29 августа 2011

Читаю сейчас: "Ученик чародея", но другой

В основу сюжета нового романа Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея» легло полузабытое ныне «Дело ленинградских масонов» 1925–1926 гг. Но оно, как часто случается в книгах этого писателя (вспомним романы «Орфография» и «Оправдание», с которыми «Остромов» составляет своеобразную трилогию), стало лишь фоном для многопланового повествования о людских судьбах в переломную эпоху, о стремительно меняющихся критериях добра и зла, о стойкости, кажущейся бравадой, и конформизме, приобретающем статус добродетели. И размышлений о том, не предстоит ли и нам пережить нечто подобное.
Роман  выдвинут  на премию "Большая книга" в числе тех десяти произведений, за которые голосуют сейчас читатели на Имхонете. Занятное, конечно, чтение. Но мне больше нравятся стихи Дмитрия Быкова в проекте "Поэт и гражданин, который автор ведёт вместе с Михаилом Ефремовым.

28 августа 2011

Царевна-лебедь

Фантазия
«Фантазия» на Яндекс.Фотках

300 миллионов!

Вы знали, что русским языком владеют более 300 миллионов обитателей Земли? А это как-никак две России! Из них 114 миллионов в 100 странах мира изучают его как иностранный.
Источник здесь 

ГИА: анализ проекта ДЕМО-2012

Что ожидает нынешних 9-классников на экзамене по русскому языку в 2012 году? Изменятся ли задания экзаменационного теста или останутся прежними? На эти вопросы поможет ответить анализ проекта КИМа 2012 года. А его сравнение с демонстративным вариантом теста 2011 года поможет увидеть все изменения.
Задание С1 (часть1)
В части 1 задании С1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: в 2012 году он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 90 слов).
 В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (было около 260, стало около 130).
Уровень А (часть 2) 
Увеличилось количество заданий уровня А, их стало 7 (было всего 3) за счёт добавления следующих вопросов:
3 по орфографии (из уровня В),
1 по фонетике (в прошлогоднем тесте ГИА задание по фонетике отсутствовало).
 Вот так выглядят эти задания в проекте КИМа 2012.
Читать дальше

Стильно, удобно, красиво


ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Читать дальше

О слове НЕДЕЛЯ

В русском языке словом неделя обозначают семь суток подряд -- от понедельника до воскресенья. В древнеруссском языке так же, как и в современных украинском и белорусском, это слово обозначало ещё и "воскресенье" -- нерабочий день.
Именно "воскресенье" -- первоначальное значение недели: в этот день по церковным правилам полагалось не делать, не заниматься никакими работами. Но церковь вовсе не призывала людей бездельничать. Этот день нужно было посвятить духовным занятиям -- молитвам и размышлениям, устремить свои мысли от бытовых забот, от земного к небесному.
Для обозначения недели в её современном смысле было слово седмица.
Старинное значение слова неделя -- "воскресенье" сохранилось в названии первого дня недели: понедельник -- день, идущий по неделе, сразу после недели.

27 августа 2011

Астраханские арбузы


ФЕСТИВАЛЬ АСТРАХАНСКОГО АРБУЗА

В арбузной столице России - Астрахани, сегодня открылся фестиваль любимой всеми полосатой ягоды. Это масштабное и зрелищное мероприятие организовала мэрия Астрахани.Фестиваль открылся торжественным разрезанием 20-килограммового красавца. Это под одобрительные крики и аплодисменты сделали мэр Астрахани Сергей Боженов и оперная солистка Мариинского театра Мария Максакова.
"У Астрахани много брендов, - сказал Боженов. - Это, к примеру, лотос, вобла. Но самый всенародно любимый и доступный всем - это наш знаменитый арбуз. Мы благодарны всем бахчеводам, кто выращивает для всей страны эту самую крупную в мире ягоду. Нашему фестивалю уже сейчас можно присвоить статус общероссийского".Фестиваль превратился в настоящее народное гулянье. Тысячи астраханцев и гостей города на Волге бесплатно угощаются сладкими и сочными арбузными скибками. К празднику фермеры-бахчеводы собрали 350 т лучших арбузов. Часть из них выставлена в качестве экспонатов, часть пойдет на угощение и реализацию на ярмарке.
Праздник "День астраханского арбуза" в самом разгаре. Движение по центральным улицам города перекрыто, сейчас здесь все во власти Короля Арбуза. Вокруг главного астраханского бренда развернулось большое театрализованное действо. Проходят различные соревнования, конкурсы, викторины, караоке-шоу. В небо над Астраханским кремлем взлетели три громадных воздушных шара в виде арбузов.
Во второй половине дня всех гостей ждет концерт "Астрахань - арбузная столица" в рамках проекта мэра города "Площадь талантов".
Источник здесь

ДАРЫ ЛЕТА

Фрагменты лета
«Фрагменты лета» на Яндекс.Фотках

26 августа 2011

Вид на Кунсткамеру и Дворцовый мост

Этот музей,основанный по указу Петра I , открылся в 1714г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом "Кунсткамера", что означает "кабинет редкостей". В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты,созданные природой и руками человека.
Источник здесь 

В Свердловской области выпустили учебник физкультуры

Его выдадут 1 сентября каждому первокласснику в Свердловской области. В необычном пособии изложена теория здорового образа жизни, к которой, по мнению региональных властей, с младенчества должны приобщаться все дети.
-- Учебник рассказывает о том, как правильно следить за своим здоровьем, почему вредно долго сидеть за компьютером, чем полезно закаливание, для чего необходимо соблюдать распорядок дня... Книга содержит полезные для здоровья ребенка рекомендации, - сообщили в пресс-службе областного министерства образования.
Источник здесь

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВА

Большинство слов, которыми мы называем учебные заведения, пришли к нам из иностранных языков: университет, институт, лицей, гимназия, колледж и даже всем привычная школа. 
Школа проделала долгий путь в русский язык из древнегреческого, где это слово имело значение... "досуг"! Да,  то, что для нас стало постоянной и обязательной работой, для греков было занятием на досуге.
Существительное колледж имеет другое происхождение. Оно пришло к нам через английский из латинского языка, причём исходное слово имело значение "товарищество".
Школа в России -- это среднее учебное заведение. Колледжами называют, как правило, учебное заведение, куда принимают после окончания основной школы и где человеку дают определённую специальность.В педагогическом колледже студенты получают специальность учителя начальной школы или воспитателя детского сада. В медицинском колледже обучают будущих медсестёр. В колледже культуры студенты получают профессии режиссёра, актёра, танцора, художника-оформителя.

Август, уже не лето. Лето! Лето!

Август, уже не лето
«Август, уже не лето» на Яндекс.Фотках

В школе после отпуска

Сегодня начался новый  трудовой год: как и многие мои коллеги, я после отпуска приступила к своим служебным обязанностям. Мои девятиклассники мыли окна, красили  дверные откосы, вешали занавески (жалюзи мы только нынче заказали), убирали листву на крыше. Одним словом, наводили порядок. До полного порядка  ещё далеко -- предстоит упорно поработать. Но, как мне показалось, мальчишки и девчонки с удовольствием занимались коллективными делами. Они повзрослели. Как я обычно говорю, вы уже большие, сами всё старайтесь делать.  Они за всё берутся.

25 августа 2011

Ретро-цитатник

Школьники во все времена зависели от технологий, а взрослые очень сокрушались по этому поводу .

"Школьники сегодня слишком зависят от грифельных досок, которые стоят очень дорого. Что будет делать ученик, если его доска разобъется? Он не сможет научиться писать." (Из выступления на собрании учителей, 1703 г.)

"Школьники сегодня очень зависят от бумаги. Они не знают, как правильно пользоваться грифельной доской, чтобы не обсыпать себя мелом с ног до головы. Что они станут делать, когда у них не будет достаточно бумаги?" (Отчет директора школы, 1815 г.)

"Школьники сегодня слишком зависят от чернил. Они не знают, как заточить перочинным ножиком карандаш. Перо и чернила никогда не заменят карандаш!" (Журнал Национальной ассоциации учителей, 1907 г.)

"Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании." (Журнал «Сельский американский учитель», 1928 г.)

"Школьники сегодня слишком зависят от авторучек. Они не умеют писать металлическими перьями. Родители не должны позволять детям такую роскошь, потому что в реальном мире, на производстве и в офисах еще редко встретишь подобные экстравагантные приспособления." (Газета «Родительский комитет», 1941 г.)

"Шариковые авторучки разрушат систему образования в нашей стране. Школьники просто постоянно выбрасывают старые и покупают новые. Банковские служащие и офисные работники никогда не позволят себе подобной роскоши." (Журнал «Federal Teachers», 1950 г.)
Источник здесь

Ниагарский водопад. Виртуальное путешествие

Ниагарский водопад
«Ниагарский водопад» на Яндекс.Фотках

А КАК В ИДЕАЛЕ?

   Из Программы развития Классического пансиона МГУ им. М.В.Ломоносова      
  Учитывая возможности Пансиона учить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, школьная система перестроена таким образом, что индивидуальные стили обучения для всех учащихся определяются заранее, так как преподаватели сами умеют распознавать их.
  Задача Пансиона побеспокоиться о том, чтобы учить своих воспитанников в соответствии с их особенностями, обеспечив каждого ученика материалами, отвечающими его любимому способу обучения и работы.
В целом, обучение преследует тройную цель:
♦ получить навыки и знания по конкретным дисциплинам, а также научиться получать их быстрее, эффективнее и проще;
♦ развить общий концептуальный подход — научиться применять схожие подходы в разных областях;
♦ развить персональные навыки и воспитать соответствующее отношение к жизни, которые можно легко использовать во всем, что приходится делать.
Так как каждый воспитанник Пансиона является программистом, а попутно и составителем своей собственной программы обучения, образовательная программа в Пансионе персонализирована — чтобы зафиксировать успехи любого отдельного ученика в выполнении его собственного плана обучения.
Источник здесь

Какую школу мы хотим получить и какой она должна быть?

Академик А.М. Абрамов: -- Сегодня де-факто школа является ступенькой для подготовки в вуз. Что, кстати, явно зафиксировано в идее ЕГЭ. Экзамен материализует эту цель. А школа тем временем очень важный "человекообразующий и народообразующий" институт. И его функция - организация проживания ключевых периодов жизни: детства, юности. Это важнейшая задача, и вузы здесь совершенно ни при чем. А что касается подготовки к будущей профессии, то у нас существует система кружков, факультативов, олимпиад, специализированных школ. Это совсем другой поток.
Источник здесь 
Действительно, у детей отнимают детство со всеми этими реформами, проектами и стандартами... 

Чему учить детей -- непонятно

Корреспондент "Российской газеты Мария Агранович взяла интервью у члена-корреспондента Российской академии образования А.М. Абрамова.
РГ: Новые стандарты для старшей школы все еще дорабатываются. Вы участвовали в разработке на самых первых порах. Чего сейчас не хватает проекту?
 Абрамов: Этот документ доработать уже нельзя. Можно только делать заново. Он не отвечает своей главной задаче - фиксировать содержание образования. Написан так, что понять, чему конкретно учить детей, просто невозможно. Та же история и со стандартами для начальной школы, которые уже утверждены и с нового учебного года начинают действовать во всей России. Документ есть, а качественно разработанных программ под него нет, методик для новой схемы преподавания нет... Всю работу, по сути, нужно начинать с нуля.
Читать полностью здесь 

Послушаем симфонию

"Илья Муромец. Пролог" (Серия 1). (1975). О Муромце и каликах перехожих. В фильме использована музыка Р. Глиера "Илья Муромец". (К урокам литературы в 6 и 7 классах).

Сим- -- значит вместе

Симфония, симметрия, симпатия. Что общего между этими словами? Все они пришли к нам из древнегреческого языка.
Сим -- эта часть переводится "вместе", "со". Зная это, мы вниматнльно всматриваемся в оставшиеся части слов и видим знакомые нам корни.
Симфония -- "вместе" + "звук" (фонотека, магнитофон) -- "созвучие".
Симметрия -- "соразмерность".
 Симпатия -- "сочувствие, склонность".

24 августа 2011

Нотр-Дам де Пари. Перспектива и свет в конце...


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Церковь Нотр-Дам в Пуатье. Франция. Во многом уникальное сооружение даже для  этой страны. Автор советует смотреть в большом размере.

Какие у нас перспективы?

Латинский глагол, послуживший основой для образования слова перспектива, означает "смотреть сквозь, проникать взором". Именно это смысловое ядро лежит в основе современного спектра значений данного существительного.
Даль, пространство, охватываемое взглядом. Из окна углового дома была видна перспектива  бульвара, занавешенного сиреневой кисеёй весеннего тумана.
Способ изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии и кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, обусловленным степенью отдалённости их от точки наблюдения. Чтобы правильно изобразить предметы на картине, необходимо знать законы перспективы.
Будущее, ожидаемое, виды на будущее. У этого парня  хорошие перспективы в жизни: умён, талантлив, а главное -- умеет работать. 

Августовское совещание словесников города

Сегодня состоялось совещание  городского методического объединения учителей русского языка и литературы.  На нём обсудили проект нового закона об образовании, заслушали анализ  результатов ЕГЭ по русскому языку  в школах города. Учителя-мастера поделились опытом работы с одарённми детьми,  работы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на этапе подготовки к ЕГЭ, а также результатами учебно-исследовательской деятельности учащихся по выяснению особенностей языковой личности современного подростка.   
Всё-таки беспокойные эти учителя -- словесники. Чем только они не занимаются! Поймала себя на мысли: в течение всего заседания ни разу не прозвучало обычное: "за копейки работаем". В общем-то, по адресу пришлось пожелание не успокаиваться  и постоянно быть в творческом поиске нового методиста комитета Марии Владимировны  Земсковой, которая вела  наше собрание.
Замечание : заданность и традиционность (узнали о результатах ЕГЭ, поделились опытом) августовского совещания объяснима, однако  хотелось бы услышать хоть краем уха о том, что кроется под грядущей с 1 сентября сменой вывески в статусе наших школ, об изменениях в КИМах ГИА, о совершенно новых  формах деятельности творческих учителей,  об интерактивных рабочих программах... Думается, что нужно было больше внимания уделить методической составляющей нашей работы.