10 сентября 2011

КАК ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА?

Вынесенный в заглавие вопрос стоит перед учеником. Для учителя вопрос звучит иначе.
Например: как заставить выучить правила? Или: как помочь выучить правила? Второй вариант, разумеется, лучше, но требует уточнения. В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами: 
как научить детей видеть и понимать те закономерности языка, которые превратились в правила?
как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма?
Оба вопроса методического характера.
При адекватной методике преподавания ученик практически избавлен от необходимости заучивать правила. Они сами укладываются в сознании, усваиваются и запоминаются в процессе правильно организованной работы. Заучивать придется только исключения из правил.Тут сразу оговоримся, чтобы не создавать лишних иллюзий: знание правил не дает стопроцентной автоматической гарантии грамотности письма. Но незнание их дает почти стопроцентную гарантию безграмотности.
Алгоритм работы на конкретном примере расписан  дальше 

Сайт "Умная школа"

Имя числительное -- особая часть речи. Почему?

В современном русском языке числительные, образуя особую, отдельную часть речи, объединяют слова — названия чисел, совершенно разные по своему образованию, по своему исконному характеру, по типам словоизменения. Это объясняется тем, что как особая часть речи числительные сложились в относительно поздний период истории русского языка и до сих пор сохраняют многие особенности, присущие им в древнерусскую эпоху. Эти особенности связаны в первую очередь с тем, что в древнерусском языке слова — названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще еще не являлись собственно словами, а представляли собой сочетания слов определенного характера.
Прилагательными были названия чисел одинъ (одьна, одьно), дъва, (дъвЪ), три (трье), четыре (четыри). Такой их «прилагательный» характер выражался прежде всего в том, что они согласовывались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились: дъва (м. р.) и дъвЪ (ж. и ср. р.); они также согласовывались с существительными, выступавшими в падежных формах двойственного числа, а трье (м. р.), три (ж. и ср. р.) и четыре (м. р.), четыри (ж. и ср. р.) — с существительными, выступающими в падежных формах множественного числа: дъва стола, дъвЪ рыбЪ, дъвЪ селЪ; трье стали, три рыбы, три окна; четыре столи, четыри рыбы, четыри окна. В современном языке такие отношения не существуют.
Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое, сочетаясь с существительными, согласуется с ними в роде, числе и падеже. Следует отметить, что слово один может употребляться также в качестве местоимения и существительного. Например: «...в одном департаменте служил один чиновник» (Н. В. Гоголь); «Все за одного, один за всех» (пословица).
Остальные количественные числительные в им.-вин. пад., сочетаясь с существительными, выступают в роли управляющих слов, причем числительные два — четыре требуют род. пад. ед. ч. (четыре стола), а остальные числительные — род. пад. мн. ч. (пять столов). Во всех косвенных падежах числительные сочетаются с существительными, полностью согласуясь с ними, ср. двух столов, двумя столами. Прилагательные-определения, имеющиеся при существительных, которые сочетаются с числительными два, три, четыре, могут быть и в форме им. пад. мн. ч., и в форме род. пад. мн. ч., например: четыре отважные летчицы и четыре отважных летчик.
Читать полностью

Конкурс мини-рецензий

Вы прочитали книгу о лингвистике, которая вас потрясла до глубины души, и хотите посоветовать её остальным? У вас есть любимая настольная книга — и по странному совпадению она посвящена лингвистике или языкам? Вы можете написать о лингвистической книге так, чтобы другие немедленно кинулись за ней в магазины? Вам кажется, что раздел «Книга месяца» давно не обновлялся?
Тогда примите участие в нашем конкурсе! Мы приглашаем всех школьников — читателей нашего сайта написать мини-рецензию на свою любимую книгу о лингвистике (от 750 до 1500 знаков, включая пробелы). По итогам голосования посетителей сайта авторы самых популярных рецензий получат призы!
Источнике здесь

ЦАРЬ

Царь!
«Царь!» на Яндекс.Фотках

08 сентября 2011

Широкое и узкое значение термина «имя числительное»

Имя числительное – знаменательная часть речи, называющая отвлечённое число и количество предметов.
Число и количество – категории не только лингвистические, но и математические, астрономические, философские, мифологические и т. д. Возникли они в дописьменный период, и поэтому точно датировать происхождение этих понятий невозможно. Первыми дошедшими до нас математическими текстами считают два египетских папируса и многочисленные глиняные таблички из древнего Вавилона, содержащие формулировки решения задач [Детская энциклопедия в 12 томах. – Т. 2. – М.: Просвещение, с. 501 ] . Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. Число и количество активно использовались как средство, помогающее человеку не только просуществовать физически, активно развивать земледелие, но и открывать новые земли, познавать мир.
Для называния чисел понадобились новые лексические единицы, они и стали основой новой части речи – имени числительного. Историки языка утверждают, что эта часть речи появилась сравнительно поздно, ибо человек прежде всего назвал предметы, его признаки и лишь значительно позже познал отвлеченное число. Некоторые косвенные доказательства свидетельствуют о том, что homo sapiens трудно отделял число от предмета. Любопытным является свидетельство писателя Семушкина, который в 30-е годы ХХ века побывал в гостях у жителей Севера в одном из стойбищ чукчей и описал следующий случай. Хозяин яранги вместе со своим родственником дважды пересчитали стадо оленей: первый считал их по головам в самом стаде, второй – по памяти на пальцах, при этом для подсчёта не хватило рук и ног своей семьи из пяти человек и пришлось пригласить еще двух человек из соседней яранги. В том и другом случае оленей оказалось 128 [ Цит. по кн.: Депман И. Мир чисел. – Л.: Дет. лит., 1966. – С. 4-5 ] . Для нас в этом факте интересно то, что старик помнил каждого оленя и откладывал на пальцах каждую особь отдельно, то есть в его сознании количественная характеристика была неразрывной с самим предметом.
Источник здесь

Крым. Херсонес. Виртуальное путешествие

Херсонес
«Херсонес» на Яндекс.Фотках

Международный День искоренения неграмотности

Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Л.н. стала гл. задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР (создан в 1917; с 1920 – Главполитпросвет), которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) всё население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т.п., входившие в систему Главсоцвоса.
Читать дальше 

07 сентября 2011

"Итильский берег" -- военно-исторический фестиваль

V военно-исторический фестиваль «Итильский берег» прошёл в Харабалинском районе Астраханской области. Фестиваль  объединил на берегу Волги и Ахтубы около двухсот представителей ведущих клубов страны, занимающихся реконструкцией военной истории разных эпох и народов, а также представителей исторической науки Астраханской области. Для жителей Астраханской области и гостей «Итильский берег» станет ярким и запоминающимся зрелищем с массовыми сражениями, индивидуальными турнирами, знакомством с образцами вооружений и предметов быта, выступлениями фольклорных коллективов.
Основная тематика мероприятий V военно-исторического фестиваля «Итильский берег» заключается в представлении зрителю наиболее ярких страниц уникальной, неповторимой истории Астраханского края.

06 сентября 2011

Осень убирала берёзу в золотой убор

Давайте понимать друг друга с полуслова…
 Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самый отдалённый курган в степи,  на открытой и просторной равнине жёлтые жнивья.  Осень  убирала и берёзу в золотой убор. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец,  не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая изподнизу отсветом сухих листьев, а радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивьё.                                     И.А. Бунин

К уроку литературы в 9 классе. Ария князя Игоря

Ария князя Игоря из оперы Бородина "Князь Игорь"

Проверь свои знания по литературе!

Здесь   тестовые задания  по литературе "О художественной литературе и чтении". Проверь свои знания. Всё просто: открываешь ссылку, выбираешь задание, открываешь его и  отвечаешь на вопрос. Сразу получаешь оценку. Попробуй!

Обращение -- обвращение

Обращать, обращаться, обращение. Корень в этих словах, кажется, выделить легко: обращ-. Мы знаем, что если в корне есть буква щ, то нужно поискать историческое чередование т//ч//щ. Ищем -- и находим: обратиться. Не хватает варианта с ч.
Вслушаемся в звучание корня. Он не даёт нам представления о внутренней форме слова. Почему обращение называется именно обращением? И почему об- выглядит как приставка? Если это так, то корень рат-//ращ-?
В заданных словах мы сталкиваемся с уже знакомым нам явлением русского языка. Вернёмся к истокам.
Ворот, ворочать (вот, кстати, недостающий компонент чередования -- буква ч), поворачивать, вращать. Когда мы хотим кому-то что-то сказать, мы поворачиваемся к этому человеку. Говорить, глядя в  другую сторону, считается невежливым; к тому же тебя могут просто не понять. Итак, мы поворачиваемся, обворачиваемся, обвращаемся. В двух последних словах рядом на стыке приставки и корня, оказываются два согласных звука: [б] и [в]. Оба образуются с помощью губ, причём первый более звучный, чем второй. Звук, оказавшийся более сильным, как бы "приклеивает" к себе второй, а потом и вовсе поглощает его.
 Приставка срастается с корнем: обворачиваться -- оборачиваться, обвращаться -- обращаться.

05 сентября 2011

Слайд-шоу "Искусство создания книги"

Пройдя по  этой ссылке
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75e97c03-dbff-4d5a-a97a-337fd7a53be7/%5BLI6RK_1-01%5D_%5BSL_01%5D.html#_blank ,  найдёте красивые фотографии старинных книг и убедитесь, что создание книги -- это настоящее искусство.

Писатели о книгах и чтении

Айзек Азимов (1920), американский писатель, ученый биохимик:
«Книга дает вам необходимые слова, чтобы читать и перечитывать их, когда вы хотите – в постели, за столом или растянувшись на полу – и как вы хотите – не спеша, быстро, подряд или по кусочкам. Но главное – книга дает вам слова, к которым вы сами подбираете картины, возникающие в вашем воображении. Вы знаете, как выглядит д`Артаньян и Дон-Кихот, и это – ваш д`Артаньян, ваш Дон-Кихот – ваша личная собственность, ваша на всю жизнь… Никогда не будет придумано что-либо подобное книге – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную».

ОДЕНЬ И ВООРУЖИ БОГАТЫРЯ. Интерактивное задание

Завтра в 7 классе мы начинаем читать былины. Сначала прочитаем былину о  Святогоре и Микуле Селяниновиче, а потом об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. По этой ссылке располагается интересное интерактивное задание "Одень и вооружи богатыря". Попробуйте его выполнить. Очень увлекательно!

"ВАШЕ ВРЕМЯ ИСТЕКЛО"

Р.В. Назаров в книге "Несекретные секреты" (СПб, 1998) приводит такую версию "связи" воды и времени, отразившуюся в языке.  Одним из свмых древних приборов для измерения времени в Древней Греции были водяные часы, где вода медленно и равномерно вытекала из одного сосуда в другой. В судебных заседаниях обвинителю и обвиняемому предоставлялось одинаковое время, и, прежде чем они начинали говорить, им отмеривали равное количество воды. Оратор имел право говорить, пока вода текла. Когда же она истекала, он должен был замолчать. Отсюда и выражение "ваше время истекло".
На снимке: водяные часы, или клепсидра. Основа механизма как у песочных часов. 

04 сентября 2011

Озеро Большое Алло. Виртуальное путешествие

;Утро. Озеро Большое Алло. Фаны. Таджикистан. Август. 2011
«Утро. Озеро Большое Алло. Фаны. Таджикистан. Август. 2011» на Яндекс.Фотках
Это в Таджикистане. Снимок сделан рано утром, когда солнечные лучи едва коснулись прохладных вод озера, осветив его глубину и синий покой..

В Астраханском кремле установлены телескопы...

Астраханцы и гости города смогут полюбоваться видами современного городского пейзажа с высоты птичьего полета и познакомиться с уникальными экспозициями по истории Астраханского кремля XVI —XIX столетий.
С сентября астраханцы и гости города смогут обозревать Астрахань и её окрестности в мощные телескопы, расположенные на четвёртом ярусе музейного объекта "башня «Красные ворота». Один из телескопов направлен на Волгу и её противоположный берег, другой обращён внутрь Астраханского кремля. Третий телескоп установлен на последнем ярусе музейного объекта «Пыточная башня». Глядя в него, можно, как на ладони, увидеть всю территорию Белого города — исторического и культурного центра современной Астрахани.
Источник здесь 

Отзвенело лето радостной струной

Отзвенело лето радостной струной...
«Отзвенело лето радостной струной...» на Яндекс.Фотках
Отзвенело лето радостной струной,
Изнурять не сможет больше летний зной,
Наступает время грусти и тревог,
Осень золотая стала на порог.
Песни птиц задорных больше не звучат,
Оголит деревья быстро листопад,
Осень не задержит свой могучий бег,
И ковёр осенний вмиг побелит снег.
А пока идут холодные дожди,
Безраздельно грусть господствует в груди,
Но в душе живёт великая мечта:
Снова возвратится Лета Красота.
На землю теперь ложится рано тьма,
Быстро пробежит холодная зима,
Небо будет синим, станет даль ясна,
К счастью путь проложит ранняя весна.
Летом золотые будут времена,
Снова всколыхнётся Радости Струна,
Разольются трели ранних певчих птиц.
Не бывает в жизни счастья без границ…
А. Болутенко 

О смысле слов с чередованием

Вслушаемся в корни с чередованием гласных е//и: запереть -- запирать, замереть -- замирать. Какое действие обозначают эти глаголы? Мы видим, что запереть и замереть обозначают то, что уже совершено один раз. Запирать и замирать -- действие, которое совершается многократно, но суть происходящего при этом не изменяется.
Теперь присмотримся  к паре блестеть и блистать. Можем ли мы про эти глаголы сказаать тоже? Блестеть -- это действие, которое изначально имеет длительность, про него мы не можем сказать, что оно совершено  один раз и уже закончилось. Глагол блистать несёт в себе значение не многократности, а также длительности, продолжительности.
Но самое главное: эти глаголы имеют разные оттенки смысла! Блестеть -- это значит ярко светиться, сверкать. Блистать -- тоже ярко светиться. Мы можем сказать: звёзды блестели -- звёзды блистали. А дальше: глаза блестели -- глаза... блистали? О глазах мы не скажем, что они блистали.
Человек может блистать красноречием, но не может красноречием блестеть. Знатная дама может блистать в свете, а бриллианты на её платье могут блестеть. А вот успех может быть как  блестящим, так и блистательным.

03 сентября 2011

ДОРОГА. ЗАКАТ

Дорога.
«Дорога.» на Яндекс.Фотках

Аналитический отчёт о результатах ГИА-2011 по русскому языку

Обученность участников экзамена по русскому языку составила:
в 2011 г. - 92%,
в 2010 г. – 87%.
Отметки «4» и «5» получили:
в 2011 г. - 59%,
в 2010 г. – 48%.
Распределение участников экзамена по первичным баллам:
отметку "2" (от 0 до 18 баллов) получили 8%;
отметку "3" (от 19 до 28 баллов) - 33%,
выпускников, набравших 28 баллов, – 4,5%,
тех, кто получил 19 баллов, – менее 2%;
отметку "4" (от 29 до 36 баллов) получили 41% участников ГИА,
36 баллов получили 5,5% выполнявших работу, что также превышает показатели 2010 г;
отметку "5" (от 37 до 41 баллов) получили 18% (в 2010 г. – 11%),
максимальное количество баллов удалось набрать почти 1,5% (в 2010 г. – менее 1%).
Средний процент выполнения задания С1:
в 2011 г. – 77,3 %,
в 2010 г. – 75 %.
Все же анализ экзаменационных работ выявил проблему недостаточной сформированности комплекса умений, необходимых для написания сжатого изложения.
Средний процент выполнения заданий А1-А3 (с выбором ответа) составил 83 %.
С выполнением заданий части 2 экзаменационной работы большинство участников экзамена справились. При этом очевидно, что отдельные элементы содержания представляют определенную трудность для выпускников IХ классов.
Все показатели выполнения заданий В1-В14 (с кратким ответом) в 2011 г. оказались выше показателей 2010 г., за исключением заданий В1 (выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения) и В2 (правописание корней) – здесь средний процент успешного выполнения снизился:
В1 – 69% (в 2011 г.), 74% (в 2010 г.)
В2 – 72% (в 2011 г.), 75% (в 2010 г.).
Анализ выполнения части 3 (С2.1 и С2.2) обнаружил неподготовленность выпускников, получивших на экзамене отметку «2», к созданию текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Источник  блог "По уши в ГИА" 

Рыцарский турнир

В Астраханской области в субботу стартует V военно-исторический фестиваль "Итильский берег", на котором эпоху средневековых сражений и рыцарских турниров будут воссоздавать 300 представителей военно-исторических клубов из 15 городов России. 
 "Фестиваль будет проходить в Харабалинском районе области, где ведутся раскопки Сарай-Бату - древней столицы Золотой Орды, и снимался фильм, посвященный той исторической эпохе", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пятницу в Минкультуры области. У стен стилизованного золотоордынского города пройдут конные и пешие рыцарские поединки, турнир по историческому фехтованию, стрельбе из лука, а также ночные сражения рыцарей, вооруженных копьями и палицами. Кроме этого, состоятся конкурсы исторической кухни, костюмов и танцев эпохи средневековья. Фестиваль завершится 4 сентября большим рыцарским шествием.
Источник здесь 

02 сентября 2011

БУКВА "ЯТЬ": в дополнение к материалам урока

Вам, моим читателям, быть может, невдомёк, почему некогда Мы срубили ели надо было писать через е (ели), а Мы ели уху через ѣ "ять" (ѣли). Ведь слова "ели" и "ели" там и тут выговаривались абсолютно одинаково.
Многим казалось, что буква эта выдумана без всяких причин и надобностей специально на погибель малышам первоклашкам и что никакого смысла в ней нет и никогда не было.
На самом деле всё обстояло "и так и не так"... Начнём с "не так".Составители кириллицы отнюдь не хотели никого затруднять. Они стремились всячески облегчить славянское правописание. К греческому алфавиту они добавляли лишь такие буквы, которые выражали реальные звуки славянских языков. Такой была буква "ять", хотя по многим причинам мне было бы трудно описать сейчас, каков же был звук, ею обозначаемый. Свидетельства об этом чересчур неясны, а магнитофонов в IX веке не было.
Читать дальше