Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
08 марта 2011
07 марта 2011
Ничего, ничего, ничего... Из записных книжек поэта
Есть на языке нашем оборот речи совершенно нигилистический, хотя находившийся в употреблении еще до изобретения нигилизма и употребляемый доныне вовсе не нигилистами. «Какова погода сегодня?» – Ничего. – «Как нравится вам эта книга?» – Ничего. – «Красива ли женщина, о которой вы говорите?» – Ничего. – «Довольны ли вы своим губернатором?» – Ничего. – И так далее. В этом обороте есть какая-то русская, лукавая сдержанность, боязнь проговориться, какое-то совершенно русское себе на уме.
П.А Вяземский, князь,
русский поэт,
русский поэт,
литературный критик.
Здесь в "Русском мемуарии" "Записные книжки" Петра Андреевича Вяземского. Весьма интересное и полезное чтение.
А воды уж весной шумят...
Природа пригласила имиджмейкером Весну. Чтоб приукрасить землю, утомленную зимою. Журчанием ручьев отмыть земную седину, И серость обнаженности ветвей окутать изумрудную мечтою… Источник здесь |
МАКСИМ КРОНГАУЗ: КАК ИЗМЕНИТСЯ РУССКИЙ ЯЗЫК
За сто лет может исчезнуть язык. А может случиться и так, что за это время практически ничего не меняется. Так что же мы можем спрогнозировать?
Мы можем уловить некоторые тенденции, которые есть в языке, и показать в какую сторону они ведут, в будущее или прошлое. Появляется новое правило или исчезает.
Есть такие тенденции, которые, на мой взгляд, интересны всем и касаются всех. Сегодня появились новые коммуникативные сферы. Мы активно общаемся в Интернете. Еще не очень понятно, как это влияет на нас, но уже заметно, что с нами происходят какие-то серьезные изменения. И с нами, и с нашим языком. И вот здесь, как мне кажется, кроется, может быть, самая великая тенденция, которая сегодня зарождается и уже начинает нас толкать в определенном направлении.
Сейчас появляется новая форма, которая занимает промежуточное место между письменной и устной. Кажется, что это невозможно, – мы либо говорим, либо пишем.
Как происходит общение в Сети? Речь идет о таких речевых жанрах Интернета, которые всем хорошо известны, – это социальные сети, блоги, форумы, чаты, ну и прочие места, где люди просто разговаривают, но разговаривают письменно.
Происходит замечательное явление: письменная речь становится богаче устной речи. Самый простой пример – это появление смайликов. Что они означают? Они просто передают наше настроение. Таким образом, в письменную речь встраивается настроение, что раньше было невозможно.
И еще примеры визуальной речи: использование зачеркнутого текста. В данном случае мы видим, что зачеркнутая письменная речь обозначает тоже речь, но внутреннюю. «Вот я на самом деле говорю это, а пишу другое». И эти два текста взаимодействуют и обогащают речь, делают ее многомерной.
Письменная речь не просто догоняет устную по богатству средств выражения, она ее обгоняет. Мы видим, что все то, что раньше легко решалось с помощью устной речи, сегодня потихоньку сдвигается в речь письменную или в ту самую визуальную речь.
К чему это приведет?
Совершенно понятно, что если доводить тенденцию, о которой я говорю, до конца, то мы придем к тому, что вот эта самая визуальная речь заменит нашу устную, и мы будем общаться с помощью коммуникаторов или компьютеров, и наша устная речь отомрет. Но на самом деле иногда ведь это происходит, когда коллеги, работая в одной комнате, предпочитают переписываться, а не разговаривать друг с другом. Студенты на лекциях предпочитают посылать друг другу sms, а не что-то шепнуть на ухо.
Но закончу я, наверное, оптимистично. Никогда человеческое общество не превратится в людей, бродящих с какими-то гаджетами и девайсами и нажимающих на кнопки, вместо того чтобы просто поговорить друг с другом. Но эта тенденция появилась, и я считаю, что очень важно ее зафиксировать.
Куда это нас приведет? Я надеюсь, что человечество настолько стабильная система, что в результате мы придем в какое-то равновесие.
Источник здесь
Источник здесь
Тест по теме "Окончания существительных" для 6-классников
Выберите правильные ответы.
1. Окончания над рекой -- на рекою являются:
а) вариантами одной и той же формы;
б) разными окончаниями.
2. Безударные падежные окончания существительных проверяются:
а) ударными окончаниями того же падежа;
б) ударными окончаниями того же склонения;
в) ударными окончаниями того же склонения и падежа.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Окончание словоформы в тетрад_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
б) Окончание словоформы в тетрадк_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
4. Окончание -е пишется в словоформе:
а) в проруб... в) в деревн...
б) на лошад... г) на плоскост...
5. Окончание -и пишется во всех словоформах ряда:
а) на кител..., на пристан..., на роял,..., на территори...
б) в задумчивост..., в окончании..., в характеристик..., в раздумь...
в) по акаци..., по слабост..., по пенси..., по лини...
г) о чтени..., о самочувстви..., о сухове..., о традици...
а) лиц_м, гараж_м, циркач_м, шалаш_м
б) рубеж_м, столиц_й, рощ_й, каш_й
1. Окончания над рекой -- на рекою являются:
а) вариантами одной и той же формы;
б) разными окончаниями.
2. Безударные падежные окончания существительных проверяются:
а) ударными окончаниями того же падежа;
б) ударными окончаниями того же склонения;
в) ударными окончаниями того же склонения и падежа.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Окончание словоформы в тетрад_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
б) Окончание словоформы в тетрадк_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
4. Окончание -е пишется в словоформе:
а) в проруб... в) в деревн...
б) на лошад... г) на плоскост...
5. Окончание -и пишется во всех словоформах ряда:
а) на кител..., на пристан..., на роял,..., на территори...
б) в задумчивост..., в окончании..., в характеристик..., в раздумь...
в) по акаци..., по слабост..., по пенси..., по лини...
г) о чтени..., о самочувстви..., о сухове..., о традици...
6. Буква -е пишется на месте пропуска в предложении:
б) В расписани_ уроков произошли изменения.
в) Не теряйся при опасност_.
г) На площадк_ было много детей.
7. Ь пишется в существительном:
а) разросшийся плющ(?) в) пролил туш(?)
б) сыграли туш(?) г) услышала плач(?)
8. Буквы -е нет в окончаниях среди слов:а) лиц_м, гараж_м, циркач_м, шалаш_м
б) рубеж_м, столиц_й, рощ_й, каш_й
06 марта 2011
Из серии "Обучающие игры." СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. (Гонг). Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, и далее добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно прочитаем текст от начала и до конца. Пожалуйста (Гонг). Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повторяя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Начали (Гонг). Итак, вот что у нас получилось. Что можно еще добавить? Ведущий, определите, кто точнее и остроумнее подбирал нужное для текста слово (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).
Из книги "Игры – обучение, тренинг, досуг". Под ред. В.В.Петрусинского). М. Новая школа, 1994.
Сегодня в России - День Бабушек и Дедушек
Инициатором проведения Дня Бабушек и Дедушек в России стал Цветочный совет Голландии.
В нашей стране существует много праздников, которые россияне празднуют с удовольствием. В октябре к таким праздникам добавится еще один – День Бабушек и Дедушек.
Этот праздник поможет разным поколениям начать более внимательно и тепло относиться друг к другу и, будет способствовать установлению особенных, семейных традиций в каждом доме. В этот день внуки смогут поздравить своих бабушек и дедушек, подарив им букет цветов или просто открытку с теплыми словами. Хотя в России праздник будут отмечать впервые, День Бабушек и Дедушек широко празднуется во всем мире, несмотря на то, что он не имеет единой официальной даты.
Впервые этот семейный праздник начали отмечать канадцы, которые в сентябре поздравляли своих бабушек и дедушек с их праздником, дарили цветы и устраивали пикник или домашнее торжество. Вскоре праздник стал настолько популярен, что его начали отмечать в мировом масштабе.
Поляки, например, празднуют День Бабушек и Дедушек целых два дня подряд. По традиции в эти дни бабушки угощают своих внуков пирогами, а те в свою очередь дарят бабушкам и дедушкам подарки.
Во Франции этот день празднуют в первое воскресенье марта. В этот день в туристических агентствах организуются бесплатные поездки на автобусах для бабушек и внуков, а в магазинах открываются специальные секции, где только(!) бабушки могут купить товары со скидкой.
Итальянцы отмечают День Бабушек и Дедушек в октябре. Интересно то, что этот день по католическому календарю посвящен ангелам-хранителям, которыми в современных семьях часто являются как раз бабушки и дедушки.
Россияне отметят День Бабушек и Дедушек 28 октября – в последние теплые осенние дни, когда так хочется сохранить побольше тепла перед началом долгой зимы, собраться всей семьей и поговорить по душам.
Инициатором проведения праздника в России стал Цветочный совет Голландии. К инициативе присоединились российские флористы, предложившие особые цветочные композиции, оформленные в стилистике Дня Бабушек и Дедушек, а также представители шоу-бизнеса: «звездные» бабушки, дедушки и внуки, сообщает служба по работе со СМИ Fleishman-Hillard Vanguard.
Источник здесь
ОБ АНГЕЛАХ
Тихой ночью, когда фонари
Дарят тусклые взгляды прохожим,
Опустился мой Ангел с небес
И заметил шрамы на коже...
- Обожглась?
- Нет... Скорее ошпарилась...
Окатила, крутым кипятком,
Свое сердце, что глупо подставилось
Под сапог - мягкотелым щенком...
- Больно?
- Нет... Не придумали слова -
Описать эту страшную пытку,
Где оставили вены наголо
И безжалостно тянут... как нитку...
- Страшно?
- Нет... Разве можно бояться,
Когда дальше одна пустота...?
Виновато взглянул мой Ангел
В зарубцованные глаза:
- Как же я не сумел уберечь
Твои дни от терзанья такого?
Что ты хочешь - скажи! Не молчи!
- Повтори все, пожалуйста, снова...
Источник здесь
05 марта 2011
Ссылки для отличников
О том, как троечнику можно стать отличником, полностью здесь . А вот секрет № 7 выношу в свой блог отдельно. Любопытный это совет автора.
Секрет 7. Добейтесь, чтобы у вас списывали. Тогда придётся списывающим объяснять, как что получилось. Когда объясняешь, а тебя не понимают сразу – это очень хорошо, потому что тогда ищешь другой способ объяснить, и тогда происходит чудо: сам для себя открываешь обсуждаемый вопрос с неожиданной стороны.
http://www.e-edu.ru/8.00/stat_10-11.htm – О клубе отличников «Парта» с контактами;
http://www.informika.ru/koi8/friends/raduga/uzr/organiz/organ16.html – Центр международных контактов ПАРТА.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); отвечают на вопрос кто?
Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что?
Изначально в русском языке категория одушевлённости-неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая). Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Показателем одушевлённости или неодушевлённости существительного является совпадение ряда грамматических форм. Одушевлённые и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа. У одушевлённых существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевлённых существительных — с формой именительного падежа, например: нет друзей — вижу друзей (но: нет столов — вижу столы), нет братьев — вижу братьев (но: нет огней — вижу огни), нет лошадей — вижу лошадей (но: нет теней — вижу тени), нет детей — вижу детей (но: нет морей — вижу моря).
У имён существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) это различие сохраняется и в единственном числе, например: нет друга — вижу друга (но: нет дома — вижу дом).
Читать полностью здесь
Живое/неживое -- одушевлённое/неодушевлённое
Сегодня в 6 б классе изучали грамматические классы одушевлённых и неодушевлённых существительных. Каково же было удивление моих юных питомцев, когда они обнаружили, что слова народ, стадо, стая, голова относятся к неодушевлённым существительным, а слово мертвец, или (игрушечный) конь, или кукла -- к одушевлённым.. Не все, конечно, сразу усвоили алгоритм определения этого морфологического признака имени существительного, но проявленный интерес к материалу меня порадовал.
Пушкинская премия -- учителям русского языка и литературы
В Таллине названы лауреаты Пушкинской премии. Вот уже 4-й год эта награда вручается самым талантливым и активным педагогам русского языка и литературы в Эстонии. Не обошлось и без сюрпризов - впервые премией были награждены учащиеся, отличившихся на творческих конкурсах и олимпиадах. Для молодых русистов организаторами была учреждена особая номинация - "Юный Пушкин".
Максим Гусаров, корреспондент:
- Пушкинская премия в Эстонии - своеобразный "Оскар" для учителей русского языка в этой стране. Ежегодно после тщательного отбора со всей страны съезжаются номинанты на эту высокую награду. Церемония проходит в зимнем саду Национальной оперы, приз вручает Александр Пушкин.
Он не актер и не однофамилец - специально на торжественное мероприятие из Брюсселя в Таллин прилетел последний прямой потомок Александра Сергеевича по мужской линии: праправнук великого поэта, президент Союза русских дворян Бельгии Александр, правда, Александрович Пушкин.
Александр Пушкин, праправнук А.С. Пушкина:
- Носить имя Пушкина - это очень тяжело. Потому что все очень любят Александра Сергеевича, всегда хотят с нами побеседовать, хотят фотографироваться и даже потрогать - это очень смешно, но очень приятно тоже.
Эта премия уже 4-й год вручается Пушкинским институтом Эстонии, чтобы отметить непростой труд наиболее талантливых и активных педагогов русского языка и литературы в стране. Особенно почетной считается номинация "Учитель русского языка как иностранного". В этот раз ее удостоилась преподаватель средней школы из глубинки.
Читать полностью здесь
Читать полностью здесь
04 марта 2011
Из копилки ученических ошибок
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии – эссе
Эссе – это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это – время, отведенное на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе
1. Обсуждаемая тема (проблема).2. Собственная позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
6. Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии – довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
1. Регулярная возможность писать.
2. Выбор интересной темы для письма.
3. Наличие образцов.
4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
5. Привычка править – значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Источник здесь
Хотите стать успешными в учёбе? Легко!
Для этого есть несколько секретов. Выполнение даже одного любого из этих правил принесёт успех в учёбе. Я сам был троечником, и выбрался в отличники, поэтому эти секреты выстраданы и проверены.
Секрет 1. Как избавиться от троек? Чтобы избавиться от троек, надо составить распорядок дня от подъёма до сна, и неукоснительно следовать этому распорядку. Должно быть обязательное правило: не гулять до тех пор, пока не сделаешь домашнее задание и не выучишь уроки.
Конечно, когда тройки исчезнут, строго следовать распорядку дня не обязательно, даже, на мой взгляд, вредно. Но пока не исчезнут тройки – надо следовать этому правилу.
Секрет 2. Как усыпать свой дневник пятёрками? Наверняка у вас есть любимая игрушка (компьютер, велосипед, мотоцикл, кукла и проч.). Заведите себе правило: играть в эту игрушку только в тот день, в который вы получили хотя бы одну пятёрку, и вместе с тем ни одной тройки, и тем более, двойки; если не получили пять в субботу, то не имеете права играть в эту игрушку и в воскресенье. Жёстко следуйте этому правилу. Хотите играть в любимую игрушку – получайте пять ежедневно!
Секрет 3. Как стать отличником по конкретному предмету? Правило очень простое и легко выполнимое – делать домашнее задание по этому предмету в тот же день, когда его задали, не откладывать на потом. Делать домашнее задание не перед уроком, когда тебя спросят, а сразу после того, как его задали. У этого метода масса преимуществ: затрат времени не больше, а скорее меньше, ведь сразу после урока меньше вспоминать; психологически комфортно – сделал, и свободен; и, наконец, если задание очень сложное и сразу не решается – есть время подумать над ним на следующий день.
Хотите стать отличником по всем предметам? Делайте домашнее задание в тот же день, как его задали по всем предметам.
03 марта 2011
ПРОЩАЕМСЯ С ЗИМОЙ МЫ...
..ну что сегодня я скажу?..
..а то, что вновь на главное из фото я гляжу...
..оценку дал -- ОГРОМНЕЕ огромного...
..не от того, что настроение сегодня превосходное...
..а потому, что вижу чистый белый снег...
..прощаемся с зимой мы, озираясь в прошлое...
..лучи от солнышка пока ещё холодные...
..и сосны многолетние, добротные...
..природа -- матушка --- красива вновь и вновь...
..лишь к ней питаю чистую, бескрайнюю любовь...
..я благодарен ей за то, что радует наш взор...
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В. Ю. Марченко,
учитель русского языка и литературы,
Санкт-Петербург
Предлагаем вниманию учителей и школьников материалы для изучения, повторения и систематизации разделов "Синтаксис и пунктуация". Используя опорные конспекты, учащиеся могут самостоятельно или под руководством учителя повторить основные темы синтаксиса, включенные в ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Опорные конспекты отличает компактность, продуманность представления каждой темы, наглядность, уместность примеров и пояснений. Конспекты представляют собой краткий курс синтаксиса в таблицах и схемах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этого раздела.
Здесь можно скачать опорные конспекты по синтаксису. Полезно.
Из книги "Живой как жизнь" К. Чуковского
НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ НАДО ГОВОРИТЬ
биография жизни биография
вперёд меня раньше меня
заимел машину обзавёлся машиной
кто крайний? кто последний?
местов нет нет мест
много делов много дел
одеть пальто надеть пальто
Читать дальше
Воробей больше вороны, или О происхождении грамматического рода
Несмотря на явную наивность, подобные теории происхождения грамматического рода были популярны и принимались всерьёз ещё в 19 веке.
Одну из них изложил в своих "Чтениях о русском языке" (1840) Николай Греч: "Младенствующий человек, придавая именам предметов неодушевлённых или, по крайней мере, неразумных значение рода, поступал не безотчётно, а по внушению таинственного чувства, так сказать, грамматического чутья:
предметам огромным, высоким, сильным придавал значение рода мужского:
кедр, дуб, клён; слон, медведь, верблюд; орёл, сокол, ястреб;
меньшим, слабым -- женского: берёза, ель. лисица, собака, кошка, ворона, сорока, ласточка.
Названия предметов отглагольных, отвлечённых, собирательных получили род средний: деяние, довольство, старьё, мужество, студенчество.Эти различия родов подвержены разным исключениям и прихотям, но везде пробивается первоначальная мысль."
Стоит только это "правило" применить к другим существительным, как становится очевидной несостоятельность такого наблюдения.
Слово воробей мужского рода, а ворона -- женского рода, но первая птица не сильнее и не больше вороны или сороки. А сосна вовсе не ниже клёна.
Главное -- едва ли можно все предметы в окружающем нас мире сравнить по размерам и силе (стена -- потолок. стол -- кровать, арбуз -- дыня, гора -- лес, месяц -- луна и многие другие), да и неизвестно, как их при этом объединять попарно.
В.Г. Ветвицкий. Занимательное языкознание.
Из блога "После уроков".
Диплом за этот блог
Получила подарок и диплом за участие в сетевом конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств сети Интернет (блогов, Интернет-сообществ, сайтов)", который проводило сетевое образовательное сообщество "Открытый класс" совместно с Национальным фондом подготовки кадров. Приятно!
Принимал и поздравлял учителей города мэр
Сегодня все (или почти все) учителя и воспитатели дошкольных учреждений нашего города собрались в спортивно-зрелищном комплексе "Звёздный" на приём к мэру Астрахани Сергею Анатольевичу Боженову. Поздравляли с праздником 8 Марта, всем подарили подарки, угощали блинами и сладостями. Играл духовой оркестр, и было празднично и мило. Встретилась с коллегами, с которыми все недосуг было встретиться. Очень хороший концерт показали нам наши прославленные детские и юношеские коллективы -- лауреаты всероссийских и международных конкурсов, солисты -- дети и взрослые. Приятные чувства вызвало такое внимание к нам -- учителям.
Выступает детский хореографический ансамбль"Сказка". |
Подписаться на:
Сообщения (Atom)