Далеко не каждый может
написать без ошибки слово землетрясение. Самое ошибкоопасное место в нем –
соединительная гласная между двумя корнями. О ней помнят не всегда. Между тем
внимание к сложным словам связано не только с вопросом о правильном правописании
соединительной гласной о или е между двумя корнями. Это слова, в которых может
оказаться несколько орфограмм, требующих внимания. Это слова, проникновение в
смысл и структуру которых развивает умение быстро и четко различать морфемы,
составляющие слово, а это – одно из основных умений, необходимых для грамотного
письма. Сложные слова образуют огромный речевой пласт, без владения которым
нельзя свободно выражать мысли и чувства, пользоваться современными понятиями.
Это слова, которыми описываются человеческие качества и состояния, общественные
явления, экономические и природные процессы.
Чем больше мы ими будем заниматься, тем лучше и для орфографической
грамотности, и для свободного владения взрослой культурной речью.
Задание 1
Перепишите эти слова в таком порядке: сначала простые, с одним корнем, а
потом сложные, с двумя корнями.
Злоупотребление,
непроизвольный, невосприимчивый, жертвоприношение, тысячелетие,
малоподвижность, взаимоотношения, самочувствие, целеустремленность,
взаимопонимание, расположение, малознакомый, законопослушный.
Посмотрите, какие из этих слов кажутся вам трудными. Сделайте все, чтобы их
запомнить. Через некоторое время напишите эти слова как словарный диктант.
Задание 2
Если у вас были ошибки, выполните такое же задание со следующими словами.
Самочувствие,
жизнеобеспечение, неприспособленность, непосредственность, общеизвестный,
вышеозначенный, умозаключение, самопожертвование, наукообразность,
головокружение, вооружение, безответственность, самосохранение, словосочетание,
заинтересованность, разочарование, многонациональный, остроумный,
путешественник, последовательность, неожиданность, благополучие, сопровождение.
С.М.БОНДАРЕНКО, Москва.