28 июля 2012

А13: правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?
Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.
1) 1,2                           2) 2                          3) 2, 3                       4) 1, 3 
Немного теории
Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая - суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.  
Имена прилагательные:
1) Имена прилагательные с суффиксами  -ан-,  -ян-,  -ин- пишутся с одним -н-: глиняный, серебряный, куриный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н-авиационный, родственный.Исключениеветреный, масленый.
3) В  прилагательных,  образованных  от  основы  на    с  помощью  суффикса -н-, пишется два -н-:картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:
Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

27 июля 2012

Волго-Дон в фотографиях

Впереди мост через канал, ведь мы еще в Волгограде


Волго-Донскому судоходному каналу -- 60 лет

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы.  
Канал был построен всего за 4,5 года,

А12: лексическое значение слова

Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности. 
лексическое значение слова
Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п. Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Нос – орган обоняния, находящийся на лице человека, морде животного (прямое); нос – передняя часть судна, летательного аппарата (переносное); нос – клюв птицы (переносное); нос – носок (носы ботинок).
См далее о синонимах, антонимах, контекстуальных синонимах, историзмах, архаизмах, неологизмах, фразеологизмах

26 июля 2012

Астрахань. Бывший дом пионеров

Бывший дом пионеров
«Бывший дом пионеров» на Яндекс.Фотках

А11: морфологический разбор

Для того. чтобы верно выполнить это задание, необходимо  знать части речи, их значение,   морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении
Здесь классификация частей речи в русском языке.
Презентация о самостоятельных частях речи
Служебные части речи
Пройти тестирование по заданиям А11
Видеоролик к заданию А11

"Декамерон по-русски". Иронический детектив

Декамерон по-русскиБалуюсь на досуге детективами. Вот прочитала иронический детектив "Декамерон по-русски" Елены Логуновой.
Сотрудница рекламного агентства Индия давно мечтала примерить на себя роль Шерлока Холмса, и наконец-то случилось счастье: частный детектив Эдик Розов попросил подежурить у него в офисе. Индия охотно заступила на вахту, и клиентка не заставила себя ждать! Правда, дамочка сразу хлопнула дверью, заявив, что сыск не женское дело. Совершенно напрасно она отказалась от помощи – вскоре «сыщица» разглядывала фотографии ее неживого тела… Обвинили в преступлении коллегу Индии Всеволода Полонского. Оказывается, взбалмошная гражданка сначала активно соблазняла Севу, а потом обвинила в домогательствах, вот на него и пало подозрение… Как ни крути, а от этого расследования Индии никуда не деться – оно само приплыло ей в руки!

В шоколаде. Из словаря модных слов

Картинка 1 из 203069В шоколаде. Новёхонькое выражение, ещё не распробованное языковедами.  С давних пор житейское благополучие сравнивалось с вкусной едой: не жизнь, а малина, молочные реки с кисельными берегами, как сыр в масле кататься... Но это всё -- далёкая старина: малину мы теперь употребляем в основном как лечебное средство, кисель последний раз пили в пионерском лагере, сыр и масло -- не деликатесы, а продукты ежедневного питания. А вот шоколад всё-таки осознаётся как некоторая роскошь. К тому же существует множество начинок, традиционно покрываемых шоколадным слоем: изюм, орех, халва -- всё это часто предстаёт "в шоколаде". Вот и пришло кому-то в голову сравнить обеспеченное бытие с существованием такой начинки.

25 июля 2012

Облака, облака...

***
«***» на Яндекс.Фотках

С1: сочинение по тексту В.И. Белова о талантливости человека

          Главная тема произведений одного из выдающихся наших писателей  В.И. Белова --  жизнь современного человека, его внутренний мир. Вот и в данном тексте он размышляет о проблеме талантливого человека. Каждый ли человек наделён каким-нибудь талантом? Нужен ли талант только людям творческих профессий? Что надо делать  для того, чтобы талант развивался? Как не растерять талант, не распылить по мелочам?
            Как и большинство из нас, автор считает, что каждый человек рождается по-своему талантливым, и приводит  пример того,  что ребёнок с самого  младенчества  хочет играть, «то есть жить творчески». Он анализирует, почему со временем  эти творческие задатки  мало-помалу исчезают, и приходит к выводу, что, возможно, человек не нашел своего дела в жизни, не развивал свой талант,   не работал над собой, не  учился. Автор  напрямую связывает  силу духовного потенциала человека с развитием его таланта (предложение 12). Он обращает наше внимание на то, что  нельзя в выборе своего пути, «нахождении себя» поддаваться общественному или семейному влиянию, слепо следовать моде.  Писатель полемизирует с теми, кто считает, что можно говорить о наличии таланта  только у людей творческих профессий (предложения  17, 18).
            К каким же выводам подводит В.И. Белов своих читателей, рассуждая о проблеме талантливости человека? Во-первых, все мы искони талантливы и своеобразны. Однако не все свой талант  смогли сохранить и развить. Из этого следует второй вывод: «Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа». В- третьих, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врождённую талантливость, нужно обладать духовной силой. И наконец,  талантливым может быть не только артист, певец или художник, но и человек любой профессии.
            Проблема, поднятая в данном тексте, касается, пожалуй, каждого из нас. Она была актуальна  для наших родителей в нашем раннем детстве, когда многих из  нас старались определить в разные кружки, секции и школы. Но особенно остро проблема выбора своего пути, соответствующего твоим задаткам и  склонностям,  встает  перед нами сейчас. И я согласна с  мудрыми утверждениями-призывами  нашего замечательного классика.  Выбрать дело по себе очень важно. Стать профессионалом в своей специальности – это счастье, обеспеченная и спокойная жизнь, уважение и признание других людей.  И мне в связи с этим вспоминаются слова Евгения Евтушенко из его раннего стихотворения «Будем великими!»:
Требую с грузчика, с доктора,
С того, кто мне шьёт пальто, --
Всё надо делать здорово --
Это неважно что.

А10: алгоритм выполнения задания. Синтаксический разбор предложения

Алгоритм действий
1.             Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.
2.             Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное. 
3.             Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними. Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы! 
4.                       Если предложение сложноподчиненное, то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).
Разбор задания.
1. Какая характеристика соответствует предложению: Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
1)        сложное с сочинительной и подчинительной связью
2)        сложноподчиненное
3)        сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4)        сложносочиненное
Выделяем грамматические основы и союзы:

24 июля 2012

О моём блоге и проекте, связанном с ЕГЭ

Думаю, что из содержания сообщений моего блога понятно, что он является образовательным, филологической (и не только) направленности, ориентирован на  молодёжную аудиторию и всех тех, кто учит и воспитывает детей, подростков и юношество. 
Мне  нравится делится своими знаниями и тем, что мне интересно, с широкой публикой. Кстати, я уверовала в то, что делаю полезное дело, когда,  публикуя  в продолжение прошлого учебного года материалы к государственной итоговой аттестации по русскому языку (теорию и образцы сочинений, советы и подсказки), увидела, что многим это нужно. В иные дни  было до полутора тысяч просмотров страниц блога. В немалой степени  эти материалы помогли моим собственным ученикам   успешно сдать экзамен.
Сейчас я размещаю материалы к ЕГЭ по русскому языку. Хочу подчеркнуть, что это мой собственный благотворительный проект, который не финансируется никакими спонсорами, организациями и учреждениями. Надеюсь, что и он  окажется востребованным.

А10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ

Полная спецификация задания А10 включает следующие понятия: предложение, виды предложений по количеству грамматических основ, виды сложных предложений по средствам связи частей, сложные предложения с разными видами связи. Следовательно,  чтобы правильно  выполнить это задание, надо научиться "видеть", из скольких частей состоит предложение, сколько в нём грамматических основ и какими средствами связи соединяются эти части в сложное предложение. 
Теоретический материал о сложном предложении, сочинении и подчинении в сложном предложении по этой ссылке.
О сложноподчинённых предложениях см здесь и параграфы далее о конкретных видах придаточных предложений в составе сложноподчинённых.
Более компактно весь материал о сложном предложении можно найти ЗДЕСЬ -- в замечательном оцифрованном учебнике Е.И. Литневской "Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников".
Пройти тестирование по заданию А10 по ссылке

Словари иностранных слов

Первым словарем иностранных слов был рукописный «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», составленный в начале XVIII в. На протяжении XVIII в. издавались разнообразные словари иностранных слов и близкие к ним терминологические словари.
В 1803-1806 гг. вышел трехтомный «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту...» Н.М. Яновского, содержавший большое количество слов из различных языков и послуживший образцом для последующих словарей иностранных слов Ф. Кравчуновского (1817), Н. Кирилова (1840-е годы) и др.
Ряд словарей иностранных слов был издан в советскую эпоху. В 1926 г. вышел «Полный иллюстрированный словарь иностранных слов с указанием их происхождения, ударений и научного значения» Н. Вайсблита, в 1939 г. - «Словарь иностранных слов» под редакцией Ф.Н. Петрова.
Наиболее полным является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова и др. (1941; 13-е изд. М., 1986; 19-е изд. М., 1990). В словаре дается краткое объяснение слов и терминов иноязычного происхождения, встречающихся в различных стилях речи, указывается происхождение слова, в необходимых случаях отмечается путь заимствования. В 1966 г. вышли «Словарь иноязычных выражений и слов» А.М. Бабкина и В.В. Шендецова (2-е изд. Л., 1981) и «Краткий словарь иностранных слов» (8-е изд. М., 1985),

Отзыв о книге "Радуга для Друга"


Книга мне очень понравилась. Это не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о нас и о тех, кто в нашей жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы часто не обращаем внимания.
Книга называется "Радуга для друга". Её написал тринадцатилетний мальчик Миша Самарский. Рассказ ведётся от "лица" собаки лабрадора Трисона. Его прежний хозяин Иван Савельевич умер, и теперь  у Трисона новый хозяин -- мальчик Саша. Трисон -- собака-поводырь.
...Как-то Саша, Трисон, бабушка и мама пошли в супермаркет, но собаку туда не впустили, и её пришлось привязать  у входа. Трисона украли, бросили в какой-то гараж, чтобы потом продать. Но он прорыл лаз и убежал. У разных людей он побывал, даже попал в милицию, но сбежал и оттуда -- всё искал свой дом. И, конечно же, нашёл его. Трисона искали хозяева, а он сам нашёлся.
Это добрая книга о взаимоотношениях человека и собаки. Читать без слёз её невозможно. 
Книга к тому же познавательная. Имя у собаки не простое -- так звали когда-то  тибетского царя, отличающегося умом и добротой. Я узнала о версиях происхождения породы  лабрадоров, когда они появились в России, какими особенностями они обладают. Однако всё-таки самое главное -- это трогательное повествование о дружбе человека и собаки. Прочитайте, не пожалеете.
Лера Б., ученица 6 б класса.

23 июля 2012

Розы и листья хмеля

"Хмельные" розы (с листьями хмеля)
«"Хмельные" розы (с листьями хмеля)» на Яндекс.Фотках
Великая цель всякого человеческого существа — осознать любовь. Любовь — не в другом, а в нас самих, и мы сами ее в себе пробуждаем. А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами...
                                                                                                     Пауло Коэльо

Родной Дом -- как гостиница...

Картинка 24 из 204927Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали -- и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если пришла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо.. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики...

Фишка: заглянем в словарь модных слов

Картинка 2 из 169533Кто не помнит детских настольных игр с карточным полем и четырьмя разноцветными маленькими фигурками, упорно шагающими к цели -- в соответствии с количеством очков, выпавших на кубике! Потом начинаются игры взрослые, где слово "фишка" используется в самом широком спектре: фишками называют и шашки-шахматы, и кости, и карты, и жетоны в казино.
А дальше? Прослушав арию Германа из "Пиковой дамы", мы убеждаемся, что наша жизнь - игра, что всё зависит от того, как фишка ляжет. Главное --  просекать, рубить, "рюхать" фишку, чтобы не лажануться, как тот оперный персонаж.
В последнее время понятие "фишка" вышло за пределы игрового пространства, стало обозначать "событие", "новость", а затем сделалось чуть ли не местоимением вроде "что-то", "нечто": "В этом есть своя фишка", "расскажу тебе одну фишку".  Так, впрочем, говорят те, чей личный словарь не отличается  разнообразием и красочностью.

А9. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Ошибки в задании А9 возможны из-за  неумения видеть грамматическую основу предложения. Её  ещё называют предикативной основой предложения. Что вам нужно знать?
Вспомните основные способы выражения подлежащего и сказуемого.
Подлежащее может быть выражено именем существительным, а также любой частью речи, употреблённой в роли  существительного (субстантивированные прилагательные, причастия, числительные, союзы, междометия), местоимением, неопределённой формой глагола, словосочетанием (лексически и грамматически неразложимым).
О подлежащем и сказуемом здесь
Способы выражения подлежащего различными частями речи.
Типы сказуемого и способы его выражения.  См далее параграфы, в которых конкретизируется, чем может быть выражено сказуемое.
По этой ссылке тестирование по задачам задания А9.
Подсказка. Для того, чтобы правильно найти грамматическую основу предложения, нужно
  • 1) задать общий вопрос: о ком или о чём говорится в предложении?
  • 2) задать уточняющий вопрос кто это? или что это? -- так вы найдёте подлежащее;
  • 3) задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем?
  • 4) задать один из уточняющих вопросов: что делает предмет? каков он? кто это такой? что это такое? -- это будет сказуемое.
И только тогда вы  не ошибётесь и  верно определите грамматическую основу предложения.

22 июля 2012

Виртуальное путешествие. На улицах старого Дубровника

Центральная улица Старого Дубровника — Страдун (ранее называлась Плаца). 
В XII веке протока, отделявшая остров, на котором расположился Старый Дубровник, от берега, была засыпана, остров стал полуостровом, а на месте засыпанной протоки образовалась эта улица, которая была замощена в 1468 году.
В хорватских городках удивительные мостовые. Камни отполированы до блеска, за столько веков!
Источник здесь
Крыши и улочки старого Дубровника
«Крыши и улочки старого Дубровника» на Яндекс.Фотках

Готовимся к сочинению: типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация,  содержащаяся в тексте, неодинакова  по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.
Фактуальная информация -- это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Концептуальная информация -- это субъективное авторское понимание

А8: средства связи предложений в тексте

Задание А8 тесно связано с задание А7: оно основывается на  одном и том же теоретическом материале. Думаю, что гораздо  продуктивнее при подготовке к выполнению  этого задания выполнить практическую работу, а именно решить тесты. На  образовательном портале для подготовки к ЕГЭ в 2012 году "Решу ЕГЭ РФ" можно пройти тест по данной теме, получить пояснения к каждой задаче и сделать комментарий. Вот ссылка
О ПОРТАЛЕ. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://rus.reshuege.ru/about ) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.
"Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» — мой  личный благотворительный проект. Он не финансируется ни частными лицами, ни организациями, ни государством.", -- написал Дмитрий Гущин.

Знаете, каким он парнем был!..

Сегодня у моего племянника день рождения. 
Сердца разрываются от боли. 
Вот и с ним так случилось, потому что 
через своё сердце он  пропускал боль других...

21 июля 2012

"Время всегда хорошее" -- это книга такая

Я недавно прочитал книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Время всегда хорошее". Это очень классное произведение, которое после прочтения нескольких страниц сильно затягивает.  Мой отзыв об этой книге -- в форме пирамиды.
1. (О чём книга?) -- книга о девочке Синичке, которая живёт в 2018 году, и мальчике Вите из 1980 года.
2. (Характер книги) -- проза, фантастика; в форме дневника, поэтому читается очень легко.
3. (Место, время действия) -- в городе, в школе, в больнице; весна и лето.
4. (Главные события книги) -- девочка вдруг переносится из 2018 года в 1980 год, а мальчик оказывается в её времени. Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное -- правда ли, что время было другое? Или время всегда хорошее: просто это зависит от тебя.
5. (Главные герои: какие они?) -- Синичка -- закрепощённая компом  и всякими ИКТ, Витя -- смелый.
6. (Ваши ощущения при чтении) -- книга классная, захватывающая, затягивающая, фантастическая, неожиданная.
7. (Реклама книга) -- это произведение о том, как дети попали в необыкновенную историю. Оно заставляет задуматься о том, Что лучше -- личное  общение, пионерский отряд, собрания и слёты или  "висеть" на форуме и  общаться только виртуально; решать задачки с помощью "комика" или простой ручкойй писать на листочке...
В общем, хорошая фантастическая поучительная повесть. Я посоветовал прочитать её своим одноклассникам. 
Сергей П., ученик 6 б класса.

Мостар -- значит "страж моста"

Без авто хоть утопись!
«Без авто хоть утопись!» на Яндекс.Фотках
Мо́стар (босн. Mostar, серб. Мостар, хорв. Mostar) — город и община в Боснии и Герцеговине, административный центр Герцеговино-Неретвенского кантона в Федерации Боснии и Герцеговины (одной из составных частей страны). Город считается неофициальным центром исторической области Герцеговина, находится на реке Неретве и является четвертым по количеству населения городом страны. 
Название города означает «страж моста» и связано со «Старым Мостом», построенным в 1566 году и входящим в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Разрушенный в ходе Боснийской войны 1992–1995 и восстановленный в 2004 году, мост теперь символизирует и возврат страны к мирной жизни.
Местные экстремалы за деньги, собранные со зрителей, устраивают прыжки в реку с этого моста.
Источник здесь