03 июля 2012

Орфоэпический диктант

По этой ссылке интерактивный орфоэпический диктант. Обеспечивает очень хорошую тренировку усвоения норм ударения в русском языке. Потренируйтесь!

ЕГЭ: А1. Орфоэпические нормы

Кстати, именно знание орфоэпических норм языка проверялось  КИМами в 2012 году. Формулировка задания была такова: в каком слове ударение указано верно (или варианты этого задания)?
Что нужно знать из правил об  ударении в русском языке?
Ударение в русском языке силовое, подвижное, разноместное. Вот как характеризуется ударение в учебнике русского языка:
"Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.)." Источник 
Предлагаю вам "запоминалки" из пособия С.Ю Ивановой "Экзаменационные "ловушки". Рекомендую эту книгу. Изучив её, можно сдать экзамен на "пять". Итак,
Нормы ударения запомним, без сомнения,
Ударение расставим, если в рифмы поиграем.

Петр I проинспектировал Астраханскую почту


Коллектив Астраханского филиала ФГУП «Почта России» при поддержке Театра юного зрителя и студентов Астраханского государственного университета провёл флэшмоб с участием исторического персонажа — Петра I, основателя почтового тракта.
Действие происходило около «0» километра, расположенного напротив главпочтамта Астрахани. Сотрудники филиала с почтовым флагом в руках, студенты, обычные горожане выстроились в цепочку вокруг верстового столба и далее до входа в почтамт. Под полуденный бой часов на здании главпочтамта Петр I известил собравшихся об Указе Сенату, согласно которому учреждён почтовый тракт Москва —Астрахань. Именно здесь 290 лет назад завершилась установка верстовых столбов вдоль тракта и началось регулярное «хождение почт».
Император вручил участникам флэшмоба 3 конверта с письмами , адресованными в Волгоградский (во времена Петра — Царицинский), Тамбовский и Московский почтамты, которые имеют непосредственное отношение к тракту Москва-Астрахань. В письмах содержалась историческая справка о создании и устройстве тракта и предложение коллегам присоединиться к празднованию знаменательной даты.

02 июля 2012

ЕГЭ: А1. Фонетика

Теоретический материал
Внимание! Звуковой состав может не совпадать с буквенным!
Возможные формулировки заданий:
А1 В каком слове  все согласные звуки мягкие (или твёрдые)?
А1 В каком слове  все согласные звуки звонкие  (или глухие)?
А1 В каком слове  произносится звук....
А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А1 В каком слове ударение указано верно?
Речевой поток представляет собой непрерывную последовательность звуков. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Звуки делятся на: гласные и согласные.
При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает никакой преграды, воздух свободно проходит через органы речи.
В русском языке основных, т.е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Сильная позиция для гласных звуков -- под ударением.
При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду, образующуюся в результате смыкания органов речи.
Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например: конь[кон'] и кон[кон].
Парные и непарные согласные по твердости/мягкости: 

Готовь сани летом, или Начинаем готовиться к ЕГЭ

Вы, наверное, удивились, прочитав название этого сообщения. Ведь лето, каникулы... а тут  ЕГЭ. 
Ну, не зря же я вспомнила русскую пословицу. У хорошего хозяина ученика всё делается загодя. Вот и  давайте начнём помаленьку да полегоньку готовиться к экзамену. К такому шагу меня побудила просьба знакомой проконсультировать её сына  11-классника по русскому языку. 
В следующем посте комментарий к заданию А1 (нумерация заданий дана по образцу  версий ЕГЭ 2012 года).
Материалы будут дублироваться на странице-вкладке "ЕГЭ" по ссылке.

Астраханские виды

Успенский собор Астраханского кремля
Перспектива
Театр оперы и балета

Присоединение Астрахани к Русскому государству

2 июля 1556 года -- 456 лет назад -- царь Иван Грозный ликвидировал Астраханское ханство и присоединил Астрахань к Русскому государству
В силу своего географического положения, Астрахань не раз становилась «яблоком раздора» между Турцией, Крымом и ногайской ордой, пытавшимися утвердиться в низовьях Волги в военно-стратегических и торговых целях. Однако Московское государство также было заинтересовано в укреплении своих юго-восточных границ, имея военное и торгово-экономическое преимущество над соперниками.
Картинка 1 из 1082Слабо развитая экономика, борьба феодалов за власть не давали возможности астраханским ханам проводить твердую внешнюю политику. Астраханский хан Абдурахман, придерживающийся московской ориентации, в 1553 году заключил договор о дружбе с царем Иваном 4. Однако крымское ханство было упорно в своих начинаниях. На управление в Астрахань был посажен хан Ямгурчей, который был враждебно настроен по отношению к России. Он разорвал договор 1553 года и заключил союз с враждебным Русскому Государству Турцией и Крымом. Россия не раз пыталась путем дипломатических отношений договориться с Астраханью, и Ямгурчей согласился принять российского посла. Однако посол был арестован и сослан на один из островов Каспийского моря. Летопись сообщает нам, что этот поступок хана вызвал гнев Ивана Васильевича, решившего послать рать в Астрахань «за свою обиду и срамоту, яже царь Ямгурчей обеты своя изменил и посла ограбил». Иван Грозный послал в 1554 году в Астрахань три русских отряда воеводы князя Ю. Пронского - Шемякина, который почти без боя захватил Астрахань. Ямгурчей бежал. Поиски его не увенчались успехом. Преследую убегавшие астраханские войска, русские одних татар «порубили, а иных в полон брали». Пленными оказались и «знатные беглянки» - гарем Ямгурчея и жены астраханской знати. Сначала их отправили в Москву, а затем разрешили вернуться в Астрахань. В это время было освобождено и много русских пленных, томившихся в неволе многие годы. На престол был посажен ставленник Москвы Дервиш-Али, который торжественно присягнул на верность Москве. В случае его смерти вопрос о престолонаследии решал русский царь. Астраханский народ присягнул на верность русскому царю, и «…дань на себя наложили» с обязательством ежегодно доставлять в Москву тысячу рублей денег и 3 тысячи рыб.

Хороший девиз. Не правда ли?

Стань Великим!
Стань известным!
Найди в жизни своё место!
Свою крышу, свой чердак!
Сам решай!
Да будет так!
(Позаимствовано из студенческого литературно-художественного 
журнала "Ап-Грейт" МГГУ им. М.А. Шолохова)

Словообразовательные словари

Задача словарей названного типа - выявить словообразовательную структуру наличных в языке слов, показать членение слов на морфемы. Двумя изданиями (1961, 1964) вышел «Школьный словообразовательный словарь» З.А. Потихи под редакцией С.Г. Бархударова. Словарь содержит около 25000 слов. Полезны три приложения: 1) довольно подробный алфавитный список приставок и суффиксов имен существительных, имен прилагательных и глаголов; 2) перечень наиболее употребительных греко-латинских словообразовательных элементов в русской терминологии; 3) краткие исторические справки о фонетических процессах, изменивших звуковую структуру слова в процессе развития языка. В 1978 г. был издан «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова. Слова в нем расположены по гнездам, которые возглавляются исходными (непроизводными) словами разных частей речи. Слова в гнезде размещены в порядке, обусловленном ступенчатым характером русского словообразования. В качестве приложения дан алфавитный указатель производных слов, имеющихся в гнездах (около 26000). В 1985 г. вышло двухтомное издание словаря, содержащее около 145000 слов (2-е изд. 1990 г.).
Источник здесь

01 июля 2012

Картина маслом. Рыбаки на привале


Ссылка

Лингвистически-гастрономическое


САЛА́Т, салата, ·муж. (от ·итал. salato - соленый).
1. только ед. Название различных огородных растений, листья которых идут в пищу в сыром виде.
2. Приправа к жаркому из таких листьев в сметане, уксусе или прованском масле (кул.).
| Вообще - та или иная приправа к жаркому (кул.). Жареное мясо с огурцами, пикулями и другим салатом.
3. Холодное кушанье из нарезанных кусочками овощей, зелени, яиц, иногда мяса или рыбы в сметане, прованском масле, уксусе и пр. (кул.). Салат из помидоров с луком. Картофельный салат. «Путешественник... ел салат из крабов с провансалем.» Федин. (Из Словаря  Д . Ушакова).
Этимология: сала́т.
Через франц. salade из ит. salata "салат, то, что засолено", откуда укр. сала́та, польск. sаɫаtа. (Из Словаря М. Фасмера).

Почему селёдку называли "бешенкой?

Из интервью с почётным профессором АГУ Э.В. Копыловой -- автором словаря рыбаков Волго-Каспия "Ловецкое слово".
-- Вы собирали не только официальную лексику, но и народную. В ней были эмоции?
-- Конечно. Например, вода была, в зависимости от условий, "белая", "красная", "чувствительная","ледовая", "сочная" и даже "сухая". Щуку называли "аней", "нюрой", "нюсей". Ну, а о "красненькой" знают все...
-- А селёдка -- почему её называли "бешенкой"?
-- Она шла такими плотными косяками, что выбрасывалась на берег. Её употребляли только на жиротопление. Не ели. Нож, которым резали селёдку, нельзя было положить на стол -- он считался грязным. И только Карл Бэр научил астраханцев солить селёдку. Тогда впервые к царскому столу поставили залом.
-- Почему "залом"?
-- Потому что при измерении хвост такой сельди выходил за лом...

Этимологические словари

Продолжаю публиковать сведения о словарях русского языка. Считаю, что  такая информация будет полезной  для учащихся, и не только для них.
Первым русским этимологическим словарем был «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842). В словаре разработано 1378 корней обиходных русских слов, во многих случаях имеются произвольные сопоставления и ошибочные утверждения. Следующим в хронологическом порядке был «Опыт словаря русского языка сравнительно с языками индоевропейскими» М. Изюмова (1880), стоявший также на невысоком теоретическом уровне. Выше по качеству, хотя и несвободным от неверных объяснений, был «Сравнительный этимологический словарь русского языка» Н.В. Горяева (1892). Наиболее известен из дореволюционных изданий «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского (1910-1916; окончание было опубликовано в 1949 г., позднее осуществлено переиздание всей книги). Словарь содержит объяснение этимологии многих общеупотребительных русских слов и части заимствованных. Как те, так и другие группируются по первообразным словам или по корням. Хотя словарь далеко не полон и содержит немало устаревших или просто неверных объяснений, он служит важным пособием по этимологии.

В 1961 г. вышел «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской под редакцией С.Г. Бархударова. Словарь, изданный как научно-популярное пособие для учителя средней школы, содержит этимологическое толкование общеупотребительных слов современного русского литературного языка (3-е изд. М., 1975).

30 июня 2012

О поплавнушке, ловцах и ловецких словах

Сейчас добывают рыбу спиннингом и прочими снастями для этого дела (я не специалист, и потому выражаюсь приблизительно). А вот  у нас ловят поплавнушкой (поплавушкой, поплавучкой) -- обыкновенной удочкой, с удилищем, леской, крючками, грузилом и обязательно поплавком.
Астрахань раньше считалась знатным рыбным местом. На протяжении многих веков Волжское Понизовье было краем бесстрашных и умелых рыбаков.  Их называли ловцами, а промысел, которым они занимались, -- ловецким.
Как и у всякого объединенного одним делом и  общим местом проживания народа, у астраханских рыбаков  накопилось немало своих слов, словосочетаний, выражений, присущих именно их говору. Известный  учёный, преподаватель местного педагогического института (теперь это университет) Э.В. Копылова  проделала уникальную работу: собрала   диалектные и профессиональные слова (ей помогали студенты) и  создала словарь рыбаков Волго-Каспия "Ловецкое слово" (1984). Этой книги нет в оцифрованном виде, да и в обычном, наверное, можно отыскать только в старых личных собраниях да в научных библиотеках. Читать словари, вообще-то, увлекательное дело, а этот нам, местным (да и другим тоже), тем более.
О поплавнушке -- из словаря Э.В. Копыловой. Через другую книгу -- "Астраханские словечки", выпущенную Астраханским издательством "Чилим" в 2007 году. Авторы Г.А. Лосев и М.А. Киркосьян.
Бывают и такие вот словари, как эти: "Ловецкое слово", "Астраханские словечки". А в ваших  родных местах какие есть необыкновенные словари?

А ещё рыбалка. Вот какие окуньки!

Окунь, Астрахань рыбалка в Астрахани

Всё-таки лето... Астраханский пляж

Астраханский пляж
«Астраханский пляж» на Яндекс.Фотках
А у нас ещё лето!
«А у нас ещё лето!» на Яндекс.Фотках
Каменный Яр
«Каменный Яр» на Яндекс.Фотках

29 июня 2012

Сайт "Школа № 49 города Астрахани"

Занималась сайтом школы, писала разные отчёты, болела -- было совсем недосуг  заходить в блог. 
Что  за сайт получился? Приглашаю своих читателей  посмотреть  его по ссылке .
Какую бы тему для форума на нем придумать, чтобы знать наверняка, что мои постоянные читатели примут участие в её обсуждении? Принимаю советы. Ваша ВВС.

27 июня 2012

Июнь. Бабочка-белая ночь

Июнь
«Июнь» на Яндекс.Фотках

Загляните на сайт BiblioГид

По этой ссылке http://bibliogid.ru/ очень полезный сайт BiblioГид,  на котором можно узнать о детских книгах, их авторах, читателях, новых изданиях и прочих полезных вещах  по чтению. Полюбопытствуйте!

Исторические словари

Основным историческим словарем русского языка являются «Материалы для словаря древнерусского языка» акад. И.И. Срезневского (словарь был напечатан в 1893-1912 гг. после смерти автора, переиздан в 1958 г.). Словарь содержит много слов и около 120000 выдержек из разнообразных памятников русской письменности XI-XIV вв., что сохраняет за ним значение одного из лучших древнерусских словарей.

Словарный состав русского языка XV-XVII вв. получил некоторое отражение в «Материалах для словаря древнерусского языка» А.Л. Дювернуа (1894). Словарь содержит около 6000 слов, взятых из сравнительно небольшого количества памятников. Недостатком словаря является отсутствие русских пояснений, которые заменены латинскими переводами.
В 1903 г. был издан «Словарь древнерусских личных собственных имен» Н.М. Тупикова, содержащий многочисленные факты и ссылки на исторические документы.
В 1937 г. были опубликованы под редакцией Б.Д. Грекова «Материалы для терминологического словаря древней России» Г.Е. Колчина, содержащие разнообразные общественно-политические и экономические термины из исторических документов XI-XV вв. Термины расположены в алфавитном порядке, в конце работы приложена их тематическая классификация.
Огромный исторический материал содержит «Словарь русского языка XI-XVII вв.» (с 1975 по 1986 г. опубликовано 11 выпусков). В 1984-1985 гг. был издан «Словарь русского языка XVIII в.» (под редакцией Ю.С. Сорокина).
Источник здесь

"Справочник для взяточника" познакомит с расценками для сдачи единого экзамена

Вот и на днях в Общественной палате провели слушания по теме «Общественный контроль и борьба с коррупцией в сфере образования». Среди данных социологических опросов о проблеме коррупции, розданных участникам слушаний, нашелся и «Справочник коррупционера». Вот навскидку одна цитата из него: «Помочь ребенку, сдающему ЕГЭ по биологии, в ингушской школе стоит от 15 тыс. руб. Хороший результат по русскому языку в Карачаево-Черкесии обойдется в 100 тыс. руб., по математике – 150 тыс. руб. В Краснодарском крае обязательные предметы по ЕГЭ будут стоить около 80 тыс. Во Владивостоке поддельный бланк ЕГЭ обойдется в сумму от 7 до 20 тыс. руб. В Санкт-Петербурге ЕГЭ можно купить за 50-80 тысяч рублей".
Читать полностью здесь

26 июня 2012

Копилка мудрости


Ссылка

Любопытное. Конкурс человеческих башен в Испании


Ссылка

Виртуальное путешествие. Золотые ворота

Золотые Ворота
«Золотые Ворота» на Яндекс.Фотках
Это в Карадагском заповеднике. Солнце освещает  объект только в определённый час и в определённое время года.

"Упасть на дно колодца… остается словеснику, проверившему работы ГИА по русскому языку"

Для чего мы тратим на ЕГЭ и ГИА деньги, нервы, человеческие ресурсы, заведомо зная, что по всей стране дети знают ответы, потому что они выложены в интернете. А вы, дорогие инициаторы и составители ГИА и ЕГЭ, не знаете этого?
Весь год я готовила своих девятиклассников к экзамену. И действительно: для детей это первое серьезное испытание. Для меня как для учителя было важно, чтобы дети были готовыми не столько к тестам (тестовая система ни меня, ни моих коллег не устраивает), а к изложению и сочинению - этому научить особенно трудно… Сейчас особенно трудно излагать и сочинять, потому, что уже есть определенные клише. Они выложены в интернете, их можно найти в пособиях, которые купили дети и родители. Вместо того, чтобы научить детей думать и формулировать свои мысли самостоятельно, мы даем им готовые формулы, потому что так им легче и проще. Кто-нибудь из составителей этих пособий задавался вопросом: зачем делать «как проще»?
И вот пришло время Ч… Весь год я говорила своим детям: «Вот придет время Ч…» Дети серьезно смотрели на меня… Кто-то верил, трудился и готовился, но, конечно, далеко не все. И правильно делали, как выяснилось…
Подозрения закрались уже после экзамена по математике, когда дети выходили с экзамена и доверчиво спрашивали нас, учителей: «А почему с ответами не сходится?»
- С какими ответами? – обескуражено просила я.