03 января 2012

М.В. Панов. Как преподавать лексику в школе

       Все в языке либо синонимично, либо омонимично.  А синонимы и омонимы – это ведь отношения. Ну, вот я привожу такие примеры из школьного преподавания. Детям можно сказать: вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на синонимы? Нельзя говорить: Я единственный ребенок у моих родителей, но зато близнец. Близнецы – это всегда двое по крайней мере, а иногда, изредка, трое. Близнецы – это означает, что есть один ребенок и другой ребенок, они родились одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы.
            Вот я задаю детишкам вопрос: «А чем близнецы похожи на синонимы? Вот может ли быть так: один ребенок, но близнец? А может быть так: одно слово с таким значением, но синоним?». Нет, раз синоним, должно быть другое слово с тем же значением. Можно ли сказать – это я читаю упражнение из учебника – можно ли сказать: это слово среди всех других – единственный синоним? Спрашиваем учеников: как вы понимаете выражение Синоним есть там, где есть определенное отношение одного слова к другому?
            Упражнение такое: «Сидят слова, беседуют. Вдруг появляется среди них еще одно слово. Его учтиво спрашивают, этого пришельца: “А вы какое слово? Что вы обозначаете?” А пришелец отвечает: “Я все обозначаю”. – “Как так все?” Слово качели говорит: “Вот я слово качели. Я обозначаю такое устройство, на котором можно качаться. А вы что?” – “А я все!” Другое слово говорит: “Вот я слово молоко. Я обозначаю такое вкусное вещество, которое очень полезно и детям, и взрослым. А вы?” – “Да что хочешь, то и обозначаю”. Тут как бросятся слова на пришельца, как начнут его колотить: “Да что ты, самозванец какой, все-то обозначаешь, ты что, весь словарь, что ли?”»
            Ответьте на такой вопрос: какое это было слово? Дети должны догадаться, что это слово все, или это, или он, оно, она. Значит, слово может многое обозначать и могут быть слова, которые являются синонимами ко всем остальным словам, – это местоимения.
            Что значит синонимы? Они заменяют все другие слова, но они синонимы только в определенном контексте. Ведь эти слова могли бы не броситься колотить слово все или он, она, оно, а сказать: «Да ты ничего не обозначаешь, ты только в контексте можешь то и другое обозначать».
Полностью статью можно прочитать здесь

02 января 2012

Классический пансион при МГУ. Витруальная экскурсия

По этой ссылке интересная виртуальная экскурсия по классическому пансиону МГУ имени М.В. Ломоносова http://www.pansionmsu.ru/virtx.html?PHPSESSID=d5d6e1cd8b6a301d4fd4ed7a702613a7 Почему в этом учебном заведении стремятся работать лучшие учителя? И что в нем получают дети? И что такое идеальная школа?

Лицеи, гимназии и школы здоровья могут исчезнуть

Под конец года на коллегии в Минобрнауки все-таки утвердили третий вариант нового закона «Об образовании». Он, по мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, учел все адекватные замечания. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» должен заменить два закона - «Об образовании» (принят в 1992 году) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В нем должны быть прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное.
- Невозможно всю жизнь обсуждать документ, надо взять на себя ответственность принять его, - заметил он. - Если мы хотим, чтобы закон заработал с 1 января 2013 года, он должен быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию. 
Основной претензией к первому варианту было введение платного образования. Многих обеспокоило, что в законопроекте прописано лишь 10 бесплатных предметов и вводится термин «образовательные услуги». 
Как пояснил замминистра Игорь Реморенко, ответственный за разработку документа, сам закон не имеет отношения к платности образования, он лишь вводит новый стандарт. А по нему бесплатных часов в школе предусмотрено даже больше, чем в прежние годы. 
Во-вторых, критиков смутило отсутствие в документе понятия лицеев, гимназий, школ здоровья и других типов образовательных учреждений. Неужели закроют? 
Читать дальше

Праздничные и выходные дни в 2012 году

Согласно статье 112 Трудового кодекса России, а также постановлению правительства РФ, в 2012 году россиян ждет ряд нерабочих праздничных дней.
Последняя рабочая неделя 2011 года началась в понедельник: впереди у россиян 10-дневные новогодние каникулы.
Новогодние каникулы в 2012 году продлятся с 31 декабря по 9 января включительно, сообщили в Роструде. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы, а также 7 января - Рождество Христово. Поскольку в 2012 году 1 января выпадает на воскресенье, а 7 - на субботу, нерабочими автоматически становятся 6 и 9 января.
Кроме того, согласно постановлению правительства россиян в 2012 году ждут несколько циклов трехдневных выходных. Так, в 2012 году выходные дни переносятся с воскресенья, 11 марта, на пятницу, 9 марта; с субботы, 28 апреля, на понедельник, 30 апреля; с субботы, 9 июня, на понедельник, 11 июня; с субботы, 29 декабря, на понедельник, 31 декабря.
Источник здесь

Вечером в деревне

Морфологическое строение русского слова

Объектом морфологии являются минимальные значимые единицы языка – морфемы. В отличие от фонемы, морфема обладает значением.
       Морфема выделяется (т.е. существует как морфема) в том случае, если есть ряд слов, у которых встречается один и тот же звуковой отрезок («тот же» с учетом фонетических и закономерных грамматических чередований) и которые имеют смысловую общность. Сопоставление домом – дом – дому выделяет морфему дом; сопоставление ломом – хлебом – отцом выделяет морфему -ом.
            Русское слово может состоять из одной или нескольких морфем (т.е. мельчайших единиц языка, имеющих значение). Одноморфемных слов в русском языке немного: да, нет, ах (междометие), ого, я, ты, вот, только, как, когда, где, пальто, шимпанзе и под. Слова он, дом, ах (глагольная форма: Татьяна ах!.. Медведь за нею), режь и под. не являются одноморфемными (см. дальше).
            В огромном большинстве русские слова многоморфемны: по-на-вы-черк-ива-ль-и, рас-сеч-(е)-ний-ами, пре-глупь-еньк-ому и т.д.   М.В. Панов.                                                                                                     

По Харькову дракона водили

ЗИМА. СНЕГ С ДОЖДЕМ

Я  сейчас в Волгограде. Здесь идет снег... с дождем. Чуть-чуть похоже на то, как на  этой старой фотографии.

01 января 2012

Астрахань новогодняя

Источник здесь

Сочинение С2.1 по-новому

По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2  презентация о том, как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 согласно демоверсии ГИА 2012 года.

В.М. Панов: «Все основные орфографические правила имеют широко фонематический характер»

В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический принцип: система букв и орфографические правила их использования обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
1.Безударные гласные проверяются ударными: голова, так как головы и головушка; домом, так как орлом, трудом и т.д. Это означает, что фонемы в слабых позициях возводятся к сильной позиции и обозначаются в соответствии со своей основной разновидностью.

2. Глухие и звонкие согласные на конце слова и перед другими глухими или звонкими проверяются положением перед гласными, сонорными и [в] – [в’]: косьба, так как косить; трубка, так как трубок; отбросить, так как отрезать; сбить, так как свить. Здесь также фонемы в слабых позициях определяются и обозначаются по сильной.

3. Мягкость согласных перед другими согласными обозначается мягким знаком лишь в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или в конце слова (т.е. является фонематической непозиционной: снова фонема в слабой позиции проверяется сильной позицией: бросьте, так как брось – но мостик, кости; встаньте, так как встань, ванька-встанька – но бантик, о гиганте. Эти основные правила (а также фонематический характер правил графики, в частности, правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, т.е. необозначенность твердости-мягкости согласных фонем, если она нефонематична) обусловливают достаточно последовательный фонематический характер нашей орфографии. По подсчетам, около 90% всех написаний в текстах являются фонематически обоснованными.

Отступления от этого принципа единичны. Нефонематичны такие написания (указываются типы орфограмм): 1) черт, шелк, желудь (но фонематичны: врачом, межой, девчонка, медвежонок, чокнуться, трущоба и пр.); 2) дочь, мышь, отрежь, не плачь; стричь, беречь; сидишь, идешь и пр.; 3) адъютант, объем и пр., при рожью, мышью, семья и пр.; 4) все написания с ы после ц: отцы, сестрицын и пр.; 5) орфограммы заря (при зори), пловчиха (при плавать), гореть, загорелый (при гарь, загар) и некоторые другие написания, касающиеся отдельных слов или отдельных морфем.

29 декабря 2011

Предновогодняя дискотека

Были сегодня с девятиклассниками на дискотеке в культурно-развлекательном комплексе "Даир".   Отметили приближение Нового года. Было  весело.

28 декабря 2011

Долгожданный финал!

Получила сегодня по электронной почте диплом, которым 
                                                     удостоверяется, что
Саблина Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №49" г.Астрахани,
прошла обучение с 15 августа по 22 декабря 2011 года
в творческой группе «Мастер-класс по созданию
виртуальной экскурсии с помощью MS Power Point»
на портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru
и в дистанционном режиме выполнила итоговую работу
«Виртуальная экскурсия «Лермонтов - художник»,
которая опубликована на портале и используется 
    педагогическим сообществом. 
Диплом подписан руководителем портала "Сеть творческих учителей" А.Б. Драхлером и организатором мастер-класса Л.Б. Беленькой. Хочу отметить, как серьёзно и ответственно подходят коллеги с портала к обучению  учителей, насколько строгими  являются требования к выполняемой работе и какую  детальную общественную профессиональную экспертизу она проходит, прежде чем получить гриф  портала и быть опубликованной в библиотеке сообщества. И конечно же, с огромным удовольствием выражаю глубокую  признательность и благодарность нашему замечательному тьютору Людмиле Владимировне Беленькой.

26 декабря 2011

Премии журнала "Октябрь"

     Сегодня, 26 декабря, в Московском театре «Эрмитаж» состоится церемония вручения наград литературного журнала «Октябрь» за лучшие публикации 2011 года. Среди лауреатов награды – сценарист Юрий Арабов, награжденный за роман «Орлеан», поэт и прозаик Анатолий Найман, который получит премию за повесть «Любезное отечество», уникальная публикация «В бесконечном объятии» - переписка Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с Василием и Майей Аксеновыми, а также подборка стихов Веры Павловой «За спиной у музыки».
         Журнал «Октябрь» - старейший в России, он выходит с мая 1924 года. У истоков его формирования стояли Серафимович, Фурманов, Фадеев. Членами редколлегии были Шолохов, Светлов, Афиногенов, Горбатов, Сурков. В нем публиковались самые разные писатели: Маяковский и Платонов, Есенин и Олеша, Зощенко и Пришвин, Гайдар и Паустовский. По сей день авторами «Октября» являются ведущие мастера российской словесности, а читателями - истинные ценители современной литературы. 
         Источник здесь
        Из всех произведений-лауреатов я прочитала роман "Орлеан" и даже попыталась его оценить здесь.  

Ещё раз об обособлении причастных оборотов

Основными нормами обособления причастных оборотов на 1 этапе являются следующие:
1. Одиночные причастия не обособляются. Обособляется только причастный оборот. Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами, т.е. со словами, к которым идет вопрос от причастия.
Например: Лежащая на столе книга. Причастие - лежащая (та, которая лежит). Зависимое слово - на столеЛежащая где? - на столе. Причастный оборот -лежащая на столе.
2. Причастный оборот обособляется не всегда, а только тогда, когда стоит ПОСЛЕ определяемого слова. Определяемое слово - это слово, от которого идет вопрос к причастию.
Например: лежащая на столе книга. Определяемое слово - книга. Книга какая? - лежащая. В данном предложении есть причастный оборот - лежащая на столе, но он не обособляется, т.к. определяемое слово (оно обозначается лежащим крестиком - книга) стоит после причастного оборота.
В предложении “За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев.” причастие сорванная - та, которую сорвали. Определяемое слово - листваЛиства какая? -сорванная. Причастный оборот “сорванная ветром с деревьев”: сорванная чем? - ветром, откуда? - с деревьев. Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому выделяется запятой: листва, сорванная... Вторая запятая в этом предложении не ставится, так как оборот заканчивает предложение, т.е. в конце и оборота, и предложения здесь ставится точка. В случае, если причастный оборот обособляется в середине простого предложения, он выделяется запятыми с двух сторон: За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев, и падала  на стылую землю.

* Материал излагается адаптированно, и потому сознательно допускаются некоторые отступления от общепринятой теории. Источник здесь

Как различить причастия и прилагательные?

В нашем языке на вопрос “какой?” отвечают многие разряды частей речи: например, порядковые числительные (третий - какой по счету?), некоторые разряды местоимений (некоторый, такой, никакой и т.д.), первообразные прилагательные (юный, синий), отыменные прилагательные (озерный, ветреный), отглагольные прилагательные (кошеный, веяный) и причастия (скошенный, посеянный).
Наибольшие трудности встречаются в разграничении разрядов прилагательных и причастий. По вопросу их не различить: вопрос одинаков - «какой?» или «каков?» Разница между прилагательными первообразными и отыменными (в дальнейшем мы их будем называть прилагательными) и отглагольными прилагательными и причастиями (в дальнейшем - причастия)* определяется так:
причастия допускают замену на оборот “тот, который + однокоренной глагол” или “тот, которого + однокоренной глагол”; прилагательные такую замену не допускают.
Примечания:
1.Оборот предполагает существование вариантов: не только "тот, который...”, но и “та, которая...”, “те, которые...”, “того, которого...” и т.п.
2.Обратите особое внимание, чтобы в обороте, заменяющем причастие, был именно глагол. Встречаются ошибочные замены: покрашенный - “тот, который покрашен”. Покрашенный – причастие (тот, который покрасили), но покрашен - не глагол, это краткая форма слова покрашенный. Если продолжить аналогию, то и словабелый (...который бел), Борис(...который Боря) и многие другие будут казаться причастиями.
Например: летящий - тот, который летит, окрашенный - тот, который окрасили, обучаемый - тот, которого обучают. Слова белый, соломенный, зеленый такую замену не допускают.
Источник здесь

Семиклассники в тупике, или Трудности в освоении причастия

По учебнику М.В. Панова изучаем сейчас в 7 классе тему "Причастие". Когда объяснишь материал, вроде бы всё понятно. Как только дело доходит до практического применения полученного знания,  появляются ошибки либо обнаруживается вообще полное непонимание того, что "прошли". 
Например, учились "узнавать  причастие в лицо".Так, забывали, что оно обозначает процессуальный признак (проще -- образуется от глагола) и относили к причастиям прилагательные в словосочетаниях блестящий шарик, следующий ученик, мотивируя тем, что есть же в этих словах суффикс -ящ- и -ющ-.
Трудности возникли  и при определении границ причастного оборота. Худо-бедно причастие находили и подчёркивали как определение, а зависимые слова не видели. Дала схему: от причастия могут зависеть разные обстоятельства, дополнение, записали вопросы, на которые они отвечают. Стало понятнее -- уже только  человека три-четыре из класса допускают ошибки. И тем не менее если причастный оборот  достаточно распространённый и в предложении он встречается не один, то  ошибаются  многие из ребят.
У современных детей возникают трудности в установлении логико-смысловых связей между словами в высказывании. Видимо, это является следствием издержек смс-мышления, привычки выражать мысли отдельными словами, не связывая их  и не устанавливая причинно-смысловых отношений между ними.  

22 декабря 2011

Это похоже на любовь

Интереснейший материал о Пушкине по этой ссылке http://comilfo11.blogspot.com/2011/12/blog-post_5435.html в блоге "После уроков". Рекомендую девятиклассникам.

Аудиозапись текста для сжатого изложения

Пройдя по этой ссылке  http://krukovapolina.webasyst.net/files/3e1066af , можно скачать текст для сжатого изложения  в формате ГИА. Как известно, в 2011-2012 учебном году на экзамене будет использовано электронное прочтение текста. Есть возможность потренироваться, если вы воспользуетесь моим советом

21 декабря 2011

Малой академии наук "Интеллект будущего" выделены премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 октября  2011 г. N 2502  "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году", в данный перечень включены следующие конкурсы Общероссийской Малой академии наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»;
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI»;
Всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
Всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива-XXI»;
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Созвездие талантов»;
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее».
Победители и призёры этих конкурсов получат премии в размере 60 000 и 30 000 рублей соответственно.
Источник здесь

Шкала перевода баллов в отметки (ГИА - 2012)

По этой ссылке  http://www.fipi.ru/binaries/1253/perbal2012.pdf рекомендации о переводе баллов за экзамен ГИА в школьную пятибалльную систему.

На шагающих утят...

 
Всё болею и болею и никак не могу выздороветь. Может, этот задорный танец поможет?! А "вышла" на него я, благодаря Наде. У неё в блоге есть ещё французская версия этой швейцарской песенки 1950 годов.