Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
12 мая 2012
Императорский дворец Гугун
Дальше...
Сочинение на лингвистическую тему (С2.1)
В 9 классе писали сочинение на лингвистическую тему по заданию С2.1. Я вслед за своими коллегами советую ученикам, готовясь к выполнению этого задания на экзамене, выучить ряд подходящих заготовок и по возможности использовать их в сочинениях. Разумеется, иллюстрируя соответствующими примерами из текста. Кто-то внял советам, кто-то всё ещё сомневается в том, такое ли будет задание в КИМах, и не хочет тратить своих усилий, как ему кажется, впустую. Здесь то, что получается, на мой взгляд, более или менее правильно.
"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
Грамматика -- это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение -- расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. (Наиль М.).
Борис Васильев. "Экспонат №..."
Вы читали рассказ Б.Л. Васильева "Экспонат №..."? О женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму с фронта. И это письмо у неё украли... пионеры из соседней школы.
На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им "предстоит жить и воспитываться на примерах", вот они и переживают, что эти примеры "могут пропасть".
Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.
В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть энергия, желание, но нет души.
В рассказе "Экспонат №..." Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.
Об этом мы сегодня размышляли с 7-классниками на уроке литературы.
Беллетристика -- "изящная словесность"
Слово беллетристика пришло в русский язык из французского, где оно означало "изящная словесность".
Сейчас это слово употребляется в двух значениях.
1) Повествовательная художественная литература. От этого значения возникло существительное беллетрист -- человек, который пишет такую литературу.
2) Художественная литература для лёгкого, занимательного чтения
11 мая 2012
Список книг для домашнего чтения подростков
ПРО СВЕРСТНИКОВ
Ю. Коваль. Недопесок.
П. Трэверс. Мэри Поппинс.
Н. Носов. Рассказы. Витя Малеев в школе и дома. Веселая семейка.
А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Леннеберги. Рони, дочь разбойника. Расмус-броодяга.
М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий.
Ю. Олеша. Три толстяка.
Л. Лагин. Старик Хоттабыч.
В. Губарев. Королевство кривых зеркал.
Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
В. Смирнова. Девочки.
В. Одоевский. Городок в табакерке.
И. Пивоварова. Приключения Люси Синицыной и Люси Косицыной.
В. Алеников. Приключения Петрова и Васечкина.
Э. Кестнер. Когда я был маленьким. Мальчик из спичечной коробки. Эмиль и сыщики.
Д. Пеннак. Собака Пес.
А. Толстой. Детство Никиты.
Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
В. Осеева. Динка.
Т. Крюкова. Повести.
А. Гайдар. Рассказы.
Л. Воронкова. Девочка из города. Рассказы.
А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
П. Трэверс. Мэри Поппинс.
Н. Носов. Рассказы. Витя Малеев в школе и дома. Веселая семейка.
А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Леннеберги. Рони, дочь разбойника. Расмус-броодяга.
М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий.
Ю. Олеша. Три толстяка.
Л. Лагин. Старик Хоттабыч.
В. Губарев. Королевство кривых зеркал.
Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
В. Смирнова. Девочки.
В. Одоевский. Городок в табакерке.
И. Пивоварова. Приключения Люси Синицыной и Люси Косицыной.
В. Алеников. Приключения Петрова и Васечкина.
Э. Кестнер. Когда я был маленьким. Мальчик из спичечной коробки. Эмиль и сыщики.
Д. Пеннак. Собака Пес.
А. Толстой. Детство Никиты.
Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
В. Осеева. Динка.
Т. Крюкова. Повести.
А. Гайдар. Рассказы.
Л. Воронкова. Девочка из города. Рассказы.
А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
10 мая 2012
Новый смысл заимствованных слов
Латинское слово populus переводится как "народ" Будет ли популярный синонимом слову народный?
Богатому, развитому языку нет нужды брать слово из другого языка для обозначения одного и того же понятия. Если слово всё-таки заимствовано, значит, оно потребовалось для определения какого-то нового смысла, который доселе не был выражен в языке так отчётливо и ясно.
Слово популярный в русском языке приобрело два значения. Первое -- "общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения" -- отражено в словосочетаниях научно-популярная брошюра, популярные идеи. Второе -- "пользующийся широкой известностью" -- в выражениях популярный фильм, популярный писатель.
Можно популяризировать научные идеи великих учёных -- можно приобретать популярность в обществе. Кого назовут популяризатором?
09 мая 2012
Мемориальный комплекс "Хулхута"
Мемориальный комплекс "Хулхута" расположен на территории нашей области. Это памятник погибшим воинам 28 Армии, которая была сформирована в Астрахани в 1942 году, участвовала в освобождении Элисты и дошла до Берлина.
Это надо знать!
Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 30 млн. советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хозяйстве сократились посевные площади. Сократилась доля мужского населения страны. Из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%, что сказалось на долгие годы на демографической ситуации. Источник здесь
...фашисты рассматривали Советский Союз и как объект грабежа и эксплуатации, как источник процветания Германии. Буквально за несколько дней до начала нападения Геринг в одной из директив писал: «Получить для Германии как можно больше продовольствия - такова главная экономическая цель кампании». И далее: захваченные советские территории «будут эксплуатироваться как колонии и при помощи колониальных методов». Вот какие людоедские цели преследовали главари фашистской Германии. Дальше...
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ СЛАВА!
Наши родители участвовали в Великой Отечественной войне. Вечная им память и Царство небесное! Вечная слава героям, отстоявшим свободу для нас! Вечная память! |
08 мая 2012
Как воевали русские актёры
Юрий Никулин |
Иннокентий Смоктуновский |
Анатолий Папанов |
Владимир Басов |
Алексей Смирнов |
Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток на судьбах миллионов людей. В критический для Родины момент многие актеры, будучи еще мальчишками-студентами, уходили на фронт. То страшное время в окопах, под пулеметными очередями и бомбежками, когда приходилось противостоять смерти, закалило их.
Источник здесь
07 мая 2012
Список 100 книг, рекомендуемых к прочтению, появится к осени
Президент РФ Владимир Путин поручил до
сентября 2012г. подготовить список из 100 книг, которые должен прочитать каждый
выпускник школы. Соответствующее поручение содержится в подписанном им сегодня
указе "Об обеспечении межнационального согласия".
Отвечать
за подготовку перечня из 100 книг, рекомендуемых школьникам для
самостоятельного прочтения, будет правительство РФ, а участвовать в его
составлении будут представители Российской академии наук, общественных объединений и
религиозных организаций. Согласно президентскому указу, в этот перечень должны
быть включены в том числе книги по истории, литературе и культуре народов
России.
С
предложением сформировать такой список из 100 книг В.Путин впервые выступил в
январе 2012 г. в одной из своих предвыборных статей. По его мнению, эти книги
должны определять отечественный "культурный канон".
Он
сослался на соответствующий опыт в США. "В некоторых ведущих американских
университетах в 20-е гг. прошлого века сложилось движение за изучение западного
культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг
по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта
традиция сохранилась и сегодня", - говорилось в статье В.Путина.
"Давайте
проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг,
которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить
в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным
экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям
возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и
конкурсах", - предложил тогда В.Путин.
После
публикации статьи эта его идея была воспринята общественностью с одобрением, а
возможный состав перечня книг широко обсуждался.
Источник здесь
В Астрахани открыта новая набережная
Одетая в фигурную плитку, и зеленый ковер газонов. Такой теперь видят горожане обновленную набережную Приволжского затона в областном центре. Проект реализован на муниципальные и федеральным средства. Затраты составили почти 84 миллиона рублей. Но такие вложения, по мнению местных властей, того стоят. Астраханцы получили замечательное место для отдыха и прогулок. Запах весенней травы и речная свежесть. Источник здесь
Урок длится пять минут
Самое
утомительное в школе – сидеть и слушать. Безделье утомляет. Надо было б
сократить до минимума традиционный урок, когда учитель «разговаривает с
классом», реально с 2-3 учениками или кто-то что-то чертит на доске.
Урок – это убийство времени.
И когда учитель жалуется, что не успевает, что не хватает часов, что не
можно работать без домашнего задания, хочется спросить тоном фининспектора: «А
куда делось время? Как истрачены были часы?» Можно «дать» и 6, и 8 часов в
неделю, но если это будут традиционные уроки – и этого будет мало.
Итак, время урока делится на три части (как круг – на эмблеме Мерседеса).
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
Учитель versus класс. Ставлю песочные часы: «Вот пять минут – поиграем в
серьезную школу: руки на парту, смотреть на меня и слушать!» Да, это как в
школе, как на уроке – но урок длится 5 минут. Не шевелиться!
Комитет, конгресс, митинг
Комитет -- это коллективный орган, руководящий какой-нибудь работой. Комитет партии. Словом комитет называются некоторые государственные учреждения: налоговый комитет, комитет по правам человека.
Конгресс -- это съезд, собрание, обычно носящее международный характер. Всемирный конгресс биологов. В США и некоторых других странах так называют парламент. Заседание конгресса. Членов парламента величают конгрессменами -- в отличие от участников международных конгрессов.
Митинг -- это массовое собрание для обсуждения острых вопросов текущей жизни. В жизни мы чаще всего встречаемся с митингами протеста и митингами в поддержку чего-либо. Митинговать могут все -- студенты, школьники, шахтёры, пенсионеры. В нашей стране для организации митинга необходимо получит специальное разрешение.
06 мая 2012
Надежда Бабкина привезла в Астрахань фестиваль "Песни России"
Надежда Бабкина, народная артистка России: "Целью фестиваля является поднятие духа и любви к своей стране, родине, городу, селу, соседям своим".
Надежда Бабкина добавила, что сегодня фестиваль "Песни России"-- это не только концерты и выступления, но также мастер-классы с участием молодых артистов и музыкантов. За три фестивальных дня "Песни России" смогли услышать жители Лиманского района, Красного Яра и г. Астрахани. Завершится фестиваль завтра концертом в родном для певицы Черноярском районе.
Источник здесь
Кстати, я училась в одной школе с Надей Бабкиной. Она на год младше меня. Мы пели в одном хоре с ней. (В нашей Черноярской средней школе было тогда три хора по сотне человек в каждом). До сих пор мысленно слышу её мощный запев: "Я, Земля! Я своих провожаю питомцев -- сыновей, дочерей..." И мы подхватываем: "Долетим мы до самого Солнца и домой возвратимся скорей!"
Лермонтов-художник. Виртуальная экскурсия
Хотите посмотреть мою виртуальную экскурсию о Лермонтове-художнике? Откройте эту ссылку http://qwertyui11.blogspot.com/2012/05/blog-post_04.html на Яндекс.Народ
Примеры лексических и грамматических явлений
В тексте варианта ГИА по русскому языку по этой ссылке http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia22.xml из рассказа "Уроки французского" В.Г. Распутина можно найти ряд интересных, на мой взгляд, примеров лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1).
Примеры лексических явлений.
В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слов, придающие речи образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно.
В предложении 3 употреблено разговорное слово шпарил, которому в данном тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил.
И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина.
А вы решали тесты на Яндексе?
По этой ссылке http://ege.yandex.ru/russian-gia тесты на Яндексе по русскому языку и математике в формате ГИА. Есть также там тесты ЕГЭ по всем предметам.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)