13 октября 2011

"Фауст". Часть 1

">
К уроку искусства в 9 классе.

М.В. Панов о преподавании орфоэпии в школе

Вопросы орфоэпии то ли входят в область преподавания русского языка, то ли не входят. Как-то для серьезных занятий правильным произношением всегда не хватает времени. Когда я был учителем в средней школе, на один аспект орфоэпии у меня времени хватило. На произношение мягких согласных перед мягкими. Часто именно эта тема и проходит мимо внимания учителя, а между тем она очень важна. Подтачивается временем чудесная гармония русского произношения, когда мягкость одного согласного разливается на предшествующий, создавая единое музыкальное целое. Даже закон, недавно еще незыблемый: перед мягким зубным зубной может быть только мягким, – даже он теряет свою силу и обязательность... Это – порча музыкальной основы русского языка.
Обычно учитель в области орфоэпии ограничивается скромным набором: он исправляет неправильные ударения (звонит), буквенное произношение (конечно), искаженный звуковой состав слов (куринария вместо кулинария). Все это, конечно, важные и нужные заботы. Но еще важнее те орфоэпические занятия, которые связаны с общими законами русского произношения и имеют давнюю традицию, идущую от Пушкина, Лермонтова, от всей классической поэзии.
Я поступал так. На каждом уроке в 8-м, 9-м, 10-м классах я оставлял несколько минут для орфоэпического тренажа. На доске записано какое-нибудь из сочетаний мягкого зубного с мягким зубным, например:
                                                                          [з’] + [н’]
Ниже записаны на доске слова: сквозняк, разница, возня, разнес, разнесла, в розницу, Вознесенск, разнять... Ученики с этими словами придумывают предложения. Вслух их читают. С мягкими [з’н’]!
На следующем уроке – другое звукосочетание:
[н’] + [з’]
И записаны такие слова: вензель, гортензия, претензия, пронзить, пронзят, пронзенный, трензель (это слово учитель объясняет), пронзительно и т.д. Здесь возможны всякие культурно-исторические замечания, например, что в имени Ганзель из немецкой сказки братьев Гримм произносится [нз] – твердое сочетание согласных. Всего таких сочетаний, с мягкими зубными, получится около десяти (сочетание [с’т’] давать не стоит: ассимилятивная мягкость здесь прочна – кость, трость, гости, пустить, стих – и не нуждается в орфоэпической защите). Затем учитель один урок посвящает зубным согласным: рассказывает об их артикуляции, учит наблюдать мускульным чувством, как язык прикасается к верхним зубам... И раздается радостный крик детей: они догадались, что это не множество сочетаний, что это одно сочетание:
                                                      мягкий зубной + мягкий зубной!
И заучивать их не надо: они же научились узнавать, какой согласный зубной.
Далее таким же путем изучается и усваивается сочетание мягкий зубной + мягкий губной с ассимилятивной мягкостью: разве, зверь, в избе и т.д.
Знание на первый взгляд лишнее, усложняющее орфоэпический тренаж – изучение артикуляции зубных и губных, но на самом деле это усложнение упрощает дело.
Источник здесь

Это на Пандоре? Виртуальное путешествие

Давно стоим
«Давно стоим» на Яндекс.Фотках
Эти скалы очень устойчивы. Можно встретить "пеньки" от упавших скал, но, видимо, это произошло очень давно. Признаков же свежих камнепадов не видно совсем. К тому же, все дорожки и смотровые площадки расположены прямо на краю вертикальных или нависающих скал. А парк существует уже более 20 лет. (Геопарк Чжанцзяцзе, провинция Хунань, Китай).

12 октября 2011

О глаголах направленного и ненаправленного движения


М.В. Панов: -- Язык не любит лишней грамматической синонимии.
Но подлинными спасителями оказываются эти ступени, когда внимание привлечено к глаголам направленного и ненаправленного движения. У всех этих глаголов: лететь – летать, идти – ходить, ползти – ползать, плыть – плавать и т.д. – в связи с образованием видов и их использованием рождаются такие трудности, что не только ученику, но и учителю от них приходится солоно. Я, говоря прямо, от этих глаголов направленного и ненаправленного движения много вытерпел. Тут и опытный учитель может попасть впросак. Чтобы разобраться, здесь необходимы ступени видового словообразования.
Что творится, например, с глаголом пролетать! В предложении Каждое утро над нашим городом пролетает самолет глагол пролетать несовершенного вида. С таким небольшим запасом бензина наш самолет пролетает недолго. Здесь глаголпролетать совершенного вида! Что за хамелеон? Ведь это не двувидовой глагол. Да; это два разных глагола, омонимы. Одна лесенка: лететь – пролететь – пролетать. Последний глагол занимает вторую ступеньку, он, как и должно быть, несовершенного вида; начало цепочки – лететь; все глаголы в этой цепочке-лесенке обозначают направленное движение. Другая цепь: летать – пролетать. Приставочный глагол занимает первую ступеньку, вид у него по общему закону совершенный; начало цепочки – летать; все глаголы в этой цепочке обозначают ненаправленное движение.
Нет, не разберешься во всем этом, если не посвятишь урок теме «Ступени видового словообразования глаголов».
Все это говорит, – и нам с вами, и ученику, – что наш язык устроен разумно. И он достоин уважения. Так-то! Убедить в этом ученика – хорошее дело.
Бывает, значит, так: усложнишь дело – и в результате оно станет более простым.
Источник здесь

Ступени видового словообразования


М.В. Панов, автор  нашего учебника. о сложных темах:
-- Когда группа авторов работала над учебником для 7-го класса, возник спор: вводить ли тему «Ступени видового словообразования у глаголов»? Одни говорили: в национальной школе, не русской, она нужна: учит детей по строению глагола определять вид его. В русской школе эта тема не нужна, потому что дети приходят в школу, уже умея определять вид глагола. Ступени видового словообразования у глаголов, напомним, это вот что. Огромное большинство непроизводных глаголов принадлежит к несовершенному виду, от этих глаголов образуются с помощью приставок глаголы совершенного вида, а от этих глаголов с помощью суффиксов образуются глаголы несовершенного вида; наконец, от некоторых из таких образуются с помощью другой приставки глаголы совершенного вида. Получаются ступени: нулевая – непроизводные глаголы – и три последовательные производные. На каждой ступени меняется вид. Дети, конечно, знают эти глаголы и умеют ими пользоваться в речи. Но мимо их внимания проходят слаженность языкового механизма, его безупречно регулярная работа, безотказность его действия; сотни сотен глаголов подчиняются таким закономерностям:
лепить – вылепить – вылепливать – навылепливали тут этих снежных баб!;
пилить – распилить – распиливать – пораспиливали все бревна;
коптить – закоптить – закапчивать – позакапчивали все окорока...
Везде эта строгая закономерность: несовершенный вид – поворот на полкруга, и он сменяется совершенным (действует приставка) – поворот на полкруга, и он сменяется несовершенным (действует суффикс) – поворот еще на полкруга, и он снова сменяется совершенным (действует другая приставка).
Если глаголы нулевой и первой ступени образуют видовую пару (писать – надписать), то дальнейший ход по ступеням видового словообразования пресекается, и эта закономерность разумна, и язык снова предстает в глазах школьников мудрецом. Действительно, два полукруга составляют круг, и значение глагола на второй ступени возвратится к нулевой. Так и происходит в случаях, когда круг в виде исключения замыкается: читать – прочитать – прочитывать; Он читал (= прочитывал) по две книги в день. Язык не любит лишней грамматической синонимии.
Источник здесь

Антарктида. Виртуальное путешествие

Антарктида
«Антарктида» на Яндекс.Фотках
Вот тут-то  уж точно никогда не побываешь!

Заглянем в другую мастерскую...

Мы с подругой нашли объявление: "Рисую карикатуры, пейзажи, натюрморты и т.п. Обращаться туда то". Сказав мамам, куда едем, отправились по адресу. Зайдя в мастерскую, сразу ощутили творческую атмосферу заведения. На стене мозаичный портрет хозяина и акварели. Посреди комнаты мольберт. Рядом маленький столик, на котором лежали кисти, палитра, стояли баночки с краской.
Итак, Вадим Андреевич начал рисовать карикатуру на меня (заказ для мастера -- закон! Правильнее, как он заметил, было бы сказать "шарж"). Сначала художник сделал эскиз и показал нам. Получилось просто уморительно, но  совсем не обидно. Потом что-то подправил, изменил, затушевал, высветил -- и готово. Подружка чего-то испугалась и отказалась позировать. А у меня дома теперь есть  шарж на собственную персону, выполненный профессиональным художником. Здорово!
Светлана Л., ученица 7 б класса.

В мастерской художника на улочке Парижа

Мастерская -- это святая святых каждого художника. Представим, что мы очутились  в такой мастерской, которая находится в неприметном доме. 
Этот  домик стоит на узенькой парижской улочке. Внутри находится просторная, наполненная светом комната. В глаза сразу бросаются пять больших окон. Они освещают помещение мягким светом. Взгляд притягивает одна из стен. На ней много разных картин и рисунков. На одной изображён   французский пейзажист-маринист Мозен Шарль-Луи. На другом полотне известный "Натюрморт с атрибутами искусств" -- гениальное творение французского живописца Жана Батиста Симеона. В правом углу висит копия карикатуры Жана Жерара. В верхней части стены располагается ряд из французских афиш и рекламных плакатов. На противоположной от окон стене висит прекрасная картина под названием "Елисейские поля". На  ней, написанной акварелью, точно передан колорит города влюблённых -- Парижа.
На потолке выложена очень интересная мозаика, запечатлевшая Эйфелеву башню. В мозаике  мастерски используется контраст цветов: яркие огни башни и  тёмный фон ночного неба.
Возле окна стоит мольберт, на мольберте подрамник с куском ватмана. На нём эскиз будущего творения  художника -- собор Нотр-Дам де Пари.
Зухра Ш., ученица 7 б класса.

Тематические группы слов

В учебнике  по русскому языку под редакцией М. В. Панова (по которому мы в режиме эксперимента занимаемся с семиклассниками) очень своеобразно  изучаются новые слова. Они помещены в рубрике "Пиши правильно!" Обычно предлагается от 20 до 30 слов, объединённых тематически. Среди них есть такие, которые дети употребляют редко, однако культурному человеку их знать надо. Авторы учебники полагают, что   ученики смогут запомнить   написание, понять лексическое значение малоупотребительных или незнакомых слов лучше благодаря как раз такому представлению в группах. К спискам предлагаются оригинальные задания, которые  мои  ребята выполняют с удовольствием.
Далее в постах я предлагаю вам сочинения  учеников 7 класса из слов тематической группы "Художник".

Интерактивные тесты по русскому языку

По этой ссылке http://www.21310s12.edusite.ru/p117aa1.html тест по русскому языку для 5-7- классников. Правда, в ответах  есть ошибка. Попробуйте выполнить задания и найти ошибку.
Здесь  тесты по нескольким темам по русскому языку. Тренируйтесь на здоровье и для пользы в учении!

Нобелевскую премию по литературе получил шведский поэт

Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2011 год стал шведский поэт Томас Транстремер. Об этом говорится в  заявлении Нобелевского комитета, распространенном днем 6 октября.
Томас Транстремер является крупнейшим шведским поэтом XX века. Автор 12 книг стихов и прозы, по основной профессии он – врач-психолог, работал сначала в тюрьме для несовершеннолетних, позже – с лицами, получившими тяжкие увечья на производстве. Является профессиональным пианистом, однако после инсульта в начале 1990-х, из-за которого у него отнялась правая часть тела и речь, научился писать левой рукой и даже стал исполнять музыку для «левой руки» на фортепиано, зачастую написанную специально для него современными композиторами.
Таким образом, Транстремер является лауреатом всех основных премий, присуждаемых скандинавами. В частности, он получил самую престижную Поэтическую премию издательства Бонниер за 1983г. В 1981 г. он стал обладателем самой престижной европейской поэтической премии Петрарки, присуждаемой немцами.

11 октября 2011

В доисторическую пещеру... на виртуальную экскурсию

Очень любопытную виртуальную экскурсию по музею В.П. Алабина в Самаре я обнаружила по этой ссылке  http://www.samara3d.ru/s3dplayer.php?width=702&height=527&tour=8&panorama=1&quality=2&menu=on#.  Изображение панорамное -- так что создаётся полный эффект присутствия в доисторической пещере или в подводном мире, в лесу или возле реки. Отправляйтесь на экскурсию... виртуальную, правда. А что? Удобно ведь.

Марсианская трава?..

Цвета
«Цвета» на Яндекс.Фотках

Тестовые задания по литературе

По этой ссылке http://www.samsdam.net/rusliter/ размещены  тесты по литературе. В частности, по древнерусской, 18-20 веков, фототесты "Поэты и писатели" (всех времен), тестовые задания по зарубежной литературе и на эрудицию. Полюбопытствуйте. Не только получите оценку своих знаний, но и узнаете много интересной и полезной информации из мира литературы.

10 октября 2011

Где поставить запятую?

Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: "Поставить статую золотую пику держащую". Они заспорили между собой. Подумайте, как мог разрешиться спор. Имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение? Почему? Предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

О роли знаков препинания

Пунктуация, как и все знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённое значение и оттенки, вкладываемые им в  своё письменное высказывание. А  читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие -- в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся языком.
А.Б. Шапиро, русский языковед.

09 октября 2011

Ещё о видах глагола. Глаголы "застывшие" и "бегущие"

...Русские писатели-классики тонко чувствовали дух русской речи и использовали, в частности, противопоставление видов в художественных целях. В сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок" с помощью глагольных видов разоблачается мнимое превосходство энергичных и деловых братьев над медлительным и ленивым Иваном. Как, например, отправлялся сторожить пшеничное поле старший брат Данило?
Вот как стало лишь смеркаться,
 Начал старший брат сбираться, 
Вынул вилы и топор 
И отправился в дозор. 
Ту же энергию выказывает второй брат Гаврило: 
Стало сызнова смеркаться; 
Средний брат пошел сбираться, 
Взял и вилы и топор
И отправился в дозор. 
Настала очередь Ивана; для него у сказочника припасены глаголы несовершенного вида: 
Тут Иван с печи слезает
Малахай свой надевает
Хлеб за пазуху кладет
Караул держать идет
Но, как мы знаем, неторопливость Ивана на самом деле обернулась обстоятельностью и непоказной ответственностью, которые и привели в дальнейшем к бурным событиям, окончившимся тем, что Иван-дурак стал царем, да еще и женился на прекрасной царь-девице.
А если вы транжирите время просто так, от лени, то рискуете отстать от жизни и многое проворонить в ней, как это случилось с Сережей из детского стихотворения Д.Хармса "Иван Иваныч самовар", где об этом поведали нам те же глагольные виды:
 "Утром рано подошел
К самовару подошел
Дядя Петя подошел…". 
За ним "к самовару подошла тетя Катя", "девчонка прибежала ", даже "дедушка пришел, Очень старенький пришел" - всех угостил чаем самовар. 
"Вдруг Сережа приходил , 
Неумытый приходил , 
Всех он позже приходил…". 
Но… чай кончился: не любил Иван Иваныч лодырей. 
О семантическом богатстве русского глагольного вида написаны сотни книг, статей и диссертаций - в нашем отечестве и за его пределами. Цель же настоящих заметок - показать, как иногда из-за скучного понятия "грамматическая категория" выглянут вдруг в истинном свете наши устремления и поступки, помыслы и оценки, наше восприятие этого огромного, вечно изменяющегося окружающего мира.
Источник здесь 

Крым. Виртуальное путешествие

Караул-Оба
«Караул-Оба» на Яндекс.Фотках

Видовые пары глаголов

Видовые пары (система видовых оппозиций). Категория вида в русском языке охватывает все глаголы, но не все они образуют видовые пары. «Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие лексически и имеющие разные видовые значения: одна несовершенного вида, другая совершенного вида. Члены видовых корреляций обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же действия, одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (совершенный вид) или длительность его, продолжительность (несовершенный вид)» [Тихонов А.Н. Глагол. – М.: Academia, 1998. – С. 10]. Видовые пары составляют глаголы противопоставленных видов, тождественные по лексическому значению. Такие отношения, когда видовые различия не сопровождаются изменениями в семантике, называются коррелятивными. В образовании видовых пар участвуют только предельные глаголы: одни (НСВ) передают стремление к пределу, другие (СВ) выражают значение предела. Таким образом, способность объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глаголов: если у глаголов несовершенного и совершенного вида лексическое значение не изменяется, сохраняется, то такие глаголы образуют видовую пару. Если глаголы не способны выражать достижение предела или стремление к нему, они относятся к непредельным глаголам и не входят в видовые пары. Видовая пара – это глаголы противопоставленных видов, тождественные по значению. Примеры: глаголы измерять – измерить, пахать – вспахать не различаются семантикой. Их различие только в виде, поэтому они образуют видовые пары. Приставки до- и пере- в глаголах дописать и перепахать вносят дополнительное лексическое значение префиксального глагола в сравнении с глаголом несовершенного вида, поэтому глаголы писать – дописать, пахать – перепахать не образуют видовые пары. Это однокоренные некоррелятивные глаголы совершенного и несовершенного вида.
Источник здесь

Простое волшебство Марка Бернеса

Марк Бернес -- советский актёр и исполнитель песен. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. 8 октября ему исполнилось бы 100 лет.
О Марке Бернесе можно прочитать здесь Можно также здесь послушать песни в его исполнении.

08 октября 2011

Фото тест "Русские писатели 18 века"

По этой ссылке http://www.samsdam.net/rusliter/00095.php фото тест по русской литературе "Портреты поэтов 18 века".  Полезно пройти  его каждому. (Я, конечно, имею в виду прежде всего своих учеников, делая такое предложение).

...У меня в Москве....


Марина Цветаева. "Мой Пушкин"


Начинается как глава настольного романа всех наших  бабушек  и  матерей Jane Eyre {"Джен Эйр" - роман  английской  писательницы  XIX  века  Шарлотты Бронте.} - Тайна красной комнаты.
     В красной комнате был тайный шкаф.
     Но до тайного шкафа было  другое,  была  картина  в  спальне  матери  - "Дуэль". Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят  третьего,  под мышки, к саням - а еще один, другой,  спиной  отходит.  Уводимый  -  Пушкин,отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил  его  на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
     Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили.  Потом  я  узнала,что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес  возненавидел  Пушкина,  потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на  снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет  твердо  узнала,  что  у поэта  есть  живот,  и  -  вспоминаю  всех  поэтов,  с  которыми когда-либо встречалась, - об этом животе поэта, который так часто не-сыт и в  который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его  душе. С  пушкинской  дуэли  во мне началась сестра. Больше скажу  -  в  слове  живот  для  меня  что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает  волной  содрогающегося  сочувствия, исключающего всякий  юмор.  Нас  этим  выстрелом  всех  в  живот ранили.
     О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней  узнала  только  взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери.  Мещанская  трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было.Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики:  поэт и чернь. Чернь, на этот  раз  в  мундире  кавалергарда,  убила  -  поэта.  А Гончарова, как и Николай I-ый - всегда найдется.
Читать дальше
Сегодня у Марины Цветаевой день рождения.

Северное сияние


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Полярное сияние в ночь с 26 на 27 сентября. Город Кировск Мурманской области.

О репутации и чести

Reputatio в переводе с латинского означает "обдумывание, размышление". Когда римляне рассуждали о том, кого назначить на должности консулов, они тщательно обдумывали все варианты, обсуждали возможные  последствия этих решений.
Из латыни это слово попало во французский язык и получило новое значение: "приобретённая кем- или чем-нибудь общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого- или чего-либо".
Людям свойственно заботиться о своей репутации. Очень важно, чтобы о тебе думали хорошо, чтобы считали тебя надёжным человеком; в противном случае трудно достигнуть успехов в продвижении по карьерной лестнице.
Однако существует более важное в нравственном отношении понятие, чем репутация, -- честь. Репутация -- это то, как ты выглядишь перед другими; честь -- это твой образ перед зеркалом собственной совести.