По этой ссылке размещена интерактивнвя таблица "Правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных". Выучите с её помощью правило. Это моё обращение к 6-классникам. http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3961ea-0a01-0355-01bd-b02ed15b484f/%5BRUS67_03-105%5D_%5BIA_105%5D.swf
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
04 мая 2011
Образуются при помощи суффикса -ин- -- "звериного" суффикса
Здесь ответ на задачу из "Русского медвежонка", опубликованную 2 мая.
С помощью суффикса -ин- образуются только притяжательные прилагательные (единственным исключением является относителное прилагательное тополиный). В данных задачи таких прилагательных два: осиный (от оса) и лошадиный (от лошадь). Прилагательное холстинный образовано с помощью суффикса -н- от существительного холстина. Так же образуется и овчинный (от овчина), это прилагательное означает "сделанный из овчины" (например, овчинный тулуп). Притяжательного прилагательного овчиный не существует (притяжательное прилагательное от слова овца -- овечий). Прилагательного осинный от существительного осина тоже не существует. От этого существительного прилагательное образуется с помощью суффикса -ов-: осиновый. Итак, ответ (В).
Одно устойчивое выражение -- фразеологизм
Фраза -- слово, пришедшее к нам из греческого языка, где оно означало "выражение, оборот речи". Логос -- тоже греческое слово со значением "наука".
Когда учёные искали название для лингвистической науки об устойчивых выражениях, в которых целая фраза как бы выступает в роли одного слова, то решили соединить фразу и логос. Получилась фразеология.
Чтобы обозначить одно устойчивое выражение, к названию науки прибавили суффикс -изм-. В итоге -- фразеологизм.
Это в дополнение к материалам урока в 5 классе.
03 мая 2011
«Следополоса» на Яндекс.Фотках
Shului-66 дала этому замечательному снимку такое название: "Млечный путь с небес спустился!" Мне понравился снимок и необычное название тоже. Разлившаяся речка и дорога, убегающая в неё. Здорово!
Любопытной Варваре...
Собери фразеологизмы из мозаики слов
К уроку русского языка в 5 классе. Завтра на уроке будем изучать тему "Фразеологизмы". Вот занимательное задание для 5-классников. Нужно из мозаики слов собрать фразеологизмы. Подсказака: все они на одну тему.
Стоят обелиски на русской земле
Словом обелиск мы назовём не каждый памятник. Обелиск часто сочетается со словами строгий, скромный: это памятник в виде сужающегося кверху столба.
Обелиски по традиции ставят на могилах павших воинов. Почему? В Древней Греции слово obeliskos означало "клинок". Именно клинком, мечом защищал родину воин. Именно клинок был ему лучшим памятником.
К несчастью, до сих пор в разных странах гибнут люди, защищая свою свободу. Стоят обелиски и на русской земле.
На снимке: обелиск на Площади павших борцов в Волгограде.
02 мая 2011
Задание из "Русского медвежонка"
1) оси(н, нн)ый, 2) овчи(н, нн)ый, 3) лошади(н, нн)ый, 4) холсти(н, нн)ый?
А) все; Б) 1. 2, 3; В) 1, 3; Г) 2, 3; Д) 3.
СЕКРЕТ и СЕКРЕТАРЬ: что между ними общего?
Это общее -- латинские корни. Секрет -- тайна, то, что скрывают, что знает один или несколько человек.
Секретарь происходит от латинского слова со значением "уединение". Сейчас это работник, ведающий деловой перепиской и текущими делами учреждения или отдельного лица. Такая серьёзная работа действительно требует сосредоточения и уединения. Частенько секретари знают многие секреты своих руководителей.
Оба слова пришли в русский язык через французский, который в подобных случаях будет называться языком-посредником.
Правописание суффиксов -к- и -ск- в качественных и относительных прилагательных
К уроку русского языка в 6 классе.
По этим ссылкам размещён мультимедийный урок по теме о правописании суффиксов -ск- и -к- в относительных и качественных прилагательных
Часть 1 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8130a06f-fd8d-4e18-8b03-8f5908d017e0/view/
Часть 2 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6ceeced-7334-489b-98c5-d3bcfe842273/view/
Часть 3 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e1d691ba-4a4c-4a88-afbb-e6ec87468c44/view/
По этим ссылкам размещён мультимедийный урок по теме о правописании суффиксов -ск- и -к- в относительных и качественных прилагательных
Часть 1 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8130a06f-fd8d-4e18-8b03-8f5908d017e0/view/
Часть 2 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6ceeced-7334-489b-98c5-d3bcfe842273/view/
Часть 3 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e1d691ba-4a4c-4a88-afbb-e6ec87468c44/view/
Правописание Н и НН в прилагательных. Тест
Ссылка на тест "Н и НН в прилагательных" http://pedved.ucoz.ru/tests/
01 мая 2011
Солидарные и солидные
Солидарный и солидный -- прилагательные, имеющие общее происхождение. В их основе -- латинское слово solidus -- "плотный, цельный, массивный, твёрдый".
Солидарными мы называем людей, действующих вместе, единодушно, по взаимному согласию.
Прилагательное солидный в русском языке приобрело множество значений. Мы можем говорить о солидных знаниях, солидной организации, солидном возрасте, солидной сумме и даже о солидной даме, каждый раз имея в виду новый смысл одного и тог же слова.
Бунт на Хеймаркет. Демонстрация на площади Хеймаркет
Бунт на Хеймаркет, Демонстрация на площади Хеймаркет (англ. Haymarket affair, Haymarket riot или Haymarket massacre) — Митинг-протест рабочих на площади Хеймаркет 4 мая 1886 года в городе Чикаго под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день, во время которого был совершен провоцирующий рабочих теракт. Бомбой, брошенной в полицейский отряд, было убито несколько полицейских и рабочих, после чего стражи порядка открыли огонь по митингующим. Это событие послужило поводом для ареста 8 анархистов и по приговору суда 11 ноября 1887 четверо из них были повешены.
Источник здесь
Памятник мученикам Хеймаркет на кладбище Forest Home.
Первое мая -- День международной солидарности трудящихся
Второй региональный конкурс для начинающих журналистов и филологов "Литер@"
Вы любите решать творческие задачи по литературе и журналистике? Вам нравится звучание сложных литературоведческих терминов типа эпитимесис или метабола? Вы школьник или студент ссуза, обладающий гуманитарным складом ума? Тогда мы ищем именно вас!
Отделение журналистики филологического факультета, Отдел интернет-технологий Астраханского государственного университета и Дом-музей Велимира Хлебникова приглашают принять участие во втором региональном конкурсе для начинающих филологов и журналистов «Литер@».
Участниками могут стать учащиеся средних общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.
Конкурс «Литера@» состоит из двух туров. Для участия в I туре (заочном) необходимо выполнить задания, размещённые на нашем сайте (см. ниже). Сроки выполнения – с 20 апреля по 6 мая 2011 года. Победившие в I туре приглашаются к участию во II туре (очном).
Читать полностью Здесь размещены вопросы конкурса
30 апреля 2011
И к нам пришла настоящая весна
«Полдень.» на Яндекс.Фотках
Наконец-то под тёплым солнышком всё позеленело.
Трава растёт на глазах и буйство одуванчиков.
Бушменам не варкается
Древо индоевропейских языков |
Вспомним знаменитое стихотворение «Бармаглот» Льюиса Кэрролла в русском переводе: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве…» Все слова – выдуманные, но мы без труда понимаем смысл: он «закодирован» в грамматической структуре фраз. «Шорьки» – подлежащее. «Пырялись» – сказуемое. «Хливкие» – определение. «По наве» - обстоятельство места. Поэтому «Бармаглота» можно перевести на русский или немецкий. А вот на язык индейцев навахо или бушменов – уже нельзя. Все потому, что эти языки принадлежат к другим языковым семьям.
Источник дальше
29 апреля 2011
Совет да любовь!
Про свадьбу века только упомяну здесь, в своём блоге. Чтобы запомнить столь экстраординарное событие. Насколько счастливы такие знаменитые люди? Наблюдать за церемонией было интересно.
Пробный экзамен ГИА по русскому языку
Утром на пробном экзамене по русскому языку в 9 классе читала текст для сжатого изложения. Это достаточно сложное задание, так как некоторые дети не умеют просто элементарно слушать, а ведь ещё надо уметь отделить главное от второстепенного, исключить подробности, объединить предложения, использовав различные приёмы сжатия текста. Научить этому только на уроках русского языка невозможно. Гложет внутри вопрос: почему всё это так сложно для детей? А каковы будут результаты, если текст для изложения будет звучать с диска в актёрском исполнении? Таковы ожидаемые изменения в ГИА по русскому языку.
Храмы Астрахани
Сегодня ездила со своими 8-классниками (и ещё были ребята из 8 б и 7 класса) на экскурсию "Храмы Астрахани". Это учебная экскурсия по темам уроков мировой художественной культуры. У нас есть храмы разных стилей. К сожалению, это всё псевдостиль, так как настоящие храмы были разобраны во времена борьбы с церковью. Кроме одного -- католического, которому 200 лет с лишним. В городе также имеется 5 мечетей. Но дети сошлись в одном: православные храмы самые нарядные и торжественные.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)