А здесь по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1421a7bf-f3e3-436d-81a3-041262c002b8/index_listing.html тест, который проверяет знание стихотворений А.С. Пушкина. Он тоже интерактивный
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
05 октября 2011
Соотнесите названия стихотворений с цитатами из них
По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a42ef4a-ab38-4b88-b973-45db34589718/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BTR_07%5D.swf интерактивное задание по литературе. Проверьте, как вы знаете стихотворения А.С. Пушкина. Задание в первую очередь адресовано 6-классникам.
Наши любимые и неповторимые
По этой ссылке http://www.slideboom.com/presentations/426416/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%9C%D0%9E%D0%A3%D0%A1%D0%9E%D0%A8-%E2%84%9649
презентация ко Дню учителя, выполненная учениками 9 а класса МОУ "СОШ № 49". Слайды сопровождает красивая музыка, но вставить её в хранилище SlideBoom не получилось.
презентация ко Дню учителя, выполненная учениками 9 а класса МОУ "СОШ № 49". Слайды сопровождает красивая музыка, но вставить её в хранилище SlideBoom не получилось.
Кто после нас?
В школе сегодня был день самоуправления. Учителей заменяли ученики 10 класса. Девочки, которые вели уроки русского языка и литературы в моих классах, сказали, что не думали, что так трудно работать учителем. -- Теперь я точно знаю, -- поделилась с нами Элеонора, -- что не стану учителем... Комментарии, как говорится, излишни.
Вообще-то, считаю я, учить нетрудно, если нет кое-каких проблем. Например, с дисциплиной. Удержать современных детишек "в рамках" действительно непросто -- девочки правы.
04 октября 2011
Главная часть речи
Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema ), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить; см. также: «Глаголом жечь сердца людей». А.С. Пушкин).
Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категориями рода.
Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет как процесс (процессуальный признак) и действия ( бежать, грузить, рыть ), и состояния ( лежать, спать, страдать ), и отношения ( иметь, преобладать, принадлежать )» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 582].
Глагол – одна из самых сложных, семантически ёмких, грамматически содержательных частей речи. Проф. А.А. Потебня вслед за М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым и зарубежными лингвистами В. Гумбольдтом, Х. Штейнталем говорил о важнейшей роли глаголов, об их главенстве в системе частей речи.
Дальше о глаголе и его грамматических значениях. В дополнение к материалам уроков русского языка в 7 классе.
Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категориями рода.
Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет как процесс (процессуальный признак) и действия ( бежать, грузить, рыть ), и состояния ( лежать, спать, страдать ), и отношения ( иметь, преобладать, принадлежать )» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 582].
Глагол – одна из самых сложных, семантически ёмких, грамматически содержательных частей речи. Проф. А.А. Потебня вслед за М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым и зарубежными лингвистами В. Гумбольдтом, Х. Штейнталем говорил о важнейшей роли глаголов, об их главенстве в системе частей речи.
Дальше о глаголе и его грамматических значениях. В дополнение к материалам уроков русского языка в 7 классе.
...Всё взято из жизни
Н.В. Гоголь метко назвал "Недоросля" подлинно общественной комедией: "Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знаньем души".
Сегодня -- Всемирный день защиты животных
4 октября, во всем мире отмечается День защиты животных. Именно в этот день в 1226 году умер святой Франциск Ассизский, основатель монашеского ордена, заступник и покровитель «братьев наших меньших» - зверей и птиц. Трепетное отношение к любому проявлению жизни, ко всем живущим существам, способность сострадать и чувствовать их боль острее своей собственной сделали его святым, почитаемым во всем мире. Премия имени святого Франциска присуждается за выдающиеся заслуги в области защиты природы.
Решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В тот день общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете. Позже в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое оформление. Так, в 1986 году Совет Европы принял Конвенцию по защите экспериментальных животных, а в 1987 - по защите домашних животных. Не секрет, что во многих странах домашние животные давно считаются полноправными членами семьи – у них есть свои собственные праздники, свое медицинское обслуживание, свое «меню» на каждый день и т. д.
В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось «Российское общество покровительства животным», которое курировали супруги российских императоров.
Всемирный День защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных.
Источник здесь
Решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В тот день общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете. Позже в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое оформление. Так, в 1986 году Совет Европы принял Конвенцию по защите экспериментальных животных, а в 1987 - по защите домашних животных. Не секрет, что во многих странах домашние животные давно считаются полноправными членами семьи – у них есть свои собственные праздники, свое медицинское обслуживание, свое «меню» на каждый день и т. д.
В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось «Российское общество покровительства животным», которое курировали супруги российских императоров.
Всемирный День защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных.
Источник здесь
03 октября 2011
Запятая не ставится. Интерактивное правило
По этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a94e-0a01-00ee-00d3-730e77c2dbb7/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017C%5D.swf интерактивное правило-алгоритм по теме "Пунктуация в сложносочинённом предложении". Пример с вопросительными предложениями в составе ССП.
Сколько сложных существительных!
Завтра на уроке русского языка в 6 классе тема "Сложные существительные". Вы, ребята, конечно знаете, что сложные существительные образуются при помощи соединительных гласных -о- и -е-Например, пароход, самовар, землетрясение, пешеход. Есть и другие способы образования сложных существительных. Много их пишется через дефис. Здесь мы приводим примеры таких существительных. (Это страница "Для уроков" нашего блога).
Систематизация сведений о ССП (для 9-классников)
1. Какие признаки характеризуют сложносочинённое предложение?
2. Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения?
2. Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения?
Ответы можно найти по этой ссылке http://qwertyui11.blogspot.com/p/blog-page_4506.html на странице блога "Для уроков"
02 октября 2011
Спустившееся с Этны. Виртуальное путешествие
«спустившееся с ЭТНЫ.» на Яндекс.Фотках
Снимок сделан в Италии на острове Сицилия, город Катания. Облака образуются на вулкане Этна.
О сложном предложении. В дополнение к уроку
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, один из подклассов так называемых полипредикативных конструкций, т.е. конструкций, в составе которых имеется более одной предикации. Если представлять связную речь как развертывающуюся во времени последовательность предикаций, то основная функция полипредикативных конструкций – и сложного предложения в их числе – выделить в этой последовательности группы предикаций, более тесно связанных между собой по смыслу. Смысловое единство внутри такой группы обычно оформляется интонационно, кроме того, оно может выражаться с помощью особых грамматических и лексических средств, например посредством союзов. Так, в примере (1) Наташа не вышла на работу. Ребенок заболел две следующие друг за другом предикации разделены паузой, и каждая из предикаций предполагает произнесение с завершающей нейтральной интонацией, что и отражается на письме пунктуационно – с помощью точки в конце каждой предикации. В этом случае принято говорить о последовательности независимых простых предложений, смысловое единство которых в речи не оформлено. Однако эту же цепочку языковых единиц можно произнести иначе – без паузы и с интонационным выделением слова ребенок. При таком произнесении (пунктуационно оно отражается на письме с помощью двоеточия между частями предложения, выражающими предикации) коммуникативная цель говорящего – сообщить о причинно-следственной связи между двумя событиями: (2) Наташа не вышла на работу: ребенок заболел.
Оформленное интонационно, смысловое единство компонентов позволяет усматривать в примере (2) сложное предложение.
Интонация является обязательным, но не единственно возможным средством интеграции предикаций в сложное предложение.
История слова ОДИННАДЦАТЬ
История слова одиннадцать уходит своими корнями в праславянский язык (язык, реконструированный историками языка и общий для славянских племён).
Един на десяте -- так звучало это числительное в древние времена. Чтобы вам был ясен смысл этого выражения, представьте себе римскую десятку, на которую гордо взобралась лихая единица. Подобным же образом возникли все русские числительные второго десятка -- вплоть до девятнадцати.
Обратимся к орфографии первого из них. Мы видим, что рядом оказались две буквы н: одной заканчивается корень, с другой начинался предлог. Десять с помощью процессов упрощения превратилось в -дцать. Когда три слова слились в одно, в середине появилась удвоенная согласная, которая доставляет столько неприятностей нерадивым ученикам. Но мы твёрдо помним правильное написание этого числительного: одиннадцать.
01 октября 2011
30%-е повышение зарплат учителям - по сути, их индексация?
Весной власти заявили о повышении с 1 сентября зарплат учителям на 30%. Соответствующий указ был издан Минобрнауки РФ. Как рассказал член Совета межрегионального профсоюза российского образования "Учитель" Всеволод Луховицкий, выступая в Независимом пресс-центре, это скорее, их индексация за последние три года, которая даже не покрывает уровень инфляции. В последний раз зарплаты бюджетникам повышали в 2008 году.
"В Ленинградской области с 1 сентября фонд оплаты труда учителей повысится на 10%, а с 1 октября - еще на 9%. В Чувашской Республике с 1 сентября рост зарплаты составит 14,7%, с 1 октября обещано повышение еще на 6,5%. В Санкт-Петербурге зарплата учителей начальных школ к 1 сентября 2011 года увеличена не будет", - сообщил В. Луховицкий.
В ряде регионов на 30% повышают не среднюю зарплату, а лишь базовую ставку, которая составляет 3-4 тыс. рублей. Повышение зарплат должно быть проведено за счет регионов, у которых не всегда есть необходимые средства. Кроме того, значительная часть денег, предназначенных для повышения зарплат, направляется на стимулирующие выплаты. Фактически их распределение зависит от воли руководства образовательного учреждения. Так, в Ставропольском крае половина средств, выделенных на повышение зарплат с 1 июня 2011 года, была направлена на стимулирующие выплаты.
Профсоюз "Учитель" предлагает внести в готовящийся проекта закона "Об образовании в РФ" следующую норму: заработная плата педагогических работников (не средняя, а каждого отдельного педагога) должна быть не менее средней зарплаты по промышленности за норму рабочего времени (ставку). "Только таким образом можно побороть тенденцию к фальсификации показателей "средней зарплаты" за счет переработок и снижения качества образования", - заключил В. Луховицкий.
Сочинение на лингвистическую тему на ГИА
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Читать дальше
Денис Иванович Фонвизин. Афоризмы
Оставлять богатство детям? Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало! (о жадности)
Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Источник здесь
Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало! (о жадности)
Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Источник здесь
Как смотрели "Недоросля"
Современники, видя "Недоросля" в театре, сначала от души смеялись, но потом это настроение сменялось ужасом, глубокой печалью, и многие даже называли весёлую фонвизинскую пьесу современной русской трагедией. Пушкин оставил для нас ценнейшее свидетельство о реакции тогдашних зрителей: "Бабушка моя сказывала мне, что в представлении "Недоросля" в театре бывала давка -- сыновья Простаковых и Скотининых, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут -- и следственно видели перед собою близких и знакомых, свою семью"
Я царь -- я раб -- я червь -- я Бог!
Навсегда осталась в русской поэзии державинская строка о непрерывном духовном "восхождении" человека:
Я царь -- я раб -- я червь -- я Бог!
30 сентября 2011
Начнём с глагола. Изучаем его в 7 классе
Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).
Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет
— неопределенную форму (инфинитив),
— спрягаемые (личные и безличные) формы,
— неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.
Их грамматические признаки различны:
— инфинитив, деепричастие неизменяемы,
— у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа, падежа, одушевленности, как у прилагательных,
— спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют морфологический признак рода, в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении — морфологический признак лица, в условном и повелительном наклонении у них нет морфологического признака времени.
Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки:
1) у всех форм есть постоянные признаки вида, переходности и возвратности,
2) все формы обладают единым управлением — требуют постановки существительного в форме одного и того же падежа: читать / читал / читая / читающий книгу, но чтение книги.
Источник здесь
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)