Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
03 августа 2024
Вспомним Николая Гумилёва
Кто похоронен на Луне?
02 августа 2024
Советский лингвист и литературовед В.М. Жирмунский
Виктор Максимович Жирмунский (1891-1971) - русский советский лингвист и литературовед. Доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР (1966), почётный член Баварской, Британской (член-корреспондент, 1962), Саксонской и других академий, почётный доктор многих университетов, в том числе Оксфордского (1966). Цитаты из трудов В.М. Жирмунского Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/quote/45715849-vvedenie-v-literaturovedenie-kurs-lektsij-v-m-zhirmunskij Кто учился в институте на филологическом факультете, знает труды В.М. Жирмунского (или слышал о них и о нём). По книге, которая на картинке, мы учили зарубежную литературу. Ви́ктор Макси́мович Жирму́нский (21 июля [2 августа] 1891, Санкт-Петербург — 31 января 1971, Ленинград) |
Литературные мистификации - что это такое, примеры
Проблема литературной мистификации - одна из актуальнейших в современной литературе. По классификации, предложенной Е. Ланном, все литературные мистификации разбиваются на два вида: подделки произведений безличного творчества; подделки произведений авторские, приписываемые: а) писателям, б) историческим лицам, в) вымышленным авторам (Лани Е. Литературная мистификация. М.. 1930, С. 67).
01 августа 2024
Правда ли, что существует «стеклянный» цветок?
Что означает слово «мурзилка»?
31 июля 2024
"Четвёртый слон" русской классической литературы
Ну, просто красавчик в интерьере квартиры 19 века!
|
И наконец, по запросу "с каким домашним животным ассоциируется образ Ильи Ильича Обломова" появилась вот такая картинка. |
К чему всё это я затеяла?
Есть такой мем (Мем (англ. meme [miːm]) — единица значимой для культуры информации) о русской классической литературе, которая стоит на трёх слонах -- новый человек, лишний человек, маленький человек. "И все они стоят на черепахе страдания". Новый человек -- это Базаров, лишние люди -- Онегин и Печорин, маленький -- Акакий Акакиевич Башмачкин. К кому из них относится Обломов? Явно он не новый человек. Иначе встал бы с дивана и пошёл за Штольцем. Маленький? Но у него есть слуга Захар. Лишний? Должен противопоставить себя обществу. Это тоже не про Обломова. Выходит, что есть ещё "четвёртый слон" в нашей литературе, представленный героем Гончарова.
Какой он? Обыкновенный, флегматичный, ленивый, толстый, болезненный... Который путешествовал... лёжа на диване. Чехов назвал его "обрюзглый лентяй, каких много" и как врач видел Обломова не просто милым толстячком, а человеком с ожирением. Для России это вообще характерный типаж -- мужчина, лежащий на диване, которому прислуживает не Захар, а жена или курьер. Этот мужчина философствует наедине с собой или часто -- в социальных сетях. И, конечно, не следит за своим здоровьем. Такой вот современный Обломов. Подобное представление о главном герое романа Гончарова даёт возможность школьному учителю "приблизить" классическое произведение к современности, побудить учеников примерить на себя "одежды" литературного героя: привычки, образ жизни, поведение, вкусы и предпочтения. Любовь поднимает Обломова с дивана, но не надолго. Побеждают диван и Петербург на окраине.
ChatGPT выдал мне традиционную трактовку образа Ильи Ильича Обломова. Такую, какую нейросеть набрала на просторах Интернета. Однако, согласитесь, текст подойдёт для школьного сочинения. Не благодарите.
Обломов Илья Ильич — главный герой романа И.A. Гончарова «Обломов». Он представляет собой тип человека, который олицетворяет не только определенный социальный класс, но и целую эпоху. Портрет Обломова можно описать как сочетание физического и внутреннего состояния, немого пафоса и глубокой душевности.
Людей создают люди. К вопросу о роботах и искусственном интеллекте
Сейчас много кто волнуется, боится искусственного интеллекта, боится из-за него потерять работу. Эти опасения возникают потому, что современные медиа сформировали представление, что главной научной задачей является создание человекообразных роботов. В Саудовской Аравии в 2017 году человекоподобный робот София даже получила гражданство. Оказывается, что мы уже живём в другом измерении! Ну и что?
Эта самая София сама не проявила пока желания кем-то работать. Например, кассиром в театре. У робота Софии нет никаких желаний, кроме желаний своих создателей. Билеты в театр мы обычно покупаем по электронке, а кассиры всё равно остались, потому что люди приезжают порой издалека, чтобы приобрести билет в кассе. Зачем? Чтобы поговорить с "тётенькой в окошке", а потом покупать билет. И в этом смысле кассира ещё долго никто не заменит. Сошлюсь на мнение сценариста Валерия Печейкина: как говорилось в "Солярисе, "человеку нужен человек".
"Искусственный интеллект может фантастически играть в шахматы, но он не имеет ни малейшего представления о том, что он играет в эту игру". Это слова технического директора компании, которая производит роботов, Родни Брукса.
Опять из "Соляриса": "Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которую он боится и которая ему не нужна". (Из эссе В. Печейкина). Так вот, у науки просто нет задачи создать искусственного человека. Потому что людей создают люди.
Признаюсь, я порой "балуюсь" с ИИ: прошу ChatGPT создать оригинальный текст, например, для контрольного диктанта, чтобы лишить своих учеников возможности списать. Хитрость удаётся.
На днях у меня была встреча с моим выпускником, нынче адъюнктом академии. Говорили о многом, несколько часов (я страсть как падка на информацию), в том числе речь зашла и о роли и значении в нашей жизни искусственного интеллекта. Максим сказал: "Пусть он остаётся просто инструментом. Он справляется с задачами лучше, чем человек. Лучше, чем мы можем или хотим".
30 июля 2024
Три писательницы в одной семье: жизнь и книги сестер Бронте
Копия даггеротипа с сестрами Бронте, которую обнаружили во Франции в 2011 году. Исходный даггеротип, предположительно, был сделан в 1848 году. Источник: britishphotohistory.ning.com Сестры Шарлотта, Эмили и Энн Бронте работали гувернантками, публиковали книги под мужскими именами и не дожили до 40. Как они сломали литературные традиции XIX века, а их романы стали классикой здесь |
Сёстры Бронте — 7 книг
- Учитель. Шарлотта Бронте 3.9.
- Городок. Шарлотта Бронте
- Шерли. Шарлотта Бронте
- Джейн Эйр. Шарлотта Бронте
- Грозовой перевал. Эмили Бронте
- Агнес Грей. Энн Бронте 3.9.
- Незнакомка из Уайлдфелл-Холла. Энн Бронте
Жанр письма (эпистолярный жанр в литературе): примеры и особенности
29 июля 2024
"Прекраса. Дар берегини." "Прекраса. Последняя заря". Небольшой экскурс в древнюю историю
В заголовок поста вынесены названия двух частей одного романа о двух Ельгах -- Полянице и Прекрасе, которые соперничают за киевский престол. Это и "чистое" фэнтези, и историческая фантастика, и немного исторический роман на материале раннего Средневековья славян и скандинавов (IX - XII) вв. Автор -- Елизавета Алексеевна Дворецкая, которая написала свыше четырёх десятков книг в нескольких родственных жанрах. Две из них я на днях и прочитала.
Что удивительно: чтение меня увлекло, хотя там про колдовство, волшебные мечи, берегинь и всякие другие чудеса. Всё это воспринимается (где-то прочитала) "метафорично, как ключи к подсознанию, как молитвенные деяния и интуитивные прозрения, основанные на генетической памяти и культурной традиции". А в основе лежит предание об Ольге (Ельге Прекрасе) -- княгине Киевской, которая жестоко расправилась с племенем древлян, мстя за то, что они убили её мужа Игоря (Ингера в романе). На эту кровавую бойню она взяла с собой малолетнего трёх лет сына Святослава. Только об этом эпизоде из древней истории я и помнила. Поэтому засомневалась: так уж и было на самом деле, как описано в романе Дворецкой.
Дома нашлась лишь "История России с древнейших времён" Сергея Михайловича Соловьёва (1820 - 1879) -- крупнейшего русского историка. С.М. Соловьёв приводит в своём труде предание о мести Ольги, именно на нём, получается, и основывается описание расправы из романа Дворецкой. Только "красочнее" и страшней (ну, это художественное произведение, в котором допустим вымысел). Зверства неслыханные. Кровь стынет в жилах. Как такое возможно? Да ещё на глазах малолетки-сына.
Соловьёв объясняет, что месть за убийство близкого человека была в те далёкие времена священной обязанностью, подвигом, была обычаем, который все уважали и заменяла собой правосудие. Мститель был в глазах общества достойным родичем, что в переводе на наши понятия означает образцовым гражданином. "Ольга, мудрейшая из людей, прославляется именно за то, что сумела изобрести достойную месть", -- пишет автор "Истории России с древнейших времён".
Ещё один, по-моему, интересный момент из труда историка. "Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним понятиям, т.е. хитростью, ловкостью Олег хитростью убивает Аскольда и Дира, хитростью пугает греков, наконец, перехитряет лукавейший из народов; Ольга хитростью мстит древлянам, хитростью берёт Коростень; наконец, в Царьграде перехитряет императора" (Соловьёв). В романе Дворецкой всё так же. Вот и становится понятным значение слова "хитромудрый", которое расходится с современным значением слова "мудрый". А корень-то его не в том ли древнем понятии "мудрейший"?
Вот так летнее чтение без плана и заставило меня обратиться к нашей древней истории. В своих летах я высоко ценю именно такую дополнительную информацию в художественном произведении. Вроде читаешь, увлекаешься сюжетом, наслаждаешься языком и звучанием текста, если слушаешь аудиокнигу, -- а получается, напрягаешь свою память, расширяешь кругозор, узнаёшь новое, удивляешься необычному. Как бывает, когда гуглишь, переходя с одной ссылки на другую..
О хорроре в Древней Руси (хоррор-культура, т. е. фильмы и романы ужасов, компьютерные игры и другие медиа-продукты соответствующей тематики) можно прочитать здесь Тут я узнала о навьях (живых мертвецах), которых полно в романе о Прекрасах.
Подтекст произведения: понятие и примеры подтекста
Подтекст произведения - это особая разновидность иносказания, художественного намека. Понять "фразу с подтекстом" - это значит воспринять не только то, что сказано прямо, буквально, но и то, что автор подразумевал, о чем умолчал. Раскрытие подтекста предполагает, таким образом, непременное активное сотворчество читателя, додумывание, домысливание. Образно говоря, читатель должен угадать картину по нескольким штрихам, направляющим его воображение, самостоятельно заполнить художественное пространство, которое автор намеренно оставил пустым. Так, например, за ахматовским «Я на правую руку надела/ Перчатку с левой руки» мы чувствуем огромное душевное напряжение героини стихотворения, воссоздаем ее психологическое состояние, хотя о нем прямо не сказано ни слова, а дан лишь намек - внешняя, бытовая подробность.
28 июля 2024
Последний русский романтик
Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) – русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов. Родился 28 июля 1822 года в Москве, детство провел в Замоскворечье, учился в Московском университете на юридическом факультете. Антиномичность натуры и присутствие неутихающего внутреннего бунтарства Григорьева, наложившее отпечаток на всю его судьбу и творческий путь, были отмечены многими современниками поэта. Яков Полонский писал о своём приятеле: «Я знал Григорьева как идеального благонравного и послушного мальчика, в студенческой форме, боящегося вернуться домой позднее 9 часов, и знал его как забулдыгу. Помню Григорьева, проповедующего поклонение русскому кнуту – и поющего песню, им положенную на музыку “Долго нас помещики душили, становые били!”. Помню его не верующим ни в бога, ни в чёрта – и в церкви на коленях молящегося до кровавого пота. Помню его как скептика, и как мистика… Правдивейшим из людей – и льстящим графу Кулешову и его ребяческим произведениям!» Источник Да, я люблю его, громадный, гордый град, Но не за то, за что другие; Не здания его, не пышный блеск палат И не граниты вековые Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой Я прозираю в нём иное – Его страдание под ледяной корой, Его страдание больное. Пусть почву шаткую он заковал в гранит И защитил её от моря, И пусть сурово он в самом себе таит Волненье радости и горя, И пусть его река к стопам его несёт И роскоши, и неги дани, – На них отпечатлён тяжёлый след забот, Людского пота и страданий. И пусть горят светло огни его палат, Пусть слышны в них веселья звуки, – Обман, один обман! Они не заглушат Безумно страшных стонов муки! Страдание одно привык я подмечать, В окне ль с богатою гардиной, Иль в тёмном уголку, – везде его печать! Страданье – уровень единый! И в те часы, когда на город гордый мой Ложится ночь без тьмы и тени, Когда прозрачно всё, мелькает предо мной Рой отвратительных видений… Пусть ночь ясна, как день, пусть тихо всё вокруг, Пусть всё прозрачно и спокойно, – В покое том затих на время злой недуг, И то – прозрачность язвы гнойной. 1 января 1845 «О, говори хоть ты со мной…»: «жестокий» романс *** О, говори хоть ты со мной, Подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, А ночь такая лунная! Вон там звезда одна горит Так ярко и мучительно, Лучами сердце шевелит, Дразня его язвительно. Чего от сердца нужно ей? Ведь знает без того она, Что к ней тоскою долгих дней Вся жизнь моя прикована… И сердце ведает моё, Отравою облитое, Что я впивал в себя её Дыханье ядовитое… Я от зари и до зари Тоскую, мучусь, сетую… Допой же мне – договори Ты песню недопетую. Договори сестры твоей Все недомолвки странные… Смотри: звезда горит ярчей… О, пой, моя желанная! И до зари готов с тобой Вести беседу эту я… Договори лишь мне, допой Ты песню недопетую! 1857 Эти и доугие стихи Аполлона Григорьева с комментариями можно прочитать здесь |
Владимир Семёнович Высоцкий
В чем гениальность Высоцкого? Высоцкий любил свою страну, не собирался её покидать, писал о правде жизни и старался донести её до людей простыми словами. Его творчество понятно людям, его песни затрагивают актуальные социальные темы. Артист прямо и открыто выражал своё мнение. Его талант вызывает уважение слушателей и сегодня.
28 июля 1980 — многотысячные похороны Владимира Высоцкого в Москве на Ваганьковском кладбище.
Случайная цитата по литературе
27 июля 2024
«Человек создан для счастья, как птица для полёта»
Наиболее известными работами Короленко считаются следующие произведения:
- «Сон Макара»;
- «В дурном обществе»;
- «Дети подземелья»;
- «Слепой музыкант»;
- «Марусина заимка»;
- «Без языка».