Письмо - одно из наиболее сложных понятий в теории словесного творчества. Эта сложность вызвана многозначностью термина. Действительно, понятие "письмо" двойственно: с одной стороны существуют частные письма, с другой - литературный жанр письма.
🔍 смотри также:
На первый взгляд между тем и другим не много общего. Письмо - явление быта, выполняющее прежде всего коммуникативные функции. Письмо - литературный, публицистический или научный жанр, часто принимающий сложные формы, например эпистолярного романа или журнала в письмах. И все же связь между этими явлениями очень тесная. Они не просто литературные однофамильцы, но родственники. Родство их особенно ясно при взгляде на историю эпистолярного искусства.
Первичны, конечно, частные письма. Еще в Древнем Египте переписка была весьма развита. Не столь популярное в Греции классического периода, в Риме бытовое письмо достигло своего расцвета. К периоду античности относится и зарождение соответствующего литературного жанра. Во II—III вв. н.э. в Греции среди так называемых вторых софистов распространение получили "фиктивные письма". От имени гетер 14 книг писем написал Мелезерм, Алкифон сочинял письма рыбаков, крестьян и т. д. Но в ту эпоху бытовое П. и П. как литературный жанр, собственно, не разделялись. Возникнув как подражание частной переписке, письмо не потеряло связь с породившим его явлением. Об этом свидетельствует переписка Цицерона, Плиния, Сенеки.
Не изменились эти взаимоотношения и в средние века, и даже в эпоху Возрождения. Конечно, Средневековье, также как и античность, знало письма сугубо деловые, не претендующие ни на какую литературность - хотя бы берестяные грамоты Древней Руси. Но не явления подобного рода определяли характер средневекового эпистолярного искусства. Их определяли скорее письма-послания, которые в зависимости от автора-адресата могли иметь разнообразное содержание. Они, являясь обычно конкретными письмами одного человека к другому, обладали вместе с тем высокой долей литературности, были составной частью литературы, например, «Письмо к Олегу Святославичу» Владимира Мономаха или переписка Ивана Грозного с Курбским.
В эпоху Возрождения бытовое П. и П. как литературный жанр также в известной мере не различались, во всяком случае не противопоставлялись друг другу. Весьма интересна переписка Франческо Петрарки. В прижизненное издание своих писем он включил как реальные письма к действительно существующим людям, так и литературные произведения, адресаты которых жили много веков назад. - Цицерон. Тит Ливий и т.п.
Определить общие закономерности развития эпистолярного жанра нелегко. В каждую конкретную эпоху письмо приобретало особые черты, его связи с литературой имели свой, специфический характер. И все же некоторая общность свойственна письмам античности, средневековья, эпохи Возрождения. Несмотря на все различия, эти произведения тех эпох были литературой. Принципиальной разницы между письмами Плиния и «Анналами» Тацита, мономаховским «Письмом к Олегу Святославичу» и сочинениями Кирилла Туровского, между перепиской и повествовательной прозой Возрождения нет.
XVII—XVIII вв. (в разных странах эти процессы протекали в разное время) - поворотный пункт в истории интересующего нас жанра. Именно тогда происходит разделение единого (хотя и очень многообразного) явления на два: на частное письмо, адресованное конкретным автором действительно существующему человеку, и на литературный жанр письма, который представляет собой художественное произведение, внешне облеченное в эпистолярную форму. С этого момента начинается история не одного, а двух понятий.
Конечно, между тем и другим нет непроходимой границы. Более того, существуют так называемые открытые письма. Они стоят как будто между частной перепиской и эпистолярным литературным жанром. Открытое письмо обращено к конкретному адресату, но в то же время автор его предполагал возможность и даже необходимость его широкого распространения. Открытые письма очень часто используются в публицистических целях - хотя бы знаменитое письмо Белинского к Гоголю или Писарева к Тургеневу. Немало их знает и XX в.
И все же, несмотря на возможность стыковки, перед нами два разных явления, имеющие свою собственную историю. Письмо как литературный жанр принадлежит литературе. Его судьба тем самым тесно связана с общим ходом литературного движения. Жанр этот оказался очень продуктивным и способным принимать весьма разные виды - от журнального письма до эпистолярного романа. Он вышел за пределы собственно литературы, использовался и используется до сих пор в науке, философии ("Письма провинциала" Паскаля. «Философические письма» Чаадаева), публицистике («Письма из Франции и Италии» А.Герцена).
Особого расцвета интересующий нас жанр достиг в XVIII в. Он проник почти повсюду. Прежде всего в журналистику: журналы Стила и Аддисона в Англии, Новикова, Крылова и др. в России. Возникают даже своеобразные газеты-письма: "Nouvelles litteraires" Рейнеля, «Correspondance litteraire philosophigue et critigue» М. Гримма. Очень распространенным становится эпистолярный роман, многие (если не большинство) значительных романов столетия эпистолярные: «Путешествие Хамфри Клинкера» Смоллета в Англии, «Опасные связи» Шодерло де Лакло, «Персидские письма» Монтескье, «Новая Элоиза» Руссо во Франции, в Германии «Страдания юного Вертере» Гёте.
Русская проза XVIII в., жанровый характер которой весьма своеобразен, культивирует иные разновидности писем. В эпистолярную форму облекаются путешествия, например, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина, и литературно-критические статьи. Особенно важны были журнальные «письма», в журналах печатались целые циклы писем вымышленных героев (Новиков, Фонвизин, Крылов).
После XVIII в. эпистолярный жанр переживает в известной мере период постепенного угасания. Впрочем, это не значит, что он вообще исчезает из литературы. Русская литература XIX в., например, свидетельствует об обратном: не занимая центральное место, данный жанр все же существен для литературного движения. Прозаические наброски Пушкина, облеченные в эпистолярную форму, «Избранные места из переписки с друзьями» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, «Переписка» и «Фауст» Тургенева - вот лишь некоторые образцы русской эпистолярной литературы XIX в.
И в XX в. эпистолярный жанр продолжает существовать. Назову только три весьма разных произведения: "Письмо к заложнику" Сент-Экзюпери, "Мартовские иды" Уайлдера и «Перед зеркалом» Каверина. Подобное разнообразие свидетельствует о жизнеспособности жанра.
Форма письма может придавать камерность, интимность, способствовать глубокому раскрытию внутреннего мира человека (эпистолярные повести Тургенева) и, наоборот, усиливать страстность общечеловеческого начала («Письмо к заложнику» Сент-Экзюпери). Но во всех случаях эпистолярная форма (конечно, есть исключения - например, эпистола классицизма) вызывает особое ощущение глубокой личной заинтересованности автора в описываемом, ощущение того, что то, о чем идет речь, не безразлично, а волнующе, жизненно важно для создателя произведения. Может быть, в этом и заключена основная причина привлекательности жанра письма.
Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий