нужно знать правила написания союзов, частиц, предлогов, местоимений, сложных имён существительных и прилагательных, наречий и союзных сочетаний. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.
Читать далее
Трудности ЕГЭ п о русскому языку. Задание 13. Правописание НЕ и НИ
В задании под номером 13 ЕГЭ ученикам предлагается выбрать предложение, в котором слово с НЕ пишется определённым образом (слитно или раздельно). За правильное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Советуем ознакомиться с приведенной ниже теорией.
Алгоритм выполнения задания №13 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Определите часть речи выделенного слова и вспомните подходящее правило. Не забывайте об исключениях.
- Раскройте скобки в соответствии с нормами правописания русского языка.
- Запишите в ответ выбранное слово без пробелов.
Теория к заданию №13 ЕГЭ по русскому языку
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Двенадцатое задание ЕГЭ по русскому языку может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения; для этого нужно верно вставить букву в окончание глагола или суффикс причастия и выписать его. Давайте рассмотрим теорию, полезную для подготовки к этому экзаменационному заданию.
Алгоритм выполнения задания № 12 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Найдите глаголы и определите их спряжение, поставив в неопределенную форму. Посмотрите, какая гласная пишется в личном окончании каждого глагола. Не забываем об исключениях!
- Найдите причастия, определите их время и залог. Посмотрите, какая гласная пишется в суффиксе каждого причастия.
- Запишите правильный ответ.k
Теория к заданию №12 ЕГЭ по русскому языку
Гласные в безударных окончаниях глаголов
В личных окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени в первом спряжении пишутся гласные «е, у (ю)», а во втором – «и, а(я)». Например: имеешь, смотрит.
В личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения повелительного наклонения пишем букву И: крикни, крикните; вытри – вытрите; держи – держите.
Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов:
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
В задании №11 ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагается указать ряд слов, на месте пропуска в которых пишется одна и та же буква. За верное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Давайте повторим теорию, чтобы быть уверенными в своих силах.
Алгоритм выполнения задания № 11 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание.Определите часть речи.
Вставьте пропущенные буквы во все предложенные слова в соответствии с правилами. Не забывайте об исключениях.
Запишите правильный ответ.
Внимание: в ответе может быть от 2 до 4 цифр!
Теория к заданию №11 ЕГЭ по русскому языку
- суффиксы имен прилагательных
Трудности ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок
Десятое задание в ЕГЭ по русскому нацелено на проверку знаний выпускников в области правописания приставок. Из пяти приведенных вариантов – сочетаний трёх слов с пропущенной буквой – нужно выбрать не менее двух, в которых все слова соответствуют указанному в задании условию – то есть в которых пропущена одинаковая буква. За это можно получить один первичный балл. Давайте повторим теорию, связанную с правописанием приставок в русском языке.
Алгоритм выполнения задания
Наша задача – найти ряды, где во всех трёх словах пишется одна и та же буква. Соответственно, достаточно двух разных букв в словах одного ряда, чтобы отказаться от этого варианта и перейти к следующему.
Вставляем все пропущенные буквы в предложенных словах в соответствии с правилами правописания приставок и смотрим, где во всех трёх словах одна и та же буква.
Записываем ответ. Помним, что должно быть не менее двух правильных рядов.
Вставляем все пропущенные буквы в предложенных словах в соответствии с правилами правописания приставок и смотрим, где во всех трёх словах одна и та же буква.
Записываем ответ. Помним, что должно быть не менее двух правильных рядов.
Теория к заданию №10 ЕГЭ по русскому языку
- неизменяемые приставки
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Правописание корней
Девятое задание ЕГЭ по русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти ряды слов, в которых пропущенная гласная соответствует одному и тому же правилу. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах девятого задания ЕГЭ. Это задание намного легче, чем кажется, если при выполнении пользоваться методом исключения.
Алгоритм выполнения задания №9 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Поставьте ударение в каждом слове.
- Выделите корни в каждом слове. Это обязательное условие. От того, сделаете ли вы это и насколько правильно, будет зависеть результат.
- Определите, какая гласная содержится в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся.
- В зависимости от того, что необходимо обнаружить, исключите те варианты, где даже одно слово не подходит для нашего правила. Помните, что можно столкнуться с омонимичными корнями, которые относятся к разным правилам (м…ровой — проверяется словом «мир», это безударная проверяемая гласная, а слово ум…рать имеет чередующийся корень, и написание гласной в корне зависит от суффикса А).
- Запишите ответ. Не забывайте, что верных ответов должно быть как минимум два.
Важно! В корне слова может быть несколько безударных гласных, если хотя бы одна подходит данным в задании критериям, это слово включаем в вариант ответа.
Теория к заданию №9 ЕГЭ по русскому языку
- безударная чередующаяся гласная
Это один из лёгких вариантов, ведь корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Наша задача не столько запомнить правила употребления, сколько сами чередующиеся корни. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
- проверяемая безударная гласная
24 декабря 2023
Как юные дочери Юлии Пересильд делают карьеру и что возмущает их отца Алексея Учителя
Кажется, не так давно о тайном романе актрисы Юлии Пересильд и режиссера Алексея Учителя судачила вся Россия, и вот уже подросшие дочери звездной пары начали покорять кино Олимп, демонстрируя свой талант, унаследованный от родителей. И хотя родители по мере возможности стараются уберечь девочек от публичности, их имена уже хорошо известны в светской тусовке.
Тайный роман молодой актрисы, который так и не закончился браком, но подарил ей двух дочерей
Читать полностью https://kulturologia.ru/blogs/221223/58505/
Тайный роман молодой актрисы, который так и не закончился браком, но подарил ей двух дочерей
Читать полностью https://kulturologia.ru/blogs/221223/58505/
Неправильное построение предложения с косвенной речью. Задание 8
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.
Подробное описание правила по ссылке
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Задание 8
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» — в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
Подробное правило по ссылке
Неправильное употребление падежной формы существительного. Задание 8
Чтобы находить ошибки такого типа и избегать их при самостоятельном построении речи, необходимо запомнить, с какими падежными формами употребляются предлоги:
Взамен кого? чего? – р.п.
Вследствие чего? – р.п.
Благодаря кому? чему? – д.п.
Вопреки чему? – д.п.
Вслед кому? чему? – д.п.
Навстречу кому? чему? – д.п. Не путать с предложно-падежной формой существительного с предлогом: на встречу (с кем? с чем?). Кстати, падеж подсказывает нам в первую очередь, слитно или раздельно это нужно писать.
Наперекор кому? чему? – д.п.
Наперерез кому? чему? – д.п.
Согласно чему? – д.п.
По (в значении «после») чём? – п.п. Запомните: по прибытии, по приезде, по завершении, по возвращении, по прилете, по истечении и т.п.
Встречаются также «проблемные» словосочетания, содержащие предлог. В случае сомнений их следует проверять по специальным словарям, отражающим нормы управления:
Словарь сочетаемости слов русского языка https://yadi.sk/i/ibJRrgA6NFlOSg
Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник https://yadi.sk/i/AciAD5UdcrX31A
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка https://yadi.sk/i/tZQQDbWqyM9TaA
Лазуткина Е.М. Словарь грамматической сочетаемости слов русского языка (электронного документа у нас пока нет, можно купить бумажную книгу).
Из встретившихся нам заданий:
Уверенность в ком? в чем? – п.п. (в силах).
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
Взамен кого? чего? – р.п.
Вследствие чего? – р.п.
Благодаря кому? чему? – д.п.
Вопреки чему? – д.п.
Вслед кому? чему? – д.п.
Навстречу кому? чему? – д.п. Не путать с предложно-падежной формой существительного с предлогом: на встречу (с кем? с чем?). Кстати, падеж подсказывает нам в первую очередь, слитно или раздельно это нужно писать.
Наперекор кому? чему? – д.п.
Наперерез кому? чему? – д.п.
Согласно чему? – д.п.
По (в значении «после») чём? – п.п. Запомните: по прибытии, по приезде, по завершении, по возвращении, по прилете, по истечении и т.п.
Встречаются также «проблемные» словосочетания, содержащие предлог. В случае сомнений их следует проверять по специальным словарям, отражающим нормы управления:
Словарь сочетаемости слов русского языка https://yadi.sk/i/ibJRrgA6NFlOSg
Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник https://yadi.sk/i/AciAD5UdcrX31A
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка https://yadi.sk/i/tZQQDbWqyM9TaA
Лазуткина Е.М. Словарь грамматической сочетаемости слов русского языка (электронного документа у нас пока нет, можно купить бумажную книгу).
Из встретившихся нам заданий:
Уверенность в ком? в чем? – п.п. (в силах).
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
Указывать на что-то
Оплатить что-то
Признаться в чем-то
Уделять внимание чему-то
Поражаться чему-то
Упрекать в чем-то
Напоминать что-то
Отзыв о чем-то
Оплатить что-то
Признаться в чем-то
Уделять внимание чему-то
Поражаться чему-то
Упрекать в чем-то
Напоминать что-то
Отзыв о чем-то
Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
Наше определение приложения: это разновидность определения, поясняющая, кем именно или чем именно является предмет.
Когда приложение выражено именем собственным, заключенным в кавычки, и зависит от слова – родового понятия, оно должно быть несогласованным, то есть поставленным в форму именительного падежа. Помните, что приложение обязательно должно к чему-то «прикладываться»: например, название «Война и мир» «прикладывается» к слову роман. Если в предложении нет слова роман, то не нужно и делать «Войну и мир» приложением, это будет какой-то другой член предложения.
Ошибка в задании ЕГЭ № 8, связанная с несогласованным приложением, только одного типа. Приложение пытаются упорно согласовать с главным словом:
В повести А.С. Пушкина «Дубровском» (правильно: «Дубровский») изображены картины крепостного прошлого России.
Когда приложение выражено именем собственным, заключенным в кавычки, и зависит от слова – родового понятия, оно должно быть несогласованным, то есть поставленным в форму именительного падежа. Помните, что приложение обязательно должно к чему-то «прикладываться»: например, название «Война и мир» «прикладывается» к слову роман. Если в предложении нет слова роман, то не нужно и делать «Войну и мир» приложением, это будет какой-то другой член предложения.
Ошибка в задании ЕГЭ № 8, связанная с несогласованным приложением, только одного типа. Приложение пытаются упорно согласовать с главным словом:
В повести А.С. Пушкина «Дубровском» (правильно: «Дубровский») изображены картины крепостного прошлого России.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибки, касающиеся как главных, так и второстепенных членов предложения
– общее дополнение к сказуемым, от которых нельзя задать один и тот же вопрос;
– неправильное употребление двойного союза:
· неправильный выбор месторасположения части двойного союза
Двойной союз – это такой союз, части которого находятся в разных позициях в предложении. Когда мы соединяем таким союзом однородные члены, необходимо следить за тем, чтобы каждая из частей двойного союза находилась непосредственно перед одним из однородных членов предложения. Ошибка данного типа связана с непониманием этого требования, или с небрежностью, или со спешкой. Как правило, неправильно выбрано место для первой части союза: ее употребляют слишком рано, «не дождавшись» нужного слова, либо, наоборот, слишком поздно.
Ошибки, касающиеся только второстепенных членов предложения
– попытка использовать общий предлог, подходящий не ко всем однородным членам;
– употребление логически несовместимых понятий в ряду однородных членов;
– несочетаемость одного из двух однородных подлежащих со сказуемым;
– объединение в одном ряду видовых и родовых понятий вместо употребления обобщающего слова;
– попытка сделать однородными членами разные элементы:
· неподходящие друг к другу части речи
Подробно по ссылке
– общее дополнение к сказуемым, от которых нельзя задать один и тот же вопрос;
– неправильное употребление двойного союза:
· неправильный выбор месторасположения части двойного союза
Двойной союз – это такой союз, части которого находятся в разных позициях в предложении. Когда мы соединяем таким союзом однородные члены, необходимо следить за тем, чтобы каждая из частей двойного союза находилась непосредственно перед одним из однородных членов предложения. Ошибка данного типа связана с непониманием этого требования, или с небрежностью, или со спешкой. Как правило, неправильно выбрано место для первой части союза: ее употребляют слишком рано, «не дождавшись» нужного слова, либо, наоборот, слишком поздно.
Ошибки, касающиеся только второстепенных членов предложения
– попытка использовать общий предлог, подходящий не ко всем однородным членам;
– употребление логически несовместимых понятий в ряду однородных членов;
– несочетаемость одного из двух однородных подлежащих со сказуемым;
– объединение в одном ряду видовых и родовых понятий вместо употребления обобщающего слова;
– попытка сделать однородными членами разные элементы:
· неподходящие друг к другу части речи
Подробно по ссылке
Подписаться на:
Сообщения (Atom)