Французы отмечают праздник чтения. Это совершенно уникальный праздник. Ни одна страна в мире не проводит настолько масштабно мероприятия, посвященные литературе и книге, как Франция.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности". Спасибо Вам, Светлана Георгиевна.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
17 октября 2010
Чтобы писать без ошибок
Для учителя русского языка ваши ошибки, ребята, как нож в сердце. Понятен вам смысл этого фразеологизма? Это выражение означает: причинять душевную боль, страдание. Вы, конечно, бываете недовольны, получив плохую отметку, и считаете, что нет ничего особенного в том, что допускаете ошибки, когда пишете. Некоторые же могут прийти в отчаяние, обнаружив множество ошибок в своих тетрадях, и вообще перестают заниматься языком. Хотя ничего прямо-таки сложного в освоении русской грамматики и орфографии нет. Читайте дальше...
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы.
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет фразеологизм-антоним приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы.
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет фразеологизм-антоним приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.
16 октября 2010
Ответ В
Суффикс -л-(о) используется для образования от глагольных основ существительных среднего рода со значением "орудие действия". Существительные пугало, покрывало, светило, точило именно так и образованы соответственно от глаголов пугать, покрывать. светить и точить. Немного другая история с существительным рубило. Оно существовало в древнерусском языке и означало "каменное орудие миндалевидной формы", то есть являлось непроизводным. И в этом, вероятно. и заключается его особенность.
15 октября 2010
Что такое рубило?
С предыдущим заданием 6-классники справились с лёгкостью, дав ответ Д: в каждом из приведённых слов есть приставка. А вот ещё одно интересное задание.
Из пяти приведённых отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В) рубило;
(Г) светило; (Д) точило.
Из пяти приведённых отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В) рубило;
(Г) светило; (Д) точило.
14 октября 2010
Задания игры "Русский медвежонок"
Задачи конкурса "Русский медвежонок" здесь Есть и ответы. Рекомендую своим ученикам и не только им пройтись по этой ссылке -- скоро конкурс, поэтому познакомьтесь с заданиями, спросите у учителей, вместе попробуйте найти ответы на вопросы. А пока одно из заданий для 6-7 классов.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.
13 октября 2010
У нас -- третье место!
Стало известно, что наш с вами "Учебник нашего времени" (получилась тавтология, но никак без неё не обойтись) занял 3 место во втором Всероссийском конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств Интернет" в номинации "Блоги школьных учителей". Неплохо!
О словобразовательных гнёздах и словарях
От одного слова может быть образовано большое количество слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод -- 157, гнать -- 275, свет (лучистая энергия) -- 288, ходить -- 470, половина -- 587.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
11 октября 2010
О безопасности детей на дорогах и предметных олимпиадах
Столько всяких конкурсов и олимпиад! В блоге "Учитель словесности" появились объявления о дистанционных олмпиадах, но они платные и связаны с регистрацией участников. Но всё равно надо вывесить в учительской объявление о графике их проведения по всем предметам. У нас тоже -- городской конкурс сочинений "Безопасность детей на дорогах".
10 октября 2010
Терпение и труд всё перетрут
Спешу положить в "Копилку мудрости" слова Леонардо да Винчи.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи.
Дистанционный курс для учеников "Хочу учиться"
Если у вас возникают какие-либо проблемы, заходите сюда и спрашивайте. Вам ответят те, кто с этой проблемой разобрался.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.
Всероссийский детский творческий конкурс "Святые заступники Руси"
Георгий Победоносец - один из наиболее известных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. Претерпевший особо тяжелые страдания за Иисуса Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Георгий был покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. С давнего времени святой Георгий Победоносец ― всадник, поражающий змия ― стал гербом Москвы и эмблемой Российского государства.
Конкурс интерактивный. Проводится он с 6 мая по 15 ноября 2010 года.
Номинации конкурса: "Изобразительное искусство" и "Литературное творчество".
Положение о конкурсе здесь
ТЕМЫ КОНКУРСА 2010 года
• «Воин, сын воина: юный Георгий учится военному делу»
•«Святой Георгий и император Диоклетиан»
•«Среди мучений: Господь укрепляет святого Георгия»
•«Святой Георгий в храме Аполлона»
•«Святой Георгий и императрица Александра»
•«Рим язычников и Рим христиан»
•«Святой Георгий и змей»
•«Если бы это меня святой Георгий спас от змея…»
•«Чудеса святого Георгия»
•«Храмы святого Георгия на Руси»
•«Святой Георгий – покровитель князя Егория Храброго»
•«Святой Георгий – небесный покровитель Москвы»
•«Святой Георгий – небесный покровитель русского оружия»
•«Орден святого Георгия: за подвиг в ратном деле»
•«Солдатский Георгий: орден за мужество на поле брани»
•«Кавалеры ордена святого Георгия – пример для нас»
•«Почему на каждой копейке – святой Георгий?»
Конкурс интерактивный. Проводится он с 6 мая по 15 ноября 2010 года.
Номинации конкурса: "Изобразительное искусство" и "Литературное творчество".
Положение о конкурсе здесь
ТЕМЫ КОНКУРСА 2010 года
• «Воин, сын воина: юный Георгий учится военному делу»
•«Святой Георгий и император Диоклетиан»
•«Среди мучений: Господь укрепляет святого Георгия»
•«Святой Георгий в храме Аполлона»
•«Святой Георгий и императрица Александра»
•«Рим язычников и Рим христиан»
•«Святой Георгий и змей»
•«Если бы это меня святой Георгий спас от змея…»
•«Чудеса святого Георгия»
•«Храмы святого Георгия на Руси»
•«Святой Георгий – покровитель князя Егория Храброго»
•«Святой Георгий – небесный покровитель Москвы»
•«Святой Георгий – небесный покровитель русского оружия»
•«Орден святого Георгия: за подвиг в ратном деле»
•«Солдатский Георгий: орден за мужество на поле брани»
•«Кавалеры ордена святого Георгия – пример для нас»
•«Почему на каждой копейке – святой Георгий?»
09 октября 2010
Лингвистическая головоломка
Вы, ребята, наверное, умеете решать такие кроссворды. В каждую клеточку нужно вставить букву. В двух местах в средней строке таблицы допущен брак: большие ячейки не разделены линиями. Имейте в виду, что в них надо вставить две буквы. Завтра воскресенье. Вот и займитесь на досуге. Заполните таблицу словами, значения которых приведены ниже.
3. Исходное слово для прилагательного караванный.
9. Если всем классом вы дружно начнете окапываться, тогда что получится?
1. Производное существительное от глагола залить.
2. Производное существительное от глагола варить.3. Исходное слово для прилагательного караванный.
4. Уменьшительно-ласкательное обращение к Анне.
5. Исходное слово для существительного шкатулочка.
6. Маленький – каблучок, а большой?
7. Производное существительное от глагола укорить.
8. Маленький знак.9. Если всем классом вы дружно начнете окапываться, тогда что получится?
Скоро конкурс "Русский медвежонок"
Как обычно, в ноябре проводится Международная игра-конкурс по языкознанию "Русский медвежонок". В этом году она пройдёт 16 ноября. На днях размещу в блоге задания конкурса прошлых лет.
Приэверестье что ли?
Мы в 6 классе сейчас проходим раздел языкознания, который называется "Словообразование". Интересный, не правда ли, материал?! И нам встречается немало потрясающих вещей. Вспомните, например, о нулевых суффиксах. Сегодня предлагается занятная задачка, взятая из сборника Ивана Анатольевича Громова.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)? Решайте задачку.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)? Решайте задачку.
08 октября 2010
Кому он нужен этот блог?
Сейчас как раз блоги и другие ресурсы оцениваются в "Открытом классе". Самые разные цели реализуют их авторы. Интересно, поучительно, заслуживает внимания и повторения очень многое.. А мне-то блог зачем?.. И нужен ли он?.. Да, нужен! Столько в нём всего собрано!
07 октября 2010
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!
И ещё одна история об омонимах и синонимах среди аффиксов. Её придумал Ефим Г..
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали -к- три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали -к- три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.
Аффиксы-омонимы
А это сочинили братья-близнецы Саша и Ваня Б..
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
-К- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
-К- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).
Сказка о синонимах среди аффиксов
Вы уже знаете, конечно, что аффиксы могут быть синонимичными и могут иметь омонимы. Ребята, выполняя задание 86, попробовли сочинить сказку о жизни синонимичных аффиксов. Вот что получилось у Зухры Ш..
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
-- -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая! А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить. на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
-- -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая! А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить. на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.
06 октября 2010
Кто победил?
Пришлось несколько изменить правила нашей "игры", потому что слова по условию задачи вспоминали в ограниченное время на дополнительном уроке, который проводился вместо урока географии, а не дома, и писали на листочках, а не посылали по почте. Победил Сергей П., записавший 13 слов с первым суффиксом и 38 -- со вторым, допустив всего две ошибки. (Но в трудных словах, на правила, которых мы ещё не учили). На втором месте Света Л. -- 10 и 20 слов соответственно, на третьем --Лера Б. (9 и 19 слов). Действительно, данные типы словообразования являются в русском языке одними из самых продуктивных. Прилагательные, имеющие значение "относящийся к названию места" (ярославский, волгоградский и т.д.), можно вспоминать до бесконечности. И отвлечённых существительных со значением "название по действию" тоже в языке предостаточно.
05 октября 2010
О продуктивных и непродуктивных способах словообразования
Задачка для 6-классников. Докажите, что словообразовательные суффиксы -ениj- (-ниj-) у существительных и -ск- у прилагательных -- одни из самых продуктивных в русском языке. Продолжите ряды: склонять -- склонениjэ,..., Москва -- московский, ..... Ответы присылайте по электронной почте: vsablina@gmail.com Победитель получит "пятёрку" в журнал. Но он определится по результату: больше всех придумает слов с данными суффиксами.
04 октября 2010
Читатель попросил...
К нам присоединился анонимный читатель, который спросил, есть ли ещё снимки. Размещаем снимки Агентства Высота 102,0 ссылка |
На снимках вверху: хоровод под песню "Течёт Волга" в исполнении Л. Зыкиной. Внизу: самая высокая точка торта -- колокольня Астраханского кремля. |
03 октября 2010
Астрахань побила два мировых рекорда
Этот хоровод, названный "Кругом любви и единения", мы сегодня водили вокруг нашего знаменитого белокаменного кремля. Собралось около семи тысяч человек (точно 6974), которые, взявшись за руки, образовали три кольца. В руках у нас были шарики российского триколора. Получилось впечатляюще. И хотя было холодно, но весело. И всё соответствовало песне Людмилы Зыкиной "Течёт Волга": были тут и студенты, которым 17 лет, и мы, кому "седьмой десяток лет".
Официальные представители книги рекордов России зафиксировали наш хоровод как самый длинный у нас в стране и собираются подать документы в книгу рекордов Гиннеса.
А второй общероссийский (тоже подтвержденный дипломом) и мировой рекорд, установленный в Астрахани сегодня, -- торт длиной 247 метров 17 сантиметров и шириной 1 метр под названием "Волга -- символ России". На протяжении его длины кондитеры пищевым гелем выложили Волгу с городами на её берегах. (Торта не попробовала, но тоже впечатляет!) . Так в Астрахани отметили День города. Ему сегодня исполнилось 452 года.
02 октября 2010
Словообразовательные цепочки
Составь цепочку из слов для зайца.
Самка зайца -- …
детёныш зайца -- …
маленький заяц -- …
мясо зайца -- …
принадлежащий зайцу -- …
Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.
Самка зайца -- …
детёныш зайца -- …
маленький заяц -- …
мясо зайца -- …
принадлежащий зайцу -- …
Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.
01 октября 2010
...самый-самый ближайший родственник
Писали в шестом классе самостоятельную работу, в которой нужно было распределить слова по группам в соответствии со способами их образования. Допустили много ошибок. (Правда, и слова были непростые, например, отголосок, опека, соблазн, промысел, трогательный и др..) Переделываем работу вместе, оказывается, что дети искали для объяснения производного слова самое простое из ряда однокоренных слов, а не то, которое непосредственно связано с производным словом. Непосредственно -- значит, между исходным и производным словом существует наименьшая разница. Постройка -- это слово образовано от глагола построить суффиксальным способом: при помощи суффикса -к-, а не приставочным. Учились "разбирать" слово, чтобы понять, как оно образовано. Не уверена, что научились. Словообразование достаточно сложный раздел грамматики.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)